Разработка открытого урока «Словосочетание. Главное и зависимое слово в словосочетании»


Утверждаю: Согласовано:
директор КГУ « СОШ № 27» зам. директора по УВР
Сулейменова А.Е_______Жундибаева Р.К______

Разработка открытого урока
«Словосочетание. Главное и зависимое слово в словосочетании»
Разработала: Абдулдинова А.С.
Семей 2014 г.
Класс: 6«А»
Тема урока: Словосочетание. Главное и зависимое слово в словосочетании.
Вид урока: урок- путешествие.
Использованная технология: «Развитие критического  мышления через чтение и письмо».
Использованные приемы:
- «Свободное письмо»;« Корзина идей»;    «Перепутанные логические цепочки»; « Кластер»;таблица «Знаю – хочу знать — узнал»; синквейн; анкетирование.
Цель урока: дать понятие о видах связи слов в словосочетании.
Задачиурока:
образовательные:формирование умений определять главное и зависимое слово в словосочетании; формирование умений правильно употреблять в речи словосочетания, ; развитие орфографических навыков;
развивающие:сформировать умения извлекать необходимую информацию из различных источников;развитие навыков монологической речи;развитие навыков парной и групповой работы;формирование умений анализировать полученную информацию;формирование умения слушать и вступать в диалог;
воспитательные:воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе;формирование умения участвовать в коллективном обсуждении  проблемы.
 Оборудование:компьютерная  презентация, таблица «Знаю – хочу знать — узнал», учебник, рабочий лист, ватманы, маркеры.
Ход урока
I. Организационный момент.
А) Психологический настрой.
Повернитесь все друг к другу, И пожмите руки другу. Руки вверх все поднимите, И вверху пошевелите. Крикнем весело: "Ура!" Урок наш начинать пора! Вы друг другу помогайте, На вопросы отвечайте: «Только ДА, и только НЕТ!»- Дружно дайте мне ответ. Если НЕТ вы говорите, То ногами постучите, Если говорите ДА, В ладоши хлопайте тогда. Для начала мы соберем БООЛЬШОЙ рюкзак, который пригодится в школе. (дети должны отвечать "Да" (хлопать) или "Нет" (топать)) На дно кладем кулек конфет? (ДА) А милицейский пистолет? (НЕТ) Туда положим винегрет? (НЕТ) А может быть, улыбок свет? (ДА) Положим спелый апельсин? (ДА) А продуктовый магазин? (НЕТ) Цветов корзину для друзей? (ДА) А разноцветных кренделей? (ДА) Салат положим в сумку? (НЕТ) Кладем улыбку и успех? (ДА) Задорный детский звонкий смех? (ДА) 
Б)Деление учащихся на группы.
В) Запись даты урока.
Стадия вызова.
Г) -Чтоб узнать тему нашего урока мы с вами отправимся в Простоквашино.(Слайд №1.) Нас там с нетерпением ждут : Дядя Федор и его друзья. Им нужна помощь.Помните, у Матроскина была корова Мурка, а как он радовался,когда появился теленок Гаврюша. И вот однажды, зайдя в сарай, Дядя Федор увидел печальные глаза коровы.. Оказывается, потерялся Гаврюша. Дядя Федор с друзьями отправился в путь. Давайте и мы пойдем вслед за ними, чтобы помочь нашим знакомым.(Слайд №2)
- Друзья уверенно шагали по дороге. И вот они уже у реки,(Слайд №3) но, чтобы поплыть дальше, нужен плот. Давайте поможем Дяде Федору его построить.
-Какие предметы нужны, чтобы построить плот? (Запись слов у доски.)
-Во второй столбик запишите эти же слова с прилагательными.
-Посмотрите внимательно на слова в столбиках, где более точно говорится в том, где записаны одни слова или сочетания слов?
-Запишите слова великого писателя А.С.Пушкина«Язык неистощим в соединении слов» . Подумайте в группах, что имел в виду писатель? Это и будет темой урока.(Слайд № 4)
Запись темы урока.
1.Стадия осмысления.
1)( Слайд 5) Прием «Свободное письмо».
А) Индивидуальная работа.
Задание. Запишите в черновиках все, что вы знаете о словосочетании. Время на выполнение – 3 минуты.
Б) Парная работа. Задание. Зачитайте однокласснику, сидящему рядом, все, что записали, если что вынесите спорное положение на обсуждение с классом.
2) (Слайд  6) ПРИЁМ « Корзина идей»  
  Проверка знаний учащихся с одновременным заполнением листа ватмана. Ученики по очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов.
3)Прием «Хочу знать- узнал» Заполнение графы «Хочу знать» 
Хочу знать Узнал
   
 4) Откроем учебники и прочитаем правило .ословосочетании, о главном и зависимом словев словосочетании.
5) Вспомните все, что вы уже знаете по теме «Словосочетание». Для этого «соберите» предложения, которые «рассыпались».(Слайд №7)
 ПРИЁМ «Перепутанные логические цепочки»
Можно поставить вопрос- словосочетание состоит- чем одно слово- из главного и зависимого слова- словосочетание более точно- от главного к зависимому- называет предмет, действие.
( Слайд  8) Словосочетание более точно, чем одно слово, называет предмет, действие. Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. От главного слова к зависимому можно поставить вопрос.
-Ребята, мы помогли нашим друзьям, и пока они отправились в длительное путешествие, отдохнем и мы.(Слайд № 9)
Е) Физминутка. (Слайд №10)
Ж) – Мы помогли Дяде Федору построить плот, но на их пути новая преграда- мост через реку разрушен. Поможем восстановить мост? (Слайд № 11)
З)) Прием «Кластер». Дополним наши сведения о словосочетании, только другими маркерами.
И) Работа с учебником. (Слайд № 12)
Стр.90, упр.6( письменно)
Стр.89, упр.3(устно)
К) Заполнение таблицы «ЗХУ»
III. Стадия рефлексия.
А теперь проверим, как вы усвоили материал урока.
(Слайд 20) Приём «Синквейн» (Слайд № 13)
Правила написания синквейнов :В первой строчке тема называется одним словом.
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (2 прилагательных).
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы (3 глагола).
Четвертая строчка – это фраза , показывающая отношение к теме.
Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию .3) Подведение итога урока.(Слайд № 14)
- Что было легко?
- Что вам помогало в работе?
- Как оцениваете свои действия?
        -Как вы думаете, из каких источников можно получить ответы на интересующие вас вопросы?
Ответы учеников:
-Интернет.
-Учебные пособия.
Учитель подводит итоги урока, благодарит учеников  за работу, собирает листы оценивания.
V. Домашнее задание. (Слайд № 15)
Стр.89, упр.4.
 Предлагаю заполнить небольшую анкету.(Слайд № 16)
ПРИЁМ «Анкетирование»
1.На уроке я работал                                       активно / пассивно2.Своей работой на уроке я                            доволен / не доволен3.Урок для меня показался                            коротким / длинным4.За урок я                                                          не устал / устал5.Мое настроение                                             стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был                            понятен / не понятен                                                                             полезен / бесполезен                                                                             интересен / скучен