Интегрированный урок познания мира, математики и трудового обучения. 4 класс
Интегрированный урок познания мира, математики и трудового обучения. 4 класс
Тема: «Традиции и обычаи казахского народа»
Цель: Повышение мотиваций учебной деятельности за счет нестандартной формы проведения урока.
Задачи: Повысить уровень знаний учащихся по предметам математика, познание мира, трудовое обучение.
Создание у школьников целостного представления об обычаях и традициях казахского народа. Включить учащихся в творческую деятельность.
Формировать навык самостоятельного определения последовательности операций. Приучать к аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал.
Материалы и оборудование: Иллюстрации и натуральные изделия; образец из бумаги; разметочно-измерительные инструменты (шаблон, карандаш); режущий инструмент - ножницы; клей; презентация.
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесный, частично – поисковый, групповой дискуссии, проблемный, наглядно – практический, игровой, репродуктивный.
Тип урока: изучение нового
Ход урока.
Организационный момент. Психологический настрой.
Если вам нравится учиться в школе – хлопните в ладоши.
Если у вас хорошее настроение – улыбнитесь.
Если вы хотите получить хорошее настроение от урока –
Сядьте правильно, будьте активны и внимательны!
Введение в тему. Догадайтесь, ребята, о какой республике эти слова. Загадка.
Славится хлебом, но не Украина. Бродят стада овец, но эта республика не на Кавказе. В её садах зреют большие и красивые яблоки, но она не Молдавия. Идут верблюды, но не Туркмения. Шумят берёзы, но не Россия. Её землю называют кладовой драгоценностей, но это не Урал. Звенят арыки, но она не Узбекистан. Но вот чем эта республика не похожа ни на какую другую: отсюда уходят ракеты в космос.
- Догадались? Эта республика - Казахстан.
Кластер КАЗАХСТАН.
Площадь 2 млн.700 тыс.кв.км.
По площади РК занимает 9 место в мире.
8 государств вместе взятые.
Гимн, герб, флаг. Байконур.
15000 км. Общая длина границ Казахстана
126 наций и народностей,
15 миллионов человек, живущих, как единая семья.
Независимость. Язык, культура, религия. Традиции, обряды.
1 ученик.
Сто наций, сто народов, сто племён,
Всем вам «рахмет» и низкий вам поклон!
Пусть дружба, о которой пел Абай,
Как солнце освещает мирный край!..
2 ученик.
Эта земля нас сроднила,
Дарила тепло и уют.
Согрела нас всех, накормила
И многим дала здесь приют.
Учитель: У всех народов, населяющих Казахстан, существуют традиции и обычаи. В них отражается уклад жизни народа, его привычки, национальные особенности.
– Кто скажет, что такое традиции?
Традиции – это нормы и принципы общественных отношений людей, передаваемые из поколения в поколение и охраняемые силой общественного мнения. (слайд 1)
Учитель: - А что такое обычаи?
Обычаи – это также общепринятые правила и нормы, регулирующие поведение людей в определённой области общественной жизни. (слайд 2)
Назовите тему нашего урока.
Каким бы вы хотели увидеть урок?
Учитель: Сегодня мы с вами работать будем в 4-х группах
1 группа «Историки» подготовит сообщения о традициях и обычаях казахского народа.
2 группа « Исследователи» расскажет о традиции «Саукеле кигизу».
3 группа «Экономисты » представят задачу с расчетами о саукеле.
4 группа « Мастера» изготовит саукеле.
Мастер – класс по изготовлению саукеле проведет ученица 7 класса Кушекова Амина. Она заняла Гран При в городе Рудном и 1 место в области со своей проектно- исследовательской работой
« Простейшие математические вычисления для создания собственного бизнеса или «Не нужно быть математиком, чтобы научиться зарабатывать» (слайд)
Дается время на подготовку ( 7 минут).
Выступления участников групп.
1 группе предлагается текст, из которого они подготовят выступление.
У казахского народа есть много традиций и обычаев.
Казахские обычаи и традиционные праздники поражают своей красочностью, богатством смысла и отражают казахский национальный характер – открытый, гостеприимный и стремящийся жить в согласии с окружающим миром.
Само слово «казах» в переводе с тюркского означает «вольный человек». Казахи были свободолюбивыми кочевниками и земледельцами, обладали огромными тучными стадами животных, богатыми пастбищами и плодородными землями в предгорьях и долинах рек. Если рассказывать обо всех традициях и обычаях казахского народа, то получится целая история. Каждый праздник или какое-то событие отмечалось по-разному, будь то рождение ребёнка, свадьба, Наурыз.
У казахов родословная велась по мужской линии. Казах считал своим «немере»- внуком - только того, кто родился от сына. Ребёнок, родившийся у дочери, называется «жиеном»- племянником, а его ребёнок- «жиеншаром»- отпрыском племянника. Так, считалось по неписанному закону степей, когда дочерей отдавали в жёны только людям из других родов и аулов и потому их дети не могли рассчитывать на положение прямых потомков главы семейного рода. Было даже такое выражение: «Жиен ел болмас», что в переводе означает: «Племянника не считай своим!» Только теперь, в наше время, детей, родившихся от дочерей, стали называть внуками.
«Бесікке б™леу»- укладывание новорожденного в люльку, с пожеланием, чтобы быстро рос и набирался богатырского здоровья.
«Тaсау кесу» - обрезание пут; первые шаги ребёнка, чтобы он умел ходить и быстро бегать. В этот день по казахскому обычаю в юрту, где малыш сделал свой первый шаг, было принято звать самого старого и уважаемого человека в ауле, чтобы он разрезал ножом специальные верёвки, опутывающие ножки ребёнка.
«АтKа мінгізу» - усаживание мальчика на коня с передачей в руки не только плётки, но и копья, чтобы наследник умел ездить верхом, метал копья лучше всех, далеко и точно.
Одной из замечательных традиций прошлого, которая дошла до наших дней, является гостеприимство.
К приходу гостей готовят национальное блюдо из баранины –бесбармаK; голова барана должна смотреть на достопочтенного гостя.
В большинстве стран, в том числе и Казахстане обычаем является уважение к старшим.
Добрая традиция народа - уважение к старшим - передаётся с другими прекрасными привычками и качествами народов. Так, по этому обычаю детей с ранних лет приучают быть приветливыми, сдержанными и добропорядочными в отношении со старшими, а также не говорить с ними грубо, прислушиваясь при этом к их мудрым советам.
Казахский народ, соблюдая обычаи древних, и по сей день может с гордостью сказать, что чтит и уважает своих предков, не забывая то, через что прошёл их народ. У казахского народа есть много традиций и обычаев. Традиция «саукеле кигизу» занимает особое место.
2 группа. « Исследователи» (подготовленные дети) Д/З.
Саукеле с презентацией.
(слайд1) Саукеле самая дорогая и роскошная часть убранства невесты, кроме того, он символизирует начало новой, семейной жизни, а также напоминание о прежней беззаботной девичьей жизни.
(слайд 2.)Своими корнями саукеле восходит к эпохе саков. Согласно наиболее распространенному мнению – шапка знаменитого Золотого человека – прототип саукеле.
(слайд 3) Саукеле кигизу – надевание убора – особо торжественный обряд, на который приглашают сватов и свах, они дают бата благословение. Те, кому хочется посмотреть на невесту в саукеле – а таких было немало – дают коримдик.
(слайд 4) Саукеле представляет собой шапку конусовидной формы высотой около 70 сантиметров. Убор состоит из двух частей: сау (целый, цельный) и келе (верхушка, башня). Он являлся обязательной частью приданного и готовился задолго до вступления девушки в брачный возраст.
(слайд 5) Саукеле являлся настоящим произведением искусства. Каркас саукеле делали из плотного белого войлока, обтягивали бархатом, шелком, атласом или велюром. Бедные шили его из сукна или сатина, украшали стеклянными бусами или бисером. Богатые расшивали убор драгоценностями – рубинами, жемчугом, кораллами.
(слайд 6) Верх саукеле неизменно венчал укы – пушистый пучок перьев филина. Края шапки украшали мехом норки, соболя или лисицы. Обязательным дополнением к саукеле были длинные подвески жактау, прикрепляющиеся к нему с боковых сторон, доходящие до пояса или ниже. Тогда на халат невесты на уровне груди пришивали специальные бархатные кармашки, куда прятали тяжелые концы жактау, чтобы нити не оборвались под тяжестью украшений.
(слайд 7) Число и длина жактау зависели от имущественного состояния родителей невесты. Подвески могли быть выполнены из кораллов, бирюзы, серебряных и позолоченных пластинок, жемчуга, шелковых кистей.
(слайд 8) Сверху саукеле покрывались шелковым или бархатным платками. Платок мог спадать на спину, к саукеле также крепилась большая белая вуаль – желек. В нее закутывали фигуру и лицо девушки во время исполнения ритуальной песни «Беташар».
(слайд 9) В изготовлении саукеле принимали участие наиболее искусные мастера: закройщик, вышивальщицы мастерицы, ювелиры. Обычно мастер работал над одним саукеле целый год. Стоимость саукеле бывала равна стоимости 100 хороших скакунов. Каждый головной убор был неповторимым, индивидуальным, уникальным произведением искусства.
Убор передавался от матери к дочери, из поколения в поколение. Одевали его на невесту в доме ее отца. Уважаемая женщина надевала на невесту саукеле, за что получала дорогой подарок от жениха. После свадьбы девушка могла носить саукеле до рождения первого ребенка по торжественным случаям.
3 группа. «Экономисты»
Расчет материалов потраченных на один сувенир:
Картон – . тенге (120 тенге - 10 листов, выходит на 4 заготовки с 1 листа)
Белый атлас – тенге (300 тенге стоит 1 метр, выходит 100 штук с 1 метра)
Бархат – ...... тенге (500 тенге цена 1 метра, выходит 100 штук с 1 метра)
Узор – тенге (100 тенге на 4 сувенира)
Тесьма –.. тенге (80 тенге цена 1 метра, выходит 10 сувениров)
Тесьма сверху – . тенге (90 тенге стоит 1 метр, выходит 30 штук)
Клей - тенге (200 тенге 1 флакон хватит на 40 сувениров)
Блестки – .. тенге (160 тенге упаковка хватит на 40 сувениров)
Шнурок – .. тенге (20 тенге 1 метр, хватит на 4 сувенира)
Перо гусиное – 3 штуки Стоимость сортированного гусиного пуха, как правило, белого цвета, на мировом рынке может доходить до 50 долл. за килограмм, но это с учетом его высокого качества и полной технологической подготовки. Естественно, что стоимость только что собранного сырья значительно ниже.
* Итого материалов на 1 саукеле: ..тенге
Срок изготовления одного сувенира – 45 минут, в смену 8 часов на начальном этапе – 11 сувениров, при увеличении производительности труда в смену – 30 сувениров.
4 группа « Мастера». Презентация саукеле. Показ готовых работ.
Выступление Сагнаевой Алины с презентацией.
Технологическая карта изготовления «Саукеле» на партах перед каждым учеником. Группа по карте готовит саукеле.
Берем заготовку из картона и по периметру намазываем клеем края.
Берем заготовку из белого атласа и кладем лицевой стороной на стол, сверху кладем заготовку из картона со слоем клея вверх.
Приклеиваем атлас сверху по сторонам картона, начиная с вершины.
Приклеиваем атлас по низу картона.
Сворачиваем картон в конус, где атлас должен располагаться с внутренней стороны.
Углы нижней части должны на 2 см налечь друг на друга, а в верхней части конуса должно остаться отверстие в 1 мм – склеить.
Намазать клеем узелок, вставить в отверстие вверху шнурок для подвешивания.
В это же отверстие вставить три перышка, смазав их клеем.
Берем заготовку из бархата и кладем лицевой стороной на стол. И по периметру намазываем края клеем.
На расстоянии 2 мм от нижнего края изделия начать приклеивать, чтобы был немного виден край белого атласа.
Склеить на задней части изделия края бархата, наложив их друг на друга.
Выступление Сагнаевой Алины с презентацией «Моя мечта»
Учитель :
Подведем сейчас итог:
Может зря прошел урок?
Посмотрите все сюда,
Составляйте без труда!
Рефлексия.
"Синквейн"
Саукеле.
Красивый, старинный.
Украшает, символизирует, напоминает.
Чувства добрые пробуждает.
Произведение искусства.
Заполнить таблицу:
Урок
Я на уроке
Итог
Интересно
Работал
1.Понял материал
Скучно
2.Отдыхал
2. Узнал больше, чем знал
Безразлично
3.Помогал другим
3. Не понял