Тематическое планирование 3 класс УМК ПНШ окр. мир



Тематическое планирование по окружающему миру 3 класс
Программа «Перспективная начальная школа»



п/п





Тема урока)
страницы учебника
Решаемые проблемы

Понятия
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (в соответствии с ФГОС)
Домашшнее
задание
Дата






Предметные результаты
УУД






Изображение Земли на глобусе

1
Глобус - модель Земли
.

1; 7 – 11
Проблема различения объектов живой и неживой природы
Живая и неживая природа.
Учащиеся научатся:
- различать объекты живой и неживой природы.
Личностные:
- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Познавательные.
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Хрестом. С 7-9, пересказ.


2
Материки и океаны
(название, расположение на карте и глобусе)
1; 12 –14
Работа с готовыми моделями- глобусом.
Глобус – модель земного шара, меридианы, параллели, нулевой меридиан, экватор.
Учащиеся научатся:
- находит на глобусе меридианы, параллели, Северный и Южный полюсы, северное и южное полушария.

Учебник 1, с. 12-14, читать, хрест. С. 10-15,


3
Общие представления об основных формах поверхности.

1; 15 18
Материки и океаны( общее представление, расположение на глобусе).
Материки
океаны.
Учащиеся научатся:
- находит на глобусе материки и океаны.

Учебник 1, с. 15-18, читать,
ТПО. с. 5,


4
Знакомство с основными формами поверхности родного края(экскурсия)

-
Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте).
Равнины
горы
Учащиеся научатся:
- различать равнины и горы на глобусе.

-


5
Географическая карта как ещё один источник получения информации об окружающем мире.
Карта полушарий.

1; 19 –24
Элементарные приёмы чтения карты.
Карта.
Учащиеся научатся:
- работать с картой;
- выполнять задание на контурной карте.
Личностные:
- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Познавательные.
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Личностные:
- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Познавательные.
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

хрест. С. 17-21, , ТПО с. 7-8, работа с картой.


6
Физическая карта России. Условные обозначения на физической карте.
Практическая работа № 1 «Работа с физической картой и контурными картами России»»


1; 25 –27

Физическая карта
карта полушарий.
Учащиеся научатся:
- находить и показывать на карте физические объекты.

Учебник 1, с25-27, читать,
ТПО с. 8-9, заполни пропуски.


7
План местности. Масштаб.
Практическая работа № 2
« Работа с планом местности, сравнение карты и плана, элементарные приёмы чтения плана и карты

1; 28 –30
Элементарные приёмы чтения планы местности.
План местности
Учащиеся научатся:
- называть отличия плана местности от рисунка местности на конкретном примере села Мирного.

Учебник 1, с.28-30, читать,
ТПО с. 9, начертить план местности.


8
Холмы и овраги.
Практическая работа № 3
«Крупные равнины и горы, моря, реки, озёра»

1; 31 –34
Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте).
Понятия «холмы», «овраги».
Учащиеся научатся:
- называть части холма;
- определять виды склонов;
- называть части оврага;
- рассказывать о вреде, который приносят природе и хозяйственной деятельности человека овраги, и о мерах борьбы с ними.

Учебник 1, с.31-34, пересказ.


9
Стороны горизонта. Линия горизонта.
Практическая работа № 4
«Определение горизонта по компасу» »»
1; 35 -37

Горизонт. Линия горизонта.
Учащиеся научатся:
- определять стороны горизонта на местности с помощью солнца.

Учебник 1, с. 35 -
37, читать,
ТПО с. 14-15, определить стороны горизонта на карте.


10
Ориентирование на местности: горизонт, линия горизонта, стороны горизонта.
Компас.
Практическая работа № 5
« Работа с компасом, определение сторон.»
1; 38 –41
Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта с помощью компаса.
Компас
Учащиеся научатся:
- находить стороны горизонта на местности по признакам при роды;
- находить стороны горизонта с помощью компаса.

Хрестом. С 28-32, пересказ по рядам.


11
Практическая работа № 6
Ориентирование на местности
(урок-экскурсия)





Учащиеся научатся:
- работать с картой;
- выполнять задания на контурной карте.

Учебник 1, с. 38-41, читать.


12
Проверочная работа№1 теме
«Изображение земли на глобусе»



Проблема различения
твердых, жидких, газообразных веществ.
Твёрдые, жидкие, газообразные вещества.
Учащиеся научатся:
- ставить и проводить опыты;
определять тела, вещества и частицы;
- различать тела искусственные и тела живой и неживой природы.










Учебник 1, с. 42,.





Неживая природа


13
Первоначальные представления о веществе
Тела; вещества; частицы
1; 43 –48
Отличие объектов живой и неживой природы от изделий человека.
Тела, вещества, частицы.
Учащиеся научатся:
- проводить опыты;
- различать тела, вещества, частицы.

Личностные:
- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Познавательные.
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Учебник 1, с43 –48, читать, хрест. С. 33- 34,
ТПО с. 19-20.


14
Вода – необыкновенное вещество.

1; 49 –52
Проблема различения
свойств воды.
Твёрдые, жидкие, газообразные вещества
Учащиеся научатся:
-определять состояние воды;
- проводить опыты и наблюдения.

Учебник 1, с.49-52, читать, хрест. С. 35,
ТПО с. 21.


15
Тест №1 теме «Из чего всё на свете».
Готовимся к школьной олимпиаде
1; 53 –55
Твёрдые, жидкие, газообразные вещества

Учащиеся научатся:
- ставить и проводить опыты;
- определять тела, вещества и частицы;
- различать тела искусственные и тела живой и неживой природы.

Учебник 1, с. 53 –56, , хрест. С. 36-40,
пересказ по рядам.


16
Свойства воды в жидком состоянии
1; 57 -62
Проблема различения свойства воды при нагревании и охлаждении
Твёрдые, жидкие, газообразные вещества
Учащиеся научатся:
- проводить опыты, формулировать выводы, фиксировать выводы в письменном виде.
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
Познавательные.
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.
Учебник 1, с. 57 -62, пересказ , хрест. с. 46, пересказ.


17
Термометр и его устройство.
1; 63 –67
Простейшие измерения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра.
Термометр
Учащиеся научатся:
- пользоваться термометром;
- определять температуру воды;
- проводить исследовательскую работу.

Учебник 1, с. 63 -67, пересказ ТПО с. 24-25, определить температуру.


18
Свойство воды в твёрдом состоянии (свойство льда)
1; 68 –71
Разные состояния воды.
Твёрдые, жидкие, газообразные вещества
Учащиеся научатся:
- делать выводы о свойствах льда, о практическом применении свойств воды.

Учебник 1, с. 68 -71,
пересказ , хрест. с. 41-45,
пересказ по рядам.


19
Свойство воды в газообразном состоянии.
1; 72 –74


Учащиеся научатся:
- определять свойства водяного пара в опытах и наблюдениях.

Учебник 1, с. 72 -74, пересказ , ТПО с.27, дополнить предложения.


20
Готовимся к школьной олимпиаде


1; 76 –80


Учащиеся научатся:
- проводить опыты, формулировать выводы, фиксировать выводы в письменном виде.

Учебник 1, с. 76 -80, пересказ , хрест. с. 47-48, пересказ,


21
Круговорот воды в природе

1; 81 –84
Вода в природе. Разные состояния воды.
Круговорот воды в природе.
Учащиеся научатся:
- доказывать круговорот воды в природе.
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
Познавательные.
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.
Учебник 1, с. 81 -84, пересказ , хрест. с. 49, с. 54-55, 59-60 пересказ,


22
Туман и облака. Осадки.

1; 85 –87

Осадки
Учащиеся научатся:
- проводить исследовательскую работу;
- определять виды облаков.

Учебник 1, с. 85 -87,
ТПО с. 30, записать результаты наблюдений.


23
Вода – растворитель. Тест №2
1; 88 90
Растворимые и нерастворимые вещества.
Раствори
тель
Учащиеся научатся:
- делать фильтр;
- простейшим способом определять растворимые и нерастворимые вещества.

Учебник 1, с. 88 -90, ТПО с. 32-33, записать результаты опытов.


24
Растворы в природе.

1; 91 –94


Учащиеся научатся:
- проводить опыты;
- определять с помощью мерного цилиндра степень прозрачности воды.

Учебник 1, с. 91 -94, ТПО с. 34-35, дополнить текст.


25
Почему воду надо беречь?
1; 96 –102

Водоёмы, их использование человеком, охрана воды.

Учащиеся научатся:
- охранять водные богатства.

Учебник 1, с. 96 -102, пересказ , хрест. с. 61-66, пересказ по вариантам. .


26
Готовимся к школьной олимпиаде
1; 103 – 108
Вода в природе. Разные состояния воды.

Учащиеся научатся:
- проводить исследовательскую работу;
- охранять водные богатства.

Учебник 1, с. 103-110, ТПО с. 39-40, дополнить текст.


27
Океан, которого нет на карте и глобусе.

1; 111 – 114
Твёрдые, жидкие, газообразные вещества
Атмосфера
Учащиеся научатся:
- проводить опыты;
- показывать, что воздух, окружающий нас, присутствует в твёрдых телах и в воде.
Личностные:
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
Познавательные.
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.


Учебник 1, с. 111-114, хрест. с. 69-72,читать.


28
Воздух – это смесь газов.

1; 115 – 119
Различение свойств воздуха.
свойства воздуха
Учащиеся научатся:
- определять свойства кислорода и углекислого газа.

Учебник 1, с. 115-119, хрест. с. 73-75,пересказ.


29
Свойство воздуха.


1; 120 – 122


Учащиеся научатся:
- с помощью опытов доказать, что воздух занимает пространство, что его можно сжать, взвесить, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается, что тёплый воздух легче холодного.

Учебник 1, с. 120-122, хрест. с. 76,пересказ.


30
Готовимся к школьной олимпиаде. Проверочная работа № 2 по теме «Неживая природа»
1; 123 – 125
Твёрдые, жидкие, газообразные вещества



Учебник 1, с. 123-125, ответить на вопросы.


Тайна недр пород. Почва

31
Горные породы

2; 5 – 8
Простейшие измерения температуры воздуха с помощью термометра.
Термометр
Учащиеся научатся:
- измерять температуру воздуха с помощью термометра.
Личностные:
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
Познавательные.
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Учебник 2, с. 5-8, хрест. с. 77-79, пересказ.


32
Горные породы

2; 5 – 8
Наблюдения в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов.
Флюгер
анемометр
Учащиеся научатся:
- пользоваться флюгером и анемометром.

Учебник 2, с. 5-8, хрест. с. 77-79,


33
Разрушение твёрдых пород под воздействием воды , ветра, растений, колебаний температуры воздуха.
2; 9 – 11
Явление природы
Дневник наблюдения
Учащиеся научатся:
- вести элементарные наблюдения за погодой, работая с дневником наблюдений.

Учебник 2, с. 9-11, ТПО с. 2-3, отметить породы.


34
Минералы.




Минералы.
Практическая работа № 11 «Сравнение минералов по твёрдости»

2; 12 -15
2; 12 -15
Простейшие измерения температуры воздуха с помощью термометра.
Наблюдения в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов.

Учащиеся научатся:
- определять свойства воды и воздуха, их значение в природе и жизни человека.

Учебник 2, с. 12-15, ТПО с. 4, дополнить высказывания.


35






Учебник 2, с. 12-15, ТПО с. 4, дополнить высказывания.


36
Полезные ископаемые


2; 16 –21
Краткая характеристика объектов неживой природы.
Горные породы.
Учащиеся научатся:
- различать виды горных пород;
- определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Познавательные.
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Личностные:
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
Познавательные.
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.








Учебник 2, с. 16-21, хрест. с. 80-81, пересказ.


37
Полезные ископаемые

2; 16 –21

Осадочные горные породы.
Учащиеся научатся:
- наблюдать за проведением учителем опытов, иллюстрирующих разрушение горных пород под влиянием температуры и воды.

Учебник 2, с. 16-21, хрест. с. 80-81, пересказ.


38
Практическая работа № 12 «Изучение свойств полезных ископаемых известняка, мрамора, песка, глины)

2; 22 –25

Минералы
Учащиеся научатся:
- выполнять практическую работу.

Учебник 2, с. 22-25, хрест. с. 82, пересказ.


39
Использование и охрана полезных ископаемых
2; 26 –30

Полезные ископаемые, сплав, металлы, месторождение,
руда.
Учащиеся научатся:
- называть свойства песка, глины, мрамора, гранита.

Учебник 2, с. 26-30, хрест. с. 83-84, пересказ.


40
Почва – единство живого и неживого

2; 31 -34


Учащиеся научатся:
- в опытах определить свойство известняка, мрамора, песка, глины по данному плану.

Учебник 2, с. 31-34, хрест. С. 82, пересказ.


41
Почва и её состав
Практическая работа № 13 «Определение примерного состава почвы»
2; 35 –38
Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств.

Учащиеся научатся:
- уметь охранять полезные ископаемые и бережно относиться к богатствам природы;
- работать с учебными текстами.

Учебник 2, с. 35-38, пересказ, ТПО
с. 10-11


42
Разнообразие живых организмов почвы: растения, грибы, животные, микроорганизмы.

-


Учащиеся научатся:
- в опытах определить свойство известняка, мрамора, песка, глины по данному плану.

-


43
Почвы родного края (экскурсия)


-
Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы.
Горные породы.
Учащиеся научатся:
- работать с оглавлением учебника, учебными текстами;
- составлять цепи питания.

-


44
Разрушение почв под воздействием потоков вод, ветра, непродуктивной хозяйственной дея-тельности

-

Почва
Учащиеся научатся:
- изучать состав почвы;
- проводить опыты и наблюдения;
- делать выводы.

-


45
Охрана почв . Тест №3

2; 39 -42

Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств.
Почва
Учащиеся научатся:
-договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности;
- обсуждать проблему.

Учебник 2, с. 39-42, пересказ, ТПО
с. 15, заполнить таблицу.


46
Проверочная работа №3
«Тайна недр пород. Почва»

-
Взаимосвязь растений и животных
Природное сообщество.
Учащиеся научатся:
- раскрывать связи, которые существуют между обитателями леса;
- составлять цепи питания, существующие в лесном сообществе.


-







Природные сообщества. Человек и природные сообщества.


Личностные:
- развитие этических чувств стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Познавательные.
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ.
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы



47

Лес и его обитатели
Практическая работа № 14 «Работа с гербариями растений леса: описание внешнего вида, условий произрастания»



2; 43 –49
Правила поведения в лесу
Лес. Гербарий







Луг , обитатели луга
Учащиеся научатся:
- раскрывать связи, которые существуют между обитателями луга;
- составлять цепи питания, существующие в луговом сообществе.

Учебник 2, с. 43-49, хрест. С. 85-87, пересказ


48
Луг и его обитатели
Практическая работа № 15 «Работа с гербариями растений луга: описание внешнего вида, условий произрастания»
2; 50 –54


Учащиеся научатся:
- раскрывать связи, которые существуют между обитателями поля;
- составлять цепи питания, существующие в сообществе поля.

Учебник 2, с. 50-54, ТПО с. 18.


49
Поле и его обитатели.
Практическая работа № 16 «Работа с гербариями растений поля: описание внешнего вида, условий произрастания»
2; 55 –58


Учащиеся научатся:
- раскрывать связи, которые существуют между обитателями пресного водоёма;
- составлять цепи питания, существующие в сообществе пресного водоёма.

Учебник 2, с. 55-58, хрест. С. 117-120, пересказ.


50
Пресные водоемы и его обитатели.
2; 59 –64


Учащиеся научатся:
- раскрывать связи, которые существуют между обитателями болота;
- составлять цепи питания, существующие в болотном сообществе.

Учебник 2, с. 59- 64, хрест. с. 97-99, с.102, пересказ.


51










Болото и его обитатели
2; 65 –68
-


Учащиеся научатся:
- раскрывать связи, которые существуют между обитателями природных сообществ;
- составлять цепи питания, присущее этим сообществам.

Учебник 2, с. 65-68, хрест. с. 105-112, пересказ.













52
Растения и животные природных сообществ родного края
(Экскурсия)








53
Роль и значение лесов в жизни человека

2; 69 –73
Значение леса для природы и для жизни человека.
Природное сообщество.
Учащиеся научатся:
- охранять природные богатства.
Личностные:
- развитие этических чувств стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Познавательные.
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ.
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Личностные:
- развитие этических чувств стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Познавательные.
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ.
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы
Учебник 2, с. 69-738, хрест. с. 121-122, пересказ.


54
Безопасное поведение человека в лесу
(заседание клуба)

2; 74 –78
Правила поведения в природе.

Учащиеся научатся:
- выполнять правила безопасного поведения в лесу.

Учебник 2, с. 74-78, хрест. С. 123-124, пересказ, ТПО С. 27-28.


55
Роль и значение луга в жизни человека


2; 79 –
82
Взаимосвязь растений и животных.
Охрана природы
Учащиеся научатся:
- раскрывать связи, которые существуют между обитателями луга;
- составлять цепи питания, присущие луговому сообществу.

Учебник 2, с. 79-82, ТПО с. 29-30.


56
Роль и значение болота в жизни человека
2; 83 –85
Связь неживой и живой природы.

Учащиеся научатся:
- выполнять правила безопасного поведения на болотах.

Учебник 2, с. 83-85, ТПО. с. 31.


57
Роль и значение водоёмов в жизни человека

2; 86-89
Водоёмы и их использование.
Реки и озёра России родного края.
Учащиеся научатся:
- показывать на карте реки и озёра;
- выполнять правила поведения у водоёмов.

Учебник 2, с. 86-89, ТПО с. 32, дорисовать


58
Безопасное поведение человека у водоемов
(заседание клуба)

2; 90 -
93
Правила поведения в природе.

Учащиеся научатся:
- выполнять правила поведения у водоёмов.

Учебник 2, с. 90-93,
ТПО. с. 33.


59
Водоём родного края. (экскурсия) Практическая работа № 17 «Озеленение школьного двора
-
Охрана природных богатств. Правила поведения в природе.

Учащиеся научатся:
- выполнять правила поведения у водоёмов.

-


60
Человек-защитник природы.
Практическая работа №18 «Уход за комнатными растениями»

2; 94 –96
Охрана природных богатств.
Развитие насекомых.
Красная книга.
Учащиеся научатся:
- называть детёнышей животных.

Учебник 2, с. 94-96, ТПО с. 34, хрест.с. 127-132, пересказ.


61
Развитие животных (на примере появления из яйца и развитие бабочки-капустницы)»
2; 97 –102


Учащиеся научатся:
- охранять природные богатства.

Учебник 2, с. 97-102, пересказ,
ТПО с. 35-37.


62
Проверочная работа по теме
« Природные сообщества»

-
История отечества.
лента времени
месяц, век, год

Учащиеся научатся:
- ориентироваться по ленте времени.







-



Путешествие в прошлое

63
Лента времени.
Практическая работа № 19 «Определение последовательности исторических событий, соотнесение века с годами по ленте времени»

Города России – Золотое кольцо России. Тест №4
Практическая работа № 20 «Работа с картой – города Золотого кольца России»

2; 103 – 107
2; 108 – 123
Россия – наша родина.
города России
Учащиеся научатся:
- называть города России, их достопримечательности;
- показывать на карте города России.
Личностные:
- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Познавательные.
- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Учебник 2, с. 103-107, ТПО. С. 38.








64








Учебник 2, с. 108-115, печ. Тетр. С. 39, хрест. С. 133-135, пересказ.


65
Названия городов Золотого кольца, расположение на карте, достопримечательности-памятники зодчества и живописи.


2; 108 – 123
2; 124 – 136













Учащиеся научатся:
- показывать Санкт- Петербург на карте;
- рассказывать об основных достопримечательностях города.

Учебник 2, с. 115-123,переск, тетр. с. 40-41.


66
Санкт-Петербург. Расположение на карте.Практическая работа №21 «Расположение Санкт-Петербурга».






Учебник 2, с. 124-131,


67
Достопримечательности Санкт-Петербурга
(заседание клуба)

2; 124 – 136
История отечества.
Россия – наша родина.
лента времени
месяц, век, год

Учащиеся научатся:
- называть города России, их достопримечательности;
- показывать на карте города России;
- ориентироваться по ленте времени.

Учебник 2, с. 132-136, хрестом. с. 139-143


68
Мой край, моё село.Экскурсия






-



















Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования примерной программы по окружающему миру и на основе авторской программы О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова (УМК «Перспективная начальная школа» 2010).
Цели:
- формирование у школьников целостной картины окружающей его природной и социальной среды и его места в этой среде как личности;
- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
Используя для осмысления личного опыта ребенка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения.
Задачи
- формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
- развитие умения учиться способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
- создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества.
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля. Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо - и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в развитии и воспитании личности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.
Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Основные учебно-воспитательные задачи курса:
- дальнейшее общее развитие личности ребенка на основе учета его жизненного опыта;
- последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений работать с научно-популярной, справочной литературой и проводить фенологические наблюдения, физические опыты, пользоваться простейшими методами измерений;
- изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных и обществоведческих дисциплин;
- воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в быту и обществе.
3 класс
В 3-м классе расширяются знания школьников об источниках информации. Учащиеся знакомятся с устройством простейших измерительных приборов (лупа, микроскоп как система увеличительных стекол, песочные часы, часы, термометр, флюгер) и моделей (географическая карта, глобус).
Одной из задач обучения является «открытие» школьниками эксперимента как способа проверки выдвигаемых гипотез. Содержание темы «Неживая природа. Тела и вещества» позволит более глубоко раскрыть прежде изученные взаимосвязи неживой и живой природы. Знания о живой и неживой природе расширяются за счет изучения свойств жидкостей и газов, круговорота воды в природе, изучения природных сообществ (луг, лес, водоем) и цепей питания.
Следующая содержательная линия курса связана с обучением учащихся простейшим способам ориентации на местности и формированием первоначальных географических представлений о родной стране, ее столице, о разных странах мира и нашей планете в целом.

Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному плану образовательных учрежд