методическая система «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников»
Методическая система учителя начальных классов
Тема «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников»
Актуальность ФГОС нового поколения определяют методы проектно-исследовательской деятельности как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Включение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность обусловлена необходимостью: научить приобретать знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач; развивать коммуникативные навыки и умения; формировать надпредметные и метапредметные умения. Цель формирование личности, способной самостоятельно и успешно усваивать новые знания, умения и компетенции через совершенствование навыков проектной деятельности и развития исследовательских способностей
Задачи создать условия для проектно-исследовательской деятельности детей на уроке и во внеурочное время; способствовать осуществлению продуктивной деятельности, направленной на поиск новых знаний индивидуально и в работе группой; развивать творческий потенциал детей; учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, использовать в работе современные образовательные технологии
Основные компоненты системы работы изучение метода проектов; разработка программы проектно-исследовательской деятельности;
использование элементов проектной деятельности на уроках;
использование различных видов деятельности: коллективной, групповой, индивидуальной;
оценка результативности учебных проектов;
подготовка учащихся к участию в конкурсах и научно-практических конференциях школьного, муниципального, регионального и федерального уровней;
ознакомление родителей с проектной деятельностью,
обобщение опыта работы
Новизна методической системы
Проектно-исследовательская деятельность на уроке способствует формированию трех основных компетентностей: информационной (готовность к использованию информационных ресурсов и самообразованию), коммуникативной (готовность к социальному взаимодействию) и компетентности разрешения проблем (способность принять ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить воплощение в жизнь).
Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся В первом классе происходит подготовка к осуществлению проектной деятельности. Учащиеся овладевают элементарными технологическими знаниями и выполняют творческие разноуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с учителем. Происходит накопление знаний по осуществлению этапов проектной деятельности.
Во втором классе учащиеся обучаются самостоятельному составлению общего плана действий по выполнению проекта. Опыт показывает, что второклассники лучше работают в микрогруппах. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления и воображения.
В третьем и четвертом классах происходит работа по дальнейшему усовершенствованию навыков проектной деятельности. Учащиеся не только осуществляют предварительное планирование обдумывание темы, учатся самостоятельной организации собственной деятельности, поиску дополнительного материала по теме, но и пытаются найти оптимальные пути решения поставленной перед ними проблемы, учатся различным видам предъявления продуктов своего труда, самооценке и рефлексии собственной деятельности и деятельности всего коллектива
Структура проекта 1. Подготовительныйэтапицелеполагание.-проблемное введение в тему урока;
-постановку цели и задач урока совместно с учащимися, постановку вопроса (поиск гипотезы);
-совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания.
2.Разработка проекта- учитель вместе с учащимся составляет план деятельности по достижению цели, отвечая на поставленные вопросы:в каких источниках можно найти информацию, к кому обратиться за дополнительнымизнаниями. 3.Выполнениепроекта – практическаячасть.В ходе работы над проектом нужно постоянно активизировать интерес ребенка. Маленький исследователь может рассказать о своих промежуточных результатах перед классом, перед родителями на собрании. 4.ПрезентациярезультатовпроектаКаждый проект должен завершаться получением какого-либо продукта: выставка,макет,книга ит.д. Учащиеся приобретают навыки работы с компьютером, коммуникативные навыки. После презентации дети с удовольствием отвечают на вопросы, оценивают друг друга.
Вывод Такимобразом, эффективность представленной методической системы подтверждается:
-увеличением от класса к классу количества учащихся, включенных в проектнуюдеятельность -конкретными достижениями /ежегодно ученики становятся призерами конкурса исследовательских проектов на школьном, муниципальном уровне.
Использование проектно-исследовательской деятельности в сочетании с информационными технологиями позволяет повысить мотивацию обучения, проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, обеспечить высокий уровень дифференциации обучения, формировать навыки подлинно исследовательской деятельности, обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.