Статья «Проектно-исследовательская деятельность учащихся и ИКТ как средство повышения качества образования»


Уважаемые коллеги! Лет пять назад я не очень понимала значимость применения на уроках и на внеурочных занятиях ИКТ и проектно-исследовательской деятельности. Казалось - мел в руках да доска – это - то лучшее, что может быть. Но время бежит, меняется общество, меняется мировоззрение, меняются дети и меняемся мы. Изменилось и мое представление о значимости применения новых технологий. Этому способствовало не только в широком смысле «современность», но и посещение курсов в нашем Смоленском областном институте развития образования, на которых я не единожды побывала за последние годы. А последние курсы в октябре 2013 года: ГАУ ДПОС «Смоленский областной институт развития образования». 15.10.2013г – 16.10.2013г. Семинар-практикум «Информационно-коммуникативные технологии в практике изучения химии»; 18.10.2013г. Семинар «Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся средствами УМК по химии издательства «ДРОФА» в объеме 6 часов, меня, что называется «на прочь переубедили». Большое спасибо всем организаторам и руководителям данных курсов, применяю полученные знания на практике (пишу как ученица) и хочу поделиться с коллегами теоретическими знаниями и практическими навыками. Если кому-то данный материал пригодится, буду рада. С уважением учитель химии Сергеева В.Н.
ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ И ИКТ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
«Единственный путь,
ведущий к знаниям -
это деятельность»
Б. Шоу.
Химия - одна из сложных наук. Изучение химии в школе способствует формированию мировоззрения учащихся. Однако в условиях сокращения времени, отводимого на изучение химии при сохранении объёма её содержания, снижает интерес учащихся к предмету.
Считаю необходимо создавать условия для развития познавательной активности ученика и его самореализации через накопление собственного опыта.
Исследовать - значит видеть то, что видели все, но думать так, как не думал никто. Выпускник школы должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах. Школа должна создать условия для формирования у обучающихся современных ключевых компетенций: общенаучной, информационной, познавательной, коммуникативной. Среди разнообразных направлений современных методик и технологий наиболее адекватным поставленным целям, с моей точки зрения, является метод проектов.
Метод проектов занимает одно из ведущих мест среди методов личностно-ориентированного подхода в обучении химии.
Практика показывает, что проект имеет низкую эффективность на уроке продолжительностью 40-45 минут. Поэтому в своей работе мы используем краткосрочные проекты (2-6 уроков) и долгосрочные (четверть, полугодие, год).
Одним из вариантов выполнения краткосрочных проектов может стать разрешение учебной проблемы, возникшей в процессе усвоения учебного материала. Термин "учебная проблема" указывает на то, что искомое знание заложено в учебном материале и учащийся, решая проблему, не открывает нового для науки, а только заново открывает уже известное для себя самого. Основными этапами такого урока являются: проблемное введение в тему урока, работа в группах, отчеты групп о выполнении заданий, презентация готовых проектов, их обсуждение и оценка.
Хорошую эффективность дают такие краткосрочные проекты, когда в качестве домашних заданий к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом. Уроки используются для постановки целей и задач, координации деятельности участников проектных групп и презентации готового продукта. В таком варианте нами был осуществлен коллективный проект "Информатика + химия", в процессе работы над которым учащимся пришлось основную часть работы по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществлять во внеурочной деятельности и дома а помощью Googl – документов.
Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект выполняется во внеурочное время.
В своей педагогической практике я чаще всего использую практико-ориентированные проекты, нацеленные на интересы самих участников проекта и которые могут быть использованы в жизни класса, школы, поселка (элективный курс по химии 9 класс. Проекты «Вода нашего поселка», «Изучение почвы нашего парка»).В этом учебном году учащиеся работают над проектом "Химия в нашей жизни» (10 класс). К реализации проекта привлечены учащиеся 10а и 10б классов. Результаты проекта в виде отчетов-презентаций будут представлены на фестивале школьных наук.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к обучению. Такая работа на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей и при изучении материала различной степени сложности.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся, однако этот метод сочетается с групповым подходом в обучении. Я знакомлю обучающихся с правилами и основами проектной деятельности, с требованиями, предъявляемыми к проектам:
в проекте должна быть решена какая - либо проблема;
проводится исследовательская работа;
проект выполняется самостоятельно учащимися;
учитель выполняет роль консультанта;
результаты проекта должны иметь практическую значимость;
в конце проекта необходимо проанализировать, что получилось, а что нет.
Учащиеся перед началом работы над проектом получают инструкции:
1) требования к проекту,
2)методические рекомендации, памятки - как правильно оформить проект,
3)шкала баллов оценивания проекта.
Сначала я знакомлю ребят с проектами прошлых лет, в зависимости от поставленного вопроса готовлю небольшие презентации, буклеты, где стараюсь заинтересовать учащихся заняться исследовательской работой и созданием проекта. Ребятам предлагаю примерные темы проектов: химическое производство, химия в быту, химия и здоровье, жизнь и деятельность великих химиков, химия и экология и т.д. Применительно к школьному курсу химии система проектной работы может быть представлена двумя подходами:
Связь проекта с учебными темами (на уроке).
Использование проектной деятельности во внеклассной работе
(внеурочная деятельность).
Для реализации метода проектов в учебном процессе за основу можно взять любую программу курса химии. Я работаю по программе курса химии автора О.С.Габриеляна. Можно использовать проектную деятельность при изучении таких тем как:
8 класс - химические элементы, шеренга великих химиков, классификация химических реакций, признаки химических реакций. Тема: «Значение солей в жизни человека».
9 класс - металлы и неметаллы, их соединения.
10 класс - классы органических веществ, нефтяная промышленность, полимеры, каучук и резина.
11 класс - строение вещества, химические реакции, химия в жизни общества. Проект «Химия в нашей жизни» .«Влияние различных химических реагентов на структуру белка»
Как создавался проект «Вода в нашем поселке.» При выполнении проекта я ориентировала учащихся на то, что нужно опираться на местный материал, экологическую обстановку, традиции своего региона, своего района, своей школы. В рамках работы предметной недели по предметам естественного цикла, проводилась конференция «Экология и мы». Ребята выбрали тему: «Вода в нашем поселке.» Учащиеся узнали о том, что эта проблема очень серьёзная для нашего поселка.
Выработали план действий:
- собрать информацию по данной теме, изучили работу очистных сооружений, провести анкетирование жителей поселка, в каком состоянии находятся местные очистные сооружения,
- как обстоит дело в районе,
- какой вред приносит эта проблема здоровью людей.
Учащиеся для успешной работы разделились на группы и на этапе рефлексии оценивали вклад каждого участника группы. Работа над проектом была организована поэтапно: начинание, планирование, исследование, защита и презентация.
После выполнения проекта, ребята проанализировали свою работу, указали результаты, отметили неудачи, их причины. В листах оценивания дали самооценку проекту. Оформили материал, подготовили презентацию своего материала и выступили на итоговом занятии.
В преподавании естественных наук, и в частности химии, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего:
заинтересовать учащихся процессом познания,
научить их ставить вопросы,
пытаться найти на них ответы,
объяснять результаты,
делать выводы.
Проект - это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Утверждение, что проектной деятельностью можно заниматься только с одаренными детьми на мой взгляд неверное.
Результаты использования проектной деятельности:
качество знаний по химии возросло на 15%,
повысилась познавательная мотивация учащихся,
вырос интерес к урокам химии,
вырос уровень внеклассных мероприятий,
успехи отдельных учащихся стимулируют познавательную активность других учеников.
Метод проектирования коренным образом меняет функцию учащегося в образовательном процессе. Этот метод делает ученика не объектом, на который направлена обучающая активность учителя, а субъектом процесса обучения.
За время обучения в школе дети должны не только получить знания, но максимально развить свои способности. Формирование способностей невозможно вне активной, заинтересованной деятельности учащихся. Я, как учитель уверена, что каким - либо одним методом не даёт возможности использовать всю гамму способностей учеников. Но, на мой взгляд, именно исследовательский метод, как ни какой другой, позволяет превратить ребёнка в активного субъекта совместной деятельности. Помня правило: «Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом», использование исследовательского метода даёт возможность не только успевающим, но и слабым ученикам использовать свои сильные стороны. Ещё Конфуций говорил: Я слышу - и забываю, Я вижу - и запоминаю, Я делаю — и понимаю».
Результаты применения проектной деятельности.
Анализируя опыт работы организации проектной деятельности по химии можно сделать выводы:
работа стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к химии,
уроки проходят более оживлённо,
увеличилось число учащихся, выбирающих химию для сдачи экзамена,
появился стимул не только получить хорошую отметку, но и получить
хорошие знания, результат проделанной работы.
У обучающихся, выполняющих проекты, формируются проектные умения: планирование, поисковые умения, коммуникативные умения, презентационные умения.
Учащиеся, выполняющие проекты по химии, принимают активное участие в конкурсах в школе, районе.
Таким образом, проектная деятельность способствует формированию нового типа учащихся, обладающего набором умений и навыков самостоятельной работы, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделённого опытом самообразования.
Но выполнение проектной деятельности невозможно без применения ИКТ. Применение ИКТ на уроках химии способствует: активизации познавательной деятельности учащихся развитию вариативности мышления, математической логики при решении задач, направленности мыслительной деятельности учащихся на поиск и исследование. По данным исследований, в памяти человека остается 25% услышанного материала, 33% увиденного, 50% увиденного и услышанного, 75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.
Технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на использовании возможностей компьютера для создания условий доступности и наглядности изложения материала; деятельности учителя, управляющего этими средствами, повышении мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера. Компьютерная графика позволяет детям незаметно усваивать учебный материал, манипулируя различными объектами на экране дисплея, меняя скорость их движения, размер, цвет и т.д.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.
Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации (текст, звук, видео, цвет), путем ориентации учения на успех (позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь), используя игровой фон общения человека с машиной и что немаловажно -выдержкой, спокойствием и дружественностью машины по отношению к ученику.
Программное обеспечение учебных дисциплин очень разнообразно: программы-учебники, программы-тренажёры, словари, справочники, энциклопедии, видеоуроки, библиотеки электронных наглядных пособий.
Возможности компьютера могут использоваться в предметном обучении в следующих вариантах:
фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала;
использование диагностических и контролирующих материалов; использование презентаций на уроках; выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий; использование компьютера для вычислений, построения графиков, формирование информационной компетентности учащихся, т.е. умения получать информацию из различных источников.
Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным.
Электронные носители содержат в себе учебную, наглядную информацию, тренажеры, средства диагностики и контроля, то и они служат для формирования образного представления об изучаемом объекте и для индивидуальной работы с учащимися.
Применение презентаций на уроке позволяет: более качественно реализовать принципы наглядности и доступности при обучении, эффективнее использовать время на уроке, создавать проблемные ситуации на уроке, что активизирует познавательную деятельность учащихся.
Тестирование. Обучающие тесты использую с целью тренировки и отработки знаний и умений учащихся по изучаемой теме. Данные тесты предназначены для выработки навыка применения полученных знаний при выполнении определенных заданий, ученик сразу видит свои ошибки и имеет возможность их исправить с другой попыткой. Контролирующие тесты предназначены для проверки знаний учащихся по теме. Тестирование позволяет организовать самоаттестацию учащихся (проверить свои знания без участия учителя.) Каждый ученик имеет полную и объективную информацию о ходе процесса усвоения знаний по теме. Учащиеся знают шкалу оценок и ориентируются на неё. Такая форма работы позволяет иметь оперативную информацию о контроле знаний учащихся, о состоянии процесса усвоения знаний каждым учеником по любой теме, видеть анализ работ учащихся с целью ликвидации пробелов знаний у учащихся. При применении ИКТ, для отработки навыков учащихся по теме и контроле, проведенном с помощью данной технологии качество знаний учащихся выше, чем при традиционных методах.
Организованная на уроке и во внеурочное время работа с тестами (в электронном виде) формирует у ребят основные «информационные» компетенции, а для многих именно они сегодня наиболее актуальны и будут необходимы ребятам в будущем. При монотонном использовании одного средства обучения уже к 30-й минуте возникает торможение восприятия материала.
Использование компьютера добавляет ещё и электромагнитное излучение. Поэтому на уроке стараюсь чередовать напряженный умственный труд и эмоциональную разрядку, разнообразные приемы и методы, использую упражнения для снятия напряжения и утомления при работе с компьютером и для улучшения мозгового кровообращения.
Вывод: использование ИКТ позволяет повысить качество наглядности в учебном процессе (презентации, построение тадлиц,сложных графиков т.д.), использовать компьютер для освобождения учащихся от рутинных вычислений, снизить трудоемкость процесса контроля и консультирования. Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.