Место и роль портфолио обучающихся в воспитательном процессе
Портфолио достижений обучающегося начальных классов включён как обязательный компонент определения итоговой оценки в Основную образовательную программу начального общего образования и является обязательным для ведения всеми обучающимися начальных классов, обучающихся по ФГОС НОО.
Индивидуальная накопительная оценка (портфолио) - комплект документов, оценка предметных, метапредметных и личностных результатов, индивидуальных достижений, являющаяся основой для определения образовательного рейтинга выпускника начальной школы.
Для чего это нужно?
Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практико-ориентированного обучения
В работе над портфолио очень важным является взаимодействие между учителем, учеником и родителем, в процессе которого определяются цели работы и вырабатываются критерии оценки.
В каждой школе разработан свой локальный акт и как приложение к локальному акту прописано в нём положение о портфолио учеников начальной школы.
Согласно этому положению №3 я с учениками и их родителями завела всем портфолио в виде папки.
Папка портфолио представляет собой комплект печатных материалов формата А4, в который входят: листы-разделители с названиями разделов и класса.
Согласно положению в нашей школе портфолио состоит из 6 разделов:
Титульный лист с фотографией, «Мой мир», включает в себя информацию, которая важна для ребят, о его семье, о его увлечениях, о его имени
«Моя учёба», «Данные самооценки» (в этом разделе помещены диагностические и контрольные работы, таблица с результатами диагностик, в будущем тестов, комплексных работ.) комплексные работы во 2 классе мы выполняем в тетради тренажёр отдельно, в которых учащиеся дают себе и самооценку после каждой работы.
«Я в коллективе» (фото и краткие отзывы ребёнка о событиях в классе, о внеурочной деятельности, а так же обследования психолога)
«Моё творчество» (наличие рисунков, творческих работ, проектов, фото поделок, фото выступлений)
«Мои впечатления» (наличие сочинений по итогам посещения музеев, выставок, экскурсий, встреч, праздников и т.д.)
«Мои достижения» (грамоты, сертификаты, дипломы. Ученик с родителями работает по оформлению своего портфолио. Учитель помогает и консультирует ученика при оформлении портфолио.
Так как работы, собранные в портфолио, как правило, имеют уровень, годный к предъявлению. Оформление портфолио в целом эстетически привлекательно, доступно для обзора со стороны, портфолио принципиально годится для предъявления третьим лицам.
Я организую демонстрацию портфолио на родительских собраниях, в виде выставки, которая демонстрирует портфолио учащегося. Это помогает родителям учиться друг у друга помогать учащимся в оформлении портфолио. А так же видеть достижения учащихся всего класса.
В 1 классе мы с детьми и их родителями вели портфолио автора А.В. Иванова, где дети давали себе самооценку по всем направлениям, демонстрировали свои достижения, рассказывали о своих увлечениях; в этом году работаем по портфолио авторов-составителей Е.А.Андреевой, Н.В. Разваляевой, издательство Планета
Он хорош тем, что он раскрывает многие темы запланированые мной на классных часах, это помогает мне организовать работу обучающихся в рамках внеурочной деятельности, учащиеся учатся планировать, оценивать и организовывать свою учебную и внеурочную деятельность, формировать предметные умения и УУД. Разделы в этом портфолио повторяют разделы нашей папки портфолио, что соответствует положению о портфолио в нашей школе.
Портфолио оценивается классным руководителем 2 раза в год по следующим критериям
I раздел Красочность оформления, правильность заполнения данных, эстетичность, наличие листов самооценки от1 до 5 - баллов
II раздел Разнообразие работ
Систематичность заполнения раздела.
Листы самооценки 5 баллов – от 5 и больше работ по каждому разделу
3 балла – 3-4 работы
1 балл – менее 3 работ
III раздел Выявление психических обследований. Наличие отзывов о событиях в классе от 1 до 5 баллов
IV раздел Наличие рисунков, творческих работ, проектов, фото от 1 до 5 баллов
V раздел Наличие сочинений от 1 до 5 баллов
VI раздел Количество грамот 1 б за каждую грамоту школьного уровня
2 б. – муниципальный уровень
Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:
поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной (само оценочной) деятельности учащихся;
формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Конечно, каждое портфолио не может быть одинаковым, т.к. каждый человек индивидуален, вот портфолио и помогает нам педагогам рассмотреть в ученике его индивидуальность и во время помочь ему в его учёбе, в его воспитании. Увидеть круг его увлечений, раскрыть черты его характера.