Конспект урока по окружающему миру Путешествие по планете
Тема урока: Путешествие по планете
Цель: формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с новыми понятиями «материк» и «океан».
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Задачи:
Образовательные задачи:
- помочь детям усвоить новое понятия «материк» и «океан»;
- научить узнавать и показывать на карте все материки и океаны.
Развивающие задачи:
- развивать пространственное воображение, познавательный интерес, кругозор, творческие способности, интерес к чтению энциклопедической литературы;
- развивать умение работать с картой полушарий, глобусом, учебным текстом, толковым словарем русского языка;
- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;
- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательные задачи:
- содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»;
- способствовать развитию коммуникативных способностей (слушать и слышать одноклассников, вступать в дискуссию, диалог, выражать и отстаивать свое мнение);
- прививать уважительное отношение друг к другу, к народам, живущим на Земле;
- формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.
Планируемые результаты:
Личностные
Метапредметные
Предметные
- формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве;
- уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);
- вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
- быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.
Регулятивные УУД:
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;
- прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы, составление плана;
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;
- выполнять самопроверку по эталону и корректировку своей деятельности.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний;
- извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, карта, иллюстрация);
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.
Коммуникативные УУД:
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;
- осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.
- уметь объяснять значение терминов «материк», «океан»;
- работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой);
- находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия;
- расширить знания о материках и водных пространствах нашей планеты.
Технологическая карта урока
Технология
проведения
(этап урока, цель)
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Организационный момент
Цель: формирование самооценки готовности к уроку
С давних времён из века в век Узнать стремился человек Как труден путь, что там вдали? И снаряжал он корабли,И опускался до глубин,И поднимался до вершин.Материки он открывал,
Как мир прекрасен узнавал.За знанья жизнь отдать он мог,Садитесь, мы начнём урок.
Самоорганизация, оценивают свою готовность и настрой на работу.
Самооценка готовности к уроку.
Учебно-познавательный интерес к данному уроку.
Психологический настрой с применением мотивирующего приёма «Яркое пятно»
Цель: создание положительного эмоционального фона
Начну наш урок с притчи.
Восточная притча. .
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
Всё в твоих руках.
Ребята, вы поняли, к чему я это сказала? На уроке вы получите новые знания, какими они будут: большими или маленькими, интересными или не очень, зависит от вас, у каждого из вас они будут свои, всё в ваших руках.
Улыбаются и прикасаются ладошками друг с другом.
Включение детей в активную познавательную деятельность, создание ситуации успеха и доверия.
Актуализация знаний
(подводящий диалог)
Цель: актуализировать знания обучающихся, необходимые для открытия новых знаний
Прочитайте слова, написанные на слайде 3 (звёзды, карта, материки, план, океаны, глобус, планеты, Луна).
-Разделите их на группы:
уменьшенное изображение Земли;
небесные тела.
Обоснуйте свой ответ, что вы можете рассказать о каждой группе?
Читают слова, делят их на группы.
Выслушиваются ответы детей.
Актуализируются знания, необходимые для понимания новой темы.
Введение в тему урока
Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого происходит определение темы урока и формулирование цели урока
О чём вы не смогли рассказать? Почему?
Как вы думаете, о чём мы будем разговаривать на уроке? Сформулируйте тему нашего урока.
Что же будет нашей целью?
Давайте составим план урока.
Что мы сейчас сделали?
Ребята, сегодня я предлагаю отправиться в кругосветное путешествие по земному шару, не выходя из класса.
- А вы знаете кто первым совершил кругосветное путешествие?
- А что он доказал своим плаванием?
- На чем совершил своё путешествие Фернан Магеллан?
- Как вы думаете, почему?
Пять столетий назад экспедиция Магеллана на парусных кораблях отправилась от берегов Испании на запад. Три года корабли плыли, огибая сушу. На родину моряки вернулись с востока. Тем самым доказывая, что Земля имеет форму шара.
- Следуя примеру Магеллана, мы отправимся в путешествие на корабле. Из кого состоит команда на корабле?
В путешествии нам необходимо будет ориентироваться. Что лучше взять в путешествие: карту или глобус? Почему?
В любом плавании принято вести бортовой (судовой) журнал. Туда записываются сведения о том, что встретилось на пути. Такой журнал я буду вести на доске, а вы мне помогать.
Полный вперед! (звучит сигнал отправки корабля).
2 слова остались без группы.
Материки и океаны.
Познакомиться с понятиями «материки» и «океаны», научиться показывать их на карте.
1. Что такое материки и какие они бывают.
2.Что такое океаны и какие они бывают.
Назвали тему урока, наметили цель, составили план урока.
Умение организовывать свою работу на уроке.
Фернан Магеллан.
Шарообразность Земли.
Матросы и капитан.
Глобус - уменьшенная модель Земли. Глобус больше похож на нашу планету, но картой пользоваться удобней. Карта – это изображение поверхности Земли на плоскости.
Самоопределение к деятельности: создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); выделяется содержательная область («могу»).
Постановка учебной проблемы
Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого происходит постановка проблемы.
Откройте карты полушарий в учебнике на с.114-115.
Плыть мы будем, начиная с запада и называть все географические объекты, которые встретятся.
На какие две группы можно разделить увиденное и почему?
- Каким цветом на карте обозначают водоемы?
- Опишите встреченные вами водные просторы.
- Каким цветом на карте обозначают участки суши?
- Опишите встреченные вами участки суши. Что у них общего?
Раньше они были предметом нашего обсуждения?
На доске вывешиваю таблички со словами.
Мы обнаружили Северную Америку, Южную Америку, Тихий океан, Атлантический океан, Африку, Евразию, Индийский океан, Австралию, Северный Ледовитый океан, Антарктиду.
Суша: Северная Америка, Южная Америка, Евразия, Австралия, Африка.
Вода: Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан, Северный Ледовитый океан.
Синим.
Это огромные водные просторы, простирающиеся от одного участка суши до другого.
Жёлтым, коричневым, зеленым.
Это большие участки суши, окружённые со всех сторон водой.
Нет.
Обозначается проблема урока.
Поиск решения проблемы (открытие нового знания)
Цель:
-развитие умения извлекать информацию, необходимую для открытия новых знаний;
- организация диалога, позволяющего выявить связи между изученными и новыми знаниями, открытие новых граней в уже известном.
- Ребята, предположите, а быть может, кто-то знает, как называются огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой?
Где можно проверить свои предположения?
- Делаем вывод, что же такое материки?
Ребята, предположите, а быть может, кто-то знает, как называются огромные водные просторы, простирающиеся от одного участка суши до другого?
Где можно проверить свои предположения?
Делаем вывод, что же такое океаны?
Чего на поверхности Земли больше: воды или суши? Все согласны?
Правильно, если бы мы могли посмотреть на Землю с высоты нескольких тысяч километров, то увидели бы, что большая ее часть занята водой. Вот как можно с помощью диаграммы представить соотношение суши и воды.
Материки.
В учебнике или в толковом словаре (работа в словаре).
Огромные участки суши, окружённые водой, называются материками.
Океаны.
В учебнике или в толковом словаре (работа в словаре).
Огромные водные просторы, простирающиеся от одного участка суши до другого называются океаны.
Воды.
Умение выражать свои мысли, вступать в диалог,
слушать и слышать других.
Осознание ценности совместной деятельности.
Первичное применение нового знания
Цель: планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Корабли по морю плыли,
К чудо-острову спешили.
Ждали там давно гостей,
Лучших первооткрывателей.
Работа по карте.
- Сколько всего материков?
Давайте продолжим наше путешествие, познакомимся с каждым из них.
- Какой материк самый маленький?
Австралия – самый маленький материк Земли. Материк редкостей. Говоря об Австралии, мы сразу вспоминаем удивительных животных –кенгуру. Но и другие сумчатые животные здесь обитают. Сумчатый медведь, коала.
Дикая собака Динго - самый опасный хищник материка. Удивительный мир ярких красок, даже птицы Австралии самые яркие в мире. Чудо-животное – утконос, который откладывает яйца, как птица, а детёнышей кормит молоком, как млекопитающие. Конечно, огромное количество акул обитает у берегов Австралии.
На каком материке расположена наша страна-Россия?
Это самый большой материк. Он делится на 2 части Европа и Азия.
Действительно Евразия – самый большой материк, чтобы перелететь с запада на восток надо потратить целые сутки. Конечно, раз материк такой огромный, то и природа здесь очень разнообразна: от снежных равнин до вечнозеленых лесов. От низменностей до самых высоких гор в мире – Гималаев.
Как вы думаете, какой материк самый жаркий?
Говоря об Африке, мы сразу вспоминает об африканских слонах, о царе зверей – льве, о самом длинношеем животном – жирафе. И, конечно, о древнем Египте, о чуде света – пирамидах.
- Какие материки находятся в западном полушарии?
Природа Северной Америки очень разнообразна. Это земля Великих озер и высоких гор. Южная Америка – самый влажный материк мира. Здесь выпадает больше всего осадков. Это родина удивительных броненосцев и самого высокого дерева мира – секвойи.
А какой материк самый холодный?
Антарктида – край вечных льдов. Самый высокий континент. Очень долгое время считали, что это океан покрытый льдом, а не материк. Но сейчас уже доказано, что это материк. Родина удивительных птиц - пингвинов.
В Антарктиде среди льдов
Ходит важный господин
В черный он одет сюртук.
Крылья машут вместо рук.
Первичное закрепление
Всего материков шесть.
Это Австралия.
Евразия.
Африка.
Северная Америка и Южная Америка.
Антарктида.
Пингвин.
Умение сравнивать, делать выводы.
Подтверждение своего открытия, положительная мотивация.
Физкультминутка
«Морские жители»
Цель: восстановление физических и духовных сил, снять динамическую усталость, восстановить работоспособность.
Пришло время отдыха на корабле.
Путешествуя по странам
Утомились мы в пути.
Предлагаю вам, ребята,
Встать и с корабля сойти.
Делают физкультминутку
Повышение активности,
внимания, интереса к дальнейшему усвоению знаний.
Первичное применение нового знания (продолжение)
Цель: планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Морская прохлада помогла восстановить нам силы, продолжаем путешествие.
Давайте рассмотрим океаны и сравним их.
- Сколько всего океанов?
Найдите самый большой океан.
Да, он еще и самый глубокий. Он занимает половину всей водной поверхности Земли.
Второй по площади океан – Атлантический. По одной из версий Атлантический океан получил свое название от мифического континента Атлантида..
Самый теплый - Индийский океан, вода в нем 35,5 градусов. Вода в нем теплая, как парное молоко.
- Найдите самый маленький океан?
Верно, он самый холодный и самый мелкий. Большую часть года он покрыт льдом.
Презентация, слайд 38.
Все 4 океана образуют огромную массу воды, которую называют Мировым океаном. Мировой океан плотно заселен живыми организмами. По современным представлениям, жизнь на нашей планете зародилась именно в океане, и лишь потом появились живые существа, которые вышли на сушу.
Четыре.
Самый большой – Тихий океан.
Самый маленький – Северный Ледовитый океан.
Умение сравнивать, делать выводы.
Подтверждение своего открытия, положительная мотивация.
Первичное закрепление нового материала
Цель: организация и осуществление
совместной учебно-познавательной деятельности.
Сколько материков омывает Северный Ледовитый океан?
Он омывает два материка. (Евразию, Северную Америку
Уч-ся при помощи стилуса выполняют задание.
Успешное применение новых знаний.
Самостоятельное применение знаний (работа в группах).
Проектная работа по составлению карты полушарий.
Цель: развивать умение работать в группе по заданным критериям.
А сейчас я предлагаю вам сделать небольшое задание.
Рабочая тетрадь. С 72 №1. Вам нужно провести стрелочку от названия материка к материку.
Взаимопроверка.
Молодцы, все справились!
С73-74 задание №2
Работа в парах.
Самопроверка.
Выполняют работу в тетради.
Взаимопроверка.
Извлекать и перерабатывать информацию, договариваться о правилах поведения в парах и следовать им.
Итог работы. Рефлексия.
Цель: зафиксировать новые умения, полученные на уроке;
организовать рефлексию и самооценку ученикам собственной деятельности.
Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Удалось ли нам ее решить?
- Что нового узнали?
- Где пригодятся знания?
- Для чего надо знать карту, условные обозначения, материки и океаны?
- Мысленно положите на правую ладошку знания, с которыми пришли на урок, а на левую те, которые открыли на уроке. Объедините их. Давайте похлопаем друг другу. Теперь вы убедились, что всё в ваших руках. Молодцы! Вы замечательно поработали.
Выслушиваются ответы детей.
Выполняют задание по предложенному алгоритму, организовывая рефлексию собственной деятельности.
Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Методист_____________Н.К. Мамышева
Учитель______________М.Н. Галич
Оценка________________(подпись)
15