Методика формирования певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Радость»
комбинированного вида структурное подразделение - детский сад № 209
Методика формирования певческих навыков у детей
старшего дошкольного возраста на музыкальном занятии
РАЗРАБОТАНА:
Балберова Ю.Н.
музыкальный руководитель
Нижний Тагил
2017
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.3
1.Анализ формирования певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста в методической литературе... 5
2.Диагностика певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста 13
3.Организация музыкального занятия с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ .....17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ27
ПРИЛОЖЕНИЕ.59
Введение
Актуальность. В период дошкольного возраста закладываются первоначальные способности музыкального развития. Приобщение к музыке - это один из важных путей эстетического воспитания ребенка, так как музыка воздействует непосредственно на чувства, а через чувства на его отношение к окружающему миру. Д.Б. Кабалевский отмечал, что музыка учит людей понимать друг друга, что лишь благодаря искусству, в том числе и музыкальному, люди до сих пор не стали бездушными. Также он считал, что в каждом ребенке уже изначально живет интерес к искусству, поэтому музыкальное воспитание занимает важное место в его развитии. Особую актуальность в музыкальном развитии детей дошкольного возраста приобретает формирование певческих навыков, так как процесс пения является наиболее доступной формой музицирования и самовыражения.
Систематическое и планомерное обучение простейшим певческим умениям в детском саду подготавливают детей к занятиям в школе, где пение является одним из учебных курсов. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формирование речи и помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения. Планомерное вокальное воспитание так же оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей, пение не только доставляет удовольствие поющему, но упражняет и развивает его дыхательную систему.
Именно в дошкольном возрасте быстрее всего формируются музыкальный слух и музыкальная память, закладывается фундамент эстетической культуры, для развития которых необходима организация новых моделей воспитания, следовательно, и новое качество процесса развития музыкальных способностей. Однако, несмотря на то, что пение является одним из самых доступных видов музыкальной деятельности, процесс постановки голоса достаточно сложный и требует определенной системы.
Проведенный анализ вокально-методической литературы показывает, что существует множество вокальных методик по формированию певческих навыков, однако далеко не все эти методики, позволяют добиться желаемого результата.
Цель: раскрыть теоретико-методологические основы и выявить наиболее эффективные методы в процессе формирования певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Рассмотреть особенности формирования певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить критерии эффективности методов и приемов, способствующих формированию певческих навыков у старших дошкольников.
3. Проанализировать методическую литературу по проблеме исследования.
4. Провести диагностику певческих навыков старших дошкольников в условиях ДОУ.
6. Разработать структуру музыкального занятия, с учетом результатов диагностики и специфики старшего дошкольного возраста.
7. Обобщить полученные результаты и сделать выводы.
Практическая значимость заключается в разработке структуры музыкального занятия в условиях ДОУ с учетом психофизиологических особенностей детей старшего дошкольного возраста, а также в использовании теоретических положений и выводов на практике в процессе формирования певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста.
1. Анализ формирования певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста в методической литературе
Как показывает анализ вокально-методической литературы, наиболее действенным методом формирования певческих навыков является упражнение (целенаправленное, специально организованное повторяющееся действие). Благодаря упражнениям способ действия совершенствуется и закрепляется и говорит о формировании навыков. Показателями наличия навыка является то, что человек, начиная выполнять действие, не обдумывает заранее, как он будет его осуществлять, не выделяет из него отдельных частных операций [36, с. 77].
Но как показывает практика, не все упражнения соответствуют критериям эффективности при обучении детей (5-7лет) вокалу. Возникает необходимость анализа критериев отбора, наиболее действенных вокальных упражнений, влияющих на успешность процесса формирования полезных навыков пения.
Среди первичных певческих навыков в вокальном развитии детей, педагоги выделяют: навык четкой артикуляции, навык певческого дыхания, навык «тянуть звук, петь плавно».
Рассмотрим различные подходы к решению проблемы формирования певческих навыков, исходя из методик следующих авторов: С.Н. Богаченко, Н.Б. Гонтаренко, Л.Б. Дмитриева, В.В. Емельянова, А.Г. Менабени, О.П. Павлищевой, Сета Риггза.
О важности певческого дыхания говорят все без исключения педагоги-вокалисты, но мнения к подходу по данному вопросу различны.
По мнению О.П. Павлищевой - «Искусство пения есть искусство дыхания» [38, с.20]. В своей методике она говорит, что вдох должен быть энергичным и быстрым, при этом, достаточно глубоким и полным. «Нижние ребра должны мгновенно раздвинуться, диафрагма – сократиться, опуститься, выдвинув переднюю стенку живота» [38, c.22]. Но при этом, автор предупреждает, что ни в коем случае нельзя допускать, чтобы ребра оставались все время раздвинутыми, так как это противоречит естественному движению грудной клетки в процессе дыхания и создает сильнейшее перенапряжение всей дыхательной мышечной системы организма. Обязательным условием также является бесшумность вдоха. Наиболее рациональный, по мнению О.П. Павлищевой, способ вдоха является смешанный вдох, то есть одновременно через рот и нос. Выдох должен быть максимально продолжительным, воздух должен истекать из легких плавно, без толчков. Автор указывает, что при взятии дыхания, следует избегать переполнения легких воздухом, так как это утомит певца и затруднит механику звукообразования.
С мнением, что в грудную клетку не следует брать большое количество воздуха согласна и А.Г. Менабени. С позиции данного автора, вдох должен быть достаточно глубоким и полным, его надо брать в нижний отдел грудной клетки и при этом энергично поднимать и расширять нижние ребра, но в отличие от Павлищевой, А.Г. Менабени рекомендует оставлять данную вдыхательную позицию, с сохранением расширения ребер на протяжении всего звукоизвлечения. При этом, мягкое небо должно находиться в приподнятом состоянии, близком к зевку (полузевку) [35, с.24].
Такой подход к формированию навыка певческого дыхания не является целесообразным, т. к. удержание грудной клетки в приподнятом и раздвинутом состоянии противоречит естественному дыханию, вызывая перенапряжение мышц. В то же время положение зевка может привести к перерасширению глотки, а, следовательно, не правильной работе голосового аппарата. Из рассмотренных выше методик следует, что дыхание должно быть нижнереберным, что противоречит дыханию детей старшего дошкольного возраста, так как в этом возрасте у них преимущественно грудное дыхание.
В.В. Емельянов, говоря о дыхании, подчеркивает, несколько изменив известную фразу итальянского педагога Ламперти Ф., что: «Школа пения есть школа «вы-дыхания» [22, с 88].
Эту позицию поддерживает и Н.Б. Гонтаренко, говоря, что для пения принципиальное значение имеет не столько тип дыхания, сколько характер выдоха. То, что процесс пения – это организованный выдох, подтверждено и исследованиями многих физиологов (В.П. Морозов, Юссон Р. и др.). Для нас также важно это положение, так как при работе с детьми старшего дошкольного возраста, большое значение играет формирование такого навыка, как «тянуть звук, петь плавно».
Дыхание это физиологичный процесс и вмешательство в этот процесс может оказаться разрушительным для неокрепшей голосообразующей системы ребенка. «Школьные уроки анатомии и терминология «легкие», «бронхи» «трахея», «гортань» приучили нас воспринимать эти органы как разные. Но на самом деле целостен весь организм, а уж упомянутые части и совсем представляют единое целое. Это целое регулируется механизмами, отобранными и отлаженными миллионами лет эволюции. Любое вмешательство в их работу молодого по сравнению с ними человеческого сознания может только, как минимум, помешать работе этих очень надежных, но достаточно тонких механизмов, а, как максимум, привести к их серьезной поломке типа астматического синдрома, спровоцированного искусственной организацией певческого дыхания» [22, с 89-90].
В методической литературе возникает много разногласий по поводу дыхания в пении. Но как показывает практика, процесс организации певческого дыхания сугубо индивидуален и зависит от физиологии и особенностей нервной системы ребенка. Прогрессивный американский педагог-вокалист Сэт Риггз дает следующее определение: «Дыхание во время пения - это очень расслабленный процесс. Когда мы говорим, что им можно управлять, мы имеем в виду только то, что вы позволяете этому процессу протекать так, чтобы вдох и выдох происходили максимально комфортно по отношению к музыкальным задачам» [41, с.34].
Придерживаясь аналогичной точки зрения, С.Н. Богаченко анализирует высказывания выдающихся вокалистов о дыхании и делает вывод, что дыхание в пении должно быть свободным, естественным, как в речи, что наиболее соответствует физиологии голосового аппарата ребенка и позволяет сохранять естественное положение гортани в пении.
Общеизвестен факт, что смещение гортани всегда приводит к изменению тембра певческого звука. Следовательно, вопрос о положении гортани в пении весьма существенен для вокальной педагогики. Среди певцов и педагогов существуют кардинально противоположные мнения по поводу, какое же положение гортани считать правильным при пении.
Так на протяжении долгого времени многие вокалисты считали, что единственно верным положением гортани во время пения является опущенное состояние. Существовали и прямо противоположные мнения.
Однако, в настоящее время появились более объективные предпосылки к изучению данного вопроса. Л.Б. Дмитриев, основываясь на рентгенологических исследованиях, а также учитывая субъективные мнения певцов, пришел к выводу, что качество звучания не связано с уровнем состояния гортани - высококачественное звучание можно наблюдать и при пониженной и при повышенной гортани, как и при гортани, расположенной на уровне положения покоя [19, с.12].
О.П. Павлищева основной задачей, к которой должны стремиться педагог и певец видит в том, чтобы максимально освободить голосовой аппарат и выявить природный тембр голоса. Гортань, по ее мнению, следует оставлять в свободно-зафиксированном состоянии, найденном при наилучшем звучании.
Именно на этом основывается американский педагог Сэт Риггз в своей методике «Пение в речевой позиции». «Только расслабленное, стабильное положение гортани обеспечит вашему звуку баланс низких, средних и высоких гармонических составляющих» [41, с.39].
Речевое пение (речевое положение гортани), по его мнению - основа голосовой свободы. Речевое пение - это естественный прием, при котором голос:
1. Создается без усилий. Когда мышцы вне гортани (внешние мышцы) не вмешиваются в процесс образования звука, голосовым связкам легче балансировать с потоком воздуха. Кроме того, когда освобождается процесс образования звука, то освобождается и артикуляция, что позволяет пропевать все слова легко и внятно.
2. Сбалансирован по качеству. Расслабленная и стабильная гортань ведет к стабильной позиции резонансной системы, при которой в голосе всегда поддерживается соответствующий баланс верхних, средних и нижних гармонических составляющих, вне зависимости от диапазона в котором вы поете [41, с.47].
Стабильное положение гортани в пении также влияет на своевременное и наиболее незаметное переключение голосовых регистров (грудной, головной), что влияет на формирование полноценного певческого диапазона.
Большое значение в процессе формирования полезных певческих навыков у детей имеет дикция и артикуляция. Дикция - это степень отчетливости в произношении звуков, слогов и слов в речи. Артикуляция – это, прежде всего правильное и отчетливое произношение звуков. «Звуковая палитра невозможна без художественной выразительности слова» [16, с.128].
С.Н. Богаченко выделяет следующие задачи вокальной дикции:
1. Получить разборчивое вокальное слово.
2. Получить естественную речевую интонацию вокального слова.
3. Чтобы вокальное слово не мешало формированию певческого звука.
Это очень важно при формировании такого навыка у детей, как «тянуть звук, петь плавно» Практика показывает, что дети старшего дошкольного возраста часто пользуются речевыми стереотипами. Это особенно заметно у детей, которые вначале всегда применяют речевые координации. Они «поют, как говорят» в буквальном значении этого слова, и потому певческие качества их голосов не могут проявиться в достаточной мере» [18,c. 75-76 с.].
Как известно, звуки речи делятся на две основные группы – гласные и согласные, разнящиеся как по механизму своего образования, так и по акустическим характеристикам. Формирование звуков речи осуществляется артикуляционным аппаратом. В артикуляции принимают участие многочисленные мышечные органы ротоглоточного канала: губы, язык, мягкое небо, зев, глотка, а также мускулатура, двигающая нижнюю челюсть. Главным артикуляционным органом является язык.
Н. Б. Гонтаренко считает, что выработке безупречной дикции способствует наибольшая подвижность губ и языка – они, по ее мнению, не должны быть вялыми.
Однако в вокальной работе с детьми старшего дошкольного возраста, очень часто распространена такая ошибка. Вокальный педагог, пытаясь компенсировать вялость дикции детей, осуществляет показ упражнения или части вокального произведения явно утрируя произношение слов. Но как показывает практика, чрезмерная активизация артикуляции у детей часто приводит к излишнему напряжению мышц лица и шеи, что способствует формированию различных зажимов в гортани. Что касается певческой артикуляции у детей, то здесь очень важно приобретение навыка рационального произношения в пении, то есть, достижения наиболее четкого и ясного произношения при минимальных мышечных затратах, чему и способствует наибольшая подвижность губ и кончика языка. Слово должно быть максимально приближенно к слушателям и ни в коем случае не утрированным, так как утрированное произношение очень мешает вокализации и полетности звука.
Наряду с такими навыками как певческое дыхание и артикуляция, педагоги выделяют у детей такое важное качество голоса, как протяжность, другими словами полетность голоса – это свойство правильно поставленного певческого голоса быть хорошо слышимым в зале. Полетность связана с наличием в тембре голоса высокой певческой форманты, особенно хорошо воспринимаемой слухом. Большое значение в голосообразовании имеет наличие так называемых высокой и низкой певческих формант (зоны усиления обертонов, происходящего вследствие явлений резонанса).
Высокая певческая форманта 2500 – 3200 Гц отвечает за яркость, блеск, полетность (носкость), звонкость голоса. От ее присутствия зависит способность голоса «пробивать» зал, лететь через оркестр. «Верхнюю певческую форманту следует считать основным и важнейшим качеством хорошо поставленного голоса» [34, с.51].
В процессе формирования полезных певческих навыков у детей огромную роль играет резонансная система.
В своей монографии «Искусство резонансного пения» В.П. Морозов определяет понятие резонанс как явление возникновения и усиления колебаний какого-либо тела или его части под действием возбуждающей эти колебания внешней силы, частота воздействия которой совпадает с собственной резонансной частотой данного тела.
Сэт Риггз в своей методике «Пение в речевой позиции» дает такое определение резонанса: «Резонанс - это усиление идущего от связок звука в полостях, расположенных над гортанью» [41, с.38].
Проанализировав определения понятия «резонанс» мы понимаем, что резонанс это усиление звучания голоса. Отсюда можно сделать вывод, что певческие резонаторы (трахея, бронхи, полость гортани, глотки, рта, носоглотки, носа и окружающие его мелкие околоносовые пазухи) при определенной оптимальной настройке, способны во много раз усилить первичный звук голосовых складок за счет повышения КПД (коэффициент полезного действия) голосового аппарата, то есть без каких-либо дополнительных усилий со стороны будущего певца. И тем самым избавить ребенка от необходимости перенапрягать гортань для достижения большой силы голоса.
Проанализировав различные подходы к формированию певческих навыков (навык четкой артикуляции, навык певческого дыхания, навык «тянуть звук, петь плавно»), мы можем выделить следующие критерии эффективности вокальных упражнений:
- упражнения, используемые при формировании навыков пения у детей старшего дошкольного возраста, не должны противоречить природе и физиологии обучаемого;
- вокальные упражнения должны быть основаны на принципах охраны детского голоса от влияния негативных факторов;
- вокальные упражнения должны составлять основу для формирования полезных певческих навыков.
Среди проанализированных подходов разных авторов к формированию навыков пения, в нашем случае у детей старшего дошкольного возраста, следует выделить цели и задачи упражнений, отвечающих критериям эффективности в вокальном обучении.
Таким образом, упражнения должны:
- быть направлены на формирование навыков естественного сбалансированного дыхания в процессе пения (Сэт Риггз, С.Н. Богаченко, В.В. Емельянов),
- способствовать наиболее удобному, относительно физиологических особенностей каждого ребенка, положению гортани при пении (Л.Б. Дмитриев, О.Г. Павлищева, Сэт Риггз)
- быть направлены на приобретение навыка рационального произношения в пении, то есть, достижения наиболее четкой и ясной дикции при минимальных мышечных затратах, чему способствует наибольшая подвижность губ и кончика языка (Н.Б. Гонтаренко);
- способствовать формированию высокой певческой форманты в голосе, являющейся одним из основных условий таких качеств в голосе, как яркость, полетность, звонкость, звука;
- способствовать наиболее верной настройке резонансной системы, при которой происходит значительное усиление звука, за счет акустических резервов голосового аппарата (эффект резонанса, наличие высокой певческой форманты в голосе).
2. Диагностика певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста
Одной из первоочередных задач при знакомстве с детьми на музыкальном занятии является выяснение действительных возможностей и данных. От этого зависит организация музыкального занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Прежде всего следует отметить необходимость наличия доброжелательности, непринужденной обстановки во время занятий.
При первом знакомстве мы использовали форму беседы, что позволило ребенку успокоиться, почувствовать внимание и доброжелательность музыкального руководителя, что в дальнейшем также способствовало созданию атмосферы доверия на музыкальных занятиях.
Прежде, чем перейти к музыкальным занятиям, необходимо провести диагностику уровня вокальных данных детей старшего дошкольного возраста. Поэтому, вначале мы провели диагностику певческих навыков каждого ребенка. Диагностику детей старшего дошкольного возраста мы проводили на базе детского сада №209 МАДОУ «Радость» в смешанной группе детей от 5 до 7 лет в форме выполнения творческих заданий, а именно:
- исполнение ребенком ранее известного вокального произведения, это может быть любая песня или попевка – что позволяло педагогу определить уровень вокальных данных и функциональное состояние голосообразующей системы ребенка;
- выполнение вокальных упражнений (предложенных педагогом), позволяющих выявить потенциальные голосовые возможности ребенка и определить перспективу развития голоса.
Для наиболее точной оценки вокальных данных ребенка, в процессе исполнения вокального произведения, мы не вмешивались в процесс звукообразования, звуковедения, даже если это совершенно расходилось с нашими представлениями.
На основе анализа методической литературы, можно выделить следующие критерии, по которым оценивался начальный уровень вокальной подготовки детей старшего дошкольного возраста:
-звукообразование;
-чистота интонации;
-артикуляция;
-певческое дыхание;
-певучесть и плавность звука;
-диапазон;
-динамические возможности;
-техническая выносливость.
На основе критериев, мы определили уровни диагностики вокальных данных детей старшего дошкольного возраста:
Низкий уровень: интонация неустойчивая, индивидуальность тембра выражена слабо (невозможно использование в качестве солирующего голоса), певческое вибрато не сформировано, слабо выражен навык пения на дыхании, артикуляция вялая, слова искажаются, динамические возможности слабые, неровное звучание голоса на протяжении исполнения всего произведения.
Средний уровень: интонация устойчивая, индивидуальность тембра выражена средне (возможно использование в общем звучании ансамбля), певческое вибрато является неопределенным, динамические возможности небольшие, частично присутствует навык пения на дыхании, звучание голоса на протяжении певческого диапазона не выровнено.
Высокий уровень: устойчивая интонация, яркая выраженность индивидуальности тембра (возможно использование в качестве солирующего голоса), динамические возможности голоса ярко выражены, техническая выносливость позволяет исполнять произведение целиком без голосовой усталости, т.к. присутствует навык пения на дыхании, артикуляция активная, звучание голоса на протяжении певческого диапазона выровнено.
Традиционно принято считать, что диапазон старшего дошкольника условно ограничен от «ре» первой октавы до «ля» первой октавы. Но, как показывает практика, физиология детей очень индивидуальна, примарный тон у разных детей варьируется в пределах кварты, от чего напрямую зависит и диапазон и тесситура ребенка. Поэтому, мы намеренно не обозначили границы певческого диапазона детей, указанного в уровнях диагностики вокальных данных.
Подведя итоги диагностики певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста, оказалось, что из 19 детей:
- 9 детей обладают средним уровнем вокальных данных: интонация устойчивая, индивидуальность тембра выражена средне (возможно использование в общем звучании ансамбля), певческое вибрато является неопределенным, динамические возможности небольшие, частично присутствует навык пения на дыхании, звучание голоса на протяжении певческого диапазона не выровнено;
- 10 детей показали низкий уровень вокальных данных: интонация неустойчивая, индивидуальность тембра выражена слабо (невозможно использование в качестве солирующего голоса), певческое вибрато не сформировано, слабо выражен навык пения на дыхании, артикуляция вялая, слова искажаются, динамические возможности слабые, неровное звучание голоса на протяжении исполнения всего произведения.
Проанализировав, проведенную диагностику певческих навыков детей старшего дошкольного возраста, были определены следующие задачи:
1. Научить детей выразительному пению без лишнего напряжения мышц – петь свободно, легким подвижным звуком (с «движением вперед»), петь плавным напевным звуком (ощущение полной свободы голосового аппарата).
2. Научить детей петь чисто, без фальши (чистая интонация).
3. Научить правильно брать дыхание перед началом пения (фиксированный короткий вдох), между музыкальными фразами, удерживать дыхание до конца музыкальной фразы.
4. Добиться четкой артикуляции посредством упражнений и вокальных произведений.
5. Максимально расширить диапазон посредством упражнений.
6. Научиться петь в ансамбле.
Диагностика уровня вокальных данных детей старшего дошкольного возраста показала следующее: 9 детей из группы в 19 человек демонстрировали средний уровень вокальных данных и умений, остальные 10 детей соответствовали низкому уровню. Исходя из результатов проведенной диагностики, была разработана структура музыкальных занятий, в процессе которых осуществлялись намеченные задачи и реализовывались условия, повышающие эффективность процесса формирования певческих навыков. Активно использовались методы и приемы, влияющие на результативность процесса формирования навыков пения.
3. Организация музыкального занятия с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
Музыкальные занятия – это основная форма образовательной работы с детьми, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников, формирование музыкальных способностей каждого ребенка. Занятия включают чередование различных видов деятельности: пения, ритмики, слушания музыки, игры на детских инструментах, ознакомления с элементами музыкальной грамоты, которые обеспечивают тем самым разностороннее развитие музыкальных способностей детей. Занятия объединяют детей общими радостными, эстетическими переживаниями, совместными действиями, учат культуре поведения, требуют определенной сосредоточенности, проявления умственных усилий, инициативы и творчества. Атмосфера эмоционального подъема, заинтересованности детей повышает результативность занятий. Для этого необходимо, чтобы педагог сам был увлечен своим трудом, владея профессиональным мастерством, был неравнодушен к тому, о чем он говорит, что и как исполняет детям. Для большей творческой атмосферы музыкальный руководитель должен создавать для детей ситуацию успеха.
Следует отметить, что формирование умений и навыков не является целью музыкального воспитания, это лишь средство развития музыкальных способностей. А уровень развития музыкальных способностей детей – разный, о чем свидетельствует проведенная нами диагностика. Все дети проявили себя индивидуально: одни более активны, другие менее. Есть дети способные, но стеснительные. Вера в ребенка – необходимое условие успешного формирования певческих навыков. Поэтому необходим индивидуально-дифференцированный подход к детям на занятиях (работа по подгруппам, схожих по уровню музыкального развития), умело использовать групповые и индивидуальные занятия, учитывая уровень каждого ребенка.
Музыкальные занятия проводятся одновременно со всей группой. Структура занятий должна быть гибкой и зависят от поставленных задач и возраста детей. Музыкальные занятия у детей старшего дошкольного возраста проходят 2 раза в неделю, не превышают 30 минут. Это объясняется не только тем, что не обладающий выносливостью голосовой аппарат ребенка устает и не может точно выполнить предложенных ему вокальных и музыкально-технических задач, но и тем, что в пении мы имеем дело со сложной координацией многочисленных органов, что требует большого напряжения и внимания. Напомним, что у певца во время занятий утомляется, прежде всего, нервная система, а не мышцы. Упражнения и задания для детей должны быть несложные в игровой форме. Тембр и диапазон обычно выявляются уже на первых занятиях.
Воспитание представлений о правильном певческом звучании является предметом первой заботы музыкального руководителя, который, развивая слух ребенка, одновременно стремится улучшить работу голосового аппарата, формируя необходимые навыки в пении. Для этого необходимо использование не только специально подобранного музыкального материала, но и дополнительных методов (показ, объяснение). Подбор музыкального материала, показ, объяснение и обучение определенным движениям - все важно. Каждый из способов имеет свою специфику, свои положительные стороны и помогает во время занятия с детьми.
Правильно подобранный материал воспитывает голос, даже при отсутствии замечаний. Если подобрать детям соответствующие упражнения, то голос будет развиваться в сторону легкого, близкого звучания, в нем появится гибкость, яркость, подвижность. Он никогда не перегрузится дыханием, не приобретет далекого тусклого характера. Но данный метод не является единственным.
Занимаясь пением во время музыкальных занятий, музыкальный руководитель учит, рассказывая и показывая. Для того чтобы учение шло успешно, надо, чтобы музыкальный руководитель сам умел хорошо показать и объяснить то, что он хочет. Поэтому показ голосом, копирование показанного действия и звучания помогает добиться желаемого эффекта. В жизни мы многое перенимаем через подражание. Особенно легко, и часто не преднамеренно, все перенимают дети. Сами того не замечая, они копируют манеру говорить, жесты, привычки взрослых. Обучение же с использованием показа связано с преднамеренным подражанием.
Принцип «пой так, как пою я» сохранялся долгое время и в наши дни, у многих педагогов он остается ведущим. Показ голосом обладает неоценимым достоинством, если его верно использовать. Он нагляден, заразителен, доступен, заставляет интуитивно найти нужные приспособления. При этом на ребенка воздействуют все возможные факторы, сигнализирующие о том, как это следует сделать: зрение, слух, эмоциональное возбуждение от услышанного хорошего звучания - все это вдохновляет, мобилизует на преодоление поставленной задачи. Замечательное положительное качество - его целостное воздействие на голосовой аппарат. При подражании ребенок не думает, за счет каких действий, в какой части голосового аппарата он достигает искомого эффекта.
Большое место в организации музыкального занятия занимают показ и объяснение движений «мышечные приемы», помогающие преодолеть технические трудности, исправить вокальные недостатки, улучшить звучание голоса. Педагог рассказывает, какое движение следует сделать, обычно дополняя свой рассказ показом. Ребенок сначала пытается осознать: что надо сделать, а потом старается сознательно применить эти действия во время пения. В этом и состоит ценность мышечных приемов. Однако мышечный прием вмешивается в реальную функцию тех или других отделов голосового аппарата. Сложность использования этого метода в том, что он должен диктоваться глубоким знанием работы голосового аппарата, знанием реальных функций его частей, а не субъективными ощущениями от звука, на основании которых часто делаются ошибочные выводы. Применение мышечного метода должно осуществляться без насилия над голосовым аппаратом и строго индивидуально.
Во время занятий пением большая роль принадлежит объяснениям музыкального руководителя, которые сопровождают всякий показ и упражнения. Словесные объяснения дополняют слуховые впечатления от показа голосом, уточняют двигательный образ при показе мышечных приемов, помогают осознать цель, к которой следует стремиться. Они призваны обратить внимание ребенка на детали, которые без объяснения могли бы быть им не замечены во время выполнения музыкального задания. Для того, чтобы объяснение достигало своего действия, оно должно даваться в четкой форме, без случайных, не нужных слов, точно подчеркивая те элементы на которые следует обратить внимание.
Каждому новому термину, который вводит музыкальный руководитель должно соответствовать определенное представление ребенка. Поскольку звуковые и мышечные ощущения не всегда поддаются точному словесному описанию. Педагоги часто прибегают к сравнениям и образным уподоблениям. Они допустимы, если хорошо понятны ребенку и вызывают нужные ответные действия. Слово - непременный и существенный фактор, участвующий в процессе формирования певческих навыков и им не следует пренебрегать.
Для успешного формирования полезных певческих навыков необходимо использовать все возможные пути:
- целесообразный подбор педагогического материала для развития голоса и наиболее полезных фонетических упражнений;
- показ голосом;
- показ нужных мышечных движений;
- словесное объяснение.
Какой из этих путей, в каждом конкретном случае, будет ведущим - подскажет наблюдательность музыкального руководителя, особенности склада ребенка и его способности.
Отталкиваясь от специфики музыкального занятия с детьми старшего дошкольного возраста можно определить его структуру.
Структура типового музыкального занятия с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ:
1. Вход в зал.
2. Музыкально-ритмические движения в виде упражнений.
3.Слушание музыки.
4. Музыкально-ритмические движения в виде игр, танцев, хороводов.
5. Игра на детских музыкальных инструментах
6. Пение, включающее: распевание и разучивание песен.
Распевание, представляет собой одну из важнейших частей работы по воспитанию певческих навыков. На распевание нельзя смотреть лишь как на разминку голосовых связок перед исполнением репертуара: это путь к овладению техническими основами вокального искусства. Работа строиться на специальных упражнениях, которые подбираются соответственно возрасту, педагогическим задачам и уровню музыкального развития детей.
Рассмотрение особенностей использования упражнений в вокальном воспитании детей позволяет дать определение понятию «вокальные упражнения». Вокальные упражнения являются целенаправленными, повторяемыми действиями (пение различного музыкального материала), организованные музыкальным руководителем, в процессе которых происходит совершенствование певческих навыков.
В вокальной и музыкальной педагогике повтор упражнения, как правило, осуществляется при условии постановки педагогом для учащегося каждый раз новой задачи. Чисто механическое повторение, хотя и осознанное, которое, например, необходимо для выработки навыка письма для вокального упражнения неприемлемо. В каждом новом повторе упражнения должно быть выполнение новой художественной задачи, так как вокальное упражнение является упражнением, связанным с воспроизведением голосом музыкального материала. Кроме того, вокальное упражнение, как правило, нацелено на решение нескольких задач сразу, то есть носит комплексный характер. Например, одно упражнение может одновременно решать задачи формирования гласных и воспитания навыков чистоты интонации.
Выбор вокальных упражнений должен осуществляться по определенным критериям:
- чётко поставленная цель;
- обоснованность, уместность использования данного упражнения применительно к данному ребенку;
- эффективность;
- здоровьезатратность.
Как правило, любое упражнение сопровождается показом учителя. Однако в случае, когда педагог сам находится в неправильном режиме голоса, такой показ вреден для голоса ученика.
Учитывая специфику деятельности детей старшего дошкольного возраста, желательно, чтобы упражнение содержало элементы игры. Разнообразить его, можно используя различные динамические и ритмические оттенки.
Также желательно использовать ассоциативные образы: мышки, птички, лисички, медведи и т.п., что в силу специфики возраста, способствует большему пониманию ребенком требований педагога и эффективному формированию навыков использования головного и грудного регистров.
Формирование навыков рационального произношения не маловажно во время занятий пением. Как в речи, так и в пении, произносимые слова должны быть четкими по произношению, выразительными и достаточно громкими. Необходима хорошая дикция, то есть четкое, ясное произношение слов. Чтобы добиться хороших результатов, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможности.
Главное условие работы артикуляционного аппарата это естественность и активность. Удобство и свобода речи - это нормальная жизненная манера, но не манерность. Естественность и активная свобода, это и есть суть рационального произношения. Активизация не должна создавать новых зажатий. Еще великий Карузо Э. говорил: «Плох тот певец, который думает петь с зажатой челюстью».
Добиваться активной естественности можно через снятие различных зажатий и стимуляции четкой работы различных мышц и органов. В этой работе могут помочь специальные фонопедические упражнения (В.В. Емельянов, А.М. Кравченко), а также проговаривание и пропевание скороговорок, попевок и т. д. Они являются вспомогательными по отношению к вокальной работе, стимулируя мышцы, принимающие участие в голосообразовании. Желательно, чтобы на занятиях с детьми, все приемы и упражнения включали в себя игровые элементы.
Также большим помощником в работе над формированием естественного и удобного звукоизвлечения является зеркало, так как многие зажатия отражаются не только в звуке, но и на лице поющего и говорящего.
Все эти приемы способствуют формированию навыков рационального произношения.
Закрепление полученных навыков на произведении в процессе исполнения.
Принцип подбора вокального репертуара:
- выбор репертуара с учетом возрастных особенностей детей;
- соответствие произведения голосовым возможностям ребенка (учет диапазона);
- соответствие произведения характеру исполнителя;
- соответствие его внешним данным.
Для детей 5-7 лет очень важно, чтобы был виден результат их старания, они сильно расстраиваются из-за любых неудач. Успешные выполнения заданий и упражнений, интересные творческие музыкальные занятия, а так же создание ситуации успеха музыкальным руководителем – дают ребенку силы и желание к дальнейшему совершенствованию.
Следовательно, правильно спланированные музыкальные занятия, а также разнообразие подходов к достижению цели, дает возможность музыкальному руководителю значительно повысить эффективность формирования полезных певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе анализа методической литературы и обобщение материала по формированию певческих навыков можно сделать следующие выводы:
1. Формирование певческих навыков в процессе музыкальных занятий детей старшего дошкольного возраста приобретает особую значимость. Так как вокальная деятельность развивает буквально все психические функции и качества ребенка: остроту ощущений и восприятия, внимание, оперативную память, воображение, мышление, социальные чувства, волевые качества.
2. Пение ребенка, не имеющего природных данных, может быть усовершенствованно, развито; среди первичных певческих навыков у детей педагоги выделяют: навык четкой артикуляции, навык певческого дыхания, навык «тянуть звук, петь плавно».
3. Голосовой аппарат ребенка имеет свою специфику, которую следует учитывать музыкальному руководителю в выборе упражнений для формирования навыков пения. В отличие от голосового аппарата взрослого человека, у ребенка он очень хрупкий, нежный, непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма и требует бережного отношения и охраны от негативных факторов, что возможно при овладении полезными певческими навыками в процессе вокального обучения.
4. Физиология детских голосов очень индивидуальна, поэтому подбор репертуара, а также методов и приемов должен осуществляться с особым вниманием и основываться на индивидуальном подходе, исходя из возможностей каждого ребенка в отдельности.
5. Упражнения являются наиболее эффективным методом формирования певческих навыков. На успешность процесса формирования певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста влияет выбор тех или иных вокальных упражнений.
6. Одним из основных факторов успешности вокального обучения, является компетентность педагога в вопросах вокального воспитания детей старшего дошкольного возраста, что позволяет найти индивидуальный подход в обучении к каждому ребенку в отдельности. Структура музыкального занятия, выстроенная с учетом, индивидуальных и возрастных особенностей, а также разнообразие подходов к достижению цели, дает возможность педагогу значительно повысить эффективность формирования полезных певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальных занятий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: уч. Пособие для студентов вузов. Изд. 3-е – Екб. : Деловая книга,2002. – 704 с.
Анисимов В. Диагностика музыкальных спосбностей детей. – М.: 2004
2. Барсова Л.Г. Сольное пение: термины и понятия. – [36 c] СПб.: Изд-во СПб ГАТИ, 2009. – 128 с.
3. Беляева – Экземплярская С.Н. О психологии восприятия музыки. – М.: Русский книжник 1924. – 114 с.
4. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
5. Бехтерев В.М. О значении музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства. – М.: 1996. – 16 с.
6. Битус А.Ф. Певческая азбука ребенка. – Минск: Тетра Системс, 2007. – 96 с.
7. Богаченко С.Н. Вокал. Сложное искусство петь простоТайны вокального голоса на дыхании. – Одесса: ВМВ, 2008, - 252с.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. – 254 с.
9. Васильев М.П. Анализ работы голосового аппарата вокалиста. – СПб.: 1997. – 240 с.
10. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. – М.: Просвещение, 1985. – 98 с.
11. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 203 с.
12. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1968. – 123 с.
13. Войнова А.Д. Развитие частоты интонации в пении дошкольников. – М.: АПН РСФСР, 1960.
14. Глубоковский М.Н. Гигиена голоса. 2-е изд. – М.: Книжный дом «Либроком», 2012. – 128 с.
15. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. Пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2005, - 460 с.
16. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства / 5-е изд [128 c]. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 183 с.
17. Демченко А.Д. Вокальные игры с детьми. Программно-методическое пособие по постановке певческого и речевого голоса ребенка-дошкольника. – М.: Музыка, 2000. – 71 с.
18. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики [15,74-76 c]. – М.: Музыка, 1968, - 675 с.
19. Дмитриев Л.Б. Голосообразование у певцов [12c]. – М.: Музгиз, 1962, - 125 с.
20. Добровольская Н.Н. Что надо знать учителю о детском голосе / Н.Д. Орлова [6-7c]. - М.:1972, М.: Музыка, 1972. – 32 с.
21. Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития: пособие для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М.: Музыка, 2003. - 276 с.
22. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж [88-90 c]. – СПб.: Лань, 1996. – 192 с.
23. Жигалко Е., Казаринская Е. Музыка, фантазия, игра. Учеб. пособ. по ритмике, солфеджио, слушанию музыки для детей 5-8 лет. – СПб.: Композитор, 2006. – 38 с.
24. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии: учебное пособие [28 c.] – М.: ФОРУМ ИНФРА, 2009. – 288 с.
25. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Конспекты муз. зан. с аудиоприложением (старшая группа) – СПб.: Композитор, 2008. – 308 с.
26. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка 2-е изд. – М.: Просвещение, 1985. – 112 с.
27. Кононова Н.Г Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М.: Просвещение, 1982. – 96 с.
28. Кочнева И., Яковлева А. Музыкальный словарь [70c]. – Л.: Музыка, 1986. – 278 с.
29. Кравченко А.М. Секреты бельканто. Книга для начинающих певцов. – М.: Софт Эрго, 1993. – 160 с.
30. Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. – Л.: Музыка, 1967. – 87 с.
31. Менабени А.Г. Вокально-педагогические знания и умения. – М.: Прометей, 1995. – 121 с.
32. Менабени А.Г. Методика обучению сольному пению. Пособие для студентов пед. институтов [24c].– М.: Просвещение, 1987. – 95 с.
33. Метлов Н.А. Музыка – детям. – М.: Просвещение, 1985. – 78 с.
34. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники [51 c]. – М.: Института психологии – РАН, М, 2002. – 494 с.
35. Музыкальная энциклопедия. Т.4. – М.: Советская энциклопедия, 1976, - 974 с.
36. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник [66-97 c]. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 442с.
37. Орлова Г.М., Белкина С.И. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет. – М.: Просвещение, 1988. – 38 с.
38. Павлищева О.П. Методика постановки голоса. Краткое пособие для хормейстеров и преподавателей пения [20-22 c]. – Л.: Музыка, 1964. – 124 с.
39. Пекерская Е.М. Вокальный букварь. http: //www.koob.ru
40. Пидкасистый П.И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы [77c]. – М.: Педагогическое общество России, 1999.
41. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост. И ред. Дж. Д. Каррателло [34, 38, 39, 47 c]. – СПб.: Питер, 2007. – 120 с.
42. Савкова З.В. Удивительный дар природы: Учебное пособие. – СПб.: ИВЭСЭП, Знание,2009. – 204с.
43. Cкороходова Н.В. Проблема формирования навыков пения и речи в вокальном обучении бакалавров театрального искусства //Вестник орловского гос. Университета. Серия : новые гуманитарные исследования № 1 -2012. ISSN 1997 – 9878 с.148-150
44. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М.: Прометей , 1992. – 270 с.
45. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1947 – 326 с.
46. Тиличеева Е. Маленькие песенки. Вокальные упражнения для детей дошкольного возраста. – М.: Музыка, 1978. – 38 с.
47. Тютюнникова Т.Э. статья. Чтобы научить петь, надо петь. Музыкальная палитра №5, 2004.
48. Хазрат Инайят Хан Мистицизм звука. Сборник. - Серия «Суфийское послание»[184 c]. – М.: Сфера, 2002. – 352с.
49. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология: учебное пособие для студентов не биол. спец. пед. институтов. М.: 1978. – 287с.
50. Шаповалова Н.Н. Здоровьесберегающие технологии. – Екб, 2004. – 120 с.
51. Юшманов В.И. Вокальная техника и ее парадоксы. Изд. Четвертое. СПб.: Изд-во ДЕАН, 2010. – 128 с.
52. Яковлев А.В. Физиологические закономерности певческой атаки. – Л.: Музыка, 1971. – 321 с
13PAGE 15
13PAGE 14215