Выступление на тему Использование ИКТ в образовательном и воспитательном процессе
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
04.12.2014
Тема: Целесообразность использования информационно-коммуникативных технологий ИКТ в образовательном и воспитательном процессе.
Цель: способствовать внедрению в образовательный процесс школы ИКТ технологий.
Задачи:
повышать уровень профессиональной компетентности преподавателей;
показать элементы применения ИКТ в образовательном процессе школы;
актуализировать учебно-методическое обеспечение отдельных дисциплин.
Повестка дня:
1. «Использование ИКТ в образовательном и воспитательном процессе»
Наумова Е.А., заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Обсуждение доклада:
Пидченко Е.В., учитель английского языка
Зиновьева Е.С., учитель музыки и художественной культуры
Чернышева Ю.Т., учитель английского языка, классный руководитель
6-А класса
Доклад заместителя директора по учебно-воспитательной работе Наумовой Е.А. на педагогическом совете по теме: « »
1. Вступительная часть
Первый вопрос, который хочется задать: Что такое информация? (новые сообщения, новости). Второй вопрос: Что мы делаем с информацией? Передаем, храним, обрабатываем. Так вот, процессы получения, хранения, передачи и обработки информации называются информационными процессами. В широком значении информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это использование вычислительной техники и телекоммуникационных средств для реализации информационных процессов с целью оперативной и эффективной работы с информацией на законных основаниях.
А что же такое информационно-коммуникационные технологии в образовании – это совокупность методов, устройств и процессов, используемых для сбора, обработки и распространения информации и использования их в образовательном процессе.
В своей педагогической работе учителю постоянно приходится работать с огромным количеством информации, и это количество увеличивается с каждым годом. Но вся эта информация направлена на достижение одной цели – научить детей думать. Меняются средства для решения этой проблемы. Но этого требует от нас наша современная жизнь. Процесс «информатизации» на сегодняшний день рассматривается Министерством образования и науки как одно из стратегических направлений развития образования.
Поэтому тема сегодняшнего педсовета выбрана не случайно "Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном и воспитательном процессе"
Можно выделить несколько разнообразных направлений деятельности учителя по применению ИКТ в учебном процессе.
1. Использование мультимедийных дисков на уроках и при подготовке к урокам является в нашей школе наиболее распространенным. Активно в данном направлении работают: Ткаченко В.Л., Федосова В.В., учителя кафедры английского языка и др.
2. Использование презентаций. В «компьютерный» урок можно включить как текстовый материал, так и аудио эффекты (музыка, фонодокументы и т. д.), видеоряд (графика, схемы, фотографии, видео) и др. Это позволяет добиться разнообразия форм подачи материала, что, в свою очередь, дает возможность удерживать внимание учеников на предмете обучения, избегая опасности перенапряжения их в ходе урока. Информация, продублированная через различные сенсорные пути, через текст, видео, графику и звук, усваивается лучше и сохраняется гораздо дольше, согласно теории ассоциативного запоминания.
Презентации используются и во внеурочной деятельности учителями-предметниками и классными руководителями. В данном направлении активно работают Фастивец С.А., Щурова Т.В., Савельева С.И., Чернышева Ю.Т., Пидченко Е.В., Шалимова И.Н., Загоскина М.Е. и др.
3. Проектная деятельность. Данная деятельность в нашей школе в основном поддерживается учителями технологий, литературы, иностранных языков и художественной культуры.
4. Самоконтроль знаний. Один из эффективных способов обучающее тестирование. Данная деятельность предполагает индивидуальную работу каждого ученика с компьютерной программой, предложенной учителем (в нашей школе это пока происходит только на уроках информатики).
5. Использование компьютера во внеурочной деятельности. Здесь можно выделить несколько видов использования информационных технологий в нашей школе.
обмен педагогическим опытом (личные странички и сайты учителей, участие в Интернет конференциях, вебинарах, форумах). Свои личные сайты, отвечающие образовательным стандартам имеют 1 педагог, вэбстранички – 2 педагога. Учащиеся же используют их для подготовки к некоторым видам заданий.
Внедрение информационных технологий в учебный процесс влечет за собой применение новых методов учебно-воспитательного процесса, повышения педагогической компетентности учителя.
Кроме того, применение ИКТ оправдано, так как позволяет активизировать деятельность учащихся, повысить профессиональный уровень педагога, разнообразить формы межличностного общения всех участников образовательного процесса. Но необходимо ограничивать доступ к информационным ресурсам, создать условия для творческой и исследовательской деятельности учащихся с различным уровнем развития.
Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном и воспитательном процессе не замыкается лишь на использовании компьютера как печатной машинки для подготовки каких-либо иллюстративных материалов. И не ограничивается только демонстрацией презентаций. Это использование всего потенциала цифровых образовательных ресурсов для достижения поставленных образовательным учреждением целей.
Перечислю несколько возможностей компьютерных технологий:
Компьютер как средство поиска информации (текстовой, видео и аудиоряды): можно использовать с этой целью интернет-ресурсы, информацию на дисках, видео- и аудио- носителях.
Интеренет-ресурсы
Электронные справочники и энциклопедии
Базы данных
Фонотеки
Видеотеки
Компьютер как средство обработки информации:
Создание базы данных на учащихся;
Анализ успеваемости;
Учёт посещаемости;
Учёт индивидуальных достижений учащихся (портфолио);
Обработка анкет;
Преобразование информации (устранение текста из песен, преобразование аудио-);
Компьютер как средство хранения информации :
базы данных, фото- и видеоархивы, электронные музеи.
Фотоальбомы в электронном виде;
Сборники творческих работ учащихся и учителей в электронном виде;
Видеоархив;
Сайт;
Компьютер как средство обеспечения наглядности:
Презентации и другие демонстрационные формы, срочное фото, гимназические газеты, издательская деятельность в печатном и электронном виде, моделирование конкретных ситуаций – игровые программы, викторины, использование в спектаклях.
Сайты;
Презентации;
Издательская деятельность;
Экспресс-материалы для стендов с использованием цифрового фотоаппарата и др.
Компьютер как средство коммуникации:
Сайт, почта и т.п.
Гостевая книга;
Электронная почта;
Телемосты и телеконференции;
Форумы и др.
Введение ИКТ в процесс образования – неизбежный процесс, веление времени. Педагог востребован, пока он учиться, повышает свой профессионализм, то есть шагает в ногу со временем, умело применяя в своей работе новые технологии. Педсовет является одной из форм делового совещания, с помощью которого можно организовать обмен информацией, опытом между педагогами, повысить степень заинтересованности к проблеме. И проведение данного педагогического совета актуально и значимо для пропаганды по внедрению в учебно-воспитательный процесс информационно-коммуникативных технологий. Обмен творческими наработками преподавателей в этой области немаловажно. Наши педагоги стали чаще использовать компьютер в образовательно-воспитательном процессе. На сегодняшний день медиа-оборудование становится всё более востребованным. Учителя постепенно оценивают преимущества компьютера для совершенствования методики урока.
Тема педагогического совета является перспективной, так как в современных условиях качество образования зависит не от объема знаний учащегося, а от владения им ключевых компетентностей.
Использование ИКТ на уроках и во внеклассной работе.
Сегодня в периодической печати появляются высказывания о том, что учителя не используют ИКТ, обучают по старинке и компьютер остается забавой. Следовательно, надо убедить учителя и показать ему преимущества использования ИКТ. Школа постепенно должна перерасти из места, где учат, в место, где учатся. В большинстве своем учителя – люди творческие и в некотором роде амбициозные. И если ученик с компьютером «на ты», а учитель не приемлет компьютер, возникают противоречия.
Преодоление психологического барьера - процесс длительный. Как и всякое новшество, компьютер не сразу нашел признание в школе. Но мы настойчиво, убедительно показывали возможности новых технологий. И сегодня уже нет сомневающихся в преимуществах их использования.
ИКТ внесли изменения в деятельностную составляющую обучения. Если раньше традиционной формой работы с информацией было запоминание, заучивание, то сегодня на первый план выступили грамотный поиск, структурирование и моделирование информации, подача ее в различных формах.
Сегодня с появлением новых программных продуктов и освоении учителями техники, упростилась работа по подготовке урока с ИКТ, позволяя включить, например, на этапе знакомства с новым материалом, видео, аудио, графическую информацию «одним кликом мыши».
При подготовке уроков с использованием презентаций сложился определенный алгоритм.
1. В сценарии выделяются мотивационный, теоретический и практический разделы. Мотивационный раздел призван показать изучаемый материал с наиболее яркой и важной для учащихся стороны, вызвать интерес к данному вопросу. Содержание учебника и рассказ учителя, Интернет-ресурсы и тематические диски – как дополнительная информация, дают возможность ребенку создать свое видение данной темы. Работая с видео- и аудио-ресурсами, что, безусловно, интересно ребенку, он более внимательно относится и к самой теме, к ее подаче и оформлению. А ведь что греха таить, мы стали забывать, что первостепенная задача учителя – пробудить интерес к теме, предмету, увлечь ученика. ИКТ сегодня становятся незаменимым помощником в этом.
2. Теоретический раздел позволяет представить многие процессы образно, зримо. Использование различных компьютерных моделей на уроках помогают понять явления, которые трудно представить.
3. Практическая часть содержит практические задания, в том числе и тестового характера, рисунки, схемы, таблицы и т.д. Таким образом, учитель имеет возможность по окончании урока сразу получить информацию об уровне усвоения материала.
Использовать ИКТ можно также при подготовке классных часов.
Владение информационными технологиями становится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение писать и читать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. И одной из главных задач школьного образования сегодня – подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру.
Эффективность использования современных образовательных технологий вполне очевидна. Информационно-коммуникационные технологии можно использовать на различных этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, обобщении и систематизации, а также в домашних заданиях и внеклассной работе. Использование информационных технологий позволяет экономить время на уроке, повысить мотивацию обучения детей, делает урок более зрелищным и динамичным.
Одной из целей работы учителя является повышение познавательного интереса к изучению с помощью разнообразного использования информационно-коммуникационных технологий. Достичь цели помогают поставленные задачи:
Создание новых компьютерных программных продуктов с помощью Mirosoft Office и систематизация программно-методических материалов и Интернет-ресурсов;
Стимулирование познавательного интереса учащихся;
Способствование обновлению содержательной стороны преподаваемых предметов;
Повышение качества образования посредством внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс.
Урок в современной школе с точки зрения его эффективности
Урок в современной школе по-прежнему остаётся основной формой обучения. С одной стороны, он отражает признаки и закономерности учебного процесса, с другой – связи учебного процесса с внешним миром. Современный урок – это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний (Ю.А. Конаржевский).
В сложившейся и широко реализуемой классно-урочной практике немало достоинств. Однако анализ содержания современного урока позволил выявить и его проблемы, которые тормозят процесс обучения, а именно:
сложность осуществления индивидуального подхода к учащимся;
ограничение возможности работать с учеником, имеющим высокие индивидуальные способности;
ориентация учителя на ученика среднего уровня возможностей и подготовленности;
трудность получения обратной связи об уровне усвоения учебного материала и о продвижении в умственном развитии школьников;
усреднение темпа прохождения учебного материала.
Можно также выделить проблемы современного урока, которые становятся тормозом дальнейшего интеллектуального и духовного развития школьника:
преобладание фронтальных методов работы над групповыми и индивидуальными;
слабая связь изучаемой теории с практикой и жизненным опытом учащихся;
преобладание репродуктивных методов обучения над проблемными и творческими, недостаточное использование приёмов самостоятельной деятельности;
непродуктивная организация контроля на уроке;
низкая мотивация учащихся.
Доминирование коллективных методов работы над индивидуальными – один из трудно преодолеваемых недостатков. Урок действительно наиболее удобен для работы в системе «класс – учитель». Индивидуализация и дифференциация, личностно-ориентированное обучение на уроке включаются фрагментарно и эпизодически. Современный урок предполагает смещение акцента с предмета на личность, с результата на сам процесс, что в корне меняет отношение к уроку и подготовке к нему.
Средства ИКТ позволяют реализовать такие виды учебной деятельности, как: регистрация, сбор, хранение, обработка, передача и тиражирование информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах; информационное взаимодействие обучающегося с программной системой, которое характеризуется возможностью выбора режима учебной деятельности, выбора вариантов содержания учебного материала; управление отображением на экране моделей изучаемых объектов, процессов; автоматизированный контроль или самоконтроль результатов учебной деятельности, а также коррекция этих результатов; тестирование, тренировка, направленная на формирование умений и навыков учебной деятельности.
Возможности применения информационных технологий на каждом этапе урока наглядно представлены в Таблицах № 1 и № 2.
Таблица 1.
Информационные технологии на уроке
Этап урока
Применение ИТ
Формы работы
1. Организация начала занятия, проверка выполнения домашнего занятия
1. Выполнение разминочных или контрольных тестовых заданий.
2. Использование тренажеров
3. Выполнение творческих заданий, решение проблемных ситуаций.
4. Электронные домашние задания
Индивидуальная, фронтальная, групповая.
2. Усвоение новых знаний и способов действий, первичная проверка понимания.
1. Мультимедийное сопровождение объяснения нового материала;
2. Слайд – сопровождение урока;
3. Урок-презентация;
4. Учебный проект;
5. Творческое задание
6. Демонстрация видеофильма
Индивидуальная, фронтальная, групповая.
3. Закрепление знаний и способов действий.
1. Выполнение тестовых заданий.
2. Творческое оформление темы
3. Мини–исследовательская работа
Индивидуальная, групповая.
4. Обобщение и систематизация знаний.
1. Электронное творческое задание (создание презентации, веб - страницы)
2. Подготовка доклада, сообщения, реферата
3. Исследовательский проект
Индивидуальная, групповая.
5. Контроль и самопроверка знаний.
1. Исследовательский проект
2. Контрольное тестирование
3. Творческие задания.
Индивидуальная
Таблица 2.
Особенности использования компьютерной техники
и программных мультимедийных средств
Традиционные методы обучения
Традиционные средства и их дидактические возможности
Совершенствование за счет применения программных и технических средств ИТ
Словесные: рассказ, беседа, объяснение, инструктаж
Устное слово, печатное слово (учебники и учебные пособия, книги)
Ведущее средство - живое слово, которое легко сочетается с другими средствами обучения.
Позволяет в сжатые сроки обогатить память учащихся обобщенными научными знаниями.
Подача текстовой информации с экрана, сообщение знаний (текст читает диктор программы).
Возможность многократно повторить точно такое же содержание.
Гиперссылки позволяют найти быстро нужную информацию.
Наглядные: демонстрация, макеты, демонстрация трудового приема или операции, экранная демонстрация
Натуральные объекты, модели, макеты, коллекции, таблицы, плакаты, схемы, иллюстрации, видеофильмы.
Статичная демонстрация с экрана.
Наблюдение за неподвижными объектами.
Мультимедийный показ приемов и операций; виртуальное преобразование предметов в пространстве и на плоскости; визуализация процессов, невозможных для рассмотрения в реальных условиях
Лучше усваивается учебная информация, так как привлекаются все органы чувств
Практические: упражнение, практические и лабораторные работы
Учебные задания для практической работы
Учебная практика при выполнении упражнений, практических и лабораторных работ
Виртуальное практическое действие, плоскостное и пространственное моделирование объектов, автоматизация отдельных операций.
Происходит логическая обработка практического материала, уменьшается количество организационных моментов
Методы контроля: устный и письменный опрос, контрольная работа, самоконтроль и самооценка
Тестовое или контрольное задание, вопросы и проблемные ситуации
Проверка хода и результатов усвоения школьниками теоретического и практического учебного материала
Машинный инструктаж и контроль.
Быстрая и объективная оценка результатов.
Оперативная самооценка и коррекция результатов
Роль информационных технологий в процессе обучения
Обучение с использованием ИКТ осуществляется на основе системы принципов, которые отражают основные требования к организации образовательного процесса:
принцип систематичности обеспечивается использованием ИКТ на всех этапах обучения;
принцип активности и самостоятельности учащихся предполагает значительную активность школьников на уроках с использованием ИКТ, умение ориентироваться в потоке информации, самостоятельное мышление;
принцип дифференцированного подхода к учащимся ориентирован на возрастные особенности, уровень знаний, интересов, степень их подготовленности к восприятию. Он определяет методику работы с разными возрастными категориями обучающихся;
принцип распределенности образовательных ресурсов проявляется в формах представления учебной информации и способах ее доставки (по сети или на локальных носителях), что дает возможность выбора наиболее удобного и привычного для изучения варианта, удобного темпа изучения материала и построения индивидуальной образовательной траектории;
принцип авторского участия в учебном процессе;
принцип интерактивности обеспечивается взаимодействием на основе сотрудничества участников образовательного процесса;
принцип мультимедийного представления учебной информации;
Можно выделить два главных достоинства компьютера - интерактивность, то есть способность выполнять определенные действия в ответ на действия обучающегося, и мультимедийность (от английского «multimedia» – многокомпонентная среда), то есть, возможность «предъявлять» и тексты, и изображения (в том числе движущиеся), а также воспроизводить звук и музыку.
Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений о прошлом. Наукой доказано, что 80% информации человек получает с помощью органов зрения. Поэтому все, что можно показать учащимся, необходимо показывать, т.е. визуализировать. Справедлива народная пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Преимущества мультимедийного урока:
Повышается интерес учащихся к обучению. Психологи давно подметили, что современные дети информационного общества, - это дети экранной информации. Информация экрана монитора, интерактивной доски, проектора, телевизора, кинотеатра воспринимается ими намного лучше, чем книжная информация. Можно сожалеть и даже возмущаться, что ученики мало читают. Но это тот важный фактор, который необходимо учитывать при организации учебного процесса.
Усиления обучающего эффекта средствами мультимедиа. Можно не просто использовать наглядность, но использовать анимацию, видеоизображение, звук и т.д.
Увеличивается плотность урока. Это достигается за счет более рациональной организации рабочего времени учителя. Вовсе не обязательно выводить на доске мелом какой-то термин, дату или схему. Заранее подготовленная информация с добротным дизайном может появиться в нужный момент в самом удобном для меня и учеников режиме.
Увеличение объема предъявляемой информации или для организации повторения, закрепления учебного материала за счет сэкономленного времени.
Проще управлять учебным процессом. Можно быстро реагировать на изменившуюся ситуацию, обеспечить разноуровневые задания ученикам, постоянно следить за учебной ситуацией, не теряя визуального контакта с детьми. (Пока отворачиваешься к доске что-то написать, можно потерять обратную связь с учениками)
Активируется самостоятельная, творческая, поисковая деятельность учащихся.
Меняется эстетика урока
Возможность тиражирования мультимедийного урока. Обобщение педагогического опыта приобретает совершенно новые черты, когда учительскому сообществу предлагаются не просто авторские описания, а технологически законченные разработки, которые могут использовать другие педагоги. Здесь, кстати, можно записывать на диск свои разработки, можно предоставить ученикам возможность дома повторить материал не только по учебнику, но и используя мультимедийное сопровождение (подобную форму можно использовать и в индивидуальном обучении).
Вместе с тем, мне бы хотелось отметить некоторые существующие недостатки и проблемы применения ИКТ:
Не у всех учащихся имеется компьютер в личном домашнем пользовании.
Недостаточно времени для подготовки к уроку, на котором используются компьютеры.
При недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются при подготовке презентации на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п.
Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.
Возможности ИКТ в исследовательской и проектной деятельности
Проектная деятельность является в настоящее время одной из самых перспективных образовании. Она позволяет максимально активизировать интерес учащихся к предмету, развить навыки самостоятельной работы, интегрировать разные предметы, способствует общению. Проектная деятельность максимально социализирует ребенка, готовит его к жизни во взрослом трудовом коллективе. Для реализации исследовательских проектов организую групповую и индивидуальную работу учащихся. Немаловажна работа учащихся в группах, когда, вступая в контакт, дети решают, в том числе коммуникативные задачи: учатся высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию. Результаты проекта учащиеся чаще оформляют с помощью компьютерных технологий.
Использование ИКТ в работе классного руководителя.
Информационные технологии для классного руководителя незаменимая часть воспитательной работы. Ведь мир меняется так быстро, что нам – учителям никак нельзя отставать от стремительного развития общества, науки и техники. Все ученики очень любят компьютер и проявляют к нему интерес, поэтому этот интерес всегда можно направить в нужное русло. Дети легче идут на контакт, если в учителе, классном руководителе они видят грамотного, современного человека, умеющего использовать все прогрессивные технологии.
И, конечно же, классный руководитель должен располагать различными сведениями об учащихся. Это различные списки, сведения об учениках и родителях, информация об участии детей в различных мероприятиях и конкурсах, диагностики и т.п. При создании портфолио класса компьютер становится незаменимым помощником. Сканирование грамот, фотографии школьных мероприятий, различных конкурсов очень помогает классному руководителю.
Таким образом, использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности – это не дань моде, а необходимость. Компьютерные технологии помогают мне сделать работу на уроке и внеурочное время интересной, повышают мотивацию ученика, ускоряют подготовку к уроку, приносят удовлетворение своей работой и приводят к целому ряду положительных следствий:
облегчение процесса усвоения материала учащимися;
расширение общего кругозора детей;
рост уровня использования наглядности на уроке;
повышение интереса к изучению материала и, соответственно, успеваемости; более полное усвоение теоретического материала;
овладение учащимися умением добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий;
формирование умения кратко и четко формулировать свою точку зрения.
повышение производительности труда и учащихся на уроке.
возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа - материалов;
Поэтому необходимо искать самые разнообразные пути и приемы поддержания познавательных интересов учащихся в любом виде их познавательной деятельности, любом направлении. Иллюстрацией того, что система использования информационно-коммуникационных технологий в урочной и внеурочной деятельности работает, являются полученные результаты:
1. Рост качества знаний
2. Рост мотивации и интереса
3. Активная проектная и исследовательская деятельность учащихся
4. Участие в конкурсах, конференциях, фестивалях различного уровня.
Практика показывает, что применение ИКТ имеет свои положительные и отрицательные стороны.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ:
использование ИКТ дает возможность педагогу индивидуализировать процесс обучения, повысит мотивацию к изучению предмета, стимулировать учащихся;
все участники образовательного процесса имеют возможность, используя средства Интернет, заняться самообразованием, исследовательской деятельностью, что важно для всестороннего развития личности, как ребенка, так и взрослого;
информационно-коммуникационные технологии дают возможность учащимся спланировать время обучения при работе с компьютерными тренажерами, сформировать общую картину при восприятии и запоминании материала;
ИКТ дают возможность создать собственный фонд демонстрационных материалов, которые способны развивать логическое и образное мышление учащихся, использовать разные виды внимания.
свобода поиска и выбора учебной информации, ее доступность, неограниченность информационных ресурсов, разнообразие видов информации и т.д.
процесс обучения становится более индивидуализированным, личностно-ориентированным. Новые информационные технологии превращают обучение в увлекательный процесс, с элементами игры, способствуют развитию исследовательских навыков учащихся. У учителя появляются дополнительные стимулы отойти от традиционной репродуктивной модели преподавания в пользу исследовательских, проектных методик;
с появлением компьютерных сетей школьники и учителя приобрели новую возможность оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную телекоммуникационную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.)
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ:
возросшие требования к педагогу;
неустойчивая детская психика приводит к привыканию к компьютеру учащихся, что сказывается на их здоровье;
неотфильтрованная информация может нанести психологический вред ребенку;
исследовательская деятельность учащихся затруднена двумя причинами:
множество рефератов на CD дисках и в Интернете, дающие возможность получить готовый продукт;
технология проектной деятельности не до конца освоена учителями-предметниками;
невысокая информационная культура;
психологическая неготовность учителей к освоению ИКТ;
часто встречается невысокое качество авторских мультимедийных программ с точки зрения содержания и методики: погоня за «картинкой» в ущерб содержанию, неудачное методическое сопровождение;
ИКТ оказывает негативное воздействие на личность ученика: утрата
коммуникативных навыков, чрезмерная индивидуализация и утрата навыков групповой работы, отрицательно сказывается на здоровье, формирует психологическую зависимость от виртуального мира, стимулирует акцент не на анализ, а на поиск и сбор материала, ухудшает устную и письменную речь.
Несмотря на удобство и эффективность использования ИКТ в образовательном процессе, главное не переборщить. Следует не забывать о том, эффективным в этом случае является только деятельностный подход. При подготовке к уроку с использованием ИКТ нужно обязательно ответить на вопрос: чем эффективнее будет использование этой технологии (демонстрация, видеоряд, программа и т. д.) в сравнении с традиционным, опробованным подходом, без информационных технологий. Если использование ИКТ позволит сократить время на усвоение материала, научит ребенка самого делать выводы, даст возможность продемонстрировать то, что трудно описать словами, сделает процесс обучения интересным – это более эффективный подход, его следует использовать.
Центром внимания на уроке является не сама презентация, как бы красиво она не была выполнена и показана, а формы и методы обучения предмету с использованием той самой презентации.
Главным в работе педагога является результат - хорошие знания ученика, которые могут быть получены путем правильного подбора форм и методов обучения. Не стоит проводить уроки с применением ИКТ постоянно, но в то же время ученики должны чувствовать, что такие уроки проводятся в системе. Также стоит помнить о том, что техника есть техника и, к сожалению, бывает так, что в самый ответственный момент компьютер «зависает», электричество отключают, мышка не работает и т.д. Поэтому в голове у учителя на такой случай всегда должен быть «план Б», «путь к отступлению» к обычным и привычным средствам обучения: доска, мел, которые, как лучший друг, никогда не подведут.
В заключении хочу заметить: Интернет и высокие технологии не должны становиться самоцелью образовательного процесса. Они - лишь еще один инструмент в наших руках. Инструмент удобный, но и очень опасный. Главным героем образовательного процесса был и остается ученик, и здесь вполне уместно вспомнить правило врача: "Не навреди".
Заголовок 215