Интегрированное занятие по экспериментированию Воздух вокруг нас
Интегрированное занятие по опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе
Тема: «Воздух вокруг нас»
Цель: развивать у детей интерес к окружающему миру, экспериментированию.
Задачи:
-закрепить с детьми понятие «воздух» и его свойства (легкость, прозрачность, невидимость),
-дать понятие о роли воздуха в жизни человека и живой природы,
-дать понятие ветра (движение воздуха), его характерных особенностей, вспомнить о пользе и вреде ветра,
- закрепить и расширить словарный запас детей, развивать речь,
-развивать любознательность,
-воспитывать интерес к окружающей жизни.
Материал демонстрационный:
Воздушный шарик, запись со звуком ветра, презентация с изображением разных ветров, тазы с водой, мяч.
Материал раздаточный:
Пакетики полиэтиленовые, стаканы с водой, коктейльные трубочки, веера, игрушки из бумаги – водолазы, бутылочки пластмассовые, карточки –смайлы, воздушные пузыри.
Ход занятия
Воспитатель:Здравствуйте, ребята! И я хочу с вами поговорить о чем то интересном. Отгадайте мою загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
Он нам нужен каждый час,
Но невидим он для нас! (Воздух)
Воспитатель:
- Подумайте, ребята, а для чего нужен воздух? (мы им дышим)
- Кто еще дышит воздухом? (птицы, насекомые, морские животные, деревья, цветы и т. д.)
-А как вы думаете, что у шарика внутри? (воздух)
- Есть ли воздух внутри нас - давайте проверим.
Опыт 1:
- Поднесите свои ладони ко рту и подуйте. Что почувствовали? (воздух)
- Если ладони приблизить к лицу и подуть, какой почувствуете воздух? (теплый). А если подуть на ладони вытянутые, воздух получится прохладный.
-Сядем, ребята, за столы.
Опыт 2:
- Перед вами стакан с водой и трубочка. (Трубка в стакане с водой)
- Будем вдыхать носом, а выдыхать в трубочку.
- Что произошло в стакане? (пузыри)
- Воздух находится вокруг нас. Мы им дышим. Воздух выходит из нас в виде воздушных пузырьков. Поставьте стаканы на поднос.
Опыт 3:
- Посмотрите, что я вам принесла - это отважный водолаз.
- Потрогайте его. Из чего он сделан? (Из бумаги). И стоит он на плоту.
- Ребята, а чем любит заниматься водолаз? (ответы)
- Посмотрите, что я буду делать: поместим водолаза в стакан и погрузим его в воду. Водолаз будет опускаться все глубже и глубже. Посмотрите он уже на дне. Теперь и вы погрузите своих водолазов.
- Как вы думаете, водолаз будет мокрый, когда мы вытащим его из воды?
- Медленно поднимем стакан из воды.
- Проверьте, намок ли он? Водолаз не намок. Почему? (Ответы)
- Потому, что стакан вовсе не пустой. Его занимает воздух, который не впускает внутрь воду.
Опыт 4:Физкультминутка «Игра с пакетами»
- Ребята, а воздух мы видим? (нет)
- А получится ли у вас его поймать? (пытаются поймать воздух).
- Я принесла волшебные пакетики. Возьмите их в руки. Закручиваем пакет. А теперь поиграем с воздухом и пакетиками. Следите за движением вашего пакета. Вывод: воздух можно поймать.
Опыт5:(Предложить ребятам сесть на ковер).
- Послушайте мою музыкальную загадку, и угадайте, что это? (запись со звуком).
-Мы услышали звуки ветра.
-А теперь сами попробуем издать звук ветра. Для этого я предлагаю вам взять бутылочки ,приложить их к губам и подуть.
- Мы познакомились со свойством воздуха. Скажите с каким? (Ответы).
( При встрече на своем пути препятствий, воздух издает разные звуки)
- Сам ветер увидеть нельзя, но можно увидеть признаки ветра. Какие? (Ответы: деревья качаются, на воде волны, облака плывут по небу, флюгера на крыше дома вертятся, дым из трубы отклоняется в сторону ветра, зонтик улетает и т. д.) Молодцы!
-А можно ли почувствовать ветер? (Ответы: можно, когда идем по улице, он дует на нас).
Игра в кругу с мячом:
- Какой бывает ветер? (Ветер бывает: сильный, слабый, теплый, холодный, ледяной, пронизывающий, колючий, прохладный, освежающий, северный, южный, западный, восточный.)Опыт 6:
-Ребята, а бывает ли искусственный ветер? (Ответы: вентилятор, кондиционер).
-Я предлагаю создать искусственный ветер: возьмите веера. Встаньте парами. - Помашите друг на друга. Что почувствовали? (Легкий ветерок).
- Если сильнее помашем - что чувствуете? (Ветер усилился).
- Так что же такое ветер?(Ответы детей)
- Ветер – это движение воздуха. (Повторить с детьми).
Воспитатель:
- Много разных поступков совершает ветер: и хороших, и плохих.
- Предлагаю вам поиграть в игру «Хороший и плохой ветер»
- Посмотрите на экран и угадайте, хороший поступок совершил ветер или плохой. Для этого нам пригодятся карточки - смайлики.
(По ходу игры - комментарии детей по изображениям ветра).
Воспитатель:
- Ребята, вам понравились наши открытия?
- А что именно понравилось?
- А что не понравилось?(ответы)
- Ребята, я хочу вам сделать подарок - мыльные пузыри. (Дети с воспитателем играют с мыльными пузырями).