Рисование в старшей группе Аквариум(восковые карандаши, монотипия)

Конспект непосредственно образовательной деятельности
в старшей группе «Колосок»
изобразительная деятельность (рисование)
Тема «Аквариум»
Восковые карандаши + акварель, монотипия.
Цель: Создание условий для развития художественно-творческой активности детей посредством нетрадиционного рисования.
Задачи:
Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности.
Развивать способность наблюдать, всматриваться в объекты природы, формировать и уточнять представления детей о рыбах и обитателях аквариумов, о строении их тела, способе передвижения, образе жизни.
Развивать композиционные умения, учить располагать изображение по всему листу, передавать в изображении основные свойства предметов (форма -- вытянутый овал, величина, цвет), характерные детали – плавники. Развивать чувство формы, цвета и пропорции.
Способствовать развитию нетрадиционной техники рисования. Учить рисовать восковыми карандашами и закрашивать акварелью, придавая фон (дети средней возраста). Познакомить с техникой монотипия детей старшего возраста.
Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности.
Формировать умение готовить свое рабочее место, работать аккуратно, сохранять рабочее место в чистоте , по окончании приводить его в порядок.
Совершенствовать умение радоваться достигнутому результату.

Материалы для занятия:  банка с рыбкой, бандероль, видео-презентация, компьютер; плотный альбомный лист, восковые карандаши разных цветов, акварельные краски, кисточки крупного размера, полиэтиленовые пакеты, салфеткина каждого ребенка.
Предварительная работа:  чтение художественной литературы, аппликация «Аквариум».
Методические приемы:
--сюрпризный момент (внос в группу аквариумной рыбки)
--создание проблемной ситуации;
--использование компьютерной технологии;
--наводящие вопросы;
--физкультминутка игра «Аквариум;
--напоминание способов работы
--показ и объяснение техники рисования: восковые карандаши + акварель, монотипия.
Вводная часть. Незаметно для детей в группе появляется бандероль. Воспитатель не обращает на нее внимание. Дети самостоятельно обнаруживают новый предмет, собираются вокруг нее, обращаются к взрослому с вопросами.
В.: Откуда здесь появилась почтовая бандероль? (Предположения детей).
В.: Ребята, посмотрите, здесь есть адрес: «Чувашская Республика, Моргаушский район, д.Тренькино, ул. Новая д.7, МБОУ «Ильинская СОШ», старшей дошкольной группе «Колосок». Ребята это наш адрес? Значит, мы его можем открыть и прочитать. (Открываю). Здесь есть письмо, давайте его прочитаем.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут вам рыбки Гуппи из подводного царства. У нас беда. Однажды мы очень весело и шумно играли на морском дне. Морской царь рассердился на нас и заколдовал. Теперь мы стали невидимками. Мы больше не будем шуметь, помогите нам, пожалуйста. Если вы сможете нас нарисовать, то мы расколдуемся. Чтобы вы увидели, какими мы были раньше, присылаем вам видео и волшебные карандаши, может они вам пригодятся.
Рыбки Гуппи.»
Воспитатель. Ребята, давайте посмотрим видео-презентацию (демонстрация видео материала).
Ребята, а где или как, или может, у кого мы можем узнать еще что-нибудь о рыбах? (у взрослых, из книг, по телевизору, из интернета) .
Ребята, а что находится в аквариуме? Куда может спрятаться рыбка? Где может спать? (грунт, камешки, водоросли).
А что такое водоросли? (травка, которая растет в воде)
А для чего нужны рыбкам водоросли? (дышать, питаться) .
Да, действительно рыбки могут быть самыми разнообразными: большими и маленькими, разного цвета, они могут плавать в разном направлении.
А у кого дома есть аквариум? Расскажите, как вы за ним ухаживаете?
Дети рассказывают, что рыбок надо кормить, менять воду в аквариуме, сажать в нём водные растения, следить за температурой воды.
Ребята, а какие названия аквариумных рыбок вы знаете? (Гуппи, меченосец, золотая рыбка, сомик и др).
Молодцы! А теперь давайте поиграем.
Игра «Аквариум»
Воспитатель предлагает детям показать жителей аквариума – рыбок и улиток, а также водоросли и камешки.
«Рыбка» - дети не спеша, на цыпочках двигаются по комнате в произвольном направлении (руки опущены вниз и назад) и совершают волнообразные колебания, как плавники рыбы.
«Улитка» - присесть на корточки и поставить «рожки» на голове указательными пальцами, можно медленно передвигаться на корточках.
«Водоросли» - стоя, поднять руки вверх и совершать волнообразные движения телом и руками.
«Камень» - присесть на корточки и не шевелиться.
        Когда дети запомнят движения, попросить их слушать внимательно и показывать аквариумных жителей по словесной команде. Воспитатель не спеша даёт команды: «Рыбка, улитка, камень, водоросли, рыбка, камень, улитка, водоросли» и т. д. После окончания игры воспитатель приглашает всех на места.
- Ребята, а мы с вами можем помочь рыбкам Гуппи. Ведь их заколдовал Морской царь? (нарисуем аквариумы и заселим их маленькими рыбками, такими, каких мы видели на презентации).
А каких рыбок мы видели (красных, желтых).
Какой они формы? (вытянутой овальной формы) Как передвигаются рыбки, что им помогает(плавники). Что есть в аквариуме ( водоросли, камешки), какого они цвета?
Сейчас я вам раздам волшебные карандаши это восковые карандаши, ими будем рисовать только рыбок, водоросли и камешки. А воду мы в аквариум зальем акварельными красками.
Воспитатель: раздаёт детям восковые карандаши,
- Обратите внимание на форму тела рыбы – овальная, вытянутая, голова плавно переходит в туловище, на конце туловища широкий хвост. У рыбы нет ног, но зато есть плавники – с их помощью она плавает в воде. Приступаем к работе.
Дети рисуют восковыми карандашами разноцветных рыбок, водоросли, камушки, улиток и др.
- А теперь, ребята, наши аквариумы надо заполнить водой. Малыши окунайте кисточки в воду и закрашивайте весь аквариум голубой и синей краской прямо поверх ваших рисунков. Нарисованные восковыми мелками рыбки и водоросли не закрасятся акварельными красками. Старшие дошколята, я вас научу новому методу закрашивания –это монотипия. На клеенку наносим немного воды, голубой или синей акварели. Поверх клеенки кладем наши рисунки, прижимаем ладонями. Вот так мы зальем воду в аквариум.
Чудесные рыбки получились, разноцветные, симпатичные.
А пока рисунки сохнут, мы сможем поиграть.
Игра «Рыбки»
         Воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют движения, о которых в нём говорится.
        Рыбки плавают, ныряют –                        («плавать» как рыбки)
Корм подводный собирают.                («собирать» воображаемый корм - 
Раз, два, три –                                  присесть и брать его с пола
Со-бе-ри!                                          обеими руками)
Рыбки плавают, ныряют –                        («плавать») 
И друг друга догоняют.
Раз, два, три –                                 (бегать друг за другом
Догони, догони, догони...                         по комнате)        
Рыбки плавают по дну –                        («плавать»)
Не поймаешь ни одну.
Раз, два, три –                          (при слове «замри» дети останавливаются
Замри!                                                 в тех позах, в которых их застала команда)
Воспитатель проходит между детьми и смотрит, чтобы никто не шевелился. Кто пошевелится, тот садится на стульчик. Остальные продолжают игру после слов:
        Раз, два, три – отомри!
Игра проводится 2 раза. В конце второго повтора дети должны закрыть глаза, воспитатель вносит в группу аквариум с рыбками. Дети рассматривают его.
В.: Вот и расколдовались рыбки из подводного царства. А сейчас уберем свои рабочие места.










15