Технологическая карта урока по русскому языку на тему: Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова во 2 классе


Технологическая карта
учитель: Комарова Елена Алексеевна
Тема Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне словаЦель Способствовать развитию умения подбирать проверочные слова, объяснять написание слов с пропущенными буквами; создать условия для развития речи учащихся.
Тип урока Урок «открытия» нового знания
Планируемые результаты Предметные результаты:
Изменять форму слова и подбирать однокоренные слова с ударным гласным
Метапредметные результаты:
Познавательные:
Научатся способу проверки написания гласной буквы в безударном слоге.
Регулятивные:
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, и условиями её реализации.
Коммуникативные:
Умение учитывать разные мнения и интересы, представлять собственную позицию
Умение аргументировать свою позицию при выработке общего решения совместной деятельности
Личностные результаты:
Принимать установленные правила в планировании способа решения.
Средства Учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого Русский язык, 2 класс; (стр.97,98), рабочая тетрадь стр. 43 упр. 93.

Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
осуществляемые
действия формируемые
умения
I. Мотивация к учебнойдеятельности. Приветствует учащихся.
Проверяет готовность к уроку Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя
II. Чистописание а о и е я и их соединения Выполняют письмо
по образцу Вырабатывают каллиграфический почерк
III. Проверка выполнения домашнего задания (упр.147)
Организует обсуждение домашнего задания (упр. 147)
Спрашивает «Какими способами можно подобрать проверочное слово для слова с безударным гласным звуком в корне» Зачитывают сообщения.(Чтобы подобрать проверочное слово, надо изменить форму слова или подобрать однокоренное) Обсуждение.
Устанавливают правильность выполнения домашнего задания, выявляют пробелы и осуществляют их коррекцию
Обоснование ответа.
IV. Выработка алгоритма действий на основании правила (стр.96) Организует работу при составлении алгоритма. Составляют план (алгоритм) под руководством учителя
Произношу слово и слышу безударный гласный А или И
Выясняю, в корне ли находится
Изменяю слово или подбираю однокоренное слова с ударным гласным в корне.
Пишу ту же букву, что и в проверочном слове. Извлекают необходимую информацию из правила (стр 96)
V.
Физкультминутка Организует двигательную активность. Выполняют движения
под руководством учителя Осуществляют профилактику утомления.
VI.Актуализация необходимых знаний упр. 148 стр. 97. Организует работу по выполнению упр.148 (стр. 97)
Обращает внимание на обоснование способа проверки обозначения буквой безударного гласного звука. Рассматривают рисунки, записывают название каждого предмета в тетрадь. Объясняют, как будут проверять написание слов с безударным гласным в корне. Выполняют взаимопроверку.
Работают самостоятельно
VII Постановка учебной задачи Формулирует учебную задачу сегодняшнего урока, обращая внимание на способы проверки Определяют задачу урока. Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем
VIII.Организация познавательной деятельности
Словарно-орфографическая работа. Организует работу по выполнению упр.149 (стр.97) Определяют смысл пословиц с помощью учителя. В выделенных словах называют буквы, написание которых требует проверки. Выписывают выделенные слова и. пользуясь алгоритмом проверяют безударные гласные в корне. Объясняют свой выбор.
Предлагает обсудить значение и написание слова одежда (стр.97). Спрашивает, можно ли подобрать слово для проверки первого слога. Находят слово в орфографическом словаре учебника (стр. 1370 Записывают слово одежда в тетрадь. Делают вывод, что слово одежда – словарное. Безударная гласная в корне –непроверяемая. Запоминают правописание слова Объясняют лексическое значение слова. Устанавливают причинно-следственные связи. Сравнивают слова. Извлекают необходимую информацию из словаря. Усваивают написание непроверяемого слова
Организует работу по выполнению упр.150 (стр.98) по вариантам. Читают задание. Записывают пары слов. Выполняют взаимопроверку.
IX. Применение знаний и способов действий.
(Упр. 151) Предлагает выполнить упр.151 (стр.98) с выборочным комментированием. Читают задание. Обращают внимание, что предложения – это загадки. Объясняют правописание пропущенных букв. Выполняют взаимопроверку. Объясняют свой выбор. Умеют работать самостоятельно
X. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) Уточняет, какими способами можно проверить безударную гласную в корне слова. Анализируют содержание урока. Делают вывод о практической значимости полученных знаний. Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке
XI. Домашнее
задание:рабочая тетрадь стр.43 упр. 93.
Предлагает рассмотреть в рабочей тетради упр.93 (стр.43) домашнее задание, проверяет его понимание всеми учащимися Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи Принимают учебное
Задание.

Сценарий урока:
Тема: Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне словаПедагогические цели: Способствовать развитию умения подбирать проверочные слова, объяснять написание слов с пропущенными буквами; создать условия для развития речи учащихся, ознакомления со словом с непроверяемым написанием: снегирь
I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент)
Приветствие учащихся.
– Проверим готовность к уроку
тетрадь: Число. Классная работа.
II. Чистописание: Выполняют письмо по образцу
о О а д б
III. Проверка выполнения домашнего задания.
Выписать из "словаря однокоренных слов" (учебник с.135) 5 слов с безударной гласной в корне, подчеркнуть в каждом из них букву, обозначающую безударный гласный звук.
Проверяет выполненное домашнее задание, просматривает рабочие тетради
"Почему надо проверять написание буквы, обозначающей безударный гласный звук?"
Зачитывают домашнее задание Обсуждение.
IV. Постановка учебной задачи:
1.– Какую тему мы изучаем на протяжении нескольких уроков?( – Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.)
– Все ли хорошо ее усвоили?
– Давайте сформулируем учебную задачу сегодняшнего урока(– Учиться проверять правописание слов с безударным гласным звуком в корне)
2. Беседа по вопросам:
- Какое правило поможет вам правильно обозначить буквой безударный гласный звук в слове? (учебник с.96 - НАДО: а) изменить форму слова: моря - море, у моря
б)подобрать однокоренное слово : трава - травка, зелёный - зелень
чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным.)
В проверочном и проверяемом словах гласные корня пишутся одинаково.
3.- А если слово проверить нельзя? Как такие слова называются и что надо делать? (запомнить или словарь)
4. Словарно-орфографическая работа.
Словарные слова: Ворона, воробей, сорока, соловей.
Запоминают правописание слова: снегирь
- Что обозначает это слово? Поставьте ударение. Найдите орфограмму. Запишите слово в словарик.
Как назвать одним словом этих животных? (Птицы.)
Какую помощь оказывают они людям? (Птицы охраняют наши с.ды.)
Составим из слов предложение. Какую гласную в корне слова с.ды будем писать?
Учитель: Поставим ударение.
Учитель: Подчеркнём безударный гласный звук.
Учитель: Безударный гласный звук [а] может быть записан буквой о или а. Обязательно нужно проверять. Как проверить безударный гласный звук в корне?
Учитель: Назовите проверочное слово.
Ученик: Сад.
Учитель: Запишем слово «сады».
ФИЗМИНУТКА: Курочка.
5. Выработка алгоритма действий:
V. Применение знаний и способов действий.
1. А? О? (Упр. 157) – Прочитайте. Запишите слова в 2 группы: с пропущенной буквой а и пропущенной буквой о.
– Докажите, что вы правильно написали слова с пропущенными буквами
ФИЗМИНУТКА: Для глаз.
малыш кольцо
глазок столовая
в шкафу солёныйшагать морской
краснеть полянка
травинка большойврачи кормить
кора
окно
2. Самопроверка: Образец на доске.
3. Самооценка - . , . , . .
4. Выполнение двух упражнений на интерактивной доске - ЦЕПОЧКА.
а) Проверяемые и проверочные слова
б)Распределение слов с пропущенными буквами по корзинам
5. Развитие речи на интерактивной доске: ГРАЧИ. (упр.№160)
-Расположите предложения так, чтобы они составили текст. Озаглавьте его. Запишите заголовок и составленный текст. (карточки на партах)
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
– Закончите предложения:
• Я сегодня узнал…
• Я научился…
• Мне было…
• Я рад…
Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока
VII. Домашнее задание. Работа в рабочей тетради (№ 96)

Технологическая карта
Предмет: Русский язык
Программа: «Школа России»
Автор: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Класс: 2
Тема: Способы проверки написания буквы, обозначающий безударный гласный звук в корне слова Тип урока: урок «открытия» нового знания
Ф.И.О. учителя: Комарова Елена Алексеевна
Средства обучения: учебник, тетрадь, компьютер, проектор.
Цель: создать условия для усвоения способа проверки написания гласной буквы в безударном слоге, развивать умения подбирать проверочное слово.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: Изменять форму слова и подбирать однокоренные слова с ударным гласным
Метапредметные результаты:
Познавательные:
Научатся способу проверки написания гласной буквы в безударном слоге.
Регулятивные:
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, и условиями её реализации.
Коммуникативные:
Умение учитывать разные мнения и интересы, представлять собственную позицию
Умение аргументировать свою позицию при выработке общего решения совместной деятельности
Личностные результаты:
Принимать установленные правила в планировании способа решения.
Ход урока
Деятельность учителя Деятельность учеников
Мотивация к учебной деятельности
Чистописание. Показ безотрывного письма с соблюдением способов соединения букв.
Словарная работа. Диктует слова с непроверяемой безударной гласной: вдруг, весело, ветер, воробей, ворона.
Повторение ранее изученного материала.
_ Что надо проверять? ( гласные А, О, Е, Я, И)
- Где надо проверять? ( в корне слова)
- Как проверять и чем проверять, разберёмся вместе на сегодняшнем уроке.
Пишут строчку аияоеДети записывают и проверяют по словарю.
Отвечают на вопросы:
Что проверяем?
Где проверяем?
Актуализация знаний
Организация познавательной деятельности
Рефлексия учебной деятельности
Этапы урока



Тема урока:
Способы проверки написания буквы, обозначающий безударный гласный звук в корне слова.
Тема урока: Способы проверки написания буквы, обозначающий безударный гласный звук в корне слова.
Класс: 2
Тип урока: Урок совершенствования умений и навыков
Оборудование:
интерактивная доска, мультимедийный проектор;
электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого Русский язык, 2 класс;
презентация к уроку;
учебник + рабочая тетрадь «Русский язык», 2 класс, часть 1 (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий);
раздаточный материал для работы в парах.
Организация пространства:
фронтальная работа
индивидуальная работа
работа в парах.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД
I. Мотивация к учебной деятельности.
Мотивация к учебной деятельности
Ну-ка, проверь себя, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте? Все ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка…
Проверили? Вот здорово.
К уроку все готово!
Эмоциональный настрой к уроку
- Давайте встанем! Настроимся на работу! Протрите ладони, почувствуйте тепло! А теперь поделимся теплом друг с другом: потяните ладони соседям! Улыбнёмся, пожелаем друг другу удачи!
- Пусть доброе, внимательное отношение друг к другу сопровождает нас на этом уроке.
Слайд 2. Подготовка к письму. Личностные УУД:
Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке;
развитие этических чувств (доброжелательности)
II.Актуализация знаний и пробное учебное действие.


Слайд 3.
–Ребята откройте тетради и запишите число.
–Какую запись должны сделать дальше?
–Напишите: «Классная работа».
Чистописание.
Дети:
Я тетрадь свою открою,
И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою.
Ручку я вот так держу
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Запись буквы Оо и соединений с ней
У: Сегодня мы с вами напишем букву Оо и соединения с буквой о:
ок, он, от, ом, ол, од, до
– Сравните соединения букв. Как соединяется строчная буква о с другими буквами?
Д: Вверху или внизу. Зависит от того, какая буква следует за ней или после неё.
Словарная работа
У: Как вы думаете, правописание какого слова нам сегодня нужно запомнить?
Работа в парах:
(На доске запись, у детей на листочках)
ПОКШДЕЦЖСЧДХА
У: Зачеркните в цепочке буквы, обозначающие глухие согласные звуки, и узнаете слово, которое нужно запомнить сегодня на уроке.
Д: Одежда.
Работа над словарным словом одежда (значение, произношение, написание). Списывание пословиц с взаимопроверкой написанного.
(Открывается электронное приложение к учебнику)
Запись слова одежда
У: Назовите лексическое значение слова одежда.
(Проверка, слайд электронного приложения)
Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить.
Выбор и запись пословицы по теме:
Одежда лучше новая, а друг старый.
У: А ещё какие пословицы вы знаете на эту тему? (упр.149)
Слайд 4.
Д: Не одежда красит человека, а добрые дела. (Взаимопроверка)
У: Как вы понимаете смысл этих пословиц?
(Ответы детей).
У: В написании какой буквы в выделенном слове можно допустить ошибку? Почему?
Д: Слышится звук [и].
У: Поставьте ударение и подчеркните эту букву. Объясните, как проверить её написание.
(Ответы детей.)
– Какое правило нам надо знать? Регулятивные УУД:
принимать и сохранять в памяти учебную задачу;
высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи;
в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
Познавательные УУД:
осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя);
воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
Коммуникативные УУД:
слушать собеседника и понимать речь других;
работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

III. Постановка учебной задачи.


У: Как вы думаете, над чем мы будем работать сегодня?
Д: Сегодня на уроке мы будем учиться подбирать проверочные слова.
У: Тема сегодняшнего урока нам знакома или нет?
– Как вы думаете, что мы должны будем повторить на уроке?
Д: Правописание безударных гласных в корне слова.
Слайд 5.
– Как можно проверить безударную гласную?
Слайд 6.
У: Повторите правило.
Д: Если буква гласная вызвала сомнение
Ты немедленно её ставь под ударение!
Слайд 7.
Упр. 147, с.97
У: Какими способами можно подобрать проверочное слово для слова с безударным гласным в корне?
Д: Для проверки безударного гласного звука в корне нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово. Регулятивные УУД:
прогнозировать (совместно с учителем) предстоящую работу;
Коммуникативные УУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Познавательные УУД:
осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя);
IV. Построение проекта учебных действий.
Слайд 8. Составим план (алгоритм) работы.
Прочитай слово.
Поставь ударение.
Выдели корень.
Найди проверочное слово: измени слово или подбери однокоренные слова.
Напиши слово, вставь букву.
Обозначь орфограмму. Регулятивные УУД:
планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей;
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Упр.2 из электронного приложения к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого Русский язык, 2 класс
Слайд 9.
Упр.148, с. 97 (учебник)
У: Как узнать, какую букву нужно проверять в слове?
Д: Надо поставить ударение, подчеркнуть безударные гласные, выделять корень.
Работа по цепочке с проговариванием:
Ученик: (называет слово). Ставлю ударение …, выделяю корень …, ищу проверочное слово …, пишу слово …, подчёркиваю безударную гласную.
Физкультминутка «Незнайкина зарядка»
Вот Незнайкина зарядка.
Выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну–ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели – встали, сели – встали.
Вы, надеюсь, не устали?
Надо вам свободней встать
И спокойнее дышать. Познавательные УУД:
ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
пользоваться знаками, приведёнными в учебнике и в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
Регулятивные УУД:
выполнять действия по намеченному плану;
Коммуникативные УУД:
формулировать собственное мнение и аргументировать его;
слушать собеседника и понимать речь других;
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Работа в парах:
Упр.90, с.42 (рабочая тетрадь)
Задание:
Подберите к каждому слову проверочное. Вставьте пропущенные буквы.
Соедините дугой одинаковые гласные в корне проверочного и проверяемого слова.
Слайд 10. Эталон для проверки:
Зёрна – зерно лист - листы
Сёстры – сестра шкаф - шкафы
Звёзды – звезда хлеб - хлеба
У: Оцените себя на полях тетради. Регулятивные УУД:
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Познавательные УУД:
ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
VII. Закрепление
Слайд 11.
Устный словарный диктант (с сигнальными карточками): моряк, стрела, слова, звонок, поля, стволы, дожди, траваПознавательные УУД:
пользоваться знаками для решения учебных и практических задач;
обосновать свой выбор;
VIII. Рефлексия Слайды 12-14.
– Какую опасность на письме представляют безударные гласные?
– Что нужно уметь делать, чтобы не допустить ошибку при написании слов с безударным гласным?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
Оцените результат своих действий:
Сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
– Кто из вас может сказать:
«Сегодня я много работал, творил, знание новое для себя открыл.Эти знания умею применять, задания мне легко выполнять».
Регулятивные УУД:
осуществлять познавательную и личностную рефлексию; оценивать совместно с учителем результат своих действий;
понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
Домашнее задание Упр. 91, с.42 (рабочая тетрадь) Ход занятия
Этапы урока Деятельность преподавателя Деятельность учащихся
1. Организационный момент Проверка готовности к уроку. Организация внимания. Проверяют порядок на рабочем месте

2. Актуализация знаний и умений
Чистописание. Показ безотрывного письма с соблюдением способов соединения букв.
Словарная работа. Диктует слова с непроверяемой безударной гласной: вдруг, весело, ветер, воробей, ворона.
Повторение ранее изученного материала.
_ Что надо проверять? ( гласные А, О, Е, Я, И)
- Где надо проверять? ( в корне слова)
- Как проверять и чем проверять, разберёмся вместе на сегодняшнем уроке.
Пишут строчку аияоеДети записывают и проверяют по словарю.
Отвечают на вопросы:
Что проверяем?
Где проверяем?
3. Целеполагание и мотивация.
Постановка проблемы. Зачитывается история, которая произошла с хорошими друзьями.
- Почему так получилось?
- Какое правило не знал автор записки?
(Дима не знал правило о написании безударной гласной)
- Как правильно записать это слово?
( с мячом – мяч)
Исходя из проблемы, дети определяют тему урока и ставят перед собой цели.
4. Первичное усвоение Предлагает составить алгоритм проверки безударной гласной в корне.
Организует обмен информацией. Корректирует алгоритм.
АЛГОРИТМ
Прочитай слово.
Поставь ударение.
Выдели корень.
Определи безударную гласную.
Подбери проверочное слово.
Использует электронное приложение к уроку
( два способа проверки безударной гласной)
Проводит работу над усвоением нового правила по учебнику с. 96.
- Как надо проверять безударную гласную в корне? ( подобрать проверочное слово)
- Назовите первый способ проверки (изменить форму слова) КАРТОЧКА на ДОСКЕ
- Прочитайте о втором способе проверки ( подобрать однокоренное слово) КАРТОЧКА на ДОСКЕ
- Но что должно быть обязательным и главным при подборе проверочного слова? ( чтобы безударный гласный в корне стал ударным). КАРТОЧКА НА ДОСКЕ.
- Так ЧЕМ будем проверять безударную в корне ? ( ударением)
Отвечают на вопросы; читают составленный алгоритм.
Слушают и наблюдают
Самостоятельное чтение и ответы на вопросы
( выборочное чтение.)
5. Осознание и осмысление Объясняет задания к упражнению 146, упр. 148.
_ В каждом слове будем учиться находить безударную гласную и определять способ проверки, пользуясь алгоритмом..Комментируют, сравнивают, доказывают. Записывают.
6. Первичное закрепление
Организует работу в парах .Предлагает упражнение для самостоятельной работы из электронного приложения. 1 – вариант выбирают слова с пропущенными безударными гласными А, О.
2 – вариант с пропущенными Е, И. Работают по карточкам в парах. Проверка по электронному приложению.
Самостоятельно выполняют задания к игре « Помоги лосям».
Самопроверка по электронному приложению.
7. Подведение итогов урока
Предлагает вспомнить поставленные цели в начале урока. Вместе с учащимися подводит итоги работы по достижению целей.
Предлагает ответить на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.
Участвуют в процессе подведения итогов.
Делают выводы.
ЧТО?
ГДЕ? проверяем
КАК?
ЧЕМ
используя алгоритм.
8. Информация о домашнем задании.
Предлагает домашнее задание на выбор:
Подготовить сообщение на тему « Какими способами можно подобрать проверочное слово для слова с безударным гласным звуком» упр 147
Найти и записать загадку о животных. Подчеркнуть слова с безударной гласной.
Из любимой сказки найти и выписать 5 слов с безударной гласной, подобрать проверочные слова.
Учащиеся читают предлагаемые домашние задания по карточкам
9. Рефлексия
Объясняет задание:
- Подчеркнуть только те слова, в которых безударную гласную нужно проверить.
( Сады, стена, игра, песня, школа).
Сверка с образцом на доске.
С помощью лесенки из пяти ступенек оцените свою работу на уроке.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты.
Цель Формировать первичное представление о многозначных и однозначных словах; познакомить со словарём в учебнике, формировать работу с толковым словарем.
Планируемые образовательные результаты Предметные: Сформировать умения определять значение слова, дать первое представление о многозначных и однозначных словах; наблюдать над употреблением однозначных и многозначных слов; ввести в активный словарный запас детей слова-термины «многозначные и однозначные слова», слова с непроверяемыми написаниями: пенал, карандаш; обеспечить закрепление изучаемого материала через разные виды работ; способствовать обогащению словаря учащихся на уроке; формировать умения осознанного речевого высказывания в устной и письменной речи.
Метапредметные :
познавательные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;
коммуникативные – развивать способности слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;
регулятивные – оценивает свои достижения на уроке.
Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
Основные понятия Однозначные и многозначные слова
Межпредметные связи Литературное чтение, окружающий мир
Методы и формы обучения Объяснительно-иллюстративный; частично-поисковой метод, проблемный; индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в парах.
Средства Учебник с.27, упр.17


Цели деятельности учителя Деятельностная: формировать связную речь, оперативную память, произвольное внимание, вербальное, наглядно-образное мышление.
Образовательная: формировать первичное представление о многозначных и однозначных словах; познакомить со словарями , формировать работу с толковым словарем.
Задачи урока:
1) Научить различать многозначные и однозначные слова; пользоваться словарями
2) Развивать фонематический слух; способность логически мыслить.
3) Воспитывать чувство уважения к русскому языку, к трудолюбивым людям.
Тип урока Урок открытия нового знания
Планируемые образовательные результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): Сформировать умения определять
значение слова, дать первое представление о многозначных и однозначных словах; наблюдать над употреблением однозначных и многозначных слов; ввести в активный словарный запас детей слова-термины «многозначные и однозначные слова», слова с непроверяемыми написаниями: пенал, карандаш; обеспечить закрепление изучаемого материала через разные виды работ; способствовать обогащению словаря учащихся на уроке; формировать умения осознанного речевого высказывания в устной и письменной речи.получат возможность научиться: работать со словарем.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):
познавательные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;
коммуникативные – развивать способности слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;
регулятивные – оценивает свои достижения на уроке.
Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
Основные понятия Однозначные и многозначные слова
Межпредметные связи Литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство
Методы и формы обучения Объяснительно-иллюстративный; частично-поисковой метод, проблемный; индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в парах.
Ресурсы:
В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык», В.П. Канакина «Методическое пособие с поурочными разработками», С.И. Ожегов и Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка», В.И. Даль «Толковый словарь русского языка», Т.А. Крепких, А.Г.Нарушевич, И.С. Нарушевич, О.Л. Соболева «Универсальный словарь русского языка», приложение на электронном носителе, раздаточный материал, картинки по теме многозначные слова
Дополнительные ресурсы Учебник с.27, упр.17
Структура технологической карты
Этапы урока Деятельность учеников Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Формирование УУД
I. Мотивация к учебной деятельности
Цели: актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; создание положительного эмоционального настроя.
Проговаривают правила поведения на уроке.
Проверяют готовность к уроку, дети держатся за руки.
Выполняют упражнения пальчиковой гимнастики
Мотивация учащихся к учебной деятельности, проверка готовности к уроку; концентрация внимания; настрой на успешную работу.
Поприветствуем гостей, С ними нам вдвойне теплей! Пожелайте нам удачи, И успешности в придачу!
Начинаем ровно в срок, Наш любимейший урок. Дружно за руки возьмёмся,И друг другу улыбнёмся. Пусть сегодня для нас всех, На урок придёт успех! -Ребята теперь можете сесть.
- Начинаем урок русского языка.
- Подготовим пальчики к письму. (Пальчиковая гимнастика)
- Вот мы разбудили свои пальчики для того, чтобы красиво писать.
-Я тетрадь свою открою и наклонно положу,Я, друзья, от Вас не скрою, ручку я вот так держу,Сяду прямо не согнусь, за работу я возьмусь!
-Запишите число, классная работа.
-Запишите сочетания букв в тетрадь, обратите внимание на верхнее и нижнее соединение.
срп лрп орп врп орп.
- Какие буквы одинаковые в соединениях?
-Уберите эти буквы и скажите, что у вас осталось. (слово)
- Прочтите пословицу.
- Ветер горы разрушает – слово народы поднимает.
-Как понимаете пословицу?
(ответы детей)
- Слово – великое оружие жизни. Словом можно ….(обрадовать, объединить, поддержать), а можно… (огорчить, обидеть, разобщить). Относитесь внимательно к сказанным вами словам.
-Запишите пословицу в тетрадь.
-Будьте внимательны к моим сигналам, пословица сложная, не ошибитесь.
-Оцените свою работу
(взаимопроверка)
-Поднимите руку, кто не сделал ни одной ошибки. (Молодцы)
-Поднимите руку, кто сделал 1-2 ошибки. (Будьте внимательнее)
Да ребята со словом и будет связана наша тема. Личностные: Уметь выделять нравственные аспекты поведения.
Регулятивные: Уметь соотнести известное и усвоенное с еще неизвестным.
Коммуникативные УУД:
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные УУД:
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
II. Актуализация знаний.
Цели: организовать повторение изученного; активизировать знания обучающихся, необходимые для открытия новых знаний.III.Сообщение темы и целей урока Постановка учебной задачи
Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения,
делают выводы совместно с учителем. Объясняют значения слов.
Предполагают тему урока. Ставят цель урока.
Организует повторение изученного, формирование темы урока, работу по формированию умений делать выводы.
Создает ситуацию познавательных противоречий для формулирования цели урока.

Нацеливает на то, что дети должны узнать на уроке. - Перед вами на столе лежат два листа. Сейчас выполним очень интересное задание. Я назову слова, а вы закройте глаза и представьте тот предмет, который я назову.
- Итак, слово Яблоко
- А теперь, откройте глаза и нарисуйте на одном листе предмет, который представили.
- Покажите картинку. (Картинка яблоко)
-Закройте глаза, я называю второе слово (иголка)
- Представили? Открываем глаза, и на втором листе каждый из вас рисует то, что представил.
-Покажите.
-Что нарисовали? (несколько ребят рассказывают, что они нарисовали).
-Я не уточнила, какие именно иголки нужно рисовать, поэтому рисунки получились разные.
-Посмотрите на доску (3 картинки: иголка швейная, иголка ёлки, иголка ежа)
-Так что же видим? Слово одно «иголка», а значений у него посмотрите сколько.
-Сколько? (Много)
-Как вы думаете, с какими словами будем сегодня работать?
- Так какая тема урока? (Однозначные и многозначные слова)
-Да ребята, тема у нас однозначные и многозначные слова
-Значит цель нашего урока?
- Узнать какие слова называют однозначными, а какие слова называют многозначными.
- Какие задачи ?Уметь различать однозначные и многозначные слова,
находить их в тексте.
-Кто или что нам поможет? (учебник, словари).
Познавательные УУД:
Уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
логические-осуществляют поиск необходимой информации из других источников
Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Личностные УУД: Уметь устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Познавательные УУД:
уметь проводить сравнение по заданным критериям
Коммуникативные УУД:
соблюдать простейшие нормы речевого этикета,
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Личностные УУД:
проявлять уважение к своим одноклассникам в ходе дискуссии по теме урока.
IV.Открытие нового знания
Цели: организовать изучение нового материала; формировать умение делать выводы; организовать практическую работу. Рассматривают картинки, отвечают на вопросы.
Составляют предложения.
Выполняют упражнения. Учатся обобщать, делать выводы.
Организует
изучение нового материала.  Организует работу по картинкам.
Формулирует задание, наводящими вопросами подводит учащихся к выводу о том, что слова могут иметь несколько значений:
– Назовите слова, которые имеют только одно значение (однозначные).
– Назовите слова, имеющие несколько значений (многозначные).
Беседа по картинкам. ПК.
-Посмотрите на экран (картинки: грач, карандаш, колокольчик, кисть руки, кисть малярная, кисть винограда)-Произнесите эти слова.
-Что заметили?
(одни слова произнесли один раз, а слово кисть произнесли три раза)
- Назовите слова, которые имеют одно значение.
(грач, карандаш).
- Как будут называться такие слова? (Однозначные)
- Значит слова, которые имеют одно значение – это однозначные слова.
- Назовите слова, которые имеют несколько значений?
(колокольчик, кисть)
-Как будут называться такие слова?
( многозначные)
-Значит слова, которые имеют несколько значений - это многозначные слова.
- Скажите, чем похожи предметы, которые названы многозначным словом.
(По внешним признакам).
-Давайте обратимся к учебнику.
Работа с учебником с. 27 сведения о языке (Обрати внимание!)
-Прочитайте сведения об однозначных и многозначных словах.
- Так какие слова называются однозначными? (Если слова имеют только одно значение, то они называются однозначными.)
-Какие слова называются многозначными? (Если слова имеют несколько значений, то они называются многозначными.)
-Приведите примеры однозначных слов, многозначных слов.
- Скажите, где можно узнать, что означает слово?
( В толковом словаре)
- Что означает слово толковый, толковать? (объяснять)
- Лексическое значение слова можно узнать в толковом словаре.
Самые известные толковые словари составили Владимир Иванович Даль и Сергей Иванович Ожегов.
Учитель демонстрирует толковый словарь С. И. Ожегова.
-В вашем учебнике тоже есть толковый словарь на с. 138-140 маленький, поэтому его можно назвать словариком. Если вы не знаете значения слова, обратитесь к нему за помощью. Особое внимание обратите на то, что слова в словаре располагаются по ….(алфавиту).
- Учитель: Давайте сравним ваше толкование слов с объяснением их лексического значения в словаре С.И. Ожегова. Найдите в толковом словаре с.138-140 слова кисть, колокольчик и уточните их значение.
-Запишите многозначные слова кисть, колокольчик.
- Составьте предложение с любым многозначным словом.
(ответы детей)
-Значит из толкового словаря можно узнать…( значение слова).
Личностные УУД: Мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия..Познавательные:
общеучебные – осознанно высказываются в устной форме о значении однозначных и многозначных слов;
логические – осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
V.Физминутка Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали, ручками похлопали.
Покрутились, повертелись и за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем, дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем и работать продолжаем. Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.
VI. Первичное закрепление.
Цель:
-организовать усвоение учениками нового; осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний.
Записывают словарные слова, составляют предложение, работают в группах.
Выполняют задание на закрепление полученных знаний
Знакомит с непроверяемыми орфограммами в словарных словах.
Показывает картинки с изображением карандаша, пенала. Контролирует написание словарных слов в тетрадь, деление слов на слоги, осуществляет выборочный контроль, предлагает составить предложения с этими словами.
Работа в группах.
-У вас на столах лежат 6 предметных картинок: пенал, карандаш, звезда –фигура, звезда на небе, звезда морская, звезда – певец.
- Рассмотрите картинки.
-Распределите картинки в две группы по теме нашего урока (однозначные слова и многозначные слова).
( Однозначные слова: пенал, карандаш; многозначное слово - звезда.)
(проверка на доске)
-Чья группа готова озвучить слова из первой группы ? (однозначные)
- Чья группа озвучит слова второй группы ? (многозначные)
- Сигнальными карточками оцените, согласны с ответом.
Словарная работа.
-А теперь ещё раз внимательно прочитайте слова из первой группы (однозначные)
-Найдите значение слов в словаре
Это наши новые словарные слова.
-Почему эти слова словарные? (там есть буквы, которые надо запомнить)
-Обратите внимание на то, как пишутся слова пенал и карандаш.
-Сколько слогов в слове пенал?
-На какой слог падает ударение?
-Какая безударная гласная, которую надо запомнить?
-Сколько букв в слове пенал?
-Сколько звуков?
-В слове карандаш сколько слогов?
-На какой слог падает ударение?
-Какую букву надо запомнить?
-Посмотрите еще раз внимательно.
- Запишите новые словарные слова в свою тетрадь по памяти.
-Подчеркни буквы, которые требуют запоминания. Поставьте ударение
самооценка
(взаимопроверка)
-Составьте предложение со словом пенал.
Пенал, карандаш - это мебель? Обувь?
Что это?
(Школьные принадлежности)
-Какие еще школьные принадлежности вы можете назвать, которые лежат на столе?
-А есть ли среди этих слов многозначные слова?
(Ручка, резинка)
Личностные УУД: Уметь
самостоятельно выполнять учебные задания.
Познавательные УУД: Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
Коммуникативные УУД: работа в парах, группах по изучению учебного материала, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнёра; умение выражать свои мысли;
умение обобщать знания,
учащиеся делают вывод о многозначных и однозначных словах
Регулятивные УУД: Уметь действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия.
Физминутка для глаз VII.Закрепление изученного материала.
Цели:
-зафиксировать новое содержание урока;
Работают с учебником.
Отвечают на вопросы учителя.
Делают выводы.
Организует
закрепление изученного материала.
Организует работу в учебнике.
Самостоятельная работа.
-Рассмотрите рисунки.
-Постарайтесь самостоятельно распознать однозначные и многозначные слова.
-Найдите однозначные слова и поставьте знак «+».
самопроверка по эталону на доске.
(сигналами)
.
Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, уметь обобщать знания,
учащиеся делают вывод о многозначных и однозначных словах
Личностные УУД: Уметь самостоятельно выполнять учебные задания.
Познавательные УУД: Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Регулятивные УУД: Уметь действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия, осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируется на показ движений учителем.
VIII. Итог урока.
Цель: зафиксировать новое содержание урока.
Подводят итог урока Организует подведение итога урока.
-Какую тему обсуждали?
- Какую цель ставили?
( Узнать какие слова называют однозначные, а какие слова называют многозначные).
- Так какие слова называют однозначными? Многозначными?
-С какими словарями сегодня познакомились?
-Когда человек работает со словарями?
Личностные УУД: Развивать навык сотрудничества со сверстниками, формировать осознанную мотивацию к выполнению задания.
Познавательные УУД: Уметь структурировать знания, выбирать
наиболее эффективные способы решения задания, уметь осознанно и произвольно строить высказывания.
Коммуникативные УУД: Уметь управлять поведением партнера, контролировать, корректировать действия партнера.
Регулятивные УУД: Уметь определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата
IX.Рефлексия учебной деятельности на уроке .
Цели: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свои действия на уроке.
Организует фиксирование содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. -Закончите предложения.
Сегодня я узнал, что слова бывают…..
Теперь я знаю, что значение слов можно прочитать…..
Я должен выучить написание слов….
Мне было интересно…..
У меня вызвало трудности выполнение задания……..
-Понравилось ли вам как вы работали на уроке?
Покажите.
- Мне понравилось как на уроке работали…………
Спасибо за урок. Коммуникативные УУД:
Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД: Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Познавательные УУД: Рефлексия способов и условий действия, оценка процесса и результатов деятельности.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Учебный предмет: русский языкТема урока:  Подлежащее и сказуемое – главные члены предложенияТип урока: «Открытие» новых знанийТехнологическая карта
Предмет: Русский язык
Программа: «Школа России»
Автор: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Класс: 1
Тема: Однозначные и многозначные слова. Толковый словарь русского языка.
Тип урока: изучение новой темы
Ф.И.О.:Ахметзянова Г.Ф.
Структура технологической карты
Технология проведения Деятельность учителя
Деятельность учеников Формирование УУД
I. Мотивация к учебной деятельности
Цели: актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; создание положительного эмоционального настроя.
Мотивация учащихся к учебной деятельности, проверка готовности к уроку; концентрация внимания; настрой на успешную работу.
Поприветствуем гостей, С ними нам вдвойне теплей! Пожелайте нам удачи, И успешности в придачу!
Начинаем ровно в срок, Наш любимейший урок. Дружно за руки возьмёмся,И друг другу улыбнёмся. Пусть сегодня для нас всех, На урок придёт успех! -Ребята теперь можете сесть.
- Начинаем урок русского языка.
- Подготовим пальчики к письму. (Пальчиковая гимнастика)
- Вот мы разбудили свои пальчики для того, чтобы красиво писать.
-Запишите число, классная работа.
-Запишите сочетания букв в тетрадь, обратите внимание на верхнее и нижнее соединение.
срп лрп орп врп орп.
- Какие буквы одинаковые в соединениях?
-Уберите эти буквы и скажите, что у вас осталось.
-Прочтите пословицу.
-Как понимаете пословицу?
(ответы детей)
- Слово – великое оружие жизни. Словом можно ….(обрадовать, объединить, поддержать), а можно… (огорчить, обидеть, разобщить). Относитесь внимательно к сказанным вами словам.
-Запишите пословицу в тетрадь.
-Будьте внимательны к моим сигналам, пословица сложная, не ошибитесь.
-Оцените свою работу
(взаимопроверка)
-Поднимите руку, кто не сделал ни одной ошибки. (Молодцы)
-Поднимите руку, кто сделал 1-2 ошибки. (Будьте внимательнее)
Да ребята со словом и будет связана наша тема. Проговаривают правила поведения на уроке.
Проверяют готовность к уроку, дети держатся за руки.
Выполняют упражнения пальчиковой гимнастики
-Я тетрадь свою открою и наклонно положу,Я, друзья, от Вас не скрою, ручку я вот так держу,Сяду прямо не согнусь, за работу я возьмусь!
-Слово
- Ветер горы разрушает – слово народы поднимает.
Личностные: Уметь выделять нравственные аспекты поведения.
Регулятивные: Уметь соотнести известное и усвоенное с еще неизвестным.
Коммуникативные УУД:
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные УУД:
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
II. Актуализация знаний.
Цели: организовать повторение изученного; активизировать знания обучающихся, необходимые для открытия новых знаний.Организует повторение изученного, формирование темы урока, работу по формированию умений делать выводы.
Создает ситуацию познавательных противоречий для формулирования цели урока.
- Перед вами на столе лежат два листа. Сейчас выполним очень интересное задание. Я назову слова, а вы закройте глаза и представьте тот предмет, который я назову.
- Итак, слово Яблоко
- А теперь, откройте глаза и нарисуйте на одном листе предмет, который представили.
- Покажите картинку. (Картинка яблоко)
-Закройте глаза, я называю второе слово (иголка)
- Представили? Открываем глаза, и на втором листе каждый из вас рисует то, что представил.
-Покажите.
-Что нарисовали? (несколько ребят рассказывают, что они нарисовали).
-Я не уточнила, какие именно иголки нужно рисовать, поэтому рисунки получились разные.
-Посмотрите на доску (3 картинки: иголка швейная, иголка ёлки, иголка ежа)
-Так что же видим? Слово одно «иголка», а значений у него посмотрите сколько.
-Сколько? Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения,
делают выводы совместно с учителем. Объясняют значения слов.
-Много
Познавательные УУД:
Уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
логические-осуществляют поиск необходимой информации из других источников
Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Личностные УУД: Уметь устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.
III.Сообщение темы и целей урока Постановка учебной задачи
Нацеливает на то, что дети должны узнать на уроке.
-Как вы думаете, с какими словами будем сегодня работать?
- Так какая тема урока?
-Да ребята, тема у нас однозначные и многозначные слова
-Значит цель нашего урока?
- Какие задачи ?-Кто или что нам поможет? Предполагают тему урока. Ставят цель урока.
-Однозначные и многозначные слова
- Узнать какие слова называют однозначными, а какие слова называют многозначными.
-Уметь различать однозначные и многозначные слова,
находить их в тексте.
-Учебник, словари. Познавательные УУД:
уметь проводить сравнение по заданным критериям
Коммуникативные УУД:
соблюдать простейшие нормы речевого этикета,
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Личностные УУД:
проявлять уважение к своим одноклассникам в ходе дискуссии по теме урока.
IV.Открытие нового знания
Цели: организовать изучение нового материала; формировать умение делать выводы; организовать практическую работу. Организует изучение нового материала.  Организует работу по картинкам.
Формулирует задание, наводящими вопросами подводит учащихся к выводу о том, что слова могут иметь несколько значений:
– Назовите слова, которые имеют только одно значение.
– Назовите слова, имеющие несколько значений .Беседа по картинкам. ПК.
-Посмотрите на экран (картинки: грач, карандаш, колокольчик, кисть руки, кисть малярная, кисть винограда)-Произнесите эти слова.
-Что заметили?
- Назовите слова, которые имеют одно значение.
- Как будут называться такие слова?
- Значит слова, которые имеют одно значение – это однозначные слова.
- Назовите слова, которые имеют несколько значений?
-Как будут называться такие слова?
-Значит слова, которые имеют несколько значений - это многозначные слова.
- Скажите, чем похожи предметы, которые названы многозначным словом.
-Давайте обратимся к учебнику.
Работа с учебником с. 27 сведения о языке (Обрати внимание!)
-Прочитайте сведения об однозначных и многозначных словах.
- Так какие слова называются однозначными?
-Какие слова называются многозначными? -Приведите примеры однозначных слов, многозначных слов.
- Скажите, где можно узнать, что означает слово?
- Что означает слово толковый, толковать?
- Лексическое значение слова можно узнать в толковом словаре.
Самые известные толковые словари составили Владимир Иванович Даль и Сергей Иванович Ожегов.
Демонстрирует толковый словарь С. И. Ожегова.
-В вашем учебнике тоже есть толковый словарь на с. 138-140 маленький, поэтому его можно назвать словариком. Если вы не знаете значения слова, обратитесь к нему за помощью. Особое внимание обратите на то, что слова в словаре располагаются по ….
- Давайте сравним ваше толкование слов с объяснением их лексического значения в словаре С.И. Ожегова. Найдите в толковом словаре с.138-140 слова кисть, колокольчик и уточните их значение.
-Запишите многозначные слова кисть, колокольчик.
- Составьте предложение с любым многозначным словом.
-Значит из толкового словаря можно узнать… Рассматривают картинки, отвечают на вопросы.
Составляют предложения.
Выполняют упражнения. Учатся обобщать, делать выводы.
-Однозначные
- Многозначные
-Одни слова произнесли один раз, а слово кисть произнесли три раза.
-Грач, карандаш.
-Однозначные.
-Колокольчик, кисть.
-Многозначные.
-По внешним признакам.
-Если слова имеют только одно значение, то они называются однозначными.
-Если слова имеют несколько значений, то они называются многозначными.
- В толковом словаре
-Объяснять.
-Алфавиту.
-Значение слова.
Личностные УУД: Мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия..Познавательные:
общеучебные – осознанно высказываются в устной форме о значении однозначных и многозначных слов;
логические – осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
V.Физминутка Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали, ручками похлопали.
Покрутились, повертелись и за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем, дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем и работать продолжаем. Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.
VI. Первичное закрепление.
Цель:
-организовать усвоение учениками нового; осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний.
Знакомит с непроверяемыми орфограммами в словарных словах.
Показывает картинки с изображением карандаша, пенала. Контролирует написание словарных слов в тетрадь, деление слов на слоги, осуществляет выборочный контроль, предлагает составить предложения с этими словами.
Работа в группах.
-У вас на столах лежат 6 предметных картинок: пенал, карандаш, звезда –фигура, звезда на небе, звезда морская, звезда – певец.
- Рассмотрите картинки.
-Распределите картинки в две группы по теме нашего урока (однозначные слова и многозначные слова).
( Однозначные слова: пенал, карандаш; многозначное слово - звезда.)
(проверка на доске)
-Чья группа готова озвучить слова из первой группы ? (однозначные)
- Чья группа озвучит слова второй группы ? (многозначные)
- Сигнальными карточками оцените, согласны с ответом.
Словарная работа.
-А теперь ещё раз внимательно прочитайте слова из первой группы (однозначные)
-Найдите значение слов в словаре
Это наши новые словарные слова.
-Почему эти слова словарные?
-Обратите внимание на то, как пишутся слова пенал и карандаш.
-Сколько слогов в слове пенал?
-На какой слог падает ударение?
-Какая безударная гласная, которую надо запомнить?
-Сколько букв в слове пенал?
-Сколько звуков?
-В слове карандаш сколько слогов?
-На какой слог падает ударение?
-Какую букву надо запомнить?
-Посмотрите еще раз внимательно.
- Запишите новые словарные слова в свою тетрадь по памяти.
-Подчеркни буквы, которые требуют запоминания. Поставьте ударение
самооценка
(взаимопроверка)
-Составьте предложение со словом пенал.
Пенал, карандаш - это мебель? Обувь?
Что это?
-Какие еще школьные принадлежности вы можете назвать, которые лежат на столе?
-А есть ли среди этих слов многозначные слова? Записывают словарные слова, составляют предложение, работают в группах.
Выполняют задание на закрепление полученных знаний
-Там есть буквы, которые надо запомнить.
-Школьные принадлежности.
-Ручка, резинка. Личностные УУД: Уметь
самостоятельно выполнять учебные задания.
Познавательные УУД: Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
Коммуникативные УУД: работа в парах, группах по изучению учебного материала, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнёра; умение выражать свои мысли;
умение обобщать знания,
учащиеся делают вывод о многозначных и однозначных словах
Регулятивные УУД: Уметь действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия.
Физминутка для глаз Показывает анимационную физминутку для глаз на интерактивной доске Следят за фигурами, которые двигаются по экрану. VII.Закрепление изученного материала.
Цели:
-зафиксировать новое содержание урока;
Организует
закрепление изученного материала.
Организует работу в учебнике.
Самостоятельная работа.
-Рассмотрите рисунки.
-Постарайтесь самостоятельно распознать однозначные и многозначные слова.
-Найдите однозначные слова и поставьте знак «+».
самопроверка по эталону на доске.
(сигналами)
.
Работают с учебником.
Отвечают на вопросы учителя.
Делают выводы.
Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, уметь обобщать знания,
учащиеся делают вывод о многозначных и однозначных словах
Личностные УУД: Уметь самостоятельно выполнять учебные задания.
Познавательные УУД: Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Регулятивные УУД: Уметь действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия, осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируется на показ движений учителем.
VIII. Итог урока.
Цель: зафиксировать новое содержание урока.
Организует подведение итога урока.
-Какую тему обсуждали?
- Какую цель ставили?
- Так какие слова называют однозначными? Многозначными?
-С какими словарями сегодня познакомились?
-Когда человек работает со словарями?
Подводят итог урока
- Узнать какие слова называют однозначные, а какие слова называют многозначные.
Личностные УУД: Развивать навык сотрудничества со сверстниками, формировать осознанную мотивацию к выполнению задания.
Познавательные УУД: Уметь структурировать знания, выбирать
наиболее эффективные способы решения задания, уметь осознанно и произвольно строить высказывания.
Коммуникативные УУД: Уметь управлять поведением партнера, контролировать, корректировать действия партнера.
Регулятивные УУД: Уметь определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата
IX.Рефлексия учебной деятельности на уроке .
Цели: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Организует фиксирование содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности.
-Закончите предложения.
Сегодня я узнал, что слова бывают…..
Теперь я знаю, что значение слов можно прочитать…..
Я должен выучить написание слов….
Мне было интересно…..
У меня вызвало трудности выполнение задания……..
-Понравилось ли вам как вы работали на уроке?
Покажите.
- Мне понравилось как на уроке работали…………
Спасибо за урок. Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свои действия на уроке.
Коммуникативные УУД:
Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД: Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Познавательные УУД: Рефлексия способов и условий действия, оценка процесса и результатов деятельности.
Цель урока: Создать условия для развития умения читать схему, находить в предложении главные члены, выделять их; способствовать ознакомлению со словами с непроверяемым написанием: подлежащее, сказуемоеПланируемые результаты: 
 Предметные: научатся находить в предложении главные члены, выделять их; ознакомятся с написанием словарных слов «подлежащее» и «сказуемое».
Метапредметные:
Регулятивные: умеют планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умеют договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществляют взаимный контроль.
Познавательные: умеют ориентироваться в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя; добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; осуществляют сотрудничество со взрослыми и сверстниками; принимают и осваивают социальную роль обучающегося.
Ресурсы: интерактивная доска, маркер, вырезанные из бумаги ёлочки (по 3 на каждую группу учащихся), стикеры на каждую группу учащихся (не менее 20 штук) для украшения ёлочек, распечатанные таблицы для заполнения. 35. Прочитайте. Соотнесите предложения и схемы. Объясните, какая схема к какому предложению подойдёт.

Выскажите мнение: являются ли слова, из которых состоит каждое предложение, главными членами? Почему?
О ком или о чём говорится в каждом предложении? На какие вопросы отвечают эти слова?
Главный член предложения, который обозначает, о ком или о чёмговорится в предложении, называется подлежащим. Подлежащее отвечает на вопрос кто? или что? Подлежащее в предложении подчёркивается одной чертой.

Что говорится в каждом предложении о подлежащем? На какие вопросы отвечают эти слова?
Главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем, называется сказуемым. Сказуемое отвечает на вопросы что делает? что делают? что делал? что сделал? что сделает? что сделают? и др. Сказуемое в предложении подчёркивается двумя чертами.

Спишите любое предложение. Подчеркните подлежащее одной чертой, сказуемое двумя чертами.
Подлежащее и сказуемое - это главные члены предложения. Они составляют грамматическую основу предложения.
36. Прочитайте. Озаглавьте стихотворение.
Загремел весёлый гром... Дождь идёт в лесу густом. Там сегодня банный день, Мойтесь все, кому не лень. Растрепав свои причёски, Моют головы берёзки. Запылённые дубы Моют рыжие чубы. (3. Александрова)Что обозначает выражение банный день?
Спишите первые два предложения. Подчеркните в каждом предложении главные члены (подлежащее и сказуемое).
37. Рассмотрите схему. Прочитайте.

Какие члены предложения называются главными? Что они обозначают? На какие вопросы отвечают? Как они подчёркиваются в предложении?
Расскажите по схеме, как найти в предложении подлежащее и сказуемое.
подлежа́щее сказу́емое38. Прочитайте.
Река весело катилась в горах. Утром вода у берегов замерзала. Днём тонкий ледок таял. Скоро вся река покроется льдом.
Расскажите по очереди друг другу, как найти в предложениях подлежащее и сказуемое.
Спишите. Подчеркните главные члены предложений (грамматическую основу).

Этап урока, цель этапа Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
Этап  1МОТИВАЦИИ
 
Цель: Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Для реализации этой цели необходимо:1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность ("хочу")
2)актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности ("надо")
3)установить тематические рамки учебной деятельности ("могу")
  Применяет приём «Театрализация»
К просмотру предлагается фрагмент из пьесы Д. Фонвизинао Митрофанушке в исполнении учителя (театр одного актёра). («Дверь - это существительна или прилагательна?»)
Или готовит инсценировку фрагмента в исполнении учащихся.
Или показывает фрагмент из телеспектакля по пьесе Д. Фонвизина «Недоросль».
Что высмеивает Фонвизин в этом отрывке пьесы?Приятно ли быть похожим на такого, как Митрофанушка, который не может отличить прилагательное от существительного? Смотрят инсценировку (фрагмент видео).
Отвечают на вопрос учителя.Делают вывод о необходимости дальнейшего  изучения имени прилагательного. Личностные:- сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств.Коммуникативные:- умение слушать,- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми (в случае инсценировки),- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (в случае инсценировки).
Познавательные: - умение  строить речевое высказывание.
Регулятивные:- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.
Этап  2АКТУАЛИЗАЦИИ И  ПРОБНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ
Цель:  подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. Применяет приём «Загадка» (Слайд 2)
Художницу нашу Знает весь свет.Раскрасит художницаВсякий предмет.Ответит всегда на вопросы такие:Какой? Какое? Какая? Какие? (имя прилагательное)
Тема урока: 
Применяет приём 2Синквейн»  
 
Отгадывают загадку
 
 
 
Описывают новогоднюю ёлочку в форме синквейна. На какие разряды по значению можно разделить предложенные вами прилагательные (во 2-й строке)?- варианты учащихся.  
Этап  3ВЫЯВЛЕНИЯ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ
Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. Использует приём«Слепая таблица»
Из чего ёлка? Какая ёлка по качеству? Чья?
     
Расформировать прилагательные по вопросам, относящимся к  определённому разряду прилагательных по значению. Знакомство со «Слепой таблицей».
Из чего ёлка? Какая ёлка по качеству? Чья?
     
Учащиеся пробуют распределить прилагательные из синквейнов в графы таблицы. Коммуникативные:- построение понятных для партнёров высказываний,- использование речи для регуляции своих действий.
Познавательные:- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач,- структурирование знаний,- установление причинно-следственных связей,- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте,- формулирование проблемы,- создание способов решения проблемы.
Этап 4ПОСТРОЕНИЯ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ
Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. Предложить сформулировать цель урока.Слайд 4
 
Способы различения разрядов прилагательных? Цель – узнать, на какие разряды по значению делятся все прилагательные.  
Этап 5РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА
Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. «НАРЯДИ ЁЛКУ!»
Слайд5Относительные прилагательныеЗаполнить таблицуСловами для справок
Значение Примеры
По месту По времени (суток, года…) По назначению По числу По действию Материал, из которого сделан предмет     Бумажный (конверт)                  Поздравительная (открытка)Лесная (избушка)                        Двойной (лист бумаги)Зимний (лес)                                Заказное (письмо)Слайд 6Качественные прилагательныеЗаполнить таблицу прилагательными, отвечающими заданному значению, пользуясь картинкой с изображением Деда Мороза.
Значение Примеры
По цвету  ……………                                       мех
По величине  ……………                                      посох                             
По весу   ……………                                     тулуп                           
По форме   …………..                                     мешок
По внешнему виду   ………….                                       наряд
По возрасту   …………..                           Дедушка Мороз
Итог: слайд 7Притяжательные прилагательныеЧто общего у всех этих прилагательных, использованных в словосочетаниях:Мамины бусыСобачьи укусыЛисий воротникВолчий клыкДедушкины усыБратовы трусыПапин носокСестрин платокТётины браслетыДядины конфетыПтичье крылоКонское седло?
Учитель предлагает нарядить ёлку теми прилагательными, которые среди всех шуточных словосочетаний годятся для украшения праздничной ёлки. Итог: слайд 8  
 
 
Поделённый на 4 группы класс заполняет таблицу и параллельно наряжает бумажные ёлочки символическими ёлочными игрушками – стикерами с записанными на них примерами относительных прилагательных.Итог: 4 наряженные ёлки под названием «Относительные прилагательные»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Поделённый на 4 группы класс заполняет таблицу и параллельно наряжает бумажные ёлочки символическими ёлочными игрушками – стикерами с записанными на них примерами качественных прилагательных.Итог: 4 наряженные ёлки под названием «Качественные прилагательные»
 
 
 
 
 
 
 
 
Нахождение общего признака:Все эти прилагательные отвечают на вопросчей?
 
 
 
 
 
 
Итог: 4 наряженных ёлки по названием «Притяжательные прилагательные»
  Личностные:- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания".
Коммуникативные:-учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,
Регулятивные:- принятие и сохранение учебной задачи,- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
Познавательные:- выделение существенной информации,- формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы,- поиск разнообразных способов решения задачи, - структурирование знания.
Этап 6ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ
Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д. Этап проходит параллельно с предыдущим этапом урока реализацией проекта, когда учащиеся объясняют свой выбор при работе с разрядами прилагательных. Доказывают, что 4  ёлки наряжены в соответствии с названиями:
Относительные прилагательные
Качественные прилагательные
Притяжательные прилагательные Личностные:- формирование мотивов достижения целей,Формирование границ «знания» и «незнания».
Коммуникативные:- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной,- ориентировка на позицию партнёра,- стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,- умение договариваться, приходить к общему решению,- контроль действий партнёра,- построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет,- использование речи для регуляции своего действия.Регулятивные:- принятие и сохранение учебной задачи,- учёт правила в планировании и контроле способа решения,- различение способа и результата действия.
Познавательные:- структурирование знаний,- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,- установление причинно-следственных связей,- доказательство.Этап 7САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ
Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.
  Приём «Третий лишний»Слайд 11,12,13.14

Приём «Буквенный диктант» Выполнение упражнения «Третий лишний» с последующей проверкой в интерактивном режиме
 
 
 
По первым буквам (названия разрядов прилагательных)  ответов получиться задуманное слов записать цепочку букв (К –качественное, О – относительное, П – притяжательное) Личностные:- развитие самооценки личности,- формирование адекватной позитивной самооценки,- формирование границ собственного «знания» и «незнания».
Регулятивные:- учёт правил в контроле способа решения,- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,- внесение необходимых корректив действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок.
 
Этап 8ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ
Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.
  Приём «Аукцион»Слады 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20.
  и другие.
 
 
 
 
 
 
 
 
Сочинение-миниатюра «Новый год» с использованием прилагательных разных разрядов. «Выкупить» новогоднюю игрушку при условии подбора к ней всех трёх видов прилагательных, различных по разряду.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Сочинение-миниатюра «Новый год» с использованием прилагательных разных разрядов.
  Регулятивные:- принятие и сохранение учебной задачи,- различение способа и результата действия,- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,- выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме.
Познавательные:- структурирование знаний,- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,- доказательство.
Этап 9РЕФЛЕКСИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.  
Приём «Телеграмма» Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Личностные:- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.
Регулятивные:- восприятие оценки учителя,- адекватная самооценка.
Познавательные:- построение речевого высказывания в устной и письменной форме.