Воспитание социально-адаптированной личности детей с ОВЗ через освоение программы Мастерская природы
Воспитание социально-адаптированной личности учащихся с ограниченными возможностями здоровья через освоение программы «Мастерская природы»
Уровень и характер взаимодействия личности и общества определяются степенью ее социальной адаптации. Социальная адаптация – интегрированный показатель состояния человека, отражающий его возможность выполнять социальные функции:
- адекватное восприятие окружающей действительности и собственной личности;
- адекватная система отношений и общения с окружающими;
- гибкость поведения в соответствии ожиданиям других.
Система дополнительного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья направлена на воспитание и социализацию личности ребенка, коррекцию его психических и физических функций, выявление, развитие и поддержание творческих способностей. Эти дети располагают определенными потенциальными возможностями, которые при благоприятных условиях могут быть реализованы. К их числу можно отнести, доступную и интересную для ребенка деятельность. Наиболее распространенной является воспитание посредством творческого выражения личности, способствующая раскрепощению, духовному развитию и нравственному становлению учащихся, более активному включению в социальные связи.
Я работаю по программе «Мастерская природы», разработанной для детей младшего школьного возраста и ориентированной на детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель программы:
Воспитание социально-адаптированной личности, через коллективную деятельность.
Духовное и эмоциональное развитие учащихся в творческом процессе, через формирование усилий и навыков выполнения общественно полезных изделий из природного материала.
Исходя из собственного опыта работы, я выделила следующие проблемы, мешающие детям с проблемами здоровья полноценно развиваться:
- внутренняя эмоциональная скованность (нервное возбуждение, страх, тревожность);
- заниженная самооценка;
- бесконтрольное поведение;
- слабый интерес к познавательной деятельности;
- сниженный уровень работоспособности и самостоятельности;
- отсутствие толерантности;
- недостаточно развиты коммуникативные навыки.
В воспитательном плане моей программы отражены такие формы организации для формирования социально-активной личности.
- досуговая деятельность внутри объединения;
- массовые мероприятия;
- взаимодействие с родителями.
Методы воспитания :-метод перспективы (завтрашней радости)
-совместного творчества
-создания ситуации успеха
-поощрения, похвалы
-наглядности
-взаимопомощи
Психологическому оздоровлению, развитию коммуникативных навыков способствует совместная досуговая деятельность. Здесь я использую опыт воспитания А.С.Макаренко.
В практике воспитательной работы А.С. Макаренко для особых детей использовал метод перспективы. Педагог считал, что человек не может жить в мире, если у него впереди нет ничего радостного. Настоящим стимулом человеческой жизни есть завтрашняя радость. Макаренко выделял три вида перспектив: близкую, среднюю, дальнюю. Близкая перспектива для учащихся – это завтрашний день, который должен казаться обязательно лучшим, чем сегодняшний. Она для детей, которые еще не способны заведомо рассчитывать свои интересы и стремления
Учащимся накануне объявляется о предстоящем мероприятии, для которого нужен позитивный настрой и минимум подготовки, а в перспективе –радость.
Развлекательные программы в рамках декады инвалидов: «Мы вместе», «Поделись теплом», «Путешествуем по странам», «Традиции хакасского народа» , проводимые совместно со ста..ршеклассниками-волонтерами из Центра детского творчества, развивают у младших школьников стимул к общению, к дружбе, помогают почувствовать себя нужными и равными.
Проведение творческих конкурсов: «В гостях у Природы», «Подснежник», «Мастер и мастерица», «День добрых дел», «Волшебные слова» - способствуют творческой , познавательной и социальной активности учащихся.
Участие в акциях ко Дню пожилого человека и к 9 мая, где дети совместно с
родителями выполняют открытки для городского общества ветеранов – воспитывает у учащихся уважение к старшим, патриотические чувства.
Благодаря администрации АДМ, к/т «Наутилус», театру «Сказка» наши воспитанники посещают развлекательные представления, мультфильмы вместе с родителями. Такие культурные коллективные выходы вызывают особые впечатления, а положительные эмоции остаются надолго.
Подготовка к тематическим праздникам: оформление кабинета, выставки, изготовление сувениров для родителей – перспектива, предвкушение удовольствия побуждает у детей стремление к будущему, к осуществлению приятной цели.
Средняя перспектива для учащихся это событие, несколько отодвинутое во времени. Для достижения этой перспективы нужно приложить усилия. Ожидание и подготовка к массовым мероприятиям: конкурс «Чудотворцы», выставка «Гармония рук и души», республиканский фестиваль «Поверь в себя» воспитывает самостоятельность, работоспособность. А ожидание успеха – мотивация к активной деятельности.
Дальняя перспектива для младших школьников, а конкретно для учащихся нашего творческого объединения – это освоение программы, умение самостоятельно выполнять изделия и сувениры из природного материала: панно, открытки, игрушки.
Учитывая психологические и физиологические особенности детей, я планирую учебное занятие т.о, чтобы в конце учащийся видел положительный результат своей работы. Задание, которое дается детям должно быть интересным, увлекательным и посильным. Ощущение ситуации успеха рождается, когда ребенок с помощью педагога или самостоятельно преодолевает страх перед новой деятельностью и выполняет задание.
Постоянные поощрения, похвала поддерживают у учащихся оптимизм, веру в себя.
Дети с ограниченными возможностями сложнее усваивают учебный материал из-за кратковременной памяти, рассеянного внимания, поэтому на занятиях используется яркий наглядный материал – образцы изделий, книги, игрушки, что развивает у детей познавательный интерес к творчеству.
На занятиях используется взаимопомощь детей. Так они учатся работать в паре, приобретают коммуникативные навыки.
Творческая деятельность детей становится эффективнее и результативнее, благодаря совместной и взаимодополняющей деятельности педагога и родителей. Они первые ценители труда педагога и достижений своих детей. Мамы не только сопровождают своих детей на занятия, следят за выполнением рекомендаций педагога, но и вместе с детьми осваивают образовательные программы, чтобы и дома помочь детям в формировании необходимых навыков.
В нашем творческом объединении популярны такие формы работы совместно с родителями:
- сбор природного материала для занятий;
- проведение мастер-классов для родителей к праздникам.
(иногда мамы желают провести мастер-класс).
- проведение выставок семейного творчества;
- круглый стол (обмен полезной информацией по воспитанию, по реабилитации детей).
Совместные творческие занятия оказывают благотворное влияние на общее эмоциональное состояние ребенка. Любой результат совместного труда оценивается положительно.
Для диагностики уровня воспитанности при освоении программы я использую проведение социальных игр по теме: «Мы живем среди людей».
Сюда входят упражнения:
«Приветствуем друг друга».
«Обращение за помощью в разных ситуациях».
Тесты: «Правила поведения в транспорте, в гостях, на дороге».
Игры коммуникативные для младших школьников: «Пресс-конференция», «Сюрприз»,
«Коробка переживаний», «Пианино», «Передай эмоцию».
Игра немецкого психотерапевта и социолога Гюнтера Хорна «Семейные секреты».
Игра развивает умение внятно объяснять мотивы, причины и содержание своих поступков. Кроме того, в процессе игры участники начинают осознавать свои чувства, что редко происходит в обычной жизни. В силу возраста ребенку сложно видеть причины и последствия поступков, поэтому играя, он учится осмысливать своё поведение, поведение других людей и сравнивать их с общепринятыми нормами.
Любая конструктивная игра демонстрирует образцы целенаправленного социального поведения. В игре происходит переход от воспитания к самовоспитанию естественно и незаметно.
Все методы работы, применяемые мною в воспитании учащихся, носят общий реабилитационный характер:
- дети становятся спокойнее и терпимее к другим;
- расширяются контакты детей между собой и взрослыми;
- появляется уверенность в себе, в своих силах;
-развивается собственная активность и желание посещать занятия.
Ограниченные возможности человека никогда
не могут сказаться на человеке непосредственно,
потому что между миром и человеком стоит социальная среда
которая преломляет и направляет всё, что исходит от человека
к миру и от мира к человеку.
( Л.С.Выготский)