Техналогическая карта урока по русскому языку на тему Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова 2класс
Способы проверки написания буквы,обозначающей безударный гласный звук в корне слова
(учитель Романова ГАЛИНА ЕВГЕНЬЕВНА)
Тема Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова
Педагогические цели Способствовать развитию умения подбирать проверочные слова, объяснять написание слов с пропущенными буквами; создать условия для развития речи учащихся, ознакомления со словом с непроверяемым написанием: снегирь
Тип урока Решение частной задачи
Планируемые результаты (предметные) Осваивают первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи
Личностные результаты Осознают эстетические потребности и ценности
Универсальные учебные действия (метапредметные) Регулятивные: владеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находят средства ее осуществления.
Познавательные: общеучебные – учатся работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»; логические – анализируют, устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию
Основное содержание темы, понятия и термины Проверяемое слово. Проверочное слово. Безударный гласный звук. Слово с непроверяемым написанием: снегирь
Образовательные ресурсы Словарь однокоренных слов. Плакат «Орфограмма “Проверяемые безударные гласные в корне слова”»
Сценарий урока
Этапы урока Формы, методы,
методические
приемы Деятельность учителя Деятельность учащихся Приемы
контроля
осуществляемые
действия формируемые
умения 1 2 3 4 5 6
I. Мотивирование к учебнойдеятельности. (Организационный момент) Фронтальная. Словесный.
Слово учителя Приветствие учащихся.
– Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
– Проверим готовность к уроку Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя Тетрадь Число. Классная работа.
II. Чистописание Индивидуальная.
Практический. Письмо о О и их соединения Выполняют письмо
по образцу Вырабатывают каллиграфический почерк Правильное написание
III. Проверка выполнения домашнего задания.
Выписать из "словаря однокоренных слов" (учебник с.135) 5 слов с безударной гласной в корне, подчеркнуть в каждом из них букву, обозначающую безударный гласный звук. Фронтальная. Словесный.
Чтение, беседа Проверяет выполненное домашнее задание, просматривает рабочие тетради
"Почему надо проверять написание буквы, обозначающей безударный гласный звук?" Зачитывают домашнее задание
Обсуждение.
Устанавливают правильность выполнения домашнего задания, выявляют пробелы и осуществляют их коррекцию
Обоснование ответа. Упражнение, беседа по вопросам
IV. Постановка учебной задачи Фронтальная. Словесный.
Беседа – Какую тему мы изучаем на протяжении нескольких уроков?
– Все ли хорошо ее усвоили?
– Давайте сформулируем учебную задачу сегодняшнего урока
– Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.
– Учиться проверять правописание слов с безударным гласным звуком в корне
Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем Беседа по вопросам
V. Словарные слова
1. Словарно-орфографическая работа.
Снегирь Фронтальная, индивидуальная.
Практический. Письмо. Словесный, творческий, проблемный. Чтение, беседа, работа со
словарем Ворона, воробей, сорока, соловей.
объяснить название птицы
– Прочитайте словарное слово, спишите его, запомните написание Составляют образную картину. Работают со словарем, отвечают на вопросы
Запоминают право-писание слова Объясняют лексическое значение слова. Устанавливают причинно-следственные связи. Сравнивают слова. Извлекают необходимую информацию из словаря. Усваивают написание непроверяемого слова Письмо. Чтение, рассказ, беседа по вопросам
VI. Распростра-ненные пред-ложения.
Индивидуальная.
Практический.
Составьте распространённое предложение. Подчеркните главные члены предложения
Птицы охраняют наши сады. Вставляют слова
в предложения.
Подчеркивают главные члены предложения Из предложенных вариантов слов выбирают подходящие по смыслу. Распознают подлежащее и сказуемое Упражнение
Физкультминутка Коллективная. Практический Гуси серые летели.
На полянку тихо сели.
Походили, поклевали,
Быстро, быстро побежали Выполняют движения по тексту под руководством учителя Осуществляют профилактику утомления Правильное выполнение движений
VII. Выработка алгоритма действий Практический.
1. Подбери однокоренные слова, выдели корень, узнай значение слова.
2. Определи безударную гласную в корне.
3. Подбери проверочное слово.
4. Запиши слово правильно.
Проверь! Дети называют звуки.
Поставим ударение.
Подчеркнём безударный гласный звук.
Безударный гласный звук [а] может быть записан буквой о или
а. Обязательно нужно проверять. Как проверить безударный гласный звук
в корне?
Называют проверочное слово.
(Сад).
Записывают слово «сады».
Упражнение, беседа по вопросам
VIII. Применение знаний и способов действий.
1. А? О?(Упр. 157) Индивидуальная,
фронтальная. Практический, словесный.
Письмо, беседа – Прочитайте. Запишите слова
в 2 группы: с пропущенной буквой а и пропущенной буквой о.
– Докажите, что вы правильно написали слова с пропущенными буквами
Выписывают слова с пропущенной буквой а и пропущенной буквой о. Объясняют правописание пропущенных букв Группируют слова
по пропущенным безударным гласным. Объясняют свой выбор. Умеют работать самостоятельно Упражнение
Самопроверка
Самооценка
IX.
Физкультминутка для глаз.
на интерактивной доске
Коллективная. Практический Выполняют движения глаз
по таблице под руководством учителя Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются правильного режима дня
Правильное выполнение движений
X. Выполнение
2 упражнений.
на интерактивной доске
ЦЕПОЧКА.
Индивидуальная,
фронтальная. Практический, словесный.
а) Проверяемые и проверочные слова
б)Распределение слов с пропущенными буквами по корзинам
Объясняют правописание пропущенных букв Группируют слова
Проверочное и проверяемое. Группируют слова
по пропущенным безударным гласным. Объясняют свой выбор. Умеют работать самостоятельно Упражнение
1. Развитие речи (упр. 160)
на интерактивной доске Фронтальная, индивидуальная.
Словесный,
практический.
Чтение, беседа, письмо Организует работу с упражнением. Предлагает выполнить задания. Контролирует работу учеников Читают, списывают предложения.
Подчеркивают в словах буквы, написание которых надо проверять Записывают заголовок и составленный текст.
(карточки на партах) Упражнение
XI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) Фронтальная.
Словесный.
Беседа – Закончите предложения:
• Я сегодня узнал…
• Я научился…
• Мне было…
• Я рад… Заканчивают предло-жения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке Беседа по вопросам. Саморе-гуляцияXII. Домашнее
задание.
Работа в рабочей тетради (№ 96) Фронтальная. Словесный.
Объяснение
учителя Объясняет домашнее задание, проверяет его понимание всеми учащимися Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи Принимают учебное
задание в соответствии с уровнем своего развития ПРИЛОЖЕНИЕ:
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.... ( О )
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая -
Известная персона.
Кто она?.... (ворона)
________________________________________________________________
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая... (сорока)
_________________________________________________________________
Птичка - невеличка
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок -
Получается прыжок... (воробей)
________________________________________________________________
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это?... (соловей)
________________________________________________________________
Пусть я птичка - невеличка,
У меня, друзья, привычка -
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда...
___________________
Ты откуда, ты откуда
Прилетел к нам, красногрудый?
- Облетел я всю Сибирь.
- Как зовут тебя?.... (снегирь) -
небольшая лесная певчая птица с красной грудкой (у самцов)
_________________________________________________________________
Птицы
охраняют
наши
сады.
КАРТОЧКИ:
Проведи звуко - буквенный анализ слова:
ЯКОРЬ -
---------------------------------------------------------------------------------
Проведи звуко - буквенный анализ слова:
ЕЖАТА -
______________________________________________________
Проведи звуко-буквенный анализ слова:
ПИСЬМО -
______________________________________________________
Проведи звуко - буквенный анализ слова:
КЛАСС -
______________________________________________________
Проведи звуко-буквенный анализ слова:
УРОКИ -
______________________________________________________
Проведи звуко - буквенный анализ слова:
ЯМА -
______________________________________________________
Проведи звуко - буквенный анализ слова:
ЛИНИЯ -
______________________________________________________
Проведи звуко - буквенный анализ слова:
АРБУЗ -
______________________________________________________
Постарайся найти в каждой строчке лишнее слово.
Запиши его, разделив на слоги:
Водяной, вода, водить.
Лист, лиса, лисёнок.
Семя, семечко, семья.
Вдруг, подруга, друзья.
___________________________________________________
Выпиши слова с ударением на первый слог:
Щавель, торты, туфли, ремень, книга, столяр, язык, лошадь.
_____________________________________________________
Выпиши слова с ударением на второй слог:
Щавель, торты, туфли, ремень, книга, столяр, язык, лошадь.
______________________________________________________
Запиши однокоренные слова, выдели в них корень:
Лес, лесок, лесной, лесник.
Цветок, цветной, цветник, цветёт.
______________________________________________________
Запиши однокоренные слова, выдели в них корень:
Лётчик, самолёт, полёт.
Ледяной, ледовый, лёд.
______________________________________________________
К каждому слову запиши по одному синониму:
ТЕПЛО -
ЗАМЕТАЕТ -
______________________________________________________
К каждому слову запиши по одному антониму:
ТЕПЛО -
ЗАМЕТАЕТ -
______________________________________________________
К каждому слову запиши по одному антониму:
ЧЁРНЫЕ -
ГЛУХИЕ -
МЕНЬШЕ -
______________________________________________________
К каждому слову запиши по одному антониму:
НОЧЬ -
ТУПОЙ -
СТАРЫЙ -
______________________________________________________
Проведи звуко - буквенный анализ слова:
ЯКОРЬ -
---------------------------------------------------------------------------------
Проведи звуко - буквенный анализ слова:
ЕЖАТА -
______________________________________________________
Проведи звуко-буквенный анализ слова:
ПИСЬМО -
______________________________________________________
Проведи звуко - буквенный анализ слова:
КЛАСС -
______________________________________________________
Проведи звуко-буквенный анализ слова:
УРОКИ -
______________________________________________________
Проведи звуко - буквенный анализ слова:
ЯМА -
______________________________________________________
Проведи звуко - буквенный анализ слова:
ЛИНИЯ -
______________________________________________________
Проведи звуко - буквенный анализ слова:
АРБУЗ -
______________________________________________________
Постарайся найти в каждой строчке лишнее слово.
Запиши его, разделив на слоги:
Водяной, вода, водить.
Лист, лиса, лисёнок.
Семя, семечко, семья.
Вдруг, подруга, друзья.
___________________________________________________
Выпиши слова с ударением на первый слог:
Щавель, торты, туфли, ремень, книга, столяр, язык, лошадь.
_____________________________________________________
Выпиши слова с ударением на второй слог:
Щавель, торты, туфли, ремень, книга, столяр, язык, лошадь.
______________________________________________________
Запиши однокоренные слова, выдели в них корень:
Лес, лесок, лесной, лесник.
Цветок, цветной, цветник, цветёт.
______________________________________________________
Запиши однокоренные слова, выдели в них корень:
Лётчик, самолёт, полёт.
Ледяной, ледовый, лёд.
______________________________________________________
К каждому слову запиши по одному синониму:
ТЕПЛО -
ЗАМЕТАЕТ -
______________________________________________________
К каждому слову запиши по одному антониму:
ТЕПЛО -
ЗАМЕТАЕТ -
______________________________________________________
К каждому слову запиши по одному антониму:
ЧЁРНЫЕ -
ГЛУХИЕ -
МЕНЬШЕ -
______________________________________________________
К каждому слову запиши по одному антониму:
НОЧЬ -
ТУПОЙ -
СТАРЫЙ -
______________________________________________________
Спиши предложение. Подчеркни главные члены предложения. Выпиши основу.
Дул порывистый ветер.
______________________________________________________
Спиши предложение. Подчеркни главные члены предложения. Выпиши основу.
Принесла осень холодные дожди.
______________________________________________________
Спиши предложение. Подчеркни главные члены предложения. Выпиши основу.
Покинули лес звонкие птицы.
______________________________________________________
Спиши предложение. Подчеркни главные члены предложения. Выпиши основу.
В печке трещат дрова.
______________________________________________________
Спиши предложение. Подчеркни главные члены предложения. Выпиши основу.
Дул холодный ветер.
______________________________________________________
Спиши предложение. Подчеркни главные члены предложения. Выпиши основу.
Ольга и Игорь тихо шли по тропинке.
Спиши предложение. Подчеркни главные члены предложения. Выпиши основу.
Дул порывистый ветер.
______________________________________________________
Спиши предложение. Подчеркни главные члены предложения. Выпиши основу.
Принесла осень холодные дожди.
______________________________________________________
Спиши предложение. Подчеркни главные члены предложения. Выпиши основу.
Покинули лес звонкие птицы.
______________________________________________________
Спиши предложение. Подчеркни главные члены предложения. Выпиши основу.
В печке трещат дрова.
______________________________________________________
Спиши предложение. Подчеркни главные члены предложения. Выпиши основу.
Дул холодный ветер.
______________________________________________________
Спиши предложение. Подчеркни главные члены предложения. Выпиши основу.
Ольга и Игорь тихо шли по тропинке.
Сценарий урока:
Тема: Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова
Педагогические цели: Способствовать развитию умения подбирать проверочные слова, объяснять написание слов с пропущенными буквами; создать условия для развития речи учащихся, ознакомления со словом с непроверяемым написанием: снегирь
I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент)
Приветствие учащихся.
– Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
– Проверим готовность к уроку
тетрадь: Число. Классная работа.
II. Чистописание: Выполняют письмо по образцу
о О а д б
III. Проверка выполнения домашнего задания.
Выписать из "словаря однокоренных слов" (учебник с.135) 5 слов с безударной гласной в корне, подчеркнуть в каждом из них букву, обозначающую безударный гласный звук.
Проверяет выполненное домашнее задание, просматривает рабочие тетради
"Почему надо проверять написание буквы, обозначающей безударный гласный звук?"
Зачитывают домашнее задание Обсуждение.
IV. Постановка учебной задачи:
1.– Какую тему мы изучаем на протяжении нескольких уроков?( – Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.)
– Все ли хорошо ее усвоили?
– Давайте сформулируем учебную задачу сегодняшнего урока(– Учиться проверять правописание слов с безударным гласным звуком в корне)
2. Беседа по вопросам:
- Какое правило поможет вам правильно обозначить буквой безударный гласный звук в слове? (учебник с.96 - НАДО:
а) изменить форму слова: моря - море, у моря
б)подобрать однокоренное слово : трава - травка, зелёный - зелень
чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным.)
В проверочном и проверяемом словах гласные корня пишутся одинаково.
3.- А если слово проверить нельзя? Как такие слова называются и что надо делать? (запомнить или словарь)
4. Словарно-орфографическая работа.
Словарные слова: Ворона, воробей, сорока, соловей.
Запоминают правописание слова: снегирь
- Что обозначает это слово? Поставьте ударение. Найдите орфограмму. Запишите слово в словарик.
Как назвать одним словом этих животных? (Птицы.)
Какую помощь оказывают они людям? (Птицы охраняют наши с.ды.)
Составим из слов предложение. Какую гласную в корне слова с.ды будем писать?
Учитель: Поставим ударение.
Учитель: Подчеркнём безударный гласный звук.
Учитель: Безударный гласный звук [а] может быть записан буквой о или а. Обязательно нужно проверять. Как проверить безударный гласный звук в корне?
Учитель: Назовите проверочное слово.
Ученик: Сад.
Учитель: Запишем слово «сады».
ФИЗМИНУТКА: Курочка.
5. Выработка алгоритма действий:
V. Применение знаний и способов действий.
1. А? О? (Упр. 157) – Прочитайте. Запишите слова в 2 группы: с пропущенной буквой а и пропущенной буквой о.
– Докажите, что вы правильно написали слова с пропущенными буквами
ФИЗМИНУТКА: Для глаз.
малыш кольцо
глазок столовая
в шкафу солёный
шагать морской
краснеть полянка
травинка большой
врачи кормить
кора
окно
2. Самопроверка: Образец на доске.
3. Самооценка - . , . , . .
4. Выполнение двух упражнений на интерактивной доске - ЦЕПОЧКА.
а) Проверяемые и проверочные слова
б)Распределение слов с пропущенными буквами по корзинам
5. Развитие речи на интерактивной доске: ГРАЧИ. (упр.№160)
-Расположите предложения так, чтобы они составили текст. Озаглавьте его. Запишите заголовок и составленный текст. (карточки на партах)
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
– Закончите предложения:
• Я сегодня узнал…
• Я научился…
• Мне было…
• Я рад…
Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока
VII. Домашнее задание. Работа в рабочей тетради (№ 96)
На берёзе грачиное гнездо. Оно сделано из
прутьев, глины и травы. В гнезде трое грачат.
Птицы громко пищали. Вот прилетели родители.
Грачи стали кормить птенцов жирными червями.