«Система оценивания достижений метапредметных результатов на уроке английского языка через здоровьесберегающие технологии»
«Система оценивания достижений метапредметных результатов на уроке английского языка через здоровьесберегающие технологии»
Актуальность исследования обусловлена введением новых образовательных стандартов второго поколения. Введение новых федеральных государственных стандартов начального общего образования создало основания для введения новой системы оценки образовательных результатов обучающихся, которые бы соответствовали новым современных нормативным требованиям.
Согласно требованиям Федерального государственного стандарта начального общего образования «система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, которая должна обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования»
Кроме этого не менее важной проблемой остается сохранение здоровья школьников. Так как сохранение здоровья школьников определяется условиями организации школьной среды, то применение в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий становится актуальным.
Поэтому проблему исследования можно определить как вопрос: В чем заключаются особенности и роль оценивания на уроках английского языка в начальной школе через здоровьесберегающие технологии?
Объект исследования: качественная и количественная оценка деятельности учащихся в начальной школе.
Предмет исследования: содержание и организация системы оценивания достижений метапредметных результатов на уроках английского языка у учащихся 4 классов.
Цель исследования: разработка и практическая апробация системы оценивания достижений метапредметных результатов на уроках английского языка через здоровьесберегающие технологии.
Задачи исследования:
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Проанализировать теоретические подходы к системе оценивания достижений в условиях ФГОС второго поколения.
Определить понятие и подходы к реализации здоровьесберегающих технологий.
Проанализировать опыт использования системы оценивания деятельности обучающихся на уроках «английского языка» в начальной школе.
Провести опытно-экспериментальную работу по оцениванию достижений метапредметных результатов на уроке английского языка через здоровьсберегающие технологии.
Исходя из целей и задач, можно выдвинуть следующую гипотезу: система оценивания на уроках английского языка в начальной школе будет действенной, если:
объектом оценки будут выступать метапредметные результаты обучения;
система оценивания направлена на формирование самостоятельности младших школьников в оценке своего труда и труда одноклассников;
система оценивания будет построена на основах здоровьесберегающих технологий.
В ходе анализа научно-методической литературы установлено, что основным объектом оценки метапредметных результатов выступают сформированность у младших школьников регулятивных, коммуникативных, познавательных учебных действий, тех умственных действий, которые позволяют школьнику анализировать и управлять познавательной деятельностью.
Оценка метапредметных результатов может проводиться на основе различных процедур. Первой формой оценки метапредметных результатов могут выступать специально сконструированные диагностические задачи, которые позволяют оценить конкретные универсальные учебные действия. Второй формой оценки достижений метапредметных результатов могут служить учебные или учебно-практические задачи учебных предметов. Третьей формой оценки метапредметных результатов могут являться комплексные задания на межпредметной основе. Например, выполнение заданий, которые требуют навыки работы с информацией. Метапредметные результаты могут быть оценены через психологические тесты, портфолио, самооценивание, творческие работы, тесты и т.д.
(Слайд 7) «Здоровьесберегающие технологи «это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни».
Здоровьесберегающие технологии объединяют в себе все направления по формированию, сохранению и укреплению здоровья школьников.
Из здоровьесберегающих технологий нами были выбраны: снятие эмоционального напряжения на уроках, создание благоприятного психологического климата на уроке. Созданию благоприятных психологических условий способствовала самооценка детьми собственных работ и работ своих товарищей.
Особенности системы оценивания заключались в следующем:
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий.
Разработаны критерии оценки метапредметных результатов на уроках английского языка.
Оценка метапредметных результатов достижений учащихся на уроках английского языка осуществляется на основе сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий при выполнении различных видов творческих работ младших школьников.
Использование здоровьесберегающих технологий: снятие эмоционального напряжения и создание благоприятного климата на уроке, осуществляется введением в процесс урока игровых моментов, физкультминуток на английском языке и применением самооценки младших школьников.
Применение самооценки младшими школьниками творческих работ позволяет создать благоприятный психологический климат на уроке английского языка, позволяет формировать универсальные учебных действия в процессе выполнения творческих заданий.
Организационно-педагогическими условиями применения данной системы оценивания на уроках английского языка являются: понимание и принятие младшими школьниками критериев оценивания творческих работ, разработанные критерии оценивания творческих работ младших школьников на уроках английского языка, диалог с детьми при выработке критериев оценки творческих работ школьников, формирование самооценки у младших школьников в процессе выполнения творческих работ младших школьников, формирование универсальных учебных действий в ходе выполнения творческих заданий.
Из анализа проведенного эксперимента можно сделать следующие выводы:
формирующий эксперимент действительно позволил оценивать эффективность разработанной системы оценивания через здоровьесберегающие технологии.
младшие школьники совместно с учителем разработали и активно применяли критерии оценивания творческих работ на уроке английского языка, что позволили избавить детей от страха перед оценкой, научить их самостоятельно оценивать результаты своего труда.
полученная положительная динамика сформированности универсальных учебных действий на уроках английского языка свидетельствует об эффективности разработанной системы оценивания.
применение игр и физкультминуток на уроках английского языка снизило эмоциональную напряженность детей на уроках, сделало уроки интересными для детей и позволило им раскрепоститься. Все это способствовало созданию благоприятной психологической атмосферы на уроке.
В работе представлены образцы мини-проектов детей и критерии их оценивания, разработанные совместно с детьми.
Проведенная опытно-экспериментальная работа по оцениванию достижений метапредметных результатов младших школьников на уроке английского языка через здоровьесберегающие технологии позволила получить положительную динамику сформированности универсальных учебных действий младших школьников, позволяющих оценить уровень достижения метапредметных результатов.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза доказана.