Обновление методической работы в образовательном учреждении при переходе на ФГОС ООО


ОБНОВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
Учитель математики, руководитель МО Табачкова Н.В.
Методическая работа в школе существовала и до введения нового образовательного стандарта.
Она была направлена «на научно-методическое обеспечение и мониторинг развития образовательного учреждения на основе перспективного системно-целевого планирования, способствовала повышению уровня профессиональной компетентности педагогов и повышению качества образования».
Действительно, методическая работа в школе решала, прежде всего, проблемы развития школы и профессионального развития учителя, и это правильно, поскольку качество работы учителя является главным, решающим фактором, определяющим успешность образовательной системы и прирост качества образовательных результатов ее учащихся.
Требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования вносят коррективы в работу методической службы ОУ.
Цель методической работы в условиях введения ФГОС –
обеспечить профессиональную готовность педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития.
Цель предполагает диагностику первоначального состояния профессионализма учителя, а именно:
диагностику его затруднений и выявление проблем;
отбор содержания и форм методической работы;
определение критериев эффективности.

Направления методической работы
Внедрение требований ФГОС в практику УО;
Анализ и обобщение ППО в решении проблем внедрения ФГОС;
Текущая методическая помощь



СЕТЕВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Безусловно, для ряда учителей остается важным услышать от своих коллег о новых методах и приемах преподавания своего предмета, однако в период информационной доступности любой методической информации такой обмен не может быть основным видом общения педагогов или он может быть организован по-другому, например, через электронный методический кабинет в рамках школьной локальной сети, когда учителя могут рекомендовать своим коллегам материал для ознакомления в электронном виде.
Работу горизонтальных методических объединений можно рассматривать как организацию переговорных площадок, где каждый учитель может и должен стать участником обсуждений той или иной проблемы.
Происходит смещение акцента: от представления своего опыта для внешней оценки коллег к предложению использовать опыт учителя для достижения конкретных образовательных результатов обучающихся.
Таким образом, требования нового образовательного стандарта изменяют не только представления о результатах обучения в школе детей, но и о функциональных обязанностях педагогов, их новых компетенциях и компетентностях.
К ШМО
Структура методической работы в школе представляет собой совокупность методических объединений учителей по предметам и / или образовательным областям. Содержание методической работы – обеспечение «вертикали предмета или образовательной области» а именно: обсуждение вопросов преподавания предмета; обсуждение тематического планирования; обмен методическими приемами; составление заданий рубежного контроля, вариантов заданий для предметных олимпиад школьного уровня; информирование учителей по различным вопросам профессиональной деятельности и другое. Структура и содержание методической работы несет в себе цель в основе которой – достижение предметных результатов.
Во-первых, необходимо изменение самой структуры методической работы. Это изменение не предполагает полного разрушения традиционных предметных методических объединений, они должны остаться в структуре, но они не могут быть единственными объединениями педагогов в школе. В структуре методической работы должны появиться методические объединения педагогов, работающих на одной параллели, или в одном классе, или с одной из категорий учащихся. Такие объединения учителей налаживают горизонтальные связи между учебным процессом, внеучебной деятельностью, дополнительным образованием и самообразованием на уровне конкретной группы или категории обучающихся.
Необходимость горизонтальных методических объединений обусловлена пониманием, что разные педагоги в параллели или классе работают с одними и теми же детьми. В условиях нового образовательного стандарта возникает потребность в коллективно-распределенной деятельности педагогов, которая и может происходить в рамках горизонтальных методических объединений.
Работу подобных объединений можно рассматривать как круг коллег, которые обсуждают и договариваются друг с другом, как будет проходить образовательный процесс в конкретной параллели или классе, то есть уточняют основную образовательную программу школы для определенной группы или категории обучающихся.
О чем педагогам нужно договариваться?
Прежде всего, о достижении личностных и метапредметных результатах обучающихся в школе, которые являются общими для всех предметов, а значит, и для всех педагогов, какой бы предмет они не преподавали, и о роли своего предмета и своей педагогической деятельности в достижении данных результатов.
Только в рамках горизонтальных методических объединений могут быть решены актуальные вопросы:
об оптимизации учебного времени школьников,
устранении перегрузок,
реализации индивидуальных образовательных маршрутов
Здесь следует отметить, что в мире существует эффективный опыт организации горизонтального и вертикального взаимодействия педагогов, направленного на повышение качества образования в школах.
ПРИМЕР:
-Японии создаются небольшие группы для совместной работы, в ходе которой оттачиваются и анализируются способы проведения тех или иных уроков, проводится совместное планирование, обсуждаются применение и затем оценка различных педагогических стратегий для достижения определенных образовательных целей.
-В школах Бостона расписание занятий составляется таким образом, что все учителя, преподающие один предмет в параллельных классах, имеют «окна» одновременно, что дает им возможность работать вместе. Эти «окна» используются для встреч, на которых проводятся совместное планирование и анализ педагогической практики, базирующийся на оценках учащихся, проводится обсуждение, направленное на выявление особенностей педагогических практик учителей школы и осознание того, как эти особенности влияют на результаты преподавания.
ФОРМЫ методической работы:
Психолого-педагогические семинары и практикумы;
Педагогические чтения;
Методические выставки;
Стажёрство;
Индивидуальное наставничество;
Мастер-классы;
Деловые игры;
Сайт учителя в интернете