Доклад Оценивание учебных достижений школьников на уроках и во внеклассной деятельности в условиях компетентностного подхода
КГУ «Сельская общеобразовательная школа – гимназия № 1
имени Динмухамеда Конаева»
«Оценивание учебных достижений школьников на уроках и во внеклассной деятельности в условиях компетентностного подхода»
/из опыта работы учительницы русского языка и литературы
Шапоревой Татьяны Витальевны/
Кордай, 2015
Учитель не контролер и не фиксатор достижений или неудач учащихся в учебном труде. Ему необходимы не только знания, но и поиски методических приемов, применение которых пробуждало бы и развивало у учащихся интерес к учению, делало бы обучение действительно развивающим и воспитывающим.
Как учесть и оценить качественное приращение каждого ученика? Безусловно, оценка качества должна заключаться не в оценке объема полученных знаний, а в оценке уровня сформированности комплекса компетентностей. При оценивании необходимо учитывать совокупность операционных действий: ЧТО достигнуто – результат, КАКИМ ОБРАЗОМ – постановка цели, планирование, использование источников, обработка информации, участие в диалоге; КАКОЙ продукт получен – его оригинальность, нестандартность, демонстрация личностной позиции.
Что же конкретно следует оценивать? Можно оценивать успехи детей, можно неудачи, можно и то и другое вместе. Можно деятельность детей по добыванию знаний. Можно конечный результат учебной деятельности.
На мой взгляд, следует оценивать всякую деятельность детей, направленную на добывание знаний и прежде всего успехи. Оценочной деятельностью занимается не только учитель и не главным образом учитель. Очень важно сместить акценты в этом вопросе таким образом, чтобы учащиеся прочувствовали, что они наравне с учителем имеют право на оценивание и своего ответа, и ответа товарища. Чтобы оценка способствовала развитию внутренних мотивов, она должна превратиться из внешнего фактора оценивания учебной деятельности, во внутренний фактор познавательной деятельности самого ученика. А это возможно только с развитием навыков оценочной деятельности у самих учащихся. Эта работа, в свою очередь, сложна тем, что приходится преодолевать сложившиеся стереотипы мышления, проводить разъяснительную работу среди детей и родителей. А ведь именно такая система оценивания очень часто ставит барьер между учеником и учителем, семьей и школой.
Как «рефлексирующий практик» (Дьюи и Шон), я провела критическую рефлексию своих действий и выяснила, что необходимо скорректировать систему оценивания учащихся с учётом современных подходов к преподаванию и обучению. Хотя «цели обучения «обычно задаются извне» и находятся в ведомстве учителя, «результаты учения – элементы индивидуального опыта (знания, умения, навыки). Учение – процесс внутренний, имеющий в виду ученика с его усилиями, «индивидуальными потребностями и мотивами» (В.А. Якунин, 2012). В ходе общения с учениками и опроса было установлено, что:
общепринятая «отметочная» система выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя и школы;
не дает полноценной возможности для формирования у учащегося самостоятельности в оценивании;
затрудняет индивидуализацию обучения. Учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого конкретного ребенка в сравнении с предыдущим результатом его обучении;
является малоинформативной.
Настораживает тот факт, что 30% учащихся сталкиваются с необъективным выставлением оценок, 25% отмечают, что учитель ставит оценки субъективно (по настроению, машинально выставляет «5» отличникам, не замечая динамики роста учебных достижений не столь успешных учеников.) Поэтому большинство опрошенных учащихся высказалось за широкое введение формативной оценки.
Так как мой предмет предполагает оценку за устные и письменные виды работ, то это особенно актуально для меня.
Хотелось бы поделиться опытом в плане оценивания учебных достижений учащихся в своей деятельности.
Большое внимание я стала уделять формативному оцениванию: самооценке, взаимооцениванию.
При формативном оценивании акцент делается на динамике роста достижений ученика, поэтому я завела с прошлого года «Дневники наблюдений» по каждому классу, в которых пишу все замечания по уроку: как прошла проверка домашнего задания, кто не готов к уроку, кто особенно постарался, какие вопросы были удачными, а какие вызвали затруднения. Конечно, и раньше у меня был свой журнал, но я не учитывала рост или спад достижений учеников. А теперь ни один урок не обходится без наблюдения и выводов. Например, ученик на уроке дополнял, но не хватило на «4» или «5», я даю шанс проявить себя на следующем уроке и получить оценку выше. Ни разу никто из детей не отказался от такой возможности, это вызывает доверие учеников и стимулирует их.
В плане формирования навыка самооценки эффективна групповая работа. Когда я стала давать дифференцированные задания, то убедилась в том, что у ученика со скромными способностями появляется чувство гордости за выполненное задание, подобранное по его уровню. Это важно с позиции всех 3 аспектов, в которых протекает групповая работа: в когнитивном – ученик получает знания (пусть скромные!) и удовлетворён своим развитием; в социальном – у него происходит рост самооценки, следовательно, повышается мотивация к обучению; в эмоциональном – он испытывает позитив. В целом ученик уже способен к рефлексии, определяя свои сильные и слабые стороны.
Задания в группе выполняются таким способом и с привлечением таких инструментов, которые позволяют учитывать и оценивать личный вклад каждого члена группы: лидера и остальных членов группы. В школьной практике учителя (и я в том числе), используя групповую работу, часто не знала, как оценить всех учеников. Меня всегда возмущал вариант: «победила дружба!» По – моему, после такого заключения урока дружба и заканчивается. Поэтому мы с учителями стали проводить в группе работу по формативному оцениванию: в 5 классе уместны смайлики, конфеты, а в 11 в дело пошли в ход статусы. Это были звания: «Знающий», «Мудрейший», «Конфликты разрешающий» и другие. Без внимания не оставался никто. Для определения самооценки и взаимооценки мы определяли критерии и строго следовали им. И, конечно, использовали приём «Две звезды – одно пожелание». Я ещё раз убедилась, насколько дети сообразительнее взрослых!
На своих уроках я использую возможности моего сообщества учителей и учеников «Буква Буква Т» ВКонтакте, о работе которого я рассказывала на конференции «Эвереста» в апреле.
На сегодняшний день группе 2 года, и в ней насчитывается 134 участника. Продолжаю практику опросов среди учеников и учителей, создания фотоальбомов с уроков и внеклассных мероприятий учащихся разных возрастов. Как происходит процесс оценивания? Даётся домашнее задание, ученики выкладывают его решение в группе, идёт обсуждение, ставятся лайки. Это и есть оценка учителя и одноклассников. Поскольку сейчас я работаю в 5, 6 классах, то учитываю возрастные особенности учащихся средних классов, для которых сейчас особенно важно одобрение окружающих.
В этом году я работаю со своими подопечными учителями: начальные классы, историк и психолог. Вместе мы посещаем уроки друг друга, даём оценку, обмениваемся мнениями, вопросами. Эти коллеги входят в моё сообщество, их работы также размещаются на его страницах.
Поэтому ученики и учителя заинтересованы в выполнении работы, а я могу тут же выложить свои советы, замечания, одобрение или похвалу, наряду с детьми.
Для формирования самооценки ученика при обсуждении выполненного задания или в конце урока предлагаю детям ответить на следующие вопросы:
Наш урок подошёл к концу, и Я хочу сказать ...
Мне больше всего удалось ...
За что я могу себя похвалить?
За что я могу похвалить одноклассников?
Что приобрёл?
Что меня удивило?
Для меня было открытием то, что ...
Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее?
Что касается обсуждения материалов, то нельзя не заметить, что в репликах учащихся похвала и критика, уважение и доброжелательность составляют тот баланс, который необходим для конструктивного диалога уважающих друг друга собеседников. Все меньше реплик "понравилось все!", все чаще – обстоятельный анализ.
После самооценки ученика даю свою оценку. Применяю специфические для каждого ученика эталоны: результат, полученный учеником, сравнивается с его же прошлым результатом, и тем самым показывается динамика его развития. Например: «Сегодня у тебя более аккуратная работа», «Вчера тебе было сложнее при выполнении разбора», «Какой сегодня уверенный ответ!». При этом поощряю малейшее продвижение ученика вперёд, принимаю во внимание усилия и старания ученика. Даю советы:
«Если ты испытываешь затруднения, вернись к инструкции».
«Если ты не достиг цели, то выполни задание».
Взаимооценка - важнейшая составляющая оценочной деятельности на уроке, ибо эта деятельность побуждает ученика быть на уроке в активной деятельной позиции, анализировать, сравнивать, оценивать, делать выводы, стремиться работать лучше.
Перед началом взаимопроверки каждый учащийся дает самооценку своей работе. А затем под руководством учителя идет взаимопроверка. Далее работы возвращаются авторам, и они могут задать вопросы, если не согласны с действиями проверяющих, мы это называем апелляцией.
На следующем уроке проводился совместный анализ, проведенного урока и сопоставлялись четыре оценки: самооценка, взаимооценка, оценка экспертов и учительская оценка. Практика показывает, что если проводить такую работу в системе, то они, в конце концов, практически не расходятся.
Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используются оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других. Предлагается учащимся сделать краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т.д.
Предварительно обсуждается вопрос о нормах оценивания устных ответов, обычно мы это делаем по 10-балльной шкале и в содержание оценки вносим:
умение четко и логично излагать материал,
глубину содержания выступления,
манеру изложения,
умение отвечать на вопросы.
На этом же листке каждый выступающий выставляет себе самооценку. Я тоже также в своем формуляре выставляю каждому учащемуся оценку. В заключительной части урока идет обмен мнениями по поводу услышанных выступлений, учитель при этом имеет не больше прав, нежели учащиеся и не навязывает свое мнение детям, старается, выслушав всех, высказаться последним, оценки объявляются на следующем уроке.
Таким же образом проходит у нас и оценка таких творческих работ учащихся, как литературные газеты, защита буклетов, различные творческие работы, презентации. Оцениваются они по следующим параметрам:
содержание,
оформление,
насколько интересна слушателям и т.д.
В ходе подведения итогов урока стараюсь особо внимательно отнестись к оцениванию ответов учащихся. Выставляемая ребенку отметка должна относиться и к его дальнейшей творческой деятельности по данному предмету, и потому она (отметка) должна носить эмоционально положительный характер и быть строго дифференцированной. Так, например, ребенку-отличнику следует ставить оценку «5» за высказывание новаторских идей, нового взгляда на какой-либо факт, причем эти идеи должны быть соответственно оформлены. Учащимся со средними и хорошими способностями можно ставить оценку «5» за интересные идеи и неожиданную интерпретацию фактов, требуя от них и помогая оформить мысль. Оценивая более слабые ответы, следует все же хорошо отозваться о способностях этой группы учащихся, осторожно указав на неудовлетворительные стороны ответов, предоставив возможность более удачного выступления на следующем уроке. Я убеждена, что только путем создания на уроке эмоционально положительной воспитывающей среды можно стимулировать мотивацию каждого ребенка к обучению.
Часто работы учащихся оцениваю по таксономии Блума, что помогает и оценивать работу одноклассника, и учиться задавать и отвечать на вопросы низкого и высокого порядка. Например, тема «Глагол» в 5 классе.
Знание: способность воспроизвести или запомнить факты, не обязательно
понимая их / что такое глагол?/
Понимание: способность понимать и интерпретировать освоенную информацию /сколько у глагола времён?/
Применение: способность использовать изученный материал в новых ситуациях, например, применять идеи и концепции к решению проблем /в данном упражнении выделить глаголы, определить их время/
Анализ: способность разбивать информацию на составляющие, например, искать взаимосвязи и идеи /чем грамматические признаки глагола схожи с признаками других частей речи?/
Синтез: Способность соединять части в целое .
Оценка: Способность судить о ценности материала для данной конкретной цели
Часто использую на уроках эссе, потому что эссе предполагает выражение автором своей точки зрения, личной субъективной оценки предмета рассуждения, дает возможность нестандартного (творческого), оригинального освещения материала; часто это разговор вслух, выражение эмоций и образность. В отличие от других методов контроля и проверки знаний, целью эссе является диагностика продуктивной, творческой составляющей познавательной деятельности обучающихся, которая предполагает анализ информации, его интерпретацию, построение рассуждений, сравнение фактов, подходов и альтернатив, формулировку выводов, личную оценку автора и т.п.
Применение эссе на уроках способствует более четкому и грамотному формулированию мыслей, помогает располагать мысли в строгой логической последовательности, предполагает свободное владение языком лингвистических и литературоведческих терминов и понятий, раскрывает глубину и широту учебного материала, учит использовать примеры, цитаты, необходимые аргументы по соответствующей теме. Анализируя зарубежный и отечественный опыт применения эссе, можно говорить о четырех формах использования данного метода:
1) эссе – самостоятельная творческая работа по предложенной учителем теме (выполняется как домашняя работа) / «Почему Иван – дурак?» /
2) эссе – 30-минутная контрольная (или самостоятельная) работа по изученному учебному материалу;
3) эссе – 10-минутное свободное сочинение для закрепления и проработки нового материала / «Имя существительное: что это для тебя?»/
4) эссе – 5-минутное свободное сочинение с целью подведения итогов урока и фиксирования формулировавшихся на уроке мыслей и выводов по теме (чаще всего дается задание написать, что учащиеся узнали по новой теме, и задать один вопрос, на который они так и не получили ответа).
Например, по теме урока, связанной с изучением пунктуации в сложносочиненном предложении, вопрос для эссе может быть сформулирован следующим образом: «Всегда ли ставится запятая в сложносочиненном предложении?».
Если первые два вида эссе оцениваю на отметку, то остальные остаются без оценки и часто даже не проверяются, а служат, в первую очередь, для организации обратной связи «ученик – ученик» (старый и новый опыт личности).
Критерии оценки эссе следующие:
наличие грамотного, развернутого ответа на поставленный вопрос;
владение лингвистическими и литературоведческими понятиями и терминами;
логика построения композиции эссе;
приведение аргументов, примеров, цитат;
умение самостоятельно мыслить, анализировать информацию, делать выводы и обобщения;
четко и ярко выражать свою точку зрения, свое личное отношение к проблеме.
Можно выделить три группы критериев для оценки эссе:
А - знание и понимание материала;
В - анализ информации;
С - логика построения суждений
Каждый критерий предлагается оценивать максимум в 3 балла, что означает, что каждое эссе учитель может оценить максимум в 9 баллов.
Оценка достижений учащегося в соответствии с критериями
Критерий
Оценка (3 балла)
А. Знание и понимание теоретического материала
Учащийся определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры
В. Анализ и оценка информации
Учащийся умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений, применяет категории анализа, дает личную оценку рассматриваемой проблеме
С. Логика построения суждений
Учащийся полно, последовательно излагает материал, не допускает логических ошибок, не нарушает абзацного членения теста
Очень интересными получились работы «Легко ли быть лидером?» В ходе проведения урока ученики, критически рассуждая, используя материал ресурсов, сформулировали понятие лидерства и путём анкетирования определили свой тип лидера. Использовались фрагменты фильма «Дорога к счастью», стики, статья «Жизнь – это выбор», 11 правил Билла Гейтса. Очень давно я посмотрела анимационный фильм Гарри Бардина «Адажио» на музыку Альбиони, и он произвёл на меня неизгладимое впечатление! А когда стала планировать по – новому уроки, использовала его в теме по лидерству. Поскольку он созвучен моему представлению о лидерстве, я включила его в урок. А затем дети написали свои эссе. Было много интересных мыслей. Это я считаю тоже положительным результатом.
Оценивание учебных достижений в условиях компетентностного подхода - отдельная, очень важная методическая проблема. По мнению ученых, человек становится компетентным именно в тот момент, когда у него формируется умение самостоятельно оценивать свою деятельность и ее результаты. Такая возможность появляется на уроке при критериальном оценивании учащихся. Оно подразумевает ряд принципиальных установок для учителя:
Оценивается только конкретная работа ученика, но ни в коем случае не он сам и не уровень его способностей, не его личность.
Работа ученика сравнивается не с работами других учащихся, а с эталоном (образцом отлично выполненной работы). Эталон известен учащимся заранее.
Разработан четкий алгоритм выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижений.
Фактически критериальная отметка рассматривается как замер уровня освоения того или иного навыка, материала, который осуществляется с целью корректировки обучения, выявления «слабых» мест с целью их последующего устранения.
Оценивать можно то, чему учат, поэтому критерии оценивания - это конкретное выражение учебных целей.
Критериальная отметка не может рассматриваться как средство наказания или воздействия - она является лишь источником информации.
Ученик сам оценивает свою работу.
Критерии, применяемые в предметах различных образовательных областей, различаются между собой, но сформированы по одному принципу: выделены основные учебные умения и навыки, сгруппированные потом по схожести в несколько критериев. Именно этот принцип критериального оценивания приобретает особую значимость при подготовке учащихся к ЕНТ по русскому языку в выпускных классах. Часть «С» проверяется на основе трех основных критериев:А - содержание текста, В- организация текста, С- грамотность.
Учитель при этом должен использовать различные формы конкретных заданий и иметь ясные описания идеально выполненной работы. Он включает учащихся в процесс оценивания, стремясь к переходу на самооценку. Рефлексия должна стать обязательным завершающим этапом любой более или менее крупной работы.
Этот способ описания критериев я использую на уроках русского языка, как при проверке письменных работ: тестов, изложений, сочинений- эссе, так и устных ответов: работа в группе, монологический ответ в научном стиле речи, фронтальный опрос и др.
Предварительно знакомлю учащихся с критериями оценки письменной работы. Например, изложение по русскому языку. Объем – 1,5 страниц, время работы- 2 урока (по 40 минут).
Инструкции: изложение должно быть написано в классе с использованием плана и черновика. Источники: вы можете пользоваться памяткой «Как работать над изложением», словарями. Оценивание: ваша письменная работа будет оцениваться с помощью критериев: А, В, С.
Баллы
А
В
С
7-8
Изложение написано по теме, соответствует типу речи предложенного текста. Подробный пересказ. Фактические ошибки.
Изложение характеризуется смысловой цельностью, композиционной стройностью. В тексте есть вступление и заключение, но допущено нарушение связности изложения (не более одного) или более одного случая абзацного членения текста.
Работа характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматических форм, но средства выразительности (эпитеты, сравнения, олицетворения) не использованы. Допущено не более одной орфографической и двух пунктуационных ошибок.
9-10
Изложение написано по теме, соответствует типу речи предложенного текста.
Подробный пересказ.
Изложение характеризуется смысловой цельностью, композиционной стройностью, связностью изложения.
Работа характеризуется точностью выражения мысли, уместным использованием средств выразительности, разнообразием грамматических форм. Работа грамотная, допущена одна негрубая ошибка.
Текст читается 2 раза. Чтобы удачно написать сочинение, необходимо:
1. Поразмышлять над вопросами:
2. Знать, как пересказать текст.
Выполняя контрольную работу, ученик должен иметь возможность выбрать уровень сложности задания, выбрать сроки выполнения (из двух дат), при необходимости выполнить ее дважды, апеллировать выставленную учителем оценку. По результатам контрольной работы поясняю, даю оценку качества работы. Акцент делаю на хорошо выполненных работах и продвижении ранее отстававших учащихся (ситуация успеха). Работа оценивается в баллах (1-10).
Правила оценивания устного ответа, например, публичное выступление, в условиях компетентностного подхода должны вырабатываться и уточняться в совместной дискуссии педагога и учащегося. Начиная с 5 класса, каждый ребенок имеет памятку, знает основные требования к устному ответу. Он должен быть полным, логичным, доказательным, последовательным, построенным в научном стиле речи.
Наибольшую трудность представляет оценивание в группе. Возникает ряд вопросов:
-Как выставлять отметки за групповую работу и как заносить их в журнал?
-Как оценить работу в группе, если работали один или два ученика, а остальные ничего не делали?
-Какую оценку ставить членам группы, если среди них есть очень слабые ученики?
Ответы на эти вопросы я нашла в методическом пособии ЮСАИД и Кыргызстане «Оценивание учебных достижений учащихся», пользуюсь этими рекомендациями на своих уроках и делюсь ими со своими подопечными учителями в ходе коучинга и менторинга.
На первом уроке мы начинаем обсуждать работу в группе, основные критерии, предлагаемые учащимися, заносим их в таблицу:
Оценивание групп (№1)
Группы
Охват материала
Оригинальность идей
Дополнения
Поведение
в группе
Умение сотрудничать
Общий
балл
1
+
++
+++
++
+
8
2
+
++
++
+++
+++
11
3
-
+
+
++
++++
8
4
+
+
-
-
++
4
В то время, когда работают группы, заполняются на доске две предпоследние графы; и заполняется одновременно таблица индивидуального оценивания (таблица №2). На этапе представления результатов «группы слушателей» задают вопросы, исправляют ошибки, делают дополнения. Заполняются остальные графы. Каждая группа получает свои плюсы - общие баллы. На заключительном этапе задаю вопрос: Кто работал более активно (дополнял, исправлял, отвечал)? Таким образом, с помощью класса выставляется объективная индивидуальная отметка ученикам.
Индивидуальное оценивание (№2)
Список
учеников
Выдвижение идей
Вовлечение
товарищей в работу
Оригинальность идей
Задавание
вопросов
Умение
отвечать
на вопросы
Общий балл
Вова
+
+
+
+
+
5
Аружан
+
+
+++
5
Во время работы в группе ученики слушают друг друга. Сами задают вопросы и отвечают на них; формируется живой интерес ко всему процессу обучения.
Алгоритм группового оценивания таков:
совместная с учениками разработка критериев и составление критериальной таблицы
Проведение текущего оценивания учителем и учениками с помощью условных значков, например, «+»- соответствие критерию, «-» -несоответствие критерию. Ученики совместно с учителем просматривают критерии и вносят соответствующие дополнения в таблицу.
Окончательное оценивание.
Обсуждение полученных результатов: какие достоинства имела каждая группа, с какими трудностями столкнулась.
Используя критериальные таблицы, мы можем сделать вывод о преимуществе данного вида оценивания в группе:
если оценивание ведется на протяжении всего урока, то наиболее вероятно, что ничто не останется незамеченным, не будет забыто к концу урока при выставлении оценки.
Наглядность оценивания позволяет регулировать свои достижения, влиять в ходе урока на оценку.
Стимулирует учеников узнавать как можно больше по изучаемой теме
Весь процесс «прозрачен» для учеников, поэтому они не подвергают сомнению критерии и результаты оценивания.
При данном виде оценивания у учеников есть возможность улучшить качество своей работы, т.к. обсуждаются причины неудач.
Формируются навыки сотрудничества, навыки общения и построения гармоничных отношений с окружающими
Оценки за групповую работу можно занести в тетрадь, а затем учесть при выставлении четвертных отметок. Если члены группы трудятся нескоординированно: кто-то работает, а кто-то нет, можно поставить знак «-» в графе «умение сотрудничать». Это повлияет на оценку группы в целом. Ученики непременно сами начнут регулировать работу так, чтобы все были вовлечены в деятельность. Работа в группах часто раскрывает возможности и слабых учеников, благодаря чему у них появляется возможность стать активными участниками, а не сторонними наблюдателями учебного процесса. Такие ситуации способствуют повышению самооценки слабых учеников, которая, как известно, бывает у них очень низкой и мешает в учебе, снижая познавательный интерес.
Данные отметки не обязательно выставлять в журнал, они нужны как поощрение исследовательского интереса учеников. Если учителю необходимо выставить отметки в журнал, то можно предложить им выбрать из своей группы тех учеников, кто заслужил сегодня «5», и обосновать свой выбор.
Таким образом, критериальные таблицы помогают увидеть дополнительные возможности групповой работы. На мой взгляд, данная методика оценивания позволяет максимально эффективно достичь целей интерактивного обучения.
Учебное взаимодействие, построенное на умении самостоятельно оценивать свою деятельность и ее результаты индивидуально, в группе и коллективе, является неотъемлемой частью мониторинга качества компетентностно ориентированного образования в современной школе.
Итак, оценка - мощное средство в руках учителя, с помощью которого можно добиться очень многого. Прежде всего оценка должна быть справедлива. Под этим понимается как оправданность ее с точки зрения качества ответа, так и понятность ее для ученика. Далее, психологическая грамотность подразумевает умение учесть индивидуальные особенности учащегося. Скажем, ребятам хрупкого душевного склада, обладающим большой впечатлительностью, нередко можно причинить психологическую травму неосторожно высказанным оценочным суждениям. Поэтому важнейшим компонентом педагогического мастерства учителя является умение найти верный тон для высказывания своей оценки.Давая оценку, каждый учитель думает о дальнейшем росте ученика. Не бывает учащегося, который бы, переступая порог школы, не хотел учиться и иметь положительные оценки. Есть ученики, не умеющие учиться, есть, которым учение дается трудно, и есть, которым что-то может мешать учиться. Причины могут быть разными, но последствия получаются схожими – не умеющие учиться и не имеющие нормальных условий к учению постепенно становятся не желающими учиться, "трудными" учениками, если учитель формально относится к результату и оценке учебного труда таких учащихся.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Рисунок 2Рисунок 4Рисунок 6Рисунок 8Рисунок 10Рисунок 11Рисунок 12Рисунок 1315