Конспект занятия по развитию речи По теме: Осенняя галерея в старшей группе (использование корректурных таблиц)
Конспект занятия по развитию речи
По теме: "Осенняя галерея"
в старшей группе
(использование корректурных таблиц)
Воспитатель ГБОУ ЛНР
«Дошкольного учебного
учреждения «Антошка»
Н.А. Коростылева
г. Ровеньки
Цели: Учить детей составлять описательный рассказ, грамматически правильно строить предложения, обогащать словарь детей.
Задачи:
Образовательная:
Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях
Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением
Развивающая:
развитие образной речи старших дошкольников средствами произведений живописи.
Продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.
Воспитательная
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Материал.
Картины с изображением «Осени»;
Запись пьесы П. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» из альбома «Времена года»;
Корректурные таблицы, фишки;
Костюмы для детей участвующих в сценке «Живая картина».
Ватман для рисования, краски, салфетки;
Предметы для нетрадиционного рисования (губка, ушные палочки, зубочистки, жатая бумага, осенние листочки).
Предварительная работа: Чтение стихотворений об осени; пословиц и поговорок. Наблюдения за живой природой на прогулке; наблюдения за деревьями на территории ДУУ; чтение литературы природоведческого характера; рассматривание картин, иллюстраций об осени.
-933457747000
Организационный момент:
Логопед: При встрече люди дарят друг другу одно замечательное слово. Какое? (здравствуйте) А если дарят подарок, то дарить его нужно как? (с улыбкой) Ребята, давайте подарим это доброе слово нашим гостям.
-381048450500Каждый новый день надо начинать с хорошего настроения. А чтобы настроение у нас было хорошим и весёлым, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза и передадим ту искорку тепла и любви, что живёт в нашем сердце. (Дети закрывают глаза). Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку приходит доброта. А теперь откройте глаза и посмотрите, какая искорка зажглась от тепла наших сердец (горит свеча). Стало всем тепло и уютно, настроение у всех радостное. Вот и хорошо. Давайте возьмем нашу искорку и отправимся на необычную выставку. Но сначала, предлагаю вам размять свои язычки.
Логопед: — Ребята, сегодня я принесла последние осенние подарки - осенние листочками. (К верёвочкам прикреплены из цветной бумаги листочки)
— Наденьте их на пальчик и поймайте на ладошку листочек. Поднесите ладонь к губам, немного отодвиньте её от лица. Подуйте на листочек, чтобы они закружились в воздухе. Сделайте вдох носом, выдох ртом, вытянув губы вперёд трубочкой. Подуйте на листок.
-Подул лёгкий ветерок (поддувание длинной, лёгкой воздушной струёй);
— Подул сильный ветерок (поддувание длинной, более сильной воздушной струёй);
Ветерок был сильный и листочки облетели и зашуршали у нас под ногами
417322010985500
Шуршат осенние кусты,
Шуршат на дереве листы,
И дождь шуршит,
И мышь шурша
В нору спешит.
-Какое слово чаще всего встречается? (Шуршит)
-А звук? (ш) Произнесите все вместе звук [ш]. При этом губы в положении широкой трубочки, зубы сближены, широкий кончик языка приподнят к небу, но не прижат.
-Сейчас изобразим шорох листьев: ш-ш-ш-ш-ш
Шорох осенних листьев навеял нам осеннюю прохладу и я предлагаю вам немного согреться
Ручки растираем(Потирают ладони)
И разогреваем(Хлопают в ладоши)
И лицо теплом своим
Нежно умываем.(Разогретыми ладошками проводят по лицу сверху вниз).
Пальчики сгребают(Граблеобразными движениями проводят пальцамиВсе плохие мысли,от середины лба к вискам.)Ушки растираем(Растирают пальцами рук ушные раковины по краюСверху вниз мы быстро,сверху вниз)Их вперед сгибаем,(Сгибают ушные раковины вперед)
Тянем вниз за мочки,(Оттягивают уши вниз за мочки)
А потом руками(Легко похлопывают щеки ладошками)
Трогаем мы щечки.
Логопед: Молодцы! Отправляемся на необычную выставку (возвращаются в группу).
Ход занятия
Воспитатель встречает детей.
- Ребята, рада приветствовать вас на выставке. Мы сможем полюбоваться разными картинами. А о чем эта выставка, отгадайте загадку:
Добрая волшебница все вокруг украсила,
Ярко - желтым цветом деревья разукрасила,
Листья разноцветные - лес переливается,
Как же это чудо в природе называется? (Осень)
Воспитатель- Правильно, выставка, на которую я вас приглашаю, посвящена ОСЕНИ.А музыка П. И. Чайковского "Осенняя песня" поможет нам. (Тихо играет музыка, дети идут по залу)
-Обратите внимание на эти картины …(Воспитатель называет картину и говорит несколько слов).
-12763513525500Воспитатель:
- Какое настроение у вас после этого просмотра?
- Ребята, давайте вспомним, что мы знаем об этом времени года.
- Сколько всего осенних месяцев? (Три)
- Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Как можно осень назвать в сентябре? (Ранняя, золотая, разноцветная)
- А почему она золотая? (Потому что листья пожелтели)
- Как можно назвать осень в октябре? (Дождливая, холодная)
- Почему дождливая? (Потому что часто идут дожди, моросит)
- Как можно назвать осень в ноябре? (Поздняя)
- Почему поздняя? (Потому что ноябрь – последний месяц осени, холодно, снег с дождем)
-Мы с вами выучили много стихотворений про осень. Кто хочет рассказать нам стихотворение?
Ребенок (Вика)Лес ,точно терем расписной,Лиловый, золотой, багряный,Веселой, пестрою стенойСтоит над светлою поляной.Березы желтою резьбойБлестят в лазури голубой,Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеютТо там, то здесь в листве сквознойПросветы в небо, что оконца.Лес пахнет дубом и сосной,За лето высох он от солнца,И Осень тихою вдовой.
Вступает в пестрый терем свой...
Воспитатель: Это стихотворение называется "Листопад" и написал его Иван Бунин.
Как вы думаете, к какой картине подходит это стихотворение? (предположения детей)
А мне кажется, что оно подходит к картине известного художника Исаака Левитана (подвести к ней детей)
-Если бы вы были художниками, как бы вы назвали эту картину? (ответы)
-А Левитан назвал свою картину «Золотая осень». Ведь осень была его любимым временем года. И больше всего его картин посвящено именно осени.
На этой картине художник показал великолепный осенний день.
Вхождение в картину.
-А вам хотелось бы оказаться вот на этой поляне? Тогда закрыли глаза…Раз, два, три…покружились, покружились, на полянке очутились. Посмотрите, как здесь красиво. Ребята, да это же живая картина.
41395656985000Оживление картины.
(Переодетые дети изображают картину Левитана)
(Герои-из картины рассказывают о себе)
Полина - березка
Я березка русскаяЗимою стою я грустнаяА летом расцветаю и листьями играюКогда придут морозы все листики как слезы
На землю упадут, весной опять придут
София - одинокая березка (что стоит на противоположном берегу)
Я березка русскаяТо светлая, то грустнаяВ зеленом сарафанчикеС платочками в карманчикахС красивыми застежкамиС зелеными сережками
Ксюша- березка
Мы березки белоногие,
-3429088392000Колготки со штрихами, Кудрявые, высокие Серёжки с янтарями. Сверкаем, как монетками Лощёными листочками, И машем своими ветками, Как девушки платочками.
Нас освещает вечером Закат от солнца розовый, Поёт нам ветер песенки О красе берёзовой. А утром самоцветами нас осыпают росы, И гром звучит сонетами, Дождинки сыплют грозы.
Кирилл - багряный кустик
Я кустик багряный
Расту у реки
В небе тихо дремлют облака,
Ветер даже листьев не колышет,
Стала, словно зеркало, река,
Напряжённо всё покоем дышит.
Даже утром птицы не поют,
Тишина повисла над землёю,
Все хотят скорей найти приют.
Воспитатель:
-Понравилась вам наша живая картина? Что вам больше всего понравилось? (ответы детей)
Воспитатель: Чем они вам понравились?
Дети: (березы высокие, стройные, белоствольные, кудрявые, красивые, сказочные, осенние).
Воспитатель:- А теперь пора возвращаться обратно. Возьмите по листочку и представьте, что вы листочки. …Раз, два, три… Покружились, покружились.
Физкультминутка
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим (присели).
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели (легкий бег)
И на землю тихо сели (присели)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял (легкий бег)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели (присесть)
Воспитатель: - Мы с вами снова в галерее, я вам предлагаю подойти к картине И. Левитана и составить свой рассказ, но сначала послушайте меня.
Рассказ воспитателя:
Наступила золотая осень. Тоненькие березки с белыми стволами нарядились в ярко-желтые платья. Дует легкий ветерок, листики обрываются с веток и летят, кружась в медленном танце. Смотришь на березы и удивляешься, как это зеленые листочки превратились в золотые. По лугу протекает темно-синяя река. Вода уже стала холодной. Багряный кустик, склонился, словно пытается дотронуться до воды. Вдалеке виднеются зеленые деревья, ярко-зеленое поле и несколько деревенских домиков.
-12954043434000Небо голубое-голубое с белым облачком. Солнца не видно, но чувствуется его присутствие во всем: Вся природа радуется осени.
Дети (дети составляют рассказы – 2-3 , можно использовать дополнения) – (рассказ об осени)
(Пример: Наступила долгожданная осень. Осенью ещё случаются тёплые деньки. Воздух чист и прозрачен. Дни становятся короче, солнышко греет меньше. Птицы улетели на юг. Желтеют, краснеют и опадают листья. Словно художник разукрасил деревья. В лесу шуршат листья, и кажется, что будто кто-то ходит под кленами и березами). Воспитатель: Молодцы, а сейчас, что бы закрепить наши знания про осень, я предлагаю вам пройти за столы и поработать с корректурными таблицами.
-5143516637000Работа с корректурной таблицей
Упражнение « Накрой фишкою»
-Накройте фишкой картинки, по которым можно определить , что время года осень. (5,9,10,14,17,!8,19)
Назовите изображение на этих картинках.
-Накрой фишкой картинки, на которых изображены овощи. (2,4,7, 15, 20)
Назовите овощи.
Накрой фишкой картинки, на которых изображены фрукты. (1, 8)
Назовите фрукты.
Чего больше?
Чего меньше?
Накрой фишкой картинки, на которых изображены, животные.(6, 13)
Назовите этих животных.
-49530762000
Разминка «Продолжи пословицу»
Коли ясно, то и осень прекрасна.
Осень идет, и дождь за собой ведет.
Красна весна цветами, а осень пирогами.
От осени к лету, поворота нету.
Лето со снопами, осень с пирогами.
Грибок в кузовок - зимой будет пирожок.
Работа с таблицей
Упражнение на внимание «Найдите картину, назовите слово»
Что изображено на картинке № 8? (Груша)
Сколько слогов в слове груша? (2)
Сколько букв в этом слове? (5)
Что изображено на картинке №9? (Листопад)
Сколько слогов в слове листопад? (3)
Сколько букв в этом слове? (8)
Найдите слова, которые начинаются на гласный звук. (Яблоко, еж)
Найдите слова, которые начинаются на звук «К». (Картофель, ключ журавлей, капуста, каштаны, консервирование)
Найдите слова, которые начинаются на звук «Л». (Листья, листопад)
Молодцы, мы увидели, что вы хорошо знакомы с осенними приметами.
А сейчас с вами хочет поиграть Жанна Георгиевна (логопед)
6. Пальчиковая гимнастика «Осень» ( Нищева Н.).
432054062801500Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные движения ладонями.)Ветер листики считал:Вот дубовый, (Загибают по одному пальчику на обеих руках.)Вот кленовый,Вот рябиновый резной, Вот с березки – золотой,Вот последний лист с осинкиВетер бросил на тропинку.(показываем кистями рук)
Воспитатель: Отдохнули? Молодцы.
А сейчас давайте представим, что мы на минутку стали художниками. И нарисуем с вами необычную картину.
Рисование
“Осеннее творчество” (под музыку) (Осенняя фантазия)
(рисование нетрадиционным способом: губка, палочки, зубочистки, смятая бумага, осенние листочки)
Цель:
развитие творческих способностей, воображение.
Закрепить навыки детей работать с нетрадиционной техникой рисования
(Дети работают самостоятельно, выбирают материал и творят)
Воспитатель: - Мы с вами закончили писать картину. Вам понравилось? Что вы почувствовали? Каким было бы у вас настроение? Кто вспомнит стихотворение, которое подходило бы к нашей картине.
3239770-40005000Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу...
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щеки горят:
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!
Воспитатель: Так написал об осени русский поэт Аполлон Майков.
- Много интересного нам приносит осень. И оказывается, это не такое, уж и плохое время года. Осень очень разнообразна. Ею восхищались многие писатели, художники, и каждый по-своему показал ее в своих произведениях.
-419104191000-А мы прощаемся с Осенью и говорим ей -до свиданья! До встречи в будущем году.
Ожидаемый результат:
Знать: название картины и имя художника.
Уметь: составлять описательный рассказ по картине Левитана.
Закрепить: знания и представления детей об осени, её признаках.