Урок по биологии в 6 классе по теме «Биология – наука о живой природе. Признаки живых организмов»
Урок по биологии в 6 классе по теме
«Биология – наука о живой природе. Признаки живых организмов»
Разработал учитель по биологии МКОУ Серебрянская школа
Осипова Г.А.
Ход урока
1. Организационный момент (Познакомить учащихся с правилами поведения в кабинете биологии, ознакомить с инструкциями по технике безопасности поведения на рабочем месте, во время проведения лабораторных работ, на учебно-опытном участке, во время экскурсий)
2. Приобретение новых знаний.
Ребята, сегодняшний урок мне хочется начать такими строчками:
Строение птиц, растений, человека
Так важно для познания людей.
Наука прошлого и будущего века
С тобою жизнь всегда была светлей!
О чем идет речь? Правильно, о биологии - науке, которую мы сегодня будем узнавать.
Ребята, а что вы знаете о биологии? (дети выражают свои мысли). А что вы хотите узнать о биологии? (дети отвечают). Услышав ваши предложения я хочу их обобщить и сформулировать цели нашего урока. Сегодня на уроке мы постараемся:
-определить, чем живое отличается от неживого
-выяснить, какие науки входят в состав биологии
-показать огромное разнообразие живых организмов на Земле.
Ребята, посмотрите в учебник на стр.4, 1 –й параграф в нашем учебнике, изучением которого мы сегодня займемся называется «Биология-наука о живой природе. Признаки живых организмов».
Проблемный вопрос: А что по вашему мнению природа? (дети предлагают варианты ответов).
Да, ребята, правильно. Природа - это все, что нас окружает! Нас окружают тела.
Природа
Тела
живые неживые
питаются
дышат
растут
развиваются
размножаются
умирают
обмен веществ
раздражимость
растения животные грибы бактерии
Давайте вспомним, чем живое отличается от неживого (дети называют, а учитель на доске с помощью двустороннего скотча заполняет кластер)
Ребята для живых организмов характерен обмен веществ и раздражимость.
Давайте вспомним, на какие царства делится живая природа (дети отвечают, учитель заполняет кластер).
Ребята, давайте подумаем, а что конкретно биология изучает в живых организмах?
(Варианты ответов учащихся).
Правильно:
-строение
-жизнедеятельность
-значение.
Ребята, биология наука комплексная, она состоит из множества наук. Какие вы знаете науки о природе? (дети называют, а учитель на доске с помощью двустороннего скотча заполняет кластер)
Систематика Альгология Бриология
Ботаника БИОЛОГИЯ Зоология
Микология Микробиология
Ребята, давайте попробуем определить, что изучает каждая наука. Для этого откройте учебник на стр.5 и прочитайте, что означает каждая наука.
Ребята, хочу акцентировать ваше внимание на науке «систематика». Ученые систематики классифицируют, распределяют живые существа по группам – систематическим единицам. Основной систематической единицей является вид.
Ребята, прочитайте, пожалуйста, определение вида на стр.5 и запишите это определение в рабочую тетрадь.
Живых организмов очень много. Для удобства их изучения ученые придумали классификацию. Я на доске, а вы в своих рабочих тетрадях составим схемы классификации растений и животных. Схему делаем снизу вверх, поэтому, отведите место.
царство Растения царство Животные
подцарство подцарство
отдел тип
класс класс
порядок отряд
семейство семейство
род род
вид вид
(лютик едкий) (заяц беляк)
(По мере написания схем идет комментарий учителя).
Ребята, давайте закрепим знания, которые вы сегодня получили. Работаем устно. Закончите мои предложения.
1. Биология – наука о…
2. Признаки живых организмов…
3. Живые организмы делятся на растения, животные, грибы и …
4. Ботаника- это наука о…
5. Зоология – это наука о …
6. Основной систематической единицей биологии является…
Ребята, и в заключении я попрошу вас прочитать в учебнике на стр.7 рубрику «это интересно» и выполнить небольшую проверочную работу по прочитанному. (Ответы найти в тексте).
Карточка 1
1. Когда и где впервые был употреблен термин «биология»?
2. В каких государствах Древнего мира существовали зачатки биологических знаний?
3. Какими способами размножается лапчатка гусиная?
4. Римский ученый и писатель, создавший труд «Естественная история»?
Карточка 2
1. Какой год считают годом рождения биологии?
2. Каким термином на Руси называли растения?
3. Какое количество семян образуют сорные растения?
4. Какое положительное значение для человека и природы имеют сорные растения?
Д/З прочитать ст « Введение», п. 1; подготовить подборку загадок о растениях.