Статья о роли воспитательной работы в образовательном процессе Наполним добротой сердца


Наполним добротой сердца

Душа ребенка – это росток.
Чтобы из семечка вырос цветок –
Нужно много потратить сил и тепла,
Нежного слова. Улыбок. Добра…
Воспитательная работа – одно из ключевых звеньев образовательного процесса. Достигнутые в этой области результаты определяют успех педагогической деятельности в целом.
Вспомнила старый анекдот. На улице к женщине подскакивает вооруженный грабитель: « Кошелек, драгоценности, часы…». Она в ужасе: «Часы не отдам, возьмите классное руководство!»
Вот так порой должность классного руководителя воспринимается, как нежелательная, как «довесок» к учебной нагрузке, как тяжкое бремя, которое придется нести.
Но мы с вами прекрасно понимаем, что классный руководитель – непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, что он стоит ближе к ребенку, чем кто-либо из членов педагогического коллектива. И поэтому он способен оказывать решающее влияние на личностное развитие детей.
Именно творчество классного руководителя – главное условие совершенствования воспитательного процесса, повышение качества и эффективности деятельности школы.
Слово «воспитание» известно каждому. Все лучшее в человеке дается воспитанием. И, если в человеке проявляются плохие качества характера или он совершает плохие поступки, - это тоже объясняется воспитанием или, скорее, отсутствием его.
К сожалению, воспитание всегда отставало от обучения, рассматривалась как сопутствующая деятельность. Еще А.С.Пушкин 200 лет назад замечал, что все беды России происходят по одной причине – по причине отсутствия воспитания.
Без воспитания немыслима жизнь человеческого общества, ибо его назначение передача накопленных знаний и жизненного опыта от поколения к поколению. Без этого невозможен прогресс человечества. Поэтому воспитание – категория общечеловеческая, категория вечная. В.Г.Белинский говорил: «Воспитание – великое дело: им решается участь человека».
Школьный учитель вводит детей в науку, классный руководитель вводит детей в жизнь, помогает им решать проблемы жизни сегодняшние и будущие. Успех классного руководителя – успех школы!
Так сложилась моя педагогическая судьба, что вот уже более 10 лет я работаю в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении города Москвы «Специальная (коррекционная) школа № 482».
Наша школа не совсем обычная: в ней обучаются дети с интеллектуальными нарушениями, дети с ОВЗ, дети-инвалиды.
Наши учащиеся – особенные дети. У них совершено другое восприятие мира, оценка событий. Это целый мир со своими радостями и огорчениями, со своим пониманием окружающей действительности, которая не всегда добра к ним. Наши дети – это особенный мир, который не всегда воспринимается обычным человеком. Они нуждаются в любви и уверенности в своем будущем сильнее, чем здоровые дети.
Научить таких «особенных» детей найти себя в жизни, укрепить веру в собственные силы и возможности, осознать себя в этом мире, найти свое место среди других людей и есть главная задача педагогов нашей школы.
Говорят, кто не думает о будущем, тот его и не имеет. Сегодня о будущем так или иначе думают все. А воспитание сегодняшнего поколения – это дума о сегодняшнем и завтрашнем дне нашей школы, семьи, страны, человечества в целом.
«Если думаешь о завтрашнем дне - сей зерно. Если на 10 лет вперед – сажай лес, если же на 100 лет – воспитывай детей» - так гласит народная мудрость.
Великий педагог Ян Амос Коменский говорил, что «пренебрежение воспитанием есть гибель людей, семей, государств и всего мира».
И кто, как не классный руководитель может помочь ребенку преодолеть страх, найти новых друзей, узнать друг друга и себя, повысить самооценку, самоопределиться, то есть сделать первые шаги на пути успеха.
Наша школа – это островок культуры, где решаются важные задачи для полноценной социальной адаптации детей, развитие их индивидуальности, самоактуализации личности.
Дети с интеллектуальными нарушениями приходят в школу практически не готовыми к общению. Поэтому воспитание положительных нравственных качеств и отношений доброты, умение сопереживать, заботиться о ком- либо является наиболее сложной и вместе с тем наиболее активной задачей в общей воспитательной системе.
Воспитание не может осуществляться стихийно и беспорядочно. Для этого школой на протяжении многих лет выработана четкая и ясная система воспитания, которая не стоит на месте, а непрерывно развивается.
Развитие воспитательной системы идет через процесс творческого поиска всех педагогов, классных руководителей, благодаря которому школа приобретает свое лицо.
Каждый педагог-воспитатель формирует свою педагогическую концепцию – сплав жизнелюбия и оптимизма, чувства собственного достоинства, мастерства, основанного на знании науки о ребенке и о воспитании, на собственном опыте творческой педагогической деятельности.
Воспитательное пространство школы является частью широкого процесса формирования личности, который объединяет как обучение и воспитание в школе, так и воспитание в семье, воздействие микросреды, социального окружения ребенка. Воспитывать – это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения и, соответственно, результаты.
Воспитательная работа в школе строится на общих принципах и ориентирах, сформулированных в Законе РФ «Об образовании». Это:
гуманистический характер образования;
приоритет общечеловеческих ценностей;
приоритет жизни и здоровья человека;
приоритет свободного развития личности;
воспитание гражданственности и любви к Родине.
Воспитательная работа школы направлена на осуществление комплексных мер по формированию у учащихся коррекционной школы общечеловеческих ценностей, развитию интеллектуальных, физических возможностей детей, их социальную реабилитацию, формирование навыков коммуникативного поведения в коллективе.
Школа в своей воспитывающей деятельности определила основные воспитательные задачи. Это:
укрепление здоровья и физическое развитие учащихся; создание условий для свободного развития физических и духовных сил учеников;
воспитание культуры человеческого общения, понимания общечеловеческих ценностей;
развитие учебных умений учащихся, их познавательной активности, будущего профессионального определения;
воспитание трудолюбия;
развитие творческих способностей детей;
совместная работа с родителями.
Вся воспитательная деятельность основана на потребностях и интересах детей, традициях школы, культурном наследии, необходимом для личностного развития.
Воспитание есть организация деятельности. Как утверждали еще древние: «Делами обусловлен мир, они - что ось для колес». Поэтому внеурочная школьная жизнь насыщена самыми разнообразными мероприятиями: классными часами, беседами, играми, экскурсиями, конкурсами, праздниками и т. д. Именно в деятельности, вступая в общение с другими людьми, предметами, явлениями окружающего мира, наши дети накапливают знания о мире, развивают свои навыки и умения, формируют привычки, вырабатывают критерии оценки жизненных явлений. Именно здесь дети проявляют свои способности, соревновательный характер мероприятий побуждает детей к инициативе, стремлению к победе.
Благодаря серьезной работе классных руководителей, ребята вовлечены в различные виды положительной деятельности -познавательную, трудовую, профориентационную, физкультурно-спортивную, игровую, творческую, коммуникативную, общественно-организаторскую. В разнообразных видах деятельности ребенок учится создавать материальные и духовные ценности: своими руками сделал подарок маме ко Дню матери , вместе сделали панно для фестиваля «Голубь надежды», изготовили своими руками подарки ветеранам, подготовили и провели концерт к празднику. А это стержень социализации личности, показатель развития и взросления человека. Все это помогает нашим детям преобразовывать самих себя.
Вся воспитательная работа осуществляется по единому общешкольному плану, на основе которого составлены планы воспитательной работы классных руководителей, воспитателей групп продленного дня, и определены приоритетные направления воспитательной деятельности. Это развитие гражданственности, патриотическое и нравственное воспитание, оздоровительно-спортивное, эстетическое, трудовое и профессиональное самоопределение, сотрудничество с семьей в процессе воспитания.
Конечно же, успех в решении нелегких задач воспитания детей напрямую зависит от педагогического коллектива. В нашей школе работает высокопрофессиональный, неравнодушный коллектив единомышленников.
Воспитательную работу в школе проводят опытные учителя и классные руководители.
На протяжении многих лет состав классных руководителей стабилен. Профессиональная подготовка классных руководителей отвечает современным требованиям. Педагоги нашей школы стали победителями Всероссийского конкурса профессионального мастерства специалистов службы психолого-педагогического сопровождения «Отдавая сердце» и XI Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя».
Когда готовится общешкольное мероприятие, детский и педагогический коллектив «бурлит» и «кипит», и это состояние передается друг другу.
В зрительном зале вместе с учащимися всегда присутствуют педагоги, родители, которые принимают самое активное участие в происходящем; поют вместе с участниками, отвечают на вопросы, поддерживают выступающих улыбками и аплодисментами, тем самым, показывая, как должен вести себя зритель в зале. Традиционным стало и непосредственное участие педагогов и родителей в концертах и мероприятиях. Мы, как бы говорим: мы с вами вместе, мы также волнуемся, боимся забыть текст, но вместе мы преодолеем все трудности.
И действительно, преодолеваем. Интересно и радостно наблюдать, как во время репетиции меняются наши дети, с каким старанием и заинтересованностью они включаются в творческий процесс, начинают верить в свои силы, стараются помочь тем, у кого не все хорошо получается.
Яркий пример тому – подготовка традиционных КТД: Дня старшего поколения, Дня Учителя, Дня Матери, новогодних праздников, спортивного праздника ко Дню Защитника Отечества, Смотра строя и песни, Дня спорта, Дня Победы, праздника «Последнего звонка», конкурсов чтецов, подготовки и участия в различных окружных и городских конкурсах, акциях, проектах. Это ключевые дела, которые объединяют школьный коллектив. Школа придает большое значение сохранению и приумножению школьных традиций. Традиции – это то, чем сильна школа, то, что делает её родной и неповторимой, близкой для тех, кто в ней учится, и тех, кто учит. Традиции формируют общие интересы, придают школьной жизни определенную прочность, надежность и постоянство, придают школе свое особое «лицо».
Традиционные дела любимы, к ним готовятся заранее. Появляются ожидания, связанные с каким-то праздником, следовательно, каждый может представить и спрогнозировать  своё участие в определённом деле.  Такая прогнозируемость  и облегчает подготовку традиционных дел, и одновременно усложняет её, т.к.  каждый год ждут, что праздник не будет похож на прошлогодний.
В традиционных школьных мероприятиях участвуют все. Педагоги стараются привлекать к участию в мероприятиях каждого ребенка.
Благодаря большому количеству разнообразных мероприятий, ребята проявляют свою самостоятельность, приобретают навыки позитивного общения, совместной творческой работы.
Эффективность работы прослеживается в положительной динамике в: состоянии психологического и физического здоровья учащихся класса; проценте посещаемости учебных занятий и внеучебных мероприятий; уровне сформированности классного коллектива; рейтинге активности класса и отдельных учащихся в школьных, муниципальных, городских и региональных мероприятиях.
В прошлом учебном году более 150 ребят приняли участие и стали призерами различных конкурсов и соревнований. Так, 55 детей стали призерами международного конкурса-фестиваля «Московские звезды», 5 учащихся стали лауреатами 7-го Московского фестиваля прикладного искусства и ремесленничества для детей и молодежи с ОВЗ «Мы вместе», 9 ребят – призеры конкурса-фестиваля творчества детей с ОВЗ «Голубь надежды», 4 учащихся – победителями конкурса-фестиваля творчества детей с ОВЗ «Радуга». Наши ребята приняли активное участие в Фестивале «Наши общие возможности - наши общие результаты», в Городском спортивном Фестивале «Мир без преград» для лиц с ОВЗ.
Уже в этом учебном году наши ребята стали победителями на окружном и городском уровне в Спартакиаде «Надежда» для лиц с ОВЗ, в спортивном Фестивале на базе спорткомплекса «Москвич» для лиц с ОВЗ.
Мы гордимся своими успехами. Они даются нам нелегко. Но каждый раз, когда я вижу, как на сцене восторгом и радостью зажигаются глаза ребят. Как они творчески растут и развиваются, преодолевая самих себя, мое сердце наполняется радостью. Действительно, «у каждого ребенка в глубине души спрятаны колокольчики. Надо только отыскать их, затронуть, чтобы они звенели добром и веселым звоном» (В.А.Сухомлинский).
Одним из важнейших направлений воспитательной работы в школе является патриотическое воспитание. Организация и проведение мероприятий, имеющих патриотическую направленность, способствует формированию гражданской позиции, воспитывает чувство любви и уважения к своей стране, ее истории и традициям.
Любовь к Родине – это не высокопарные слова и призывы, а участие в больших и малых социально-значимых делах, конкретные поступки конкретного человека, направленные на создание, а значит на улучшение нашей жизни. Причем здесь и сейчас, там, где ты живешь, учишься, работаешь.
Вахта памяти у памятной доски участнику Великой Отечественной войны, кавалеру 3-х орденов Славы Никитину И.Н., возложение цветов (школа осуществляет общественный патронат над памятной доской, посвященной участнику Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. кавалеру 3-х орденов «Славы» Никитину Ивану Никитовичу, расположенной по адресу: 1-ая ул. Текстильщиков, д.8.), месячники патриотического воспитания «Помним Ваш подвиг! Гордимся им!», Уроки мужества, литературно-музыкальные композиции «Когда пушки стреляют, то музы не молчат», конкурс строя и песни, посвященный Дню Защитника Отечества», замечательный праздник ко дню Победы «Сияй в веках, Великая Победа!» для жителей 1-ой улицы Текстильщиков, школьная спартакиада, посвященная Дням воинской славы России, библиотечные уроки «И память о войне нам книга оживит...», встречи с ветеранами Великой Отечественной войны – стали атрибутом жизни школы.
Показателем эффективности гражданско-патриотического воспитания является формирование и развитие у школьников социальной активности, которая проявляется в социальных и гражданских акциях милосердия и разнообразных творческих конкурсах.
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняет семья.
Именно в семье начинается воспитание ребенка. Поэтому формирование сотруднических отношений с родителями, с семьей, вовлечение их в жизнь класса и школы является важным направлением деятельности классных руководителей. В этом взаимодействии мы опираемся на положительные стороны родителей и детей, на доверие к ребенку и родителям, на принятие, учет традиций семьи, толерантность, уважительное отношение к каждому участнику взаимодействия, его мнению. В доброжелательной, благоприятной обстановке формируются уважительные отношения между родителями и детьми и классными руководителями и школой.
В работе с родителями помогает методика КТД (коллективных творческих дел). Родители вовлекаются в воспитательный процесс через совместные творческие дела (экскурсии, вечера, турниры, состязания, благоустройство школы), родительские инициативы. Многие родители вместе с детьми и классными руководителями живут одной жизнью, объединены едиными воспитательными целями. Это дает положительные результаты. Например, вовлечение родителей в совместную деятельность на уровне класса дает хорошую возможность для роста учащихся в личностном плане - ребята с удовольствием включаются в классные, а затем и общешкольные мероприятия.
Уже стало доброй традицией проводить в школе совместные мероприятия с родителями. День Матери, Новый год, спортивный праздник ко Дню Защитника Отечества, праздник, посвященный международному дню 8 Марта, Масленица, спортивный праздник «Мама, папа, бабушка и я - мы спортивная семья», «Последний звонок» и другие. Вместе со своими детьми наши родители поют песни, читают стихи, танцуют.
«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье»,- писал В.А.Сухомлинский.
Очень важно, что через подготовку и проведение КТД классный руководитель формирует у учащихся такие качества как толерантность, доброжелательность, аккуратность, исполнительность, чувство долга, искренность, правдивость, развитие самостоятельности, общественной активности, воспитание умения находить общий язык со своими сверстниками и взрослыми, развитие художественного вкуса, умение видеть прекрасное.
В процессе своей деятельности классные руководители взаимодействуют с учителями-предметниками, педагогом-психологом, с педагогами дополнительного образования, с библиотекарем, медицинским работником.
В школе функционирует социально-психологическая служба, которая оказывает методическую, психологическую помощь классным руководителям, родителям.
Классные руководители нашей школы ведут целенаправленную, системную работу, которую строят на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода, с учетом актуальных задач, стоящих перед коллективом школы , ситуации в классном коллективе.
Работа классного руководителя трудна, ответственна, интересна, многообразна!
Воспитать ученика! Всего два слова, но за ними целенаправленный, неутомимый, повседневный, порой невидимый труд классного руководителя.
Воспитание - это «питание» детской души знанием, трудом, примерами, успехом, переживанием радости в общем школьном доме.Какие бы нововведения и инновации мы не использовали в воспитательном процессе, самым важным поучительным предметом, самым главным примером для ученика является сам педагог. Поэтому дарить свою энергию, знания, умения, постоянно совершенствоваться, идти в ногу со временем наша задача и помнить, что формула успешной деятельности классного руководителя – это ЛЮБОВЬ – ДОВЕРИЕ – ПОНИМАНИЕ - ПОДДЕРЖКА.