Звуковая культура речи. Звук Ж


Тема: Звук «Ж»
Задачи:
Образовательные: познакомить детей со звуком «Ж», учить произносить звук, различать слова со звуком «Ж».
Развивающие: развивать внимание, фонематический слух, речевое дыхание, мелкую моторику.
Воспитательные: воспитывать интерес к звукам.
Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация, здоровье, музыка.
Демонстрационный материал: Жук Жукович (фигурка на палочке), картинки на заданные звуки «Ж», аудиозапись «Жуки», «Жа-жу-же-жи».
Раздаточный материал: карточки с изображением жука и цветка, жук на ниточке, открытки со шнуровкой.
Словарная работа: жу-жу-жу, жа-жа-жа, же-же-же, жи-жи-жи; жаба, журавль, жёлудь, жираф.
Предварительная работа: беседа о насекомых, рассматривание картинок, изготовление жуков на ниточке.
Ход непосредственно-образовательной деятельности
Воспитатель: Дети, посмотрите, сколько гостей сегодня к нам пришли. Давайте подарим им всем наши улыбки и хорошее настроение.
У меня в руках коробочка, и оттуда всё время доносится какая-то песенка. Послушайте.
Звучит песенка жуков:
Мы жуки, жуки,
Мы живем у реки.
Жу-жу-жу-жу-жу-жу.
Мы летаем и жужжим,
Соблюдаем свой режим.
Жу-жу-жу-жу-жу-жу.
Воспитатель: Кто поёт эту песенку?
Дети: Жуки.
Воспитатель: Давайте откроем коробочку и посмотрим, угадали ли вы.
Воспитатель: Да, здесь действительно находятся жуки. Какую песенку они пели?
Дети: Жу-жу-жу.
Воспитатель: Правильно. Посмотрите, наш большой жук, а зовут его Жук Жукович взлетел и поёт: Ж-ж-ж-ж-ж. Поёт он звонко, с голосом. Он предлагает и вам научиться петь его песню. Вы согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: Для начала превратимся все в жуков:
Покружились, покружились
И в жучков превратились.
Начинаем учить песенку жука. Откройте широко рот. Положите язычок на нижнюю губу. А теперь тихонько поднимите его кверху и спрячьте за верхние зубы. Закройте рот. Отдохните немного. Давайте повторим. Как только язычок спрячется за верхние зубы, сделайте круглыми губы и начинайте петь: жжжжжжжжжжж.
Спойте песенку жука негромко (хоровые и индивидуальные). А теперь мальчики споют громко песенку жука, а девочки споют тихо песенку жука.
Дети пропевают песенку жука.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас Жук Жукович приглашает вас в свою школу для жуков. Присаживайтесь на свои места. Жук Жукович решил научить вас правильно произносить его любимый звук. Для этого он приготовил немало заданий. Первое из них упражнение «Волшебная дорожка». Помогите жуку долететь до цветка. Проведите пальчиком по дорожке от жука до цветка, произнося при этом отчётливо звук: жжж.
(Дети выполняют упражнение «Волшебная дорожка»)
Воспитатель: Хорошо, уберите свои карточки. А теперь мы сыграем в игру «Внимательные ушки». Я буду произносить слова и если вы услышите слово со звуком Ж хлопните в ладоши.
(Шум, жук, чай, живот, кот, жаба, животное, звезда).
Воспитатель: Молодцы, вы были очень внимательны! В этой необычной школе малыши-жуки исполняют сложные песенки. Внимательно их послушайте, а потом повторите.
Звучат слоговые песенки:
Жа-жа-жа-жа – мы нашли в лесу ежа
Жу-жу-жу-жу – дали яблоко ежу
Же-же-же-же – ёжик съел его уже
Жи-жи-жи-жи – нам животик покажи
(Дети вместе с воспитателем проговаривают эти чистоговорки: хоровые и индивидуальные ответы).
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам небольшую разминку:
На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жуЯ с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.
Воспитатель: Присаживайтесь. На ваших столах находятся бумажные жуки. Посмотрите чего у них не хватает?
Дети: Ножек.
Воспитатель: Правильно. Давайте с помощью наших пальчиков приделаем жуку ножки и пусть он смело бежит по дорожке.
(Дети просовывают пальчики в дырочки и имитируют бег жука).
Шесть мелькают ножек рук
Это убегает жук.
Ты куда? – но нет ответа
Жук в цветке укрылся где-то.
Воспитатель: Обратите внимание, что наш жук еще и на ниточке. Давайте подуем на жуков и они полетят.
В группу к нам жук влетел
Зажужжал и запел: ж-ж-ж-жЖук на нос хочет сесть
Не дадим ему присесть.
Дыхательное упражнение: «Жук на ниточке».
Воспитатель: Следующее задание Жука Жуковича «Доскажи словечко». Я буду читать стихотворения, а вы будете угадывать последнее слово. Слова, которые вы будете угадывать должны начинаться со звука «ж». Отвечаем хором:
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе…(живот)
Вяжет мама длинный шарф
Потому что сын…(жираф).
И бежит Айболит к бегемотикамИ хлопает их по… (животикам).
Солнце светит очень ярко
Бегемотам стало… (жарко).
Воспитатель: Жук Жукович принёс с собой картинки. На них изображены предметы, где встречается звук «ж».
Работа с картинками.
Игра с картинками на внимание.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Жук Жукович рад, что вы со всеми заданиями справились. С каким звуком мы сегодня познакомились?
Дети: Со звуком Ж.
Воспитатель: А какие картинки принёс с собой жук?
Дети: Жук, жёлудь, жираф, журавль, жаба.
Воспитатель: Что вам больше понравилось: искать этот звук в словах, проговаривать чистоговорки или что-то ещё?
Дети: Искать слова, учить чистоговорки (выслушиваются разные варианты ответов).
Воспитатель: Нашему Жук Жуковичу пора улетать, потому что насекомые зимой что делают?
Дети: Спят.
Воспитатель: Правильно. Вам он на прощание дарит открытки и просит их украсить ленточками. Вы справитесь с этим заданием?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте скажем ему спасибо и попрощаемся с ним.
Дети прощаются.
Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад № 24 г. Туймазы
муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
Область: «Речевое развитие»
Тема: Звук «Ж»
средняя группа
выполнил воспитатель:
Глухова Н.Р.
квалиф. категория: высшая
стаж работы: 20 лет
г. Туймазы 2014 г.