Опыт работы по темеПроектная деятельность в дошкольном учреждении.
Бахметова Людмила Васильевна, воспитатель высшей категории. ГУО «Прибытковский ясли - сад».
Тема: « Проектная деятельность в детском саду».
Известный учёный А. Эйнштейн сказал в своё время: « Сами дети любят искать, сами находить. В этом их сила. Они всегда чувствуют себя колумбами, не устают удивляться многочисленным чудесам живой жизни. Может быть, самое трудное – научить их понимать других людей, не всегда похожих на тебя, познавать глубину каждого. Мы перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведёт в глубину знаний, в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможность познать себя».
Технология проектирования делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития детей, ведь опыт самостоятельной деятельности, полученной ребёнком в дошкольном возрасте, развивает в нём уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.
Особенность взросло-детского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов по теме занятия, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс что, естественно сказывается на результатах.
Решая различные познавательно- практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции, удивление, радость от успеха, гордость от одобрения порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждает к новому поиску знаний. Накапливая творческий опыт, дети при поддержке взрослых могут стать авторами исследовательских, творческих, игровых, практико-ориентированных проектов.
Коллективные переживания сближают детей друг с другом и со взрослыми, способствуют улучшению микроклимата в группе. Можно отметить, что те педагоги, которые активно используют проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, организованная по ней, жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребёнка.
В проектной деятельности ребёнок сталкивается с необходимостью проявлять свою самостоятельность, особенно когда необходимо:
- заявить свои цели, озвучить представления о себе, отсеять свою позицию в дискуссии с партнёрами (детьми и взрослыми).
- открыто и чётко сказать о своих трудностях, найти их причины, в том числе и себе.
- согласовать цели с другими, не отступать при этом от собственных установок и уметь находить компромисс.
1 Характер участия ребёнка в проектирование постоянно меняется. Так, в младшем дошкольном возрасте он преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых, в среднем эпизодически участвует и осваивает роль партнера, в старшем – переходит к сотрудничеству. Соучастие в деятельности – это общение на равных, где взрослому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
-У родителей, в связи с большой загруженностью, не хватает времени, чтобы позаниматься с собственным ребёнком, или же мы сталкиваемся с некомпетентностью родителей в вопросах развития и воспитания, поэтому дети остаются, наедине с телевизором или компьютером.
- У детей в связи с большой опёкой родителями, педагогами, не развита самостоятельность, воображение.
- Программы, которые использовали в детском саду, были нацелены на формирование у детей умений, навыков, а не творчества
А если ребёнок не приобретает положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно. А ведь именно через творческие способности человек может наиболее полно раскрыться как личность.
Современное общество предъявляет большие требования к таким качествам личности, как креативность, способность к поиску знаний, к саморазвитию.
Развивающемуся обществу нужны современно образованные нравственные творческие люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Проанализировав все предпосылки, передо мной стала задача – как развить личность ребёнка его познавательные и творческие способности. Однако взаимосвязь между разделами программы не даёт такой результативности в развитии познавательных творческих способностей детей и их коммуникативных навыков, как взаимопроникновение этих разделов друг в друга, или, иначе, говоря, их интеграция. Интегрированный метод обучения является для дошкольных учреждений инновационным. Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна. А особый интерес представляет интеграция по единому проекту, в основе которого определённая проблема.
Проектные методы помогают:
развивать творческие способности дошкольников;
- делают их активными участниками учебного и воспитательного процессов.
Поэтому считаю, что проектную деятельность дошкольников можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Особенность взросло-детского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов по теме ,занятия, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс ,что естественно сказывается на результатах.
Приближался Новый год, пожалуй, самый любимый детский праздник, окутанный сказкой. И передо мной и детьми встала задача: « Как можно нарядно и необычно украсить группу к празднику».
Выявилась проблема:
Дети были не большие, ( средний возраст от 4 – до 5 лет) им не хватало самостоятельности, умения экспериментировать, проявлять фантазию и художественное творчество. Как же решить эту проблему?
И вот для реализации этой проблемы я решила подключить всех родителей моей группы. Мною был разработан творческий проект по украшению группы к Новому году. Цель проекта: привлечь каждого участника в активный творческий процесс.
На первом подготовительном этапе была проведена работа с родителями, им нужно было подобрать материал о том, как можно украсить группу, ёлку, собрать иллюстрации по теме « Зима». Был объявлен конкурс на самую резную снежинку среди родителей. Музыкальным руководителем был написан сценарий новогоднего утренника. Мы с детьми наметили план действий по оформлению группы: проводились беседы, просматривались иллюстрации по теме « Зима», « Новый год», играли в игры. Вместе с детьми сочинили и написали письмо Деду Морозу. Провела с детьми занятия: по изодеятельности «Праздничная ёлочка» с элементами аппликации, по развитию речи на темы: «В гости к ёлочке», «Путешествие со снеговиком». Творческие работы детей послужили материалом для выставки в родительском уголке.
При проведении практического этапа нашего проекта в группу были приглашены родители из родительского комитета. Они принесли игрушки на ёлку, изготовленные руками родителей вместе с детьми. Игрушки были из разных материалов: из ваты, из фантиков, из серпантина, из упаковочной бумаги, очень необычные и увлекательные.
На третьем заключительном этапе мы все вместе украшали ёлку, а вечером родители украсили группу. Также были красиво оформлены: доска в группе по теме « Зима», родительский уголок, поздравление для родителей.
Презентацией проекта совместной деятельности был новогодний праздник, после которого у детей и родителей остались яркие впечатления, а также нашей группе была вручена грамота, где мы заняли первое место по оформлению группы.
В зимний период года, как обычно, в детском саду проводится конкурс на « Самый лучший зимний участок».
Возникла проблема: дети ещё не большие, постройки из снега сами не сделают, вся работа ляжет на плечи воспитателей, почему бы, не привлечь родителей.
Определяю цель проекта, его мотивацию, что необходимо вовлечь родителей в деятельность детского сада, а именно – создать снежные постройки на нашем участке. Я собрала родителей, вместе с ними обсудили, что будем строить, как украшать, какие для этого понадобятся материалы. Наметили дату, когда будем строить и стали внедрять проект в жизнь. Только эффективное взаимодействие с родителями достигается на основе личностно ориентированного, индивидуального подхода к каждой семье.
На третьем этапе нашего проекта стали реализовывать намеченные планы. Совместная работа родителей, детей, педагогов дала не плохой результат. Из снега соорудили кремлёвскую стену, по которой дети учились перелазить, военный танк и башню на которой развевался флаг. Посередине участка была построена большая горка, с которой дети катались на ледянках всю зиму.Презентация проекта состоялась. Радости детей не было границ, а взрослым было важно увлечься тем, что интересно их детям.
В этом учебном году я решила внедрить в практику своей работы образовательный проект « Познай себя», который будет направлен на формирование у старших дошкольников элементарных представлений о человеческом организме. Этот долгосрочный проект поможет ребёнку узнать, как ухаживать за своим телом, что полезно и что вредно для организма, как устроено человеческое тело и зачем нужны внутренние органы. Для реализации этого проекта я наметила провести познавательные занятия, дидактические игры, физкультурные паузы, консультации для родителей на различные темы: здоровье ребёнка, закаливание, игры на свежем воздухе. Реализация проекта « Познай себя» поможет воспитать ценностное отношение ребёнка к своему здоровью и жизни. Этот проект долгосрочный и рассчитан на весь учебный год.
Анализируя проделанную работу, я пришла к выводу, что проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно ориентированного подхода к образованию.
В перспективе я планирую:
1. Продолжить работу в данном направлении.
2.Провести открытое занятие в сочетании с познавательным развитием на уровне детского сада.
3. Сделать сундучок» Бабушкины рецепты».
4. Нарисовать анатомический фартук.
5.Поход в зимний лес ( катание на санках с горы, с родителями и детьми).
6. Провести спортивную игру между семьями « Весёлые старты».
Опираясь на всё вышесказанное, я считаю проектный метод – это такой вид деятельности, позволяющий целенаправленно развивать познавательные и творческие способности детей, самостоятельность, ответственность ребёнка перед сверстниками и взрослыми, возможность высказывать и обосновывать свое мнение.
15