Практическая работа по теме: Восточные славяне VII — VIII в.в.


Раздел 4. История России с древнейших времен до конца XVII века
Тема 4.3. Восточные славяне VII-VIII вв.
Практическая работа № 5
Тема: Восточные славяне VII-VIII вв.
Учебная цель: формирование умения изучать письменные источники, извлекать из них новые знания, формирование умение работать в команде.
Учебные задачи: научиться работать с источниками по истории Древней Руси, научиться работать в команде.
Предметные результаты: сформированность представлений о современной исторической науке, её специфике, методах исторического познания; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности.
Задачи практической работы
1. Повторить материал по теме «Восточные славяне VII-VIII вв.»
2. Ответить на вопросы
3. Выполнить задания к тексту «Прародина славян и их расселение»
4. Выполнить задания к тексту «Занятия восточных славян»
5. Выполнить задания к тексту «Общественный строй славян. Соседская община»
6. Выполнить задания к тексту «Язычество древних славян»
7. Выполнить задания к тексту «Происхождение Руси. Этноним «русь»
8. Работая в группе, подготовить краткое сообщение и выступить с ним.

Обеспеченность занятия
1. Тетрадь для практических занятий
2. Ручка
3. Тексты заданий
Учебник: Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: Учебник для студентов учреждений СПО. – М.: Академия, 2014
Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме
В IV-ХI вв. славяне расселились на обширных пространствах Восточной Европы. В лесном краю они применяли подсечно-огневое земледелие, в лесостепной зоне — пашенное.
В середине I тыс. н.э. восточные славяне жили родовыми общинами. Общинники совместно владели землей, сообща трудились, вся продукция, созданная ими, была общей и делилась поровну между всеми родичами. Роды объединялись в племена, а те, в свою очередь, в племенные союзы. Важнейшие вопросы общественной жизни — объявление войны и заключение мира, выбор старейшин и князя — решало вече (собрание) племени. Старейшины распределяли землю среди соплеменников, разбирали тяжбы, председательствовали в народных собраниях. Наряду с общеплеменным ополчением существовала дружина, состоявшая из молодых, крепких воинов. Во главе дружины и общеплеменного ополчения стоял князь, которым становился самый удачливый, храбрый и мужественный воин.
Хозяйственный прогресс — усовершенствование орудий труда, переход к плужному земледелию и стойловому содержанию скота, привел к тому, что теперь отдельная семья была способна самостоятельно вести хозяйство. Поэтому в середине 1 тыс. прежние родовые связи разрушались и происходил постепенный переход к соседской общине (славяне называли ее «вервь», «мир»). Наиболее быстро этот процесс происходил там, где не требовалось усилий многих людей для расчистки леса под пашню, — в лесостепной полосе. Самым экономически развитым районом было Среднее Поднепровье.
Представления славян об окружающем мире, о своем месте в нем были насквозь мифологичными. Все окружающее человека пространство — от порога родного дома до края родной земли, как и вся его жизнь, от первого крика до последнего вздоха, — были подчинены законам, установленным предками по воле богов.
В нашей современной жизни очень многое напоминает нам о временах восточных славян. Земли, занятые восточными славянами в период освоения ими Восточно-Европейской равнины, составляют территорию центральной части современной России, Украины и Белоруссии. Способы постройки дома, хозяйственные занятия, умения и навыки в течение многих столетий оставались неизменными. Языческое мировоззрение сохранялось у славян даже и после принятия христианства. Крестившись, вчерашние язычники продолжали чтить старых богов, только под новыми именами. Так, например, облик Перуна трансформировался в образ Ильи Пророка, одного из самых почитаемых христианских святых. Другим «наследником» бога грозы стал святой Георгий Победоносец. Перун в славянской мифологии выступал в качестве победителя злого бога — Змея-Волоса. Змееборцем выступает и Св. Георгий.
В середине и второй половине I тыс. восточные славяне заселили обширные пространства Восточно-Европейской равнины. Приемы хозяйствования, мировоззрение, язык и культура, свойственные восточным славянам, заложили основы российской цивилизации.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию
Где обитали восточные славяне?
Что такое родовая община?
Чем родовая община отличалась от соседской?
Как решались вопросы общественной жизни у восточных славян?
Что Вы знаете о мифологическом мировоззрении?
Покажите на карте территорию расселения славян.
Покажите на карте расселение западных, южных и восточных славян.
Покажите на карте расселение восточных славян.

Задания для практического занятия
1. Прародина славян и их расселение
Древнейшая история славян окончательно ещё не выяснена историками, их происхождение и прародина не установлены. Истоки исторической судьбы славян уходят в никуда. Учёные не имеют и жалких крох информации о тех временах — временах седой древности. В точности даже неизвестно, когда славяне узнали письменность. Многие исследователи связывают возникновение славянской письменности с принятием христианства. Число письменных источников, содержащих сведения о древнейшем периоде истории славян, невелико. В основном это древнегреческие, латинские, древнееврейские, византийские, арабские сочинения.
В начале нашей эры Европа представляла собой соседство двух миров — развитой римской цивилизации и мира варваров, где отсутствовали государственность, города и письменность. Римляне выделяли в нем Германию и Сарматию. Границей между ними была река Висла. И именно здесь, по Висле (Вистуле, как ее называли в Античности), жили славянские племена — венеды, или венеты. О них впервые написал в «Естественной истории» Гай Плиний Старший (23/24—79 гг. н. э.). В 98 г. появилось сочинение «Германия» Публия Корнелия Тацита, который попытался определить, к какому народу ближе венеды — к германцам или сарматам. Как сарматы, они «рыщут по лесам и горам… Однако их скорее можно причислить к германцам, потому что они сооружают себе дома, носят щиты и передвигаются пешими, причем с большой быстротой; все это отмежевывает их от сарматов, проводящих всю жизнь в повозке и на коне». Наконец, во второй половине II в. Клавдий Птолемей сообщил, что венеды — один из крупнейших народов Европейской Сарматии, обитающий по Висле.
Более обширны сведения о славянах в источниках VI—VIII вв. Иордан — автор «Гетики» (середина VI в.) — сообщает, что венеты — многочисленное племя, проживающее на огромных пространствах от истоков Вистулы. «Хотя теперь их названия меняются в зависимости от различных родов и мест обитания, преимущественно они все же называются славянами и антами». Сведения источников дополняются данными лингвистики и археологии.
Самым ранним источником является составленное отцом истории Геродотом (V в. до н.э.) описание Скифии и населяющих ее племен, среди которых, как считает ряд исследователей, были и предки славян. Отдельные сведения о географии и истории Восточной Европы приводятся в сочинениях Страбона (I в. до н.э. — I в.), Плиния Старшего (I в.) и других античных авторов. Ценные сведения об общественном строе, нравах, обычаях, военном искусстве славян содержатся в трудах крупнейшего византийского историка Прокопия Кесарийского (VI в.). В начале нашей эры Европа представляла собой соседство двух миров — развитой римской цивилизации и мира варваров, где отсутствовали государственность, города и письменность. Римляне выделяли в нем Германию и Сарматию. Границей между ними была река Висла. И именно здесь, по Висле (Вистуле, как ее называли в Античности), жили славянские племена — венеды, или венеты. О них впервые написал в «Естественной истории» Гай Плиний Старший (23/24—79 гг. н. э.). В 98 г. появилось сочинение «Германия» Публия Корнелия Тацита, который попытался определить, к какому народу ближе венеды — к германцам или сарматам. Как сарматы, они «рыщут по лесам и горам… Однако их скорее можно причислить к германцам, потому что они сооружают себе дома, носят щиты и передвигаются пешими, причем с большой быстротой; все это отмежевывает их от сарматов, проводящих всю жизнь в повозке и на коне». Наконец, во второй половине II в. Клавдий Птолемей сообщил, что венеды — один из крупнейших народов Европейской Сарматии, обитающий по Висле.
Более обширны сведения о славянах в источниках VI—VIII вв. Иордан — автор «Гетики» (середина VI в.) — сообщает, что венеты — многочисленное племя, проживающее на огромных пространствах от истоков Вистулы. «Хотя теперь их названия меняются в зависимости от различных родов и мест обитания, преимущественно они все же называются славянами и антами». На некоторые события пролили свет археологические находки, но как трудно бывает правильно истолковать каждую из них! Нередко археологи спорят между собой, определяя, какие из найденных ими предметов принадлежали славянам, а какие — нет. На каждую каплю твёрдого знания приходится по целому океану предположений и догадок. Таким образом, ранняя история славян не менее загадочна и таинственна, чем история Атлантиды. Не найдено пока никаких точных сведений о том, откуда славяне пришли в Европу и от каких народов они происходят. Некоторые историки связывают происхождение славян со скифами-пахарями, жившими в Северном Причерноморье и по Днепру во времена древнегреческого историка Геродота (V в. до н. э.). Монах Нестор, автор древнейшей русской летописи «Повесть временных лет», называет местом первоначального расселения славян район Дуная. Учёные полагают, что в I тыс. н. э. славяне занимали громадную территорию Евразии. Территорией расселения славянских племен первоначально были центрально- и восточноевропейские земли, а естественными границами — реки Одер на западе, Днепр — на востоке, побережье Балтики — на севере, Карпаты — на юге. Античные авторы I-VI в.в. н.э. называют славян венедами, антами, склавинами, и говорят о них как о “бесчисленных племенах”. Славяне относятся к индоевропейской семье народов.
3) Поляне жили особо и владели своими родами… И было три брата: один по имени Кий, другой — Щек, а третий — Хорив, а сестра их была Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековицей, а Хорив — на третьей горе, которая прозвалась по нему Хоривицей. И построили городок во имя старшего своего брата, и назвали его Киев (из Повести временных лет).
Вопросы и задания к тексту:
Используя текст, назовите источники знаний о прародине славян и их расселении.
Как называют славян авторы древнегреческих, латинских, древнееврейских, византийских, арабских сочинений?
Среди перечисленных терминов, имен и названий вычеркните лишний (лишнее). По какому принципу составлены ряды?
а) Поляне, кривичи, чудь, словене ильменские, дреговичи.
б) Днепр, Волхов, озеро Ильмень, Ладожское озеро, Нева, Ловать, Дунай.
2. Занятия восточных славян
Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, при которых были обнаружены семена злаков (рожь, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, морковь, свекла, редька). Выращивались также и технические культуры (лен, конопля) Южные земли славян обгоняли в своем развитии северные, что объяснялось различиями в природно-климатических условиях, плодородии почвы. Южные славянские племена имели более древние земледельческие традиции, а также имели давние связи с рабовладельческими государствами Северного Причерноморья. У славянских племен существовали две основные системы земледелия.
На севере, в районе густых таежных лесов, господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. Следует сказать, что граница тайги в начале I тыс. н.э. была гораздо южнее современной. Остатком древней тайги является знаменитая Беловежская Пуща. В первый год при подсечно-огневой системе на освояемом участке деревья подрубали, и они высыхали. На следующий год срубленные деревья и пни сжигали, и в золу сеяли зерно. Удобренный золой участок два-три года давал довольно высокий урожай, потом земля истощалась, и приходилось осваивать новый участок. Основными орудиями труда в лесной полосе были топор, мотыга, заступ и борона-суковатка. Убирали урожай при помощи серпов и размалывали зерно каменными зернотерками и жерновами.
В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. При наличии большого количества плодородных земель участки засевали в течение нескольких лет, а после истощения почвы переходили (“перекладывались”) на новые участки. В качестве основных орудий использовали рало, а впоследствии деревянный плуг с железным лемехом. Плужное земледелие было более эффективным и давало более высокие и стабильные урожаи.
Академик Б.А.Рыбаков отмечает, что уже со II в. н.э. обнаруживается резкий подъем всей хозяйственной и социальной жизни той части славянского мира, которая в дальнейшем станет ядром Киевской Руси — Среднего Поднепровья. Рост количества кладов римских монет и серебра, найденных на землях восточных славян, свидетельствует о развитии у них торговли. Предметом экспорта было зерно. О славянском экспорте хлеба во II — IV вв. говорит заимствование славянскими племенами римской хлебной меры — квадрантала, получившего название четверик (26,2 л.), просуществовавшего в русской системе мер и весов до1924 г. О масштабах производства зерна у славян свидетельствуют найденные археологами следы ям-хранилищ, вмещавших до 5 т зерна.
Вопросы и задания к тексту:
На основе работы с текстом назовите основные занятия славян
Покажите на карте торговые пути «из варяг в греки», Волжский путь.
Объясните значение понятий: подсечно-огневая система земледелия, перелог, бортничество.
3. Общественный строй славян. Соседская община
Уровень развития производительных сил того времени требовал значительных затрат труда для ведения хозяйства. Трудоемкие работы, которые нужно было выполнять в ограниченные и строго определенные сроки, мог выполнить только коллектив. С этим связана большая роль общины в жизни славянских племен.
Обработка земли стала возможна силами одной семьи. Хозяйственная самостоятельность отдельных семей делала излишним существование прочных родовых коллективов. Выходцы из родовой общины уже не были обречены на гибель, т.к. могли осваивать новые земли и стать членами территориальной общины. Родовая община разрушалась также в ходе освоения новых земель (колонизация) и включения в состав общины рабов.
Каждая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. Все владения общины делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь были личной собственностью каждого общинника. Общую собственность составляли пашня, луга, леса, промысловые угодья, водоемы. Пахотная земля и покосы могли периодически делиться между общинниками. Таким образом, родовую общину сменила соседская, в основе которой лежали не родственные, а хозяйственные связи.
Распаду первобытнообщинных отношений способствовали военные походы славян и, прежде всего, походы на Византию. Участники этих походов получали большую часть военной добычи. Особенно значительной была доля военных предводителей — князей и родоплеменной знати — лучших мужей.
В борьбе с варягами крепла военная организация славянского населения, которая своими корнями уходит вглубь веков. Как и у многих других народов это сотенная система, когда каждое племя выставляло сотню воинов во главе с «сотским», а союз племен должен был, по всей видимости, выставлять тысячу, откуда и происходит должность «тысяцкого». Одним из военных руководителей был и князь. Слово «князь» – общеславянское, заимствованное, по мнению лингвистов, из древненемецкого языка. Слово это первоначально означало главу рода, старейшину. Сведения о племенных вождях-князьях сообщают нам иностранцы. Со временем, с ростом населения, племя, подразделявшееся на несколько родов, распадалось на ряд родственных племен, которые образовывали племенной союз. Такими племенными союзами, скорее всего, и были летописные «племена» полян, древлян, дреговичей и т.д. Во главе этих союзов стояли вожди, возвышающиеся над вождями отдельных племен, входивших в союз (И.Я. Фроянов). Исторические свидетельства о подобных князьях содержит летописная легенда о Кие и его потомках, державших «княженье в полях». Такие княжения были и у других восточнославянских союзов племен. Арабский историк Масуди сообщает о древнем славянском князе Маджаке, а уже известный нам готский историк Иордан – о князе Боже. Таким образом, помимо вождей племен, были еще вожди союзов племен. У этих князей были различные функции. Племенной князь мог избираться на время, в период военных действий. Его власть не велика по сравнению с властью вождя племенного союза. Власть последнего постоянна, функции разнообразнее. Такому князю приходилось заниматься внутренним строительством союза, собирать, организовывать и возглавлять, войско, ведать в целом внешней политикой. Эти князья отправляли и некоторые религиозные и судебные функции. В этом им помогал совет старейшин, или, как его часто называют древнерусские памятники – старцы градские (летописи употребляют термины «старейшины» и «старцы градские» как равнозначные). В летописных сообщениях старцы градские выступают в качестве полномочных руководителей общества, с которыми князья вынуждены были считаться. Даже во второй половине Х в., переломное время княжения Владимира, они еще участвовали в управлении и влияли на ход событий. Старцысоветники принимали участие в княжеской думе, княжеских пирах, которые выполняли важную социальную функцию – общения населения с князем. Старцы градские – племенная знать, которая занималась гражданскими делами.
В военных делах князю помогала дружина, особая организация профессиональных воинов. Она также зарождается еще в недрах первобытнообщинного строя, никак не нарушая доклассовой социальной структуры. Дружина срасталась с князем и также, как и князь исполняла определенные общественно полезные функции. Князь среди дружинников был не господином, а первым среди равных. Дружина делилась на старшую, из которой выходили княжеские управители, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство.
Еще одним важнейшим элементом социально-политической структуры было вече. Племенные веча – народные собрания – возникают в глубокой древности. О них писал еще Прокопий Кессарийский, повествуя об антах и склавенах. Изучение древнейших свидетельств о вече свидетельствует, о том, что в нем участвовало все население, включая знать. Народное собрание действовало непрерывно на протяжении IX-XI столетий, но со временем, по мере распада родоплеменных связей, оно активизировалось. Эту триаду – князь, совет старейшин и народное собрание – можно онаружить во многих обществах, которые переживали архаическую стадию развития.
Таким образом, В VI—VIII вв. у восточных славян происходил процесс формирования первых племенных военных союзов во главе с вождями (князьями). Стремясь к усилению своей власти над свободными общинниками, князья облагали их данью. Необходимость сбора дани объяснялась итересами содержания военной дружины, гарантирующей мирный труд общинников. Наряду с этим шел процесс формирования нового господствующего сословия — крупных собственников земли: близкие князю люди из его дружины, а также представители родовой знати занимали плодородные земли, прежде принадлежавшие общине. Вместе с тем в условиях укрепления княжеской власти сохранялась относительная самостоятельность общинников, а также такие элементы военной демократии, как вече, кровная месть и др.
Все это создавало объективные условия для формирования Древнерусского государства.
Вопросы и задания к тексту:
1. Используя текст, составьте схему управления восточнославянских племен.
2. Объясните следующие понятия: князь, вече, военная демократия
3.Докажите, что восточнославянские племена находились на стадии разложения первобытнообщинного строя.
4. Язычество древних славян
Религией восточных славян было язычество. Истоки его лежат за много тысячелетий до начала нашей эры, а отголоски сохраняются до наших дней. Идеи некоторых исследователей прошлого о том, что восточнославянское язычество было бедной, бесцветной религией, должны быть ныне оставлены. В восточнославянском язычестве можно обнаружить все те стадии, которые были свойственны и другим языческим культам, существовавшим у других народов. Древнейший пласт – поклонение предметам и явлениям ближайшего окружения, которые были вплетены в жизнедеятельность человека. До нашего времени дошли источники, свидетельствующие о поклонении древних славян таким предметам и явлениям. Это так называемые фетишизм и анимизм. Отголосками таких, верований было поклонение, например, камням, деревьям, рощам. Культ каменных фетишей очень древний. Объектом поклонения были не только деревья, но и лес. Распространен был и тотемизм – это вера в происхождение человеческого рода от какого-либо вида животных. Наряду с почитанием дуба днепровские славяне, например, поклонялись священным животным – диким кабанам-вепрям. Вопрос о тотемическом культе у восточных славян довольно сложен. Возможно, что в ряде случаев мы сталкиваемся с трансформацией тотемизма в культ предков в образе животных. Архаические пласты русских народных сказок свидетельствуют о существовании тотемизма у восточных славян.
Разновидностью культа предков в облике животных является оборотничество. Так, в русских былинах Вольга охотится в образе сокола, обращается в муравья. Русская сказка широко использует мотив превращения прекрасной девушки невесты в лебедя, утку, лягушку. Отрыв духа”двойника” от объекта, которому он присущ, наряду с тотемизмом порождает веру в души мертвых, а также культ предков. Невидимые духи – души предков и родичей, двойники фетишизируемых предметов и явлений, объекты тотемического культа постепенно «населяют» окружающий древнего славянина мир. Уже не сам предмет является объектом почитания. Поклонение относится к живущему в нем духу, демону. Не сам предмет, а именно дух (демон) оказывает положительное или отрицательное влияние на ход событий и на судьбы людей. Язычество восходит на новую ступень – стадию полидемонизма. Духи, первоначально представлявшие однородную массу, обособляются. Прежде всего, по месту обитания, становясь «хозяином места». В водной стихии жили водяные и берегини, лес был царством лешего или лесовика, а на полях в высокой траве живут полевики. В жилище «хозяин» домовой – маленький горбатенький старикашка.
Важное место в религии древних славян занимал культ предков. Широко был распространен обычай сожжения покойников и возведения над погребальными кострами земляных насыпей — курганов. Вера в загробное существование проявлялась в том, что в погребальный костер вместе с умершими клали вещи, оружие, пищу. При погребении князя вместе с ним сжигали коня и одну из его жен или рабыню. В честь умершего устраивали пир — тризну и военные состязания.
Демонические верования приближали восточных славян к следующему этапу – политеизму, т.е. вере в богов. Среди богов, которые были известны на Руси, выделяется Перун – бог грозы, молнии и грома. Верили также в Волоса или Велеса – бога скота, торговли и богатства. Культ его очень древний. Были еще Дажбог и Хорс, Ярило, – различные ипостаси солнечного божества. Стрибог – бог ветра, вихря и вьюги, бог огня — Сварог, Мокошь, судя по всему, земная супруга громовержца – Перуна, которая ведет свое начало от «матери сырой земли». В древнерусское время она – богиня плодородия, воды, впоследствии покровительница женских работ и девичьей судьбы.
Наконец, Симаргл - единственное зооморфное существо пантеона древнерусских богов (священный крылатый пес, возможно, иранского происхождения). Симаргл является божеством низшего порядка, которое охраняло семена и посевы.
Славяне изготавливали деревянные и каменные изваяния своих богов (идолов). Местами поклонения служили священные рощи, источники. Кроме того, у каждого племени существовали общие святилища, куда сходились все члены племени на особо торжественные праздники и для решения важных дел.
Сдвиги в восточнославянском обществе, о которых речь ниже, привели к языческим реформам. Археологические изыскания в Киеве свидетельствуют о том, что языческое капище с идолом Перуна, первоначально располагавшееся в пределах городских укреплений, переносится на место, доступное всем прибывающим в землю полян. Таким образом, Киев, будучи политической столицей, превращается и в религиозный центр. На роль главного божества всех восточных славян выдвигается Перун. С возрастанием роли князя и военной дружины в жизни племени Перун — бог грозы и войны — становится главным богом славянского пантеона. Именем Перуна клялись послы, скреплялись дипломатические договоры. Священным считался домашний очаг или печь как символ семьи. Огню молились обычно под овином, в котором сушилось зерно. У славян существовал годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Языческие обряды должны были обеспечить высокий урожай, здоровье людей и скота. Особыми обрядами сопровождались важнейшие события в жизни человека — рождение, свадьба, смерть.
Однако в 980 г. предпринимается новая религиозная реформа – сооружается языческий пантеон из известных нам уже божеств. «Поставление кумиров» – идеологическая акция, с помощью которой киевский князь надеялся удержать власть над покоренными племенами.
Древнерусское язычество было настолько распространено, что Древняя Русь и после принятия христианства в мировоззренческом отношении и в практических действиях являла собой языческое общество с формальным существованием в нем элементов христианской веры и культа. Большинство языческих верований и обычаев продолжали соблюдаться без, или, с малым привнесением в них христианских норм и в последующее время.
Вопросы и задания к тексту:
1. Используя текст, расскажите о религии восточных славян.
2. Объясните значение понятий: язычество, фетишизм, анимизм, тотемизм, оборотничество, полидемонизм, политеизм, идолы, пантеон.
5. Происхождение Руси. Этноним «русь»
Вопрос о происхождении термина «русь» спорен. В дискуссиях по этой проблеме отразились противоречия различных научных школ относительно формирования древнерусской народности, государства восточных славян, роли варягов в истории Древней Руси, основанные на неоднозначных свидетельствах источников. Учитель знакомит старшеклассников с наиболее аргументированными подходами. Письменные источники свидетельствуют о том, что первоначально термин «русь (русы)» имел отношение к представителям военно-служилого сословия — княжеской Дружины, которая была важнейшим элементом формирующегося государственного управления. Дружина участвовала в сборе налогов, отправлении судебной власти, защите населения и завоевании новых земель. Позже термин «русь» распространился на все население, проживающее на подвластной князю территории. Каково же происхождение этнонима?
1) Автохтонная, среднеднепровская этимология. В Днепровско-Донском регионе существовало славянское племя русь (рось), чье самоназвание и распространилось на всю территорию восточного славянства. Одно из косвенных подтверждений этой точки зрения ее сторонники видят в свидетельстве «Повести временных лет». В 882 г. Олег берет в поход из Новгорода на Киев «многи варязи, чюдь, словени, мерю, весь, кривичи». После того как Киев был взят, «варязи и словени и прочи прозвашася русью».
2) Скандинавская этимология отражает эволюцию восточнославянско-скандинавского взаимодействия в VIII—X вв. Истоки восходят к дославянским связям между скандинавами и финским населением. Варягов — пришлое население, собиравшее дань на территории, ранее заселенной финнами, называли ruotsi (от слов «грести, гребец, гребля, плавание на гребных судах»). Заимствование слова славянским языком и его фонетическое изменение (русь, русы) относится к VIII—IX вв. Лингвисты полагают, что в то время термин имел два значения: этническое — обозначение народов северо-запада (возможно, и скандинавов, и финнов) и социальное (воины — гребцы, дружина, приплывшая на судах). В процессе формирования Древнерусского государства во второй половине IX — первой половине X в. варяги — русь становятся составной частью княжеской дружины. Очень скоро термин получает новое значение, распространяясь на всю полиэтничную дружину (исследователи доказывают, что летописец так называет всю дружину Олега). Со второй половины X в. этническое значение термина, связывающее его со скандинавским этносом, окончательно размывается. Понятия «русь», «русский» в международных договорах и летописях связываются с территорией, подвластной князю, и всем населением этой территории («все люди Русския земли»). Этнически нейтральное, не связанное ни с одним из названий племен, населяющих огромную, подвластную Киеву территорию от Белого озера и Ладоги до Среднего Поднепровья и Верхнего Поволжья, оно оказалось наиболее приемлемым для новой восточнославянской общности.
Вопросы и задания к тексту:
На основании текста, расскажите об автохтонной этимологии этнонима «русь»
На основании текста, расскажите о скандинавской этимологии этнонима «русь»
Инструкция по выполнению практической работы
1. Прочитайте краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме
2.Устно ответьте вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию
3. Внимательно прочитайте задания для практического занятия
5. Запишите в тетради название практической работы
4. Выполните задания, ответы запишите в тетрадь
5. Подготовьте краткое сообщение
Критерии оценки практической работы
Вопросы и задания к тексту — 3 балла
Выступление с сообщением — 2 балла
Форма контроля выполнения практической работы:
Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ, сообщение заслушивается на уроке.
Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:
1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: Учебник для студентов учреждений СПО. – М.: Академия, 2014.
2. Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса. – М.: Русское слово, 2014.
3. Богданов А.П. История России до Петровских времен. 10 – 11 кл. – М.: Дрофа, 2014.