Окружающий мир Водные богатства нашего края
Окружающий мир
Тема: Водные богатства нашего края
Тип урока: изучение нового материала
Цель: создать условия для ознакомления учащихся с разнообразием водоемов нашего края, раскрытия значения водоемов в природе и жизни человека; способствовать формированию представления о водоемах, о естественных и искусственных водоемах, о водоемах страны, о частях реки; развивать интерес к предмету «Окружающий мир»
Планируемые образовательные результаты
Предметные: получат возможность научиться работать с учебником; формировать понятие река и ее части, учить различать водоемы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию; формировать понятия значимости водоемов в жизни
Личностные: имеют ответственное отношение к учению; проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению
Метапредметные результаты
Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации в учебнике; находить закономерности; наблюдать и делать самостоятельные выводы
Регулятивные УУД: осознавать задачу, принимать ее, стремиться к успешному ее решению; планировать свои действия; контролировать и оценивать свою работу
Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения
Основные понятия: водоемы, исток, русло, устье, притоки
Оборудование: телевизор, ноутбук
Организационная структура урока
Мотивация к учебной деятельности
Вам новое предстоит узнать
И друзьям потом об этом рассказать.
Сегодня мы отправимся туда,
Где пресная плещется вода…
Сообщение темы урока
Картинка водоемов
Изучение нового материала
Беседа по теме урока
- Каким цветом обозначена вода на карте? (Синим)
- Одинаковая ли вода на вкус? (Нет, вода бывает пресная и соленая)
- Где вода соленая? (В морях, океанах, озерах)
- Разделите водоемы на группы, заполнив таблицу (Приложение 2):
Водоемы
естественные искусственные
река канал
озеро пруд
море водохранилище
океан ручей - Как же «живут» естественные водоемы? За счет чего питаются реки и озера?
- Что дает начало любой реке? (Родник)
- Вода, выпавшая из облаков на поверхность земли, частично просачивается в землю, образуя подземные воды. Часть ее стекает по поверхности земли, часть испаряется. Подземная вода в местах обнажения выходит наружу, образуя родники.
- Куда девается вода, которая вытекает из родника? Вода собирается в ручейки, ручейки стекаются в реки, маленькие реки собираются в большие. Маленькие реки впадают в большую реку, называются притоки. Чем больше у реки притоков, тем многоводнее река. Место, откуда вытекает река, называется исток, а место куда впадает река – устье. Длина рек бывает разная, от 10 до 10 000 километров.
- Откуда еще, кроме родников, берется вода в реках?
- В реку постоянно поступает вода. Летом наши реки питаются от дождей, а также подземными водами.
- Очень много воды в реках весной. Почему? Как называется это явление природы?
- За счет чего реки питаются зимой? (За счет подземных вод)
- Все крупные реки, которые есть у нас в стране, можно увидеть на карте.
2. Работа с картой
- Как реки обозначаются на карте? Найдите на карте реки: Волга, Ангара, Енисей, Лена.
- Кроме рек, вода собирается в озера. Озеро – это природное углубление, заполненное водой. Подумайте, чем отличаются озера от рек.
- Озера бывают пресные и соленые. В озера могут впадать реки. Например, в Ладожское озеро впадает много рек, а вытекает только одна – Нева. А в озеро Байкал впадает 333 реки, а вытекает одна – Ангара.
- Какие озера вы знаете? Покажите их на карте.
- Назовите естественные водоемы Крыма, которые вы знаете.
ФизминуткаДождь
Капля – раз, капля – два,
Очень медленно сперва,
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом.
Стали капли поспевать,
Капля каплю догонять.
Кап-кап, кап-кап.
Зонтики скорей раскроем,
От дождя себя укроем.
3. Рассказ учителя о крымских каналах, водохранилищах и других водных ресурсах
- Перечислите искусственные водоемы нашей республики.
4. Рассказ учителя о реках и озерах Крыма
5. Работа по учебнику
- Составьте рассказ-описание реки по плану в учебнике (с.154).
- А вы знаете, как себя правильно вести у водоема? Прочитайте об этом в учебнике (с.155 – 156).
- Как взрослые и дети должны охранять водоем? (Нельзя допускать, чтобы в водоемах мыли транспорт. Нельзя бросать мусор в воду и оставлять мусор на берегу. Надо следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи.)6. Обобщение
Течет река … Течет река …
Поит поля и города,
Несет и лодки, и суда,
И рыбы ходят в глубине,
И раки ползают на дне…
Ты хороша, река, весной,
И осенью, и в летний зной!
Купанье! Что за благодать!
Словами – ах! – не передать!
Приятней плыть в живой волне.
Все дети счастливы вполне!
- В этом шуточном стихотворении говорится о роли реки. Так какое же назначение имеют водоемы в природе и в жизни человека?
Значение дом для растений и животных
место отдыха
вода для питья
водоемов вода для хозяйственных нужд
«свободный путь» (перевозка грузов)
- Без воды жить на Земле невозможно. Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не сможет работать ни один завод. Человеку, животным, растениям – всем нужна вода! К сожалению, чистой воды становится все меньше и меньше. А виноваты в этом сами люди, которые загрязняют водоемы, неэкономно используют их, вырубают леса вокруг водоемов, что приводит к разрушению берегов и обмелению рек. Некоторые промышленные предприятия спускают в реки отходы с химическими веществами. Как это может отразиться на рыбных богатствах?
Итог урока
- Что нового узнали?
- Какое значение в природе имеют водоемы?
- Где пригодятся эти знания?
- Как оцениваете свою работу на уроке?
Домашнее задание