Создание информационно-образовательной среды современного урока для эффективного личностного саморазвития обучающихся в ходе образовательного процесса
Тема, над которой я работаю «Создание информационно-образовательной среды современного урока для эффективного личностного саморазвития учащихся в ходе образовательного процесса».
С введением новых федеральных государственных стандартов моя жизнь наполнилась яркими красками. Ведь в соответствии с требованиями стандарта информационно-методические условия реализации основной образовательной программы начального и общего образования обеспечиваются современной информационно-образовательной средой.
Под информационно-образовательной средой (или ИОС) понимается открытая педагогическая система, сформированная на основе разнообразных информационных образовательных ресурсов, направленных на формирование творческой, социально активной личности, а также компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность), наличие служб поддержки применения ИКТ.Однако, ИОС – это не ВНЕДРЕНИЕ ИКТ – ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС.
В информационно-образовательную среду УМК входят:
• Печатные издания УМК
• Электронные приложения к учебникам (ЭП)
• Интерактивные плакаты (ИП)
• Электронные картографические пособия (ЭКП)
• Электронные интерактивные практикумы
• Видеодемонстрации• Аудиоприложения к учебникам
• Интернет-ресурсы УМК
Общая особенность всех типов электронных изданий, составляющих ИОС УМК (ЭП, ИП, ЭКП и проч.), в том, что они предлагают учителю и ученику дополнительный материал, расширяющий содержание печатных изданий. При этом избыточность материала позволяет формировать индивидуальную траекторию прохождения материала, выбирать уровень изучения той или иной темы. Важной, характерной чертой электронных изданий УМК является мультимедийность. Средства мультимедиа способствуют развитию мышления учащихся через формирование информационного мировоззрения, построение собственной информационной картины мира, в основе которой лежит понимание общих закономерностей, восприятие информации, и, как следствие, повышение мотивации школьников к учению, развитие навыков совместной работы и коллективного познания.
Примером современного интерактивного средства обучения, позволяющего создать эффективный диалог на основе средств мультимедиа, является программный комплекс интерактивной доски SMART Board. Знание и использование приемов вовлечения в учебный процесс с помощью программного обеспечения интерактивной доски SMART Notebook помогает мне в создании эффективных заданий, захватывающих внимание всех учеников в классе. Notebook – незаменимый помощник, с которым учитель может совершенствовать свое педагогическое мастерство в условиях инновационной модели развития современного российского образования.
Работая по системе Занкова в создании информационно-образовательной среды урока особую функцию выполняет сайт УМК, который является открытой системой, обеспечивающей доступ к информации разного рода методическим рекомендациям, отдельным учебным модулям. Таким образом, тематическое и методическое единство электронных изданий УМК обеспечивает системность в формировании информационно-образовательной среды.
ИОС представляет собой отражение образовательного пространства. Являясь одновременно рабочей средой ученика и учителя, она позволяет нацелить ребенка на сотруднечество, развить такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, умение планировать свою деятельность. Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность, является ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях и формирование способности их грамотно применить.
Через ИОС происходит взаимодействие между участниками образовательного процесса: я учитель, мои ученики и родители. В настоящее время в этом взаимодействии есть проблемы: не все родители хорошо владеют компьютерной грамотностью или имеют выход в Интернет. Некоторые родители не стремятся к тому, чтобы ребёнок проводил много времени сидя за компьютером. Их опасения оправданы, т. к. в Интернете много "лишней" информации, да и просиживание за компьютером вредно для здоровья детей. При дальнейшем развитии ИОС необходимо решать эти проблемы. Поэтому одним из требований к ИОС является ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся.
Я хочу поделиться опытом организации ИОС на моих уроках. Наиболее эффективными средствами включения ребенка в процесс творчества на уроке является: игровая деятельность. Применение компьютерных технологий как раз и позволяет совместить игровую и учебную деятельность. Использование богатых графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создает благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося как бы незаметно для него, играючи. Использование интерактивной доски помогает мне создавать разнообразные дидактические материалы для организации эффективной учебной деятельности на всех этапах урока, таких, как актуализация, усвоение нового учебного содержания, промежуточный контроль, выполнение самостоятельных творческих заданий. Интерактивные дидактические материалы значительно экономят время на уроке для выполнения заданий, стимулируют развитие мыслительной и творческой активности. Использование интерактивных средств и способов обучения осуществляется в рамках системно-деятельностного подхода. А это значит, что ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Вместе с ребятами мы ищем информации в электронных справочных изданиях: электронной энциклопедии, словарях, в сети Интернет.
Учащиеся готовят выступления и доклады с использованием разнообразных источников информации. Готовили сообщения о любой планете Солнечной системы.
Выполняем задания на классификацию понятий. Учились классифицировать треугольники по виду углов, длине сторон.
Просмотр и обсуждение учебных фильмов, презентаций, роликов. Особенно на уроках Окружающего мира.
Наблюдение за демонстрациями учителя. С помощью глобуса и лампы моделировали движение Земли вокруг Солнца.
Работаем с контурной картой: различаем тепловые пояса Земли с помощью раскрашивания соответствующим цветом, подписывали названия линий, отделяющих друг от друга зоны тепловых поясов. Устанавливали связи между углом падения солнечных лучей и нагреванием поверхности Земли. Создавали макет рельефа участка Земли.
Объяснение и интерпретация наблюдаемых явлений. Проведение домашних наблюдений за высотой Солнца над горизонтом; за изменением длины тени от предметов в течение светового дня. Анализ домашних наблюдений в классе.
Анализ графиков, таблиц, схем. На уроках математики составляем столбчатые и линейные диаграммы на основе данных, полученных в результате анализа текста
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
1.Электронные учебные пособия, содержащие систематизированный материал в рамках программы учебной дисциплины. Я использую в целях поддержки работы и расширение моих возможностей, подготовки моей и учащихся к уроку, а также самостоятельная работа учеников.
Включают в себя все виды учебной деятельности: - приём/ передачу информации; - практические занятия в известных и новых формах.
2.Электронные образовательные ресурсы информационно-справочного характера – это:
Энциклопедии, справочники, словари, хрестоматии, атласы.
Исходный материал при решении учебных ситуаций, в том числе выходящих за рамки учебных программ
3. Электронные образовательные ресурсы общекультурного характера – это:
Виртуальные экскурсии по музеям мира, виртуальные путешествия по городам, странам и континентам; электронные издания, посвященные классикам мировой культуры, шедеврам архитектуры, живописи, музыки
Предоставление равных возможностей и доступа к ценностям общей культуры, расширение мировоззрения учащихся
Было проведено занятие для родителей с использованием интерактивных технологий, целью которого было довести к их пониманию важность применения современных технологий. Многие родители отмечают, что их дети стали больше проявлять интерес к предметам, стали чаще искать дополнительную информацию к материалам урока. С удовольствием пишут сочинения. Во время психолого-диагностических мероприятий было выявлено, что уровень мотивации обучения вырос, повысились показатели внимания, логического мышления, развития памяти.
Личность ребенка есть результат преобразования внешней предметной во внутреннюю мыслительную деятельность путем воздействия развивающей деятельностной образовательной среды. Очевидно, что личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь, учебной.