Планирование работы кружка Цветные капельки (нетрадиционные способы рисования)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Гончаровская средняя общеобразовательная школа»
Пос. Перово, детский сад
Перспективное планирование
работы кружка
«Цветные капельки»
(нетрадиционные способы
и техники рисования)
на 2015-2016 учебный год
Воспитатель
Голубева А. В.
Нетрадиционные техники рисования
Дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей деятельности - играх, рисовании, лепке, рассказах и т.д. Богатые возможности в этом отношении представляет изобразительная деятельность. Чтобы не ограничивать возможности малышей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности. Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Перечисленные ниже техники рисования помогают развивать у ребенка оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность. Обучать нетрадиционным техникам рисования можно начинать уже в младшем возрасте, постепенно усложняя техники рисования.
Каждый из этих методов - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, развивает воображение, да свободу для самовыражения, так же работа способствует развитию координации движений.
рисование пальчиками
рисование ватными палочками
тычок жесткой полусухой кистью
рисование ладошками
оттиск поролоном
печать по трафарету
свеча и акварель
техника «набрызг»
тычкование
кляксография с трубочкой
кляксография обычная
рисование зубочисткой
монотипия-рисование нитками
Тычок жесткой полусухой кистью.
Способы получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация пушистой или колючей поверхности
Рисование нитками
Материалы: нитки (лучше шерстяные) различной длины, гуашь, бумага
Способ получения изображения: опускаем нитки в краску, что бы они пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладываем нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрываем чистым листом бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Дорисовать необходимые элементы. После освоения этой техники с использованием одной нитки можно усложнять работу и использовать две нити.
Рисование на сырой бумаге
Материалы: бумага, краски, вода, кисти, салфетки
Способ получения изображения: лист бумаги осторожно смять, что бы нарушить структуру бумаги. Расправить бумагу и намочить ее водой. Рисуем способом по сырому задуманный образ. Хорошо удаются в этой технике пейзажи
Набрызг
Способ получения изображения: ребенок опускает зубную щетку в баночку с краской, затем проводит расческой по зубной щетке, держа её над бумагой.
Кляксография обычная
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом бумаги и прижимается. Затем верхний лист снимается, изображение рассматривается, определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
Кляксография с трубочкой
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает краску пластиковой ложкой, выливает ее на лист бумаги. Затем на это пятно дует так, чтобы ее конец не касался ни пятна ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Свеча и акварель
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Печать по трафарету
Способ получения изображения: ребенок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролон в краску и примакивает поролон по трафарету, затем аккуратно убирает трафарет, если необходимо повторяет процедуру после высыхания краски.
Рисование зубочистками
Способ получения изображения: ребенок обмакивает зубочистку в краску и наносит желаемый рисунок на бумагу, для каждой краски берется отдельная зубочистка.
Тампонирование
Способ получения изображения: ребенок обмакивает полочку с поролоном в краску и наносит изображение на бумагу, можно обмакнуть поролон сразу в две и более краски, получится более сложное цветовое сочетание.
Рисование сыпучими материалами
Способ получения изображения: ребенок пальчиками набирает сыпучие материалы (манка, соль, песок) и аккуратно посыпает ими рисунок, необходимое условие: краска на рисунке не должна засохнуть, т.е. блестки наносят на еще не высохший рисунок.
Рисование мыльными пузырями
Способ получения изображения: опустить трубочку в смесь (гуашь, мыло, вода) и подуть так, что бы получились мыльные пузыри. Чистый лист бумаги прикасать к пузырям, как бы перенося их на бумагу. Получаются интересные отпечатки, можно дорисовать детали.
Сентябрь
1-ая неделя
« От детского сада до школы» (Что я видел по дороге в детский сад)
Цели и задачи
Образовательные:
- Обобщить представление детей о природных явлениях ;
- Формировать умение детей отражать свои впечатления в рисунке, используя нетрадиционные техники – техника «кляксография»
- Формировать эстетическое отношение к природным явлениям.
Развивающие:
- Развивать творческое воображение, фантазию.
Воспитательные:
- Воспитывать эстетический вкус, желание отражать в рисунке свои впечатления, желание оказывать помощь друзьям.
2-ая неделя
«Хорошо у нас в детском саду» (Придумай новую игрушку)
Цели и задачи
Образовательные:
- Обобщить представление детей о детском саде.
- Формировать умение детей отражать свои впечатления в рисунке.
Развивающие:
- Развивать чувство композиции, творческое воображение, фантазию.
Воспитательные:
- Воспитывать эстетический вкус, желание отражать в рисунке свои впечатления, желание оказывать помощь друзьям.
3-ая неделя
«Что нам осень принесла» (Овощи, огород)
Цели и задачи
Образовательные:
- Обобщить представление детей о типичных явлениях в живой и неживой природе;
- Формировать умение детей отражать свои впечатления в рисунке, используя нетрадиционные техники – техника «тычка скомканной бумагой»
- Формировать эстетическое отношение к природным явлениям.
Развивающие:
- Развивать чувство композиции, творческое воображение, фантазию.
Воспитательные:
- Воспитывать эстетический вкус, желание отражать в рисунке свои впечатления, желание оказывать помощь друзьям.
4-ая неделя
«Что нам осень принесла» (Корзина с фруктами)
Цели и задачи
Образовательные:
- Обобщить представление детей о типичных явлениях в живой и неживой природе;
- Формировать умение детей отражать свои впечатления в рисунке, используя нетрадиционные техники – теника «штамповка поролоном»
- Формировать эстетическое отношение к природным явлениям.
Развивающие:
- Развивать чувство композиции, творческое воображение, фантазию.
Воспитательные:
- Воспитывать эстетический вкус, желание отражать в рисунке свои впечатления, желание оказывать помощь друзьям.
Октябрь
1-ая неделя
«Осень в лес пришла» (Осеннее дерево)
Цели и задачи
Образовательные:
- Обобщить представление детей о природных явлениях ;
- Формировать умение детей отражать свои впечатления в рисунке, используя нетрадиционные техники – техника «кляксография»
- Формировать эстетическое отношение к природным явлениям.
Развивающие:
- Развивать творческое воображение, фантазию.
Воспитательные:
- Воспитывать эстетический вкус, желание отражать в рисунке свои впечатления, желание оказывать помощь друзьям.
2-ая неделя
«Осень в лес пришла» (Ягоды)
Цели и задачи
Образовательные:
- Обобщить представление детей о природных явлениях ;
- Формировать умение детей отражать свои впечатления в рисунке, используя нетрадиционные техники – техника «штамповка»
- Формировать эстетическое отношение к природным явлениям.
Развивающие:
- Развивать творческое воображение, фантазию.
Воспитательные:
- Воспитывать эстетический вкус, желание отражать в рисунке свои впечатления, желание оказывать помощь друзьям.
3-ая неделя
«Осень в лес пришла» (Грибы)
Цели и задачи
Образовательные:
- Обобщить представление детей о природных явлениях ;
- Формировать умение детей отражать свои впечатления в рисунке, используя нетрадиционные техники – техника «штамповка, свеча»
- Формировать эстетическое отношение к природным явлениям.
Развивающие:
- Развивать творческое воображение, фантазию.
Воспитательные:
- Воспитывать эстетический вкус, желание отражать в рисунке свои впечатления, желание оказывать помощь друзьям.
4-ая неделя
«Перелетные птицы» (Водоплавающие птицы)
Цели и задачи
Образовательные:
- Обобщить представление детей о природных явлениях ;
- Формировать умение детей отражать свои впечатления в рисунке, используя нетрадиционные техники – техника «штамповка»
- Формировать эстетическое отношение к природным явлениям.
Развивающие:
- Развивать творческое воображение, фантазию.
Воспитательные:
- Воспитывать эстетический вкус, желание отражать в рисунке свои впечатления.
Ноябрь
1-ая неделя
В мире животных «Домашние животные»
Цели и задачи
Образовательные:
- Обобщить представление детей о природных явлениях ;
- Формировать умение детей отражать свои впечатления в рисунке, используя нетрадиционные техники – техника «тычок клеевой кисточкой»
- Формировать эстетическое отношение к природным явлениям.
Развивающие:
- Развивать творческое воображение, фантазию.
Воспитательные:
- Воспитывать эстетический вкус, желание отражать в рисунке свои впечатления, желание оказывать помощь друзьям.
2-ая неделя
«Домашние птицы»
Цели и задачи
Образовательные:
- Обобщить представление детей о природных явлениях ;
- Формировать умение детей отражать свои впечатления в рисунке, используя народную живопись «хохлома»
- Формировать эстетическое отношение к природным явлениям.
Развивающие:
- Развивать творческое воображение, фантазию.
Воспитательные:
- Воспитывать эстетический вкус.
3 - неделя
«Дикие животные»
Цели и задачи
Образовательные:
- Обобщить представление детей о природных явлениях ;
- Формировать умение детей отражать свои впечатления в рисунке, используя нетрадиционные техники – техника «штамповка скомканной бумагой»
- Формировать эстетическое отношение к природным явлениям.
Развивающие:
- Развивать творческое воображение, фантазию.
Воспитательные:
- Воспитывать эстетический вкус, желание отражать в рисунке свои впечатления, желание оказывать помощь друзьям.
4 - неделя
«Первый снег»
Цели и задачи
Образовательные:
- Обобщить представление детей о природных явлениях ;
- Формировать умение детей отражать свои впечатления в рисунке, используя нетрадиционные техники – техника «штамповка скомканной бумагой»
Формировать эстетическое отношение к природным явлениям.
Развивающие:
- Развивать творческое воображение, фантазию.
Воспитательные:
- Воспитывать эстетический вкус, желание отражать в рисунке свои впечатления.
Декабрь
1-ая неделя
«Костюм (Одежда)»
Цели и задачи
Образовательные:
- Обобщить представление детей об одежде;
- Формировать умение детей отражать свои впечатления в рисунке, используя нетрадиционные техники – техника «штамповка, свеча»
- Формировать эстетическое отношение к природным явлениям.
Развивающие:
- Развивать творческое воображение, фантазию.
Воспитательные:
- Воспитывать эстетический вкус, желание отражать в рисунке свои впечатления, желание оказывать помощь друзьям.
2-ая неделя
«Обувь. Головные уборы»
Цели и задачи
Образовательные:
- Обобщить представление детей о природных явлениях;
- Формировать умение детей отражать свои впечатления в рисунке, используя народный марийский узор.
- Формировать эстетическое отношение к внешнему виду человека.
Развивающие:
- Развивать творческое воображение, фантазию.
Воспитательные:
- Воспитывать эстетический вкус, желание отражать в рисунке свои впечатления, желание оказывать помощь друзьям.
3-ая неделя
«В гостях у матушки зимы» (Снежная зима)
Цели и задачи
Образовательные:
- Обобщить представление детей о типичных зимних явлениях в живой и неживой природе;
- Формировать умение детей отражать свои впечатления в рисунке, используя нетрадиционные техники – техника «набрызг»;
- Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.
Развивающие:
- Развивать чувство композиции, творческое воображение, фантазию.
Воспитательные:
- Воспитывать эстетический вкус, желание отражать в рисунке свои впечатления, желание оказывать помощь друзьям.
4-ая неделя
«Праздник Новый год» (Новогодняя елочка)
Цели и задачи
Образовательные:
- Обобщить представление детей о природных явлениях;
- Формировать умение детей отражать свои впечатления в рисунке, используя нетрадиционные техники – «пальчиковая живопись»
- Формировать эстетическое отношение к природным явлениям.
Развивающие:
- Развивать творческое воображение, фантазию.
Воспитательные:
- Воспитывать эстетический вкус, отражать в рисунке свои впечатления.
Январь
1-ая неделя
«Мебель»
Цели и задачи
Образовательные:
- Обобщить представление детей об окружающем мире;
- Формировать умение детей отражать свои впечатления в рисунке, используя народную живопись «городец»;
- Формировать эстетическое отношение к окружающему миру,
Развивающие:
- Развивать творческое воображение, фантазию.
Воспитательные:
- Воспитывать эстетический вкус, желание отражать в рисунке свои впечатления, желание оказывать помощь друзьям.
2-ая неделя
«Посуда»
Цели и задачи
Образовательные:
- Обобщить представление детей об окружающем мире;
- Формировать умение детей отражать свои впечатления в рисунке, используя народную живопись «гжель»;
- Формировать эстетическое отношение к окружающему миру,
Развивающие:
- Развивать творческое воображение, фантазию.
Воспитательные:
- Воспитывать эстетический вкус, желание отражать в рисунке свои впечатления, желание оказывать помощь друзьям.
3-ая неделя
«Зимующие птицы»
Образовательные:
- Обобщить представление детей о природных явлениях, живой природе;
- Формировать умение детей отражать свои впечатления в рисунке, используя нетрадиционные техники – «аппликация – рваная бумага»
- Формировать эстетическое отношение к природным явлениям, живой природе.
Развивающие:
- Развивать творческое воображение, фантазию.
Воспитательные:
- Воспитывать эстетический вкус, отражать в рисунке свои впечатления.
Февраль
1-ая неделя
«Неделя здоровья» (Веселые капельки)
Цели и задачи
Образовательные:
- Обобщить представление детей об окружающем мире;
- Формировать умение детей отражать свои впечатления в рисунке, используя нетрадиционные техники – «кляксография»;
- Формировать эстетическое отношение к окружающему миру,
Развивающие:
- Развивать творческое воображение, фантазию.
Воспитательные:
- Воспитывать эстетический вкус, желание отражать в рисунке свои впечатления, желание оказывать помощь друзьям.
2-ая неделя
«Наша Родина - Россия» (Мой дом)
Цели и задачи
Образовательные:
- Обобщить представление детей об окружающем мире;
- Формировать умение детей отражать свои впечатления в рисунке, используя народную живопись «дымка»;
- Формировать эстетическое отношение к окружающему миру,
Развивающие:
- Развивать творческое воображение, фантазию.
Воспитательные:
- Воспитывать эстетический вкус, желание отражать в рисунке свои впечатления, желание оказывать помощь друзьям.
3-ая неделя
«Наша армия. Праздник 23 февраля»
Цели и задачи
Образовательные:
- Обобщить представление детей об окружающем мире;
- Формировать умение детей отражать свои впечатления в рисунке, используя нетрадиционные техники – «свеча, штамповка»;
- Формировать эстетическое отношение к окружающему миру,
Развивающие:
- Развивать творческое воображение, фантазию.
Воспитательные:
- Воспитывать эстетический вкус, желание отражать в рисунке свои впечатления, желание оказывать помощь друзьям.
4-ая неделя
«Моя семья»
Цели и задачи
Образовательные:
- Обобщить представление детей об окружающем мире;
- Формировать умение детей отражать свои впечатления в рисунке, используя шаблоны и трафареты;
- Формировать эстетическое отношение к окружающему миру,
Развивающие:
- Развивать творческое воображение, фантазию.
Воспитательные:
- Воспитывать эстетический вкус, желание отражать в рисунке свои впечатления, желание оказывать помощь друзьям.
Март
1-ая неделя
«Мамин день» (Открытка для мамы)
Цели и задачи
Образовательные:
- Обобщить представление детей об окружающем мире;
- Формировать умение детей отражать свои впечатления в рисунке, используя различные нетрадиционные техники по желанию;
- Формировать эстетическое отношение к окружающему миру,
Развивающие:
- Развивать творческое воображение, фантазию.
Воспитательные:
- Воспитывать эстетический вкус, желание отражать в рисунке свои впечатления, желание оказывать помощь друзьям.
2-ая неделя
«Комнатные растения»
Цели и задачи
Образовательные:
- Обобщить представление детей об окружающем мире;
- Формировать умение детей отражать свои впечатления в рисунке, используя нетрадиционные техники – «рисование ватными палочками»;
- Формировать эстетическое отношение к окружающему миру,
Развивающие:
- Развивать творческое воображение, фантазию.
Воспитательные:
- Воспитывать эстетический вкус, желание отражать в рисунке свои впечатления, желание оказывать помощь друзьям.
3-ая неделя
«Весна»
Цели и задачи
Образовательные:
- Обобщить представление детей об окружающем мире;
- Формировать умение детей отражать свои впечатления в рисунке, используя нетрадиционные техники – «рисование по мокрому листу»;
- Формировать эстетическое отношение к окружающему миру,
Развивающие:
- Развивать творческое воображение, фантазию.
Воспитательные:
- Воспитывать эстетический вкус, желание отражать в рисунке свои впечатления, желание оказывать помощь друзьям.
4-ая неделя
«Рыбы» (Аквариум)
Цели и задачи
Образовательные:
- Обобщить представление детей об окружающем мире;
- Формировать умение детей отражать свои впечатления в рисунке, используя нетрадиционные техники – «свеча, штамповка»;
- Формировать эстетическое отношение к окружающему миру,
Развивающие:
- Развивать творческое воображение, фантазию.
Воспитательные:
- Воспитывать эстетический вкус, желание отражать в рисунке свои впечатления.
Апрель
1-ая неделя
«Транспорт. Профессии на транспорте»
Цели и задачи
Образовательные:
- Обобщить представление детей об окружающем мире;
- Формировать умение детей отражать свои впечатления в рисунке, используя нетрадиционные техники – «штамповка»;
- Формировать эстетическое отношение к окружающему миру,
Развивающие:
- Развивать творческое воображение, фантазию.
Воспитательные:
- Воспитывать эстетический вкус, желание отражать в рисунке свои впечатления, желание оказывать помощь друзьям.
2-ая неделя
«Путешествие в космос»
Цели и задачи
Образовательные:
- Обобщить представление детей об окружающем мире;
- Формировать умение детей отражать свои впечатления в рисунке, используя нетрадиционные техники – «рисование ниткой»;
- Формировать эстетическое отношение к окружающему миру,
Развивающие:
- Развивать творческое воображение, фантазию.
Воспитательные:
- Воспитывать эстетический вкус, желание отражать в рисунке свои впечатления, желание оказывать помощь друзьям.
3-ая неделя
«Земля наш общий дом» (Животные на планете)
Цели и задачи
Образовательные:
- Обобщить представление детей об окружающем мире, живой природе;
- Формировать умение детей отражать свои впечатления в рисунке, используя нетрадиционные техники – «основа - оттиск ладошки»;
- Формировать эстетическое отношение к окружающему миру,
Развивающие:
- Развивать творческое воображение, фантазию.
Воспитательные:
- Воспитывать эстетический вкус, желание отражать в рисунке свои впечатления, желание оказывать помощь друзьям.
4-ая неделя
«Малая Родина» (Выборг, Перово)
Цели и задачи
Образовательные:
- Обобщить представление детей об окружающем мире;
- Формировать умение детей отражать свои впечатления в рисунке, используя нетрадиционные техники – «свеча, штамповка»;
- Формировать эстетическое отношение к окружающему миру,
Развивающие:
- Развивать творческое воображение, фантазию.
Воспитательные:
- Воспитывать эстетический вкус, желание отражать в рисунке свои впечатления, желание оказывать помощь друзьям.
Май
1-ая неделя
«Первоцветы»
Цели и задачи
Образовательные:
- Обобщить представление детей об окружающем мире;
- Формировать умение детей отражать свои впечатления в рисунке, используя нетрадиционные техники – «штамповка поролоном»;
- Формировать эстетическое отношение к окружающему миру,
Развивающие:
- Развивать творческое воображение, фантазию.
Воспитательные:
- Воспитывать эстетический вкус, желание отражать в рисунке свои впечатления, желание оказывать помощь друзьям.
2-ая неделя
«Перелетные птицы»
Цели и задачи
Образовательные:
- Обобщить представление детей об окружающем мире, живой природе;
- Формировать умение детей отражать свои впечатления в рисунке, используя нетрадиционные техники – «штамповка»;
- Формировать эстетическое отношение к окружающему миру,
Развивающие:
- Развивать творческое воображение, фантазию.
Воспитательные:
- Воспитывать эстетический вкус, желание отражать в рисунке свои впечатления, желание оказывать помощь друзьям.
3-ая неделя
«Насекомые»
Цели и задачи
Образовательные:
- Обобщить представление детей об окружающем мире;
- Формировать умение детей отражать свои впечатления в рисунке, используя нетрадиционные техники – «кляксография»;
- Формировать эстетическое отношение к окружающему миру,
Развивающие:
- Развивать творческое воображение, фантазию.
Воспитательные:
- Воспитывать эстетический вкус, желание отражать в рисунке свои впечатления, желание оказывать помощь друзьям.
4-ая неделя
«Школьные принадлежности»
Цели и задачи
Образовательные:
- Обобщить представление детей об окружающем мире;
- Формировать умение детей отражать свои впечатления в рисунке, используя нетрадиционные техники по замыслу;
- Формировать эстетическое отношение к окружающему миру,
Развивающие:
- Развивать творческое воображение, фантазию.
Воспитательные:
- Воспитывать эстетический вкус, желание отражать в рисунке свои впечатления, желание оказывать помощь друзьям.
15