Методическая разработка урока русского языка Безударный гласный звук в корне слова
Конспект урока по русскому языку: «Безударный гласный звук в корне слова».
Тема: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне».
Цели: обобщить и дополнить знания учащихся о правописании безударных гласных в корне; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы.
Цели урока будут достигнуты путем решения задач по формированию универсальных учебных действий.
Задачи урока:
1.В сфере личностных УУД:
-формирование ценностно-смысловой ориентации;
-развитие собственной самооценки усваиваемого на уроке материала.
2.В сфере регулятивных УУД:
- постановка учебной задачи, с учетом имеющихся знаний и знаний, полученных в процессе урока;
-умение планировать свою работу;
-учиться прогнозировать, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность.
3.В сфере познавательных УУД:
-формирование логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей;
-постановка и формулирование проблемы, самостоятельный поиск ее решения.
4.В сфере коммуникативных УУД:
-умение плодотворно сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации;
-формирование умения слаженно работать в группе, в паре;
-формирование умения полно и четко выражать свои мысли, владея умело речью.
Оборудование:
учебник «Русский язык» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, тетради, доска, проектор, конверты с заданиями для групп, орфографические словари.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
- Ребята! Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, давайте поздороваемся с ними. Садитесь.
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый наш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
- Сегодня, вам предстоит вспомнить многое из того, что вы уже изучили, узнать что-то новое. Я желаю вам успехов.
- Откройте тетради и запишите сегодняшнее число. (Слайд)
- Сегодня у нас с вами необычный урок русского языка. Скажите, какое важное событие проходило в г.Сочи зимой? (Олимпийские игры) (Слайд)
- Правильно, это зимние олимпийские игры. Вот сегодня мы и посвятим наш урок олимпийским играм, и проведем свои малые олимпийские игры.
- А, что вы знаете об олимпийских играх? Ответы детей. (Слайд)
- Скажите, с чего начинаются олимпийские игры? (Зажжение олимпийского огня)
(Слайд)
- Что символизирует собой священный огонь факела? (мир и дружбу всех народов земли).
Олимпийский огонь прошёл длинный путь от Греции до города Сочи. Он побывал в космосе, на дне озера Байкал, на вершине горы Эльбрус, во многих городах нашей страны. И вот олимпийский огонь сегодня пришел к нам.
Давайте, мы с вами не будем нарушать традиций и тоже начнем наши олимпийские игры с церемонии вноса факела с олимпийским огнем.
(Две ученицы внося факел в класс и ставят его на почетное место.)
- А вы знаете, кто был талисманом олимпийских игр? Обычно талисманом игр объявляют какого-нибудь животного, популярного в стране. Талисманами олимпийских игр в России стали:
белый медведь – представляет санный спорт и бобслей, где необходимо быть энергичным и целеустремленным. (Слайд)
Зайка – представляет фигурное катание, лыжи, скорость и доброту. (Слайд)
Леопард – представляет сноуборд, где нужна смелость и ловкость. (Слайд)
Видеофрагмент.
II. Словарная работа переходящая в актуализацию знаний.
И так, малые олимпийские игры считаем открытыми. И вот первый олимпийский талисман. (Слайд)
- Отправимся с зайкой на фигурное катание. Дома вы готовили сообщения о зимних олимпийских вида спорта. Что вы узнали о фигурном катании? (Ответы детей) Фрагмент мультфильма.
1. Минутка чистописания.
- Сейчас, вам, как и фигуристам придется выписывать разные элементы, только элементы не фигурного катания, а прописать буквы, а какие вам и предстоит угадать.
- Отгадайте, какие буквы спрятаны.
З,з; В,в; У,у; К,к.
- Запишите каждую букву 3 раза. Что можете рассказать о букве К,к.? А кто может сказать, какое слово спряталось? (Звук). Молодцы!
- Давайте посмотрим, на какой вид спорта теперь нас приглашает зайка? Фрагмент мультфильма. Да это лыжные гонки. Что вы узнали об этом виде спорта?
И так, у нас командные лыжные гонки. У нас три ряда – три команды. Вам нужно выбрать капитанов своих команд. В классе развешены слова с пропущенными буквами, вам нужно найти слово, в котором пропущена буква вашей команды. Вы приносите слово капитану, капитан ставит ударение. Если капитан считает, что в слове, которое вы принесли должна стоять другая буква, он его отдает той команде, к которой оно относится. Побеждает та команда, которая первая закончит гонку.
И так, команды соберитесь около первых парт, выберите капитана. Капитаны около доски. Первый ряд собирает слова с гласной буквой о, в корне, 2-й ряд собирает слова с гласной буквой е в корне, 3-й ряд собирает слова с гласной буквой а, в корне.
о е а
в..робей б..рёза к..пуста
л..пата в..село к..ртина
..сина м..дведь гр..чи
с..сна с..стра м..лыш
ст..ловая зв..зда вр..чи
м..ряк сл..ды тр..ва
г..ра цв..ток гл..зок
п..суда п..нал обл..ко
Л..сица, р..сунок, л..сток.
- Почему эти слова ни одна группа не взяла?
III. Повторение и постановка учебной задачи.
- На какие две группы можно разделить эти слова? (Слова с безударной гласной проверяемой и непроверяемой)
- Что это за слова, в которых мы не можем проверить гласную? (Словарные)
- Что нужно сделать чтобы определить безударную гласную? (Поставить ударение)
- Свяжите слово звук, и безударный гласный, и назовите тему нашего урока. (Безударный гласный звук в корне слова). (Слайд)
- Давайте с вами вспомним, а какие гласные нужно проверять?( А О И Е Я)
- На какие вопросы будем искать ответ при работе с безударной гласной?
Что? надо
Где? проверять
Как?
- Какие задачи поставим перед собой? Чему будем учиться? (Учиться подбирать проверочные слова, правильно писать слова с безударной гласной в корне).
- Давайте вспомним алгоритм, которым мы пользуемся.
АЛГОРИТМ:
(Повесить на доску)
- Прочитай слово
- Поставь ударение
- Выдели корень
- Определи безударную гласную
- Подбери проверочное слово
- Напиши гласную
IV. Закрепление изученного.
- Нас с вами встречает следующий символ олимпиады. Видеофрагмент. Белый медведь приглашает нас принять участие в следующих соревнованиях, а именно в бобслее. Что узнали про этот вид спорта? (Ответы детей)
Миша приготовил вам такое задание. Представьте, что вы сели в боб и покатились. И для того, чтобы пройти трассу успешно, вам нужно
Прочитать слова. Из данных слов составить пары, в которых одно слово было бы проверяемым, второе – проверочным. Соединить эти слова. Вставить пропущенные буквы. Орфограмму подчеркнуть
г…ра х..лм
х..лмы сп..рт
стр..на з..мний
сп..ртсмен г..рка
з..ма стр..ны
Работаем в парах сменного состава. Проверка. (Слайд.)
- Поднимите руки, кто выполнил все правильно, кто допустил 1 – 2 ошибки, кто допустил больше 3-х ошибок?
- Молодцы, вы справились с этим тяжелым спуском.
V. Физминутка. (Слайд.)
- Все спортсмены перед соревнованиями долго тренируются. Мы с вами сейчас тоже проведем небольшую тренировку перед следующим соревнованием.
(Презентация «Две руки»)
VI. Закрепление изученного.
-А мы возвращаемся на олимпиаду. Нас ждет командный санный спуск.
Фрагмент мультфильма.
-Что вы узнали про этот вид спорта?
Вам нужно разделиться на команды, группы. Каждая группа, получит предложение, которое рассыпалось. Вам нужно составить предложение, записать его в тетрадь. Найти слово с безударной гласной в корне. Подобрать к этому слово однокоренные слова. Определить, какое из однокоренных слов будет проверочным.
1. За, крутой, спуск, холмом, был, горный. (За холмом был крутой горный спуск.)
2. Лезвия, у, острые, коньков, стальные. (У коньков острые стальные лезвия.)
3. До финиша, ловкие, первыми, спортсмены, доехали. (Ловкие спортсмены первыми доехали до финиша.)
4. По, петляла, тропке, лыжня, лесной. (По лесной тропке петляла лыжня.)
5. Мы болели за участников соревнований.6. Чтобы победить, нужно много тренироваться.
- Хотелось бы послушать всех, но время урока ограничено, поэтому выберем 1 предложение у группы, которая закончила первой. А предложения других групп, я посмотрю, когда проверю ваши тетради.
-Молодцы. Командные соревнования по санному спорту завершены.
VII. Работа по учебнику.
- И вот нас встречает леопард. (Слайд)
Он нас приглашает прокатиться на сноуборде.
Фрагмент мультфильма.
-Что вы узнали про этот вид спорта? (Ответы детей).
- В этом виде спорта вам нужно поработать с учебником. Откройте учебник на странице 101 упр.156. Прочитайте задание. Что нужно сделать в этом упражнении. - - Кто не понял задание?
- Работаем по вариантам. 1 вариант записывает слова с пропущенной буквой е, 2 вариант – с пропущенной буквой и. Слова записываем в столбик. Обозначаем орфограмму.
- Готовы? Покатились!
- Проверяем. (Ответы детей)
- Проверка с доски. (Слайд)
- Давайте посмотрим, куда теперь нас приглашает леопард.
Фрагмент мультфильма.
- Биатлон. Что знаете про этот вид спорта?
- Я вам буду называть слова, вы должны подобрать проверочное слово. Если названо правильно, цель поражена, если слово названо неверно - вы промахнулись.
СЛОВА
VIII. Подведение итогов.
Вот и подошли к завершению наши малые олимпийский игры. (Слайд)
- Скажите, какие задачи, мы ставили в начале уроке?
-Смогли мы с вами их решить.
-На какие вопросы искали ответ?
- Каждая олимпиада заканчивается награждением победителей. А наши награды – это отметки. Как вы считаете, какую награду, отметку, каждый из вас заслужил сегодня на уроке. (Ответы детей).
Что вам особенно понравилось на уроке.
IX. Домашнее задание.
Стр. 102, упр. 159
1. Вам нужно будет списать любые два предложения. Подчеркнуть слова, написание которых надо проверять.
2. Затем выпишите любые три слова с безударным гласным звуком в корне. Рядом с каждым словом запишите проверочное слово. Обозначите орфограмму.
-А завершить наш урок, мне хочется олимпийским гимном.
Звучит олимпийский гимн.