Интегрированный урок по теме Альберт Эйнштейн
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК « Альберт Эйнштейн»
Данный интегрированный физики и литературы урок посвящен основоположнику теории относительности А.Эйнштейну и является завершающим изучение темы «Основы специальной теории относительности» в 11 классе.
Основная цель урока - показать образ Эйнштейна не только как ученого-физика, но и как человека с его интересами, сомнениями, размышлениями.
Литературная основа – стихи из книги Ефима Семеновича Ефимовского «След колесницы»
1 ведущий
132 года тому назад в немецком городе Ульме появился на свет ребенок, которому суждено было впоследствии совершить одно из самых замечательных открытий в истории естествознания — ему суждено было стать «отцом» теории относительности: 14 марта 1879 г. родился Альберт Эйнштейн. Не было в истории науки другой теории, которая выдержала бы столько споров, как теория относительности. Очень немногие современники Эйнштейна смогли сразу принять новое учение — так оно отличалось от всего того, что знали физики XIX в. И прошло немало времени, прежде чем теория относительности стала основой всей науки о природе. Но слава Эйнштейна основывается не только на одном этом событии. В 1932 году ему была присуждена Нобелевская премия за теоретическое обоснование законов фотоэффекта. Эйнштейна всегда интересовали самые общие вопросы физики, он пытался понять, как устроен наш мир, старался найти глобальные законы, которые им управляют.
Сегодня мы постараемся рассказать о работах и о разных эпизодах из жизни великого физика в серии коротких выступлений.
2 ведущий Что за человек был Эйнштейн? Давайте послушаем, что о нем говорили и писали его современники, друзья, преемники. ( Ребятам раздаются карточки с высказываниями современников ученого. Ученики их зачитывают по очереди.)«Его называли пай-мальчиком за болезненную любовь к правде и справедливости. Кто знает Эйнштейна как человека и ученого, тому ясно, что эта детская болезнь
была лишь предвестницей его несокрушимого морального здоровья».
А. Мошковский (друг Эйнштейна)
«Рост Эйнштейна 176 см. Он широкоплеч, с некоторым наклоном вперед. Его
короткий череп кажется невероятно широким. Цвет лица матовый, смуглый. Надбольшим чувственным ртом узкие черные усы. Нос с легким орлиным изгибом. Глаза карие, светятся глубоко и мягко. Голос пленительный, как вибрирующий звук виолончели».
Люсьен Шаван
(друг Эйнштейна, служащий почтово-телеграфного управления Берна)
Когда запела скрипка Эйнштейна, мне показалось что стены комнаты расширились и впервые подлинный Моцарт предстал передо мной».
Ганс Билан
(соученик Эйнштейна по школе в Швейцарии)
«Научное творчество Эйнштейна поразительным образом сочеталось с активной деятельностью во имя гуманизма и защиты мира».
Г.Гусинг (преемник Эйнштейна)
«Если теория Эйнштейна окажется справедливой, как я и ожидаю, ее автор станет Коперником XX века»
Макс Планк
(немецкий физик-теоретик, один из создателей современной физики, лауреат Нобелевской премии)
« Тому, как во времена Ньютона современники не могли предугадать глубину всех послед-
ствий его влияния, так же мало мы можем представить себе, какое влияние наследство
Эйнштейна окажет на ход истории. Это покажет время..» Макс Лауэ ( немецкий физик – теоретик, лауреат Нобелевской премии).
«Жизнь его, устремленная в будущее, будет всегда напоминать нам о редком в наше время идеале человека, мыслителя и созерцателя, чьи помыслы были безраздельно отданы
великим проблемам строения Вселенной».
Вильгельм Паули(австрийский физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии)
«…И после войны он неустанно поднимал свой голос в защиту свободы и мира,
- против дальнейшего использования атомной бомбы».
Макс Лауэ ( немецкий физик – теоретик, лауреат Нобелевской премии).
«В его маленькой комнате не было никаких покрывал, картин – только кровать, стол, стул,
книжный шкаф с несколькими книгами и несколько пачек оттисков. Любое имущество было ему в тягость, и в стремлении к обладанию собственностью он видел основу для ссор и войн
между людьми».
Макс Борн
(немецкий физик- теоретик, один из создателей современной физики, лауреат Нобелевской премии)
«Эйнштейн был, по моему впечатлению, человеком одиноким... У него были, конечно, бесчисленные ученики, под этим понимать людей, которые, слушая его лекции, учились у него новому мировоззрению. Но он не создал школы. В нем всегда жил дух ученого-одиночки. Не было в нем духа сотрудничества»
Роберт Оппенгеймер.
(американский физик-теоретик, руководитель проекта перспективных исследований, отец американской атомной бомбы)
Выступление ученика класса
Когда-то часов электронных не ведали —
По солнцу вставали, по солнцу обедали,
Шло время — часы появились иные:
Песочные, огненные, водяные.
Время горело, текло или падало,
Но было людьми до конца не разгадано.
Рождались открытья, со временем споря...
Это случилось в Пизанском соборе,
Вверх посмотрел Галилей мимоходом,
Увидел, как люстра качалась под сводом,
Время вперед быстротечное мчалось,
А люстра качалась, качалась, качалась!
«Маятник!» — вмиг промелькнула идея!
Так время в науке пришло Галилея.
Ньютон, что открыл нам закон тяготения,
О времени высказал твердое мнение...
ВРЕМЯ всегда и повсюду одно,
Течет постоянно и ровно оно.
Ньютона теория признана всеми, но
время Эйнштейна пришло в наше время.
3 ведущий
« Перенесемся с вами в Мюнхен, в 1891 год».
К доске выходят учащиеся класса (в роли учителя и Эйнштейна) и разыгрывают
Сценку «Урок геометрии».
УРОК ГЕОМЕТРИИ
(Мюнхен, 1891г.)
Учитель. Эйнштейн! Вы не слышите?
Может быть спит?
Что Вы читаете? Дайте! Евклид?
Где? Где Вы читаете?В самом конце(Учитель слега изменился в лице)
Эйнштейн. Простите …
Но я оторваться не мог...
Учитель. О мудрый Эйнштейн!
Я вам задал урок.
Мы, правда, начало проходим «Начал».
Идите к доске!
Да быстрей, я сказал!
Сейчас он запнется и скажет: забыл,
(Учитель на доску взглянул и застыл.)
Постойте! В учебнике этого нет.
Эйнштейн. Так проще намного!..
И тот же ответ ... Я думал…
Учитель. А думать не просят здесь вас!
Учить наизусть — вот какой был приказ!
Эйнштейн! Убирайтесь из класса домой!
В гимназии пользы от вас никакой!
Ведущий. С Евклидом побрел гимназист за порог.
Дорогой читал — оторваться не мог
Урок физики
( г. Аарау, Швейцария, 1896г.)
Учитель. Эйнштейн! Он опять опоздал на урок!
Где пропадали? (Учитель был строг.)
Ну что вы молчите? Мы ждем ваш ответ.
Эйнштейн. Я думал...
Учитель. Он думал... Про что же?
Эйнштейн. Про свет...
Учитель. Так что же со светом, позвольте узнать?
Эйнштейн. А что, если свет, как коня оседлать?
Учитель. Не смейтесь, друзья, разобраться хочу.
Эйнштейн. Я луч оседлал... По Вселенной лечу.
Я зеркало вытащил, глянул в него.
Не видно лица и за ним ничего.
Слова Галилея припомнил тут я:
«Когда б человек убегал от копья...
При этом бы скорость копья он имел,
то он непременно остался бы цел!
Копье никаких не сулило бы бед...»,
Летящий как свет не увидел бы свет!
Стекла не догнать световому лучу.
Ведь с зеркалом я на луче — и лечу.
И я относительно света стою.
Учитель. Вы голову бы пожалели свою...
Эйнштейн. И времени нет и Вселенной...
Учитель. Вот бред!
Я ставлю вам плохо. Учите предмет.
Хоть вряд ли получится что-то из вас...
Я повторяю еще раз сейчас.
Есть мировое пространство. Оно
Всегда неизменно и всюду одно.
В нем постоянное Время течет...
Что с вами? Опять по вселенной несет?
Эйнштейн. Я понял, что свет не догнать никому!
Учитель. Нет, вряд ли хоть что-то втолкуешь ему.
Ведущий. Сторож усатый звонком прозвенел.
Учитель ушел. Сразу класс опустел.
Сценка «Газеты»
(роли: ведущий и три собеседника)
Ведущий. Новая теория в газетах и журналах.
Хвалят все. Понимают мало.
1-й собеседник. «Нет, это поразительно!»
Ведущий. Мир просто восхищен.
2-й собеседник. «Все в мире относительно!»
3-й собеседник. «С каких это времен?»
1-й собеседник. «Часы в бегущем поезде
Чуть замедляют ход!»
2-й собеседник. «Масса меньше в холоде,
В тепле наоборот».
3-й собеседник. «А если ты со скоростью помчишься световой,
все постареют вскорости, а ты все молодой!»
Сценка «На улице»
(Париж, Лондон и др. города, конец 1910-х)
(роли: газетчик, господин, дама и два господина)
Газетчик. Теория Эйнштейна! Новейшая самая!
Покупайте газету! Господин с дамою!
Дама. Ах, Эйнштейн! Это умопомрачительно!
Господин. Не знаю! Не знаю! Все относительно!
Дама. Если мчаться быстрее света,
вернешься в прошлое. Правда ли это?
Господин. А что там в прошлом?
Дама. Мой дорогой!
Я бы стала опять молодой!!!
Господин. А я бы еще сидел без наследства?
Куда бы от этой физики деться!
Газетчик. От старой науки не осталась и следа.
Покупайте газету, эй, господа!
1-й господин. Смотрите! Энергия связана с массой....
Ешьте больше булки и масла.
Если хотите быть энергичным...
Эта формула очень логична!
2-й господин. Он пишет, если лететь по прямой,
вернешься прямо к себе домой.
Мне это трудно проверить на деле:
Из дома попробуй уйти на неделю!
Ведущий. Новая теория в газетах и журналах.
Читают все. Понимают мало
1 ведущий Все, что мы видели с вами сейчас, это творение детского писателя, юмориста, популяризатора азов разных наук Ефима Ефимовского. Кто же он такой?
ЦИТАТА ИЗ ИНТЕРНЕТА
«Я в детстве читала просто безумное количество книг. Количество любимых и обожаемых мной книг также вполне зашкаливало. Но когда я сейчас вспоминаю книги своего детства, у меня в первую очередь всплывает в памяти книга, о которой я бы тогда ни за что не подумала, как о САМОЙ-САМОЙ. Хотя я ее действительно очень любила. Забавно, но я не помню ни названия, ни автора. Это была книга большого формата с прекрасными иллюстрациями — стихотворные рассказы об истории науки. Среди прочих запомнились стихотворения про закон Архимеда и открытие таблицы Менделеева. Именно из этой книги я узнала про Антуана Лавуазье. А еще я наизусть помню последнее стихотворение из книжки. Это удивительно, потому что в детстве я знала просто колоссальное количество стихов, а сейчас не помню почти ничего. А вот оно осталось в памяти.
Ракета и травинка (выступление ученика класса)
Прошу мне ответить без всякой заминки:Ракета сложней или проще травинки?Вы скажете сразу: ракета сложнееОна и важнее, она и нужнее.Она состоит из мильона деталей,Ее миллион человек собирали.Тогда вам услышать, быть может, в новинку,Что сделать нельзя полевую травинку.Верней для травинки найдутся детали,Но вы соберете травинку едва ли.Вам даже не сделать пустяшной соринки,Кусочка от этой зеленой травинки.Выходит травинка сложней, чем ракета.Как просто все это. Как сложно все это.
Учитель литературы Нетрудовая биография автора «Ракеты и травинки»
Ефим Семенович Ефимовский (Берлин) все-таки родился 13 декабря 1946 года в городе Ленинград.
В 1961- 65 г.г. кое-как учился в техникуме Авиаприборостроения.
В 1966 -68 г.г. лениво служил в рядах Советской Армии.
В 1968 -1977г.г. отдыхал техником (потом инженером) в научной лаборатории одного из КБ.
В1974 г. еле-еле закончил заочное отделение института Киноинженеров.
С 1977 по 1982 г.г. в шутку назывался руководителем Клуба Сатиры и Юмора при ДК „Пищевиков“.
С1974 по1990 г.г. подрабатывал поэтом в сатирическом объединении Ленинградских художников и поэтов „Боевой карандаш“.
В 1981 — 1991 г. г. в качестве автора-исполнителя валял дурака на сцене ленинградского театра „Эксперимент“. В спектакле „Урок смеха“ обзывался в афишах „первым учеником“ — двоечником и выскочкой..К 2009 году успел настучать на машинке (и клавиатуре компьютера) более тридцати книг для детей и взрослых.
Наименее малоизвестные из них: „Ракета и травинка“, „След колесницы“, „Русский язык в заколдованной школе“, „Мифы в рифмах“, „Путешествие в Санкт-Петербург“, «Петербург в загадках», «Латинарики».
В 2008 г. Ефим Ефимовский неожиданно втиснулся в авторы сценария документального фильма «Боевой карандаш» (екатеринбургская студия ВИТ).
В результате полного отсутствия заслуг Ефим Ефимовский незаслуженно стал членом Союза журналистов, членом Союза писателей России.
На этих фотографиях образно показан мой путь в детскую литературу (3 фотографии)
Книжная биография Ефима Ефимовского
Любил Андрюша всех учить (стихи). Лениздат, 1980. — 16 с.
День рождения у кошки (стихи). Лениздат, 1980. — 24 с.
Приключения юнната Синичкина Игната (стихи) , Лениздат,1981-16 стр.
Приключения юнната Синичкина Игната в зоопарке (стихи) , Лениздат, 1981-16с.
На поле Бородинском (стихи). Лениздат, 1982. — 24 с. *
Рассказ об одежде (стихи). Лениздат, 1983. — 24 с. *
Ракета и травинка (стихи). «Детская литература», 1984. — 80 с.
Где работают собаки (стихи). Лениздат, 1988. — 24 с. *
След колесницы (стихи) «Детская литература», 1988. — 176 с.;
Врач летел на самолете (стихи) «Вэсэлка»Киев 1990 г. -16стр
Хитрая Mouse (стихи) «ВОМИР»1992. — 5 книжек по12стр *
Вундеркинд (проза). СПб., «Модерн Сервис», 1993. — 36 с. *
Веселая азбука (стихи). СПб., «Модерн Сервис», 1993. — 16 с.
Карусель изобретений (стихи). СПб., «Комета», 1994. — 176 с.
Похождения грамотея (стихи). СПб., «Комета», 1994. — 176 с..
След колесницы (стихи) СПб Комета, 1994 — 158 стр.
Путешествие в Санктъ-Петербургъ (стихи). СПб., «РиД», 1996. — 80 с.;
Заколдованная школа (стихи). СПб., «Золотой век», «Диамант», 1997. — 80 с.
Кто не слышал про Геракла? (стихи). СПб., «Нормед-издат», 1998. — 32 с.
Тайна Кощея (стихи, проза). СПб., «Папирус», 2000. — 64 с. *
Латинарики (стихи). СПб., Изд. Куприянова, 2001. — 304 с.
Путешествие в Санкт-Петербург СПб., «Тригон», 2003. — 96 с.
Вокруг Олимпа (стихи) СПб. «Левша», 2001 -134с. *
Петербург в загадках (стихи). СПб., «Норинт», 2004. — 144 с.*
Любимый город Санкт-Петербург (стихи). СПб., «Литера», 2004. — 64 с.
Игры, стихи, загадки (стихи). СПб., «Литера», 2005. — 64 с.
Русский язык в заколдованной школе (стихи, проза). СПб., «Норинт», 2005. — 192 с.
Латинарики (стихи) «Анима» 2006 — 316с.
Книги серии «Мудрые науки — без назидания и скуки»:
Мифы в рифмах (стихи). СПб., «Норинт», 2006. — 192 с. *
Книги серии «Школа без отметок»:
Человек придумал буквы (стихи, проза). СПб., «Папирус», 2005. — 24 с. *
Человек придумал счет (стихи, проза). СПб., «Папирус», 2005. — 16 с. *
Человек придумал часы (стихи, проза). СПб., «Папирус», 2005. — 24 с. *
Человек придумал колесо (стихи, проза). СПб., «Папирус», 2005. — 32 с.*
Человек придумал ноты (стихи, проза). СПб., «Папирус», 2005. — 32 с. *
Человек придумал карту (стихи, проза). СПб., «Аграф», 2006. — 32 с. *
Человек придумал парус (стихи, проза). СПб., «Аграф», 2006. — 32 с. *
Человек придумал одежду (стихи, проза) СПб «Папирус» 32 с. — Готовится к изданию?
Человек придумал самолет (стихи, проза) СПб «Папирус» 32с. — Готовится к изданию?
Человек придумал дом (стихи, проза) СПб «Папирус» 32с. — Готовится к изданию?
И смех и греК (стихи) СПб «Знак» 2006. — 252с. *
Ефим Берлин «Псевдоним Ефимовский» (проза, стихи, рисунки) «Аграф» 2006г. — 252 стр. *Не затупится наш «Боевой карандаш» (проза) СПб. «Левша» 2008 г — 240 стр. с 3 -мя цветными вкладками по 16 стр. *
ВЫБОР
Лонг-Айленд. США. Июль. 1939 год.
— Эйнштейн! Мы искали вас день и ночь!
Должны мы спасти планету!
— Чем я планете могу помочь?
— Вашим авторитетом.
Письмо президенту подпишете вы.
— Где оно?
— Вот прочтите!
«Сэр!
Работы эти новы...
Энергии мощный носитель
открыт, и возможно создание бомб
с силой, неясной заранее.
Еще известно мне об одном:
уран не вывозит Германия».
— Нацисты?
Возможно ли это?
— Да.
Сведенья достоверные.
— И вправду миру грозит беда.
— Подпишете вы?
— Наверное...
— Какие сомнения мучают вас?
— С мыслями я соберусь сейчас...
Ведь нынче ученому надо решать
не числа, а судьбы людские.
— Эйнштейн, вы должны письмо подписать!
— Трудны решенья такие...
... Одна бомба этого типа, доставленная на корабле и взорванная в порту, полностью разрушит весь порт с прилегающей территорией. Такие бомбы могут оказаться слишком тяжелыми для воздушной перевозки.
ИЗ ПИСЬМА АЛЬБЕРТА ЭЙНШТЕЙНА ПРЕЗИДЕНТУ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ. 1939 ГОД.
РАЗГОВОР ПРЕЗИДЕНТА США С ГОСУДАРСТВЕННЫМ СЕКРЕТАРЕМ
Вашингтон. Белый дом. 1939 год.
— Письмо от Эйнштейна, господин президент...
— Кратко его содержание.
— В мире назрел опасный момент.
Уран добывает Германия.
— Ну и что же уран? В чем беда?
— Бомба такого сорта,
взорвавшись в порту,
не оставит следа
не только от этого порта...
Так пишет Эйнштейн.
И, как видно, от нас
он ждет планеты спасения...
— Мне в бомбу такую не верится, Сакс,
но каково ваше мнение?
— Фантастика, сэр!
Но все ж есть резон...
Отказывать — средство не лучшее.
Войну проиграл Наполеон
из-за подобного случая.
Фултон ему предложил пароход —
собственное изобретение.
Наполеон отказался, и вот
он потерпел поражение.
— Ну что же, Сакс, если все это так
случилось во время оно...
Скажите, чтоб нам принесли коньяк
времени Наполеона...
(Входит военный помощник президента генерал Уотсон.)
— За новую бомбу!.. Хоть прок, видно, мал...
Я все же прошу приступить, генерал!
Как иголку, топор, самокат, самолет,
человек изобрел или выдумал счет...
Чтоб подсчитывать шкуры убитых волков,
чтоб подсчитывать воинов вражьих полков...
Человек изобрел самовар, самокат,
точно так же и чисел он выдумал ряд...
Но сложи ровно сорок и три ручейка,
и получится, что в результате — река...
Можно бревна считать или шкуры зверьков...
Только годы нельзя отрывать от веков.
И секунды нельзя отрывать от минут.
Вроде правильный счет, но ошибка есть тут...
Можно деньги считать, сапоги, каблуки,
только звезды и птиц нам считать не с руки
и людей отделять от земли, от травы,
день от ночи, от звезд, от небес синевы...
И Вселенную мы никогда не поймем,
если мир свой людской от нее оторвем...
Можно бомб сосчитать аккуратно запас:
они поровну делятся просто на нас.
Апрель. 1945 год.
Эйнштейн снова пишет письмо президенту США с требованием остановить работу над атомной бомбой. В Белом доме произошла смена президента.
Апрель 1945 года
Новый президент
Письмо от Эйнштейна...
Да, знаю такого...
Письмо не мне.
Так что не вскрывайте.
1 августа 1945 года
— Генерал Гровс, у вас все готово?
Приступайте!
Генерал Гровсгенералу СпаатсуПриступайте!
Генерал Спаатсполковнику ТиббетсуПриступайте!
5 августа 1945 года
Полковник Тиббетскапитану Льюису
Приступайте!
6 августа 1945 года.
8 часов 14 минут 15 секунд
Капитан Льюис
сержанту КэронуПриступайте!
Президент США
Господа! Какое достижение науки!
Всех физиков поздравляю от души.
Замечательная бомба попала к нам в руки.
От города остался один пшик!
Этот город был — Хиросима.
Борьба за мир
2 ведущий Наука не знает добра и зла.
Наука лишь истине верит.
В двадцатом веке наука вошла
В природы запретные двери.
За то, что ей узнать довелось,
Ей жребий нелегкий выпал.
Тогда-то великим ученым пришлось
Сделать единственный выбор.
3 ведущий Вообразить себе силу проявления энергии какого-либо напряженного чувства невозможно. Тем более невозможно представить себе силу и мощь взаимного собирательного и согласованного чувства. Потому тревожился великий Альберт Эйнштейн:
«Настоящая проблема лежит в Сердце и мыслях человека. Это не относящаяся к физике проблема, но этическая, нравственная. Проще изменить состав плутония, чем изгнать злого духа из человека. Что нас пугает – это не сила взрыва атомной бомбы, но сила злости человеческого Сердца, его собственная сила взрыва на злые поступки».
Выступление ученика
Размышления Эйнштейна»:
Всю жизнь я истину искал.
Куда же привела людей наука…
Когда-то человек развел огонь,
Чтоб не дрожать холодными ночами…
Но пламя бушевало с той поры
И пепел обратило столько жизней.
Открыт был порох, чтоб скалу дробить,-
Но, люди ружья создали и пушки.
Придумал самолет, чтобы летать,
Людей возвысить над землей, а не бомбы…
Я вывел закон, что в атомном ядре
Энергия неслыханных масштабов.
И человек на свет ее извлек,
Чтобы губить, губить себе подобных… И все-таки, когда в сердцах людских
Изжита будет злоба,
Станет знанье не горе людям приносить, а счастье.
Должны, должны людьми стать люди.
В это верю…
2 ведущий «Я всегда думаю о том, что моя внутренняя и внешняя жизни основаны на работах и мыслях других людей, живых и умерших, и что я должен расширять себя, чтобы давать миру столько же, сколько я получил и продолжаю получать сейчас» (Альберт Эйнштейн)
1 ведущий Альберт Эйнштейн был великолепным физиком. Он открыл много физических законов и был впереди многих ученых своего времени. Но люди называют его гением не только за это. Профессор Эйнштейн был философом, который ясно понимал законы успеха, и объяснял их так же хорошо, как и свои уравнения. Вот десять цитат из огромного списка его замечательных высказываний. Десять золотых уроков, которые вы можете использовать в своей повседневной жизни.
1. Человек, который никогда не ошибался, никогда не пробовал сделать что-нибудь новое.
Большинство людей не пробует делать ничего нового из-за страха ошибиться. Но этого не надо бояться. Зачастую человек, потерпевший поражение, узнает о том, как побеждать больше, чем тот, к кому успех приходит сразу. (3 вед.)
2. Образование — это то, что остается после того, когда забываешь все, чему учили в школе.Через 30 лет вы совершенно точно забудете все, что вам приходилось изучать в школе. Запомнится только то, чему вы научились сами. (1 вед.)
3. В своем воображении я свободен рисовать как художник. Воображение важнее знания. Знание ограничено. Воображение охватывает весь мир.
Когда понимаешь, насколько далеко человечество продвинулось с пещерных времен, сила воображения ощущается в полном масштабе. То, что мы имеем сейчас, достигнуто с помощью воображения наших прадедов. То, что у нас будет в будущем, будет построено с помощью нашего воображения. (2 вед.)
4. Секрет творчества состоит в умении скрывать источники своего вдохновения. Уникальность вашего творчества зачастую зависит от того, насколько хорошо вы умеете прятать свои источники. Вас могут вдохновлять другие великие люди, но если вы в положении, когда на вас смотрит весь мир, ваши идеи должны выглядеть уникальными. (3 вед.)
5. Ценность человека должна определяться тем, что он дает, а не тем, чего он способен добиться. Старайтесь стать не успешным, а ценным человеком.
Если посмотреть на всемирно известных людей, то можно увидеть, что каждый из них что-то дал этому миру. Нужно давать, чтобы иметь возможность брать. Когда вашей целью станет увеличение ценностей в мире, вы поднимитесь на следующий уровень жизни. (1 вед.)
6. Есть два способа жить: вы можете жить так, как будто чудес не бывает и вы можете жить так, как будто все в этом мире является чудом.
Если жить, будто ничего в этом мире не является чудом, то вы сможете делать все, что захотите и у вас не будет препятствий. Если же жить так, будто все является чудом, то вы сможете наслаждаться даже самыми небольшими проявлениями красоты в этом мире. Если жить одновременно двумя способами, то ваша жизнь будет счастливой и продуктивной. (2 вед.)
7. Когда я изучаю себя и свой способ думать, я прихожу к выводу, что дар воображения и фантазии значил для меня больше, чем любые способности к абстрактному мышлению.
Мечты обо всем, чего бы вы могли добиться в жизни, — это важный элемент позитивной жизни. Позвольте вашему воображению свободно блуждать и создавать мир, в котором вы бы хотели жить. (3 вед.)
8. Чтобы стать безупречным членом стада овец, нужно в первую очередь быть овцой.
Если вы хотите стать успешным предпринимателем, нужно начинать заниматься бизнесом прямо сейчас. Хотеть начать, но бояться последствий, вас ни к чему не приведет. Это справедливо и в других областях жизни: чтобы выигрывать, прежде всего нужно играть. (1 вед.)
9. Нужно выучить правила игры. А затем, нужно начать играть лучше всех.
Выучите правила и играйте лучше всех. Просто, как и все гениальное. (2 вед.)
10. Очень важно не перестать задавать вопросы. Любопытство не случайно дано человеку.
Умные люди всегда задают вопросы. Спрашивайте себя и других людей, чтобы найти решение. Это позволит вам узнавать новое и анализировать собственный рост.
(3 вед.)
Учитель физики: « А теперь послушаем слова самого Эйнштейна»
( Ученикам раздаются карточки с высказываниями ученого. Ученики их зачитывают по очереди).- «Радость видеть и понимать есть самый прекрасный дар природы».
- «Всё, что мы знаем о реальности, исходит из опыта и завершается им».
-«Идеалами, освещавшими мой путь и сообщавшими мне смелость и мужество, было добро, красота и истина».
- «Достоевский даёт мне больше, чем любой мыслитель, больше, чем Гаусс». «Математика - единственный совершенный способ водить самого себя за нос».
- «От нас самых зависит, найдём ли мы путь мира или будем продолжать идти по-прежнему, недостойному нашей цивилизации пути грубой силы. Наша судьба будет такой, какую мы заслужили».
- «До конца жизни я буду думать о том, что такое свет!»
-« С тех пор, как за теорию относительности принялись математики, я её уже сам больше не понимаю».
- «Работать – значит думать».
- «Стыдно должно быть тому, кто пользуется чудесами науки, воплощённом радиоприёмнике, и при этом ценит их так мало, как корова те чудеса ботаники, которые она жуёт».
- «Открытие цепных атомных реакций так же мало грозит человечеству уничтожением как изобретение спичек; нужно только сделать всё для устрашения возможности злоупотребления этим средством».
- «В Возрасте 12 лет я пережил ещё одно чудо совсем другого рода: источником его была книжечка по евклидовой геометрии».
- «Я прячу голову в песок теории относительности, чтобы не смотреть в лицо этим гадким квантам».
- «Мы, смертные, достигаем бессмертия, в остающихся после нас вещах, которые мы создаём сообща».
Заключительная часть.
Учащимся задаются вопросы (УЧИТЕЛЬ)
Если вдогонку за светом помчаться,
То как бы ни мчались мы быстро за ним,
Нам за лучом никогда не угнаться.
Все так же он будет от нас удаляться.
В сравненье со светом – на месте стоим.
2. Есть время земное. Есть время кометы.
Лишь общего, равного времени нету,
А в «чёрной дыре» застывает мгновенье.
Да, время всегда познается в сравненье.
3. За мамонтом гнался наш предок без страха.
О скорости тоже понятье имел:
Нижний предел – как ползёт черепаха,
Орлиный полёт – это верхний предел.
Вселенная нам приоткрыла секреты.
Узнал человек, что средь звёзд и комет
Нижний предел – как «плетётся ракета,
Верхний предел – как проносится свет.
Каково основное следствие СТО?
Что нового вы сегодня открыли для себя?
Какие черты характера А. Эйнштейна произвели на вас наиболее яркое впечатление?
Подведение итогов урока