Урок русского языка в 5 кл. Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании.
Урок русского языка в 5 классе
Тема: Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели урока: дать понятие о словосочетании, его отличиях от слова и предложения; показать, как строятся словосочетания; формировать у учащихся умение реализации новых способов действия; развивать умения самостоятельно определять свои знания/незнания по изучаемой теме, работать в парах, формулировать вопросы, систематизировать материал.
Ход урока
ОРГ момент
Проверка д/з
Упражение 123 стр. 59
Повторение: -Что такое синтаксис?
- Что такое пунктуация?
- Какие знаки препинания вы знаете?
Мотивация к учебной деятельности
Перед вами тексты (распечатаны). Разделите его на предложения, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.
Пришла осенняя пора ст…ит ненас…ная погода вчера п...дул х …лодный ветер он срывает лист…я с д…ревьев и разносит их по роще по дорогам.
Актуализация знаний
– Посмотрите на доску. Что вы видите на ней? (слова)
(Вода, береза, река, трава, листья, небо, солнце)
- Что вы можете сказать о воде, о реке? Какие они?
Учитель раздает слова и ребята смотрят к какому слову по смыслу оно подходит.
(чистая, стройная, тихая, зеленая, желтые, голубое, яркое)
Что получилось? (словосочетания)
-Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить? Какова будет тема сегодняшнего урока? Чему мы должны сегодня научиться?
Проблемное объяснение нового знания.
Раздает учащимся тексты с правильной информацией.
Знаки для маркировки текста:
«V» - это я знал
«+» - новое для меня
«-« - думал иначе
«?» - есть вопросы
Информационный текст:
1. Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Например, голубое небо, чистая вода.
2. Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога
Например: поход в лес, синяя птица.
3. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.
4. Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения и однородные члены предложения.
5. Если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, то оно называется именным. Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным. Если главное слово наречие – наречными.
На доске записаны вопросы, которые помогают детям работать в парах:
1. Что такое словосочетание?
2. Как связаны слова в словосочетании?
3. Из каких частей состоит словосочетание?
4. Какие сочетания слов не являются словосочетаниями?
5. Назовите виды словосочетаний по главному слову.
(разбирают словосочетания на доске)
Первичное закрепление
Выписать из текста (карточка) по 1-2 словосочетания:
1 ряд- глагольные
2 ряд-именные
На листах записаны слова, которые нужно преобразовать в словосочетания. Согласуйте в роде, числе, падеже.
(работа в группах) (устно)
Сверкали в (трава)
На (ясный) небо
Родной (края)
Зовет к (ты)
Смотрит (громкий) (Маленький) мышь
(Раскидистая) тополь
Подошли к (река)
(Развести) костром
Вкусный (книга)
– Из каких слов не удалось составить словосочетания? Почему?
Д/З
Параграф 26, правило знать, Упр. 130
Закрепление
Упр 128 по рядам (1 ученик у доски) 1,2-1 и 2, 1,2- 3 и 4
Рефлексия
1. Вопросы:
– В каком разделе науки изучаются словосочетания? Приведите примеры словосочетаний.
– Что такое словосочетание?
– Из каких частей состоит словосочетание?
– Что не является словосочетанием?
2. Тестирование
1) Какие пары слов не являются словосочетаниями?
1) ходить и наблюдать;
2) на лесной поляне;
3) ходить по лесу;
4) наступила осень.
2) Укажите глагольное словосочетание.
1)красная рябина;
2)поздняя осень;
3)птичьи голоса;
4)любоваться пейзажем.
Ключ. 1) – 1,4. 2) – 4.
Смайлики с глазами
Нарисуйте нос: !-если вы хорошо поняли тему и успешно справились с заданием
?- если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас остались вопросы
Дорисуйте рот, который покажет ваше настроение.
Пришла осенняя пора ст…ит ненас…ная погода вчера п...дул
х …лодный ветер он срывает лист…я с д…ревьев и разносит их по роще по дорогам.
Пришла осенняя пора ст…ит ненас…ная погода вчера п...дул
х …лодный ветер он срывает лист…я с д…ревьев и разносит их по роще по дорогам.
Пришла осенняя пора ст…ит ненас…ная погода вчера п...дул
х …лодный ветер он срывает лист…я с д…ревьев и разносит их по роще по дорогам.
Пришла осенняя пора ст…ит ненас…ная погода вчера п...дул
х …лодный ветер он срывает лист…я с д…ревьев и разносит их по роще по дорогам.
Пришла осенняя пора ст…ит ненас…ная погода вчера п...дул
х …лодный ветер он срывает лист…я с д…ревьев и разносит их по роще по дорогам.
Пришла осенняя пора ст…ит ненас…ная погода вчера п...дул
х …лодный ветер он срывает лист…я с д…ревьев и разносит их по роще по дорогам.
Пришла осенняя пора ст…ит ненас…ная погода вчера п...дул
х …лодный ветер он срывает лист…я с д…ревьев и разносит их по роще по дорогам.
Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Например, голубое небо, чистая вода.
Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога
Например: поход в лес, синяя птица.
Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.
Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения и однородные члены предложения.
Если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, то оно называется именным. Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным. Если главное слово наречие – наречными.
Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Например, голубое небо, чистая вода.
Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога
Например: поход в лес, синяя птица.
Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.
Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения и однородные члены предложения.
Если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, то оно называется именным. Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным. Если главное слово наречие – наречными.
Сверкали в (трава)
На (ясный) небо
Родной (края)
Зовет к (ты)
Смотрит (громкий)
(Маленький) мышь
(Раскидистая) тополь
Подошли к (река)
(Развести) костром
Вкусный (книга)
1) Какие пары слов не являются словосочетаниями?
1) ходить и наблюдать;
2) на лесной поляне;
3) ходить по лесу;
4) наступила осень.
2) Укажите глагольное словосочетание.
1)красная рябина;
2)поздняя осень;
3)птичьи голоса;
4)любоваться пейзажем. 1) Какие пары слов не являются словосочетаниями?
1) ходить и наблюдать;
2) на лесной поляне;
3) ходить по лесу;
4) наступила осень.
2) Укажите глагольное словосочетание.
1)красная рябина;
2)поздняя осень;
3)птичьи голоса;
4)любоваться пейзажем.
1) Какие пары слов не являются словосочетаниями?
1) ходить и наблюдать;
2) на лесной поляне;
3) ходить по лесу;
4) наступила осень.
2) Укажите глагольное словосочетание.
1)красная рябина;
2)поздняя осень;
3)птичьи голоса;
4)любоваться пейзажем.
1) Какие пары слов не являются словосочетаниями?
1) ходить и наблюдать;
2) на лесной поляне;
3) ходить по лесу;
4) наступила осень.
2) Укажите глагольное словосочетание.
1)красная рябина;
2)поздняя осень;
3)птичьи голоса;
4)любоваться пейзажем.
1) Какие пары слов не являются словосочетаниями?
1) ходить и наблюдать;
2) на лесной поляне;
3) ходить по лесу;
4) наступила осень.
2) Укажите глагольное словосочетание.
1)красная рябина;
2)поздняя осень;
3)птичьи голоса;
4)любоваться пейзажем.
1) Какие пары слов не являются словосочетаниями?
1) ходить и наблюдать;
2) на лесной поляне;
3) ходить по лесу;
4) наступила осень.
2) Укажите глагольное словосочетание.
1)красная рябина;
2)поздняя осень;
3)птичьи голоса;
4)любоваться пейзажем.
1) Какие пары слов не являются словосочетаниями?
1) ходить и наблюдать;
2) на лесной поляне;
3) ходить по лесу;
4) наступила осень.
2) Укажите глагольное словосочетание.
1)красная рябина;
2)поздняя осень;
3)птичьи голоса;
4)любоваться пейзажем.
1) Какие пары слов не являются словосочетаниями?
1) ходить и наблюдать;
2) на лесной поляне;
3) ходить по лесу;
4) наступила осень.
2) Укажите глагольное словосочетание.
1)красная рябина;
2)поздняя осень;
3)птичьи голоса;
4)любоваться пейзажем.