Дополнительная образовательная программа Музыкальная мозаика
Пояснительная записка
Данная программа составлена с учетом нормативных требований к программам дополнительного образования, на основе существующих федеральных программ.
Направленность программы дополнительного образования «Музыкальная мозаика» объединения «Почемучка» - художественно-эстетическая (вокально-инструментально-игровой вид деятельности).
Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность программы
С учетом требований современного дополнительного образования, была создана адаптированная образовательная программа. Данная программа предназначена для занятий в объединении, где занятия проводятся в течение одного года с детьми 5-6 лет.
Данная программа разработана на основе «Сборника примерных образовательных программ по инструментальной музыке и вокальному искусству» выпуск 40 часть 1 под редакцией Минько Н.Г., Москва 2004 г. и методического пособия Е. Королёвой «Азбука музыки в сказках, стихах и картинках» и адаптирована к условиям дополнительного образования.
Данная программа реализует основные идеи и цели системы дополнительного образования детей: развитие музыкального слуха, а также мотивации детей к творчеству обучения игры на музыкальных инструментах; приобщение к ценностям мировой культуры и искусству; сохранение и охрана здоровья детей.
При разработке программы использовались следующие материалы:
• опыт работы ДМШ и школ искусств по классу скрипки;
• система Кабалевского Д. Д. в области музыкального образования;
• методика нового поколения «Искусство слышать» Кадобновой И. В., Усачевой В.О., Школяр Л.В.;
• оригинальная работа, не имеющая аналогов по способу организации учебной деятельности Юдиной Е.И.;
• игры-задачи Богино Г. и др.
Новизна программы заключается в том, что в данной образовательной программе обучение музыке идет комплексно, параллельно с подготовкой детей к общеобразовательной школе, а для некоторых начальным обучением общему фортепиано, скрипке, ансамблю. Творческое развитие воспитанников осуществляется через взаимосвязь искусств и применяется коллективная (индивидуально-групповая) форма обучения. Данная программа основывается на планомерном, комплексном обучении: развитие голоса и слуха, слушание музыки, развитие ритма, музыкально-дидактические игры, игра на шумовых инструментах (для некоторых на скрипке и фортепиано). Подготовленные произведения могут исполняться совместно с творческим коллективом «Виолино».
Актуальность программы обусловлена целью современного образования, которая заключается в воспитании и развитии личности ребёнка. Важное направление в развитии личности занимает художественно-эстетическое воспитание.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что при ее освоении у детей развиваются:
- музыкальные способности (слух, ритм);
- повышается культурный уровень;
- формируется эстетический вкус;
- расширяется музыкальный кругозор.
Цель программы - приобщение воспитанников к сокровищнице музыкального искусства, раскрытие индивидуальных возможностей личности ребенка в целом и его определенных способностей, формирование музыкально-эстетических интересов и потребностей детей средствами инструментального искусства.
Задачи программы:
образовательные:
• знакомство воспитанников со скрипкой, фортепиано, игрой в ансамбле;
• формирование художественного и эстетического вкуса;
развивающие:
• развитие музыкальной памяти, слухового контроля, чувства метроритма;
• развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка;
• развитие музыкально-слухового представления;
воспитательные:
• воспитание навыков поведения и работы в коллективе.
Форма и режим занятий.
Дополнительная образовательная программа рассчитана на детей в возрасте 5-8 лет. Реализуется данная программа в течение одного года обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю, всего учебных часов в год – 36. Продолжительность занятия – 30 минут. По форме проведения занятия - групповые. Основной формой проведения занятия является комбинированный урок. Материал излагается в краткой доступной форме с элементами игры, учитывая возраст обучаемых детей. Педагог контролирует выполнение работы учащимися.
Ожидаемые результаты и способы проверки
Ожидаемые результаты Способы проверки
К концу цикла обучения воспитанники должны знать:
- что такое звук (звуковысотность, длительность, динамика, тон);
- песня, танец, марш;
для углублённого обучения:
• называние частей скрипки и смычка;
• называние струн;
• нотную грамоту;
• как обращаться со скрипкой, смычком;
• как играть на фортепиано.
К концу 1-го цикла обучения воспитанники должны уметь:
- пение песен детского репертуара;
- исполнение танцевальных движений под музыку;
- запись ритмических заданий;
- исполнение на шумовых инструментах;
- выполнять музыкальную гимнастику для снятия напряжения в мышцах;
• слушать себя в ансамбле;
• сочинять по открытым струнам свои имена, двустишья;
• исполнять пьесы по нотной записи;
• исполнять несложные пьесы из сборников: Якубовской «Вверх по ступенькам», Станко «Первые шаги».
Слуховой анализ.
Итоговое занятие.
Формы подведения итогов реализации программы
- открытые занятия (декабрь, май).
Учебно-тематический план
№
п/п Название тем Всего
часов Теория Практика
1. Беседы о музыке. 1 1 2. Развитие музыкально-слуховых представлений. 9 7 2
3. Воспитание ритма. 8 8
4. Музыкальная гимнастика. 3 3
5. Работа над репертуаром. 5 5
6. Основы музыкальной грамоты. 5 5 7. Творческая работа. 5 5
Всего: 36 13 23
Тема 1. Беседы о музыке (1ч.).
Теория: Скрипка и её выразительные возможности.
Тема 2. Развитие музыкально-слуховых представлений (9 ч.).
Теория: Звук. Знакомство со скрипкой. Настроим звук. Звуки низкие и высокие. Музыка вокальная. Музыка инструментальная. Звуки речи и звуки музыки.
Практика: Слушание музыки (2 ч.).
Тема 3. Воспитание ритма (8 ч.).
Практика: Освоение музыкальной формы марша. Освоение музыкальных движений (упражнение медведи). Простейшая фразировка. Элементы свободного дирижирования. Освоение музыкальной формы вальса. Звуки длинные и короткие. Освоение музыкальных движений (упражнение «Колокольчики»). Освоение музыкальной формы польки.
Тема 4. Музыкальная гимнастика (3 ч.).
Практика: Музыкальная гимнастика (Упражнение «Погладь кошечку»). Музыкальная гимнастика (Упражнение «Сверло»). Музыкальная гимнастика (Упражнение «Свист чайника»).
Тема 5. Работа над репертуаром (5 ч.).
Практика: Работа над репертуаром. Работа над детскими песенками (2 ч.). Закрепление всего пройденного репертуара. Песенки о маме.
Тема 6. Основы музыкальной грамоты (5 ч.).
Теория: Регистр. Динамика. Диапазон. Паузы. Длительности нот.
Тема 7. Творческая работа (5 ч.).
Практика: Посвящение в музыканты. Путешествие в королевство Музыки и царство «Фонетики». Новогодняя сказка. Итоговое прослушивание в классе. Выступление учеников с выученными произведениями.
Методическое обеспечение
1.Произведения композиторов;
2. Методические разработки;
3. Методическая литература;
4. Иллюстрации;
5. Репродукции картин.
Оборудование
Кабинет для проведения групповых занятий;
Магнитофон, аудио, видеозаписи;
Музыкальные инструменты: скрипка, фортепиано,
Музыкально- шумовые инструменты;
Театральные костюмы.
Методические рекомендации
При выполнении программы следует иметь в виду, что каждое новое изучаемое произведение должно быть очередной ступенью для продвижения воспитанника вперед. Формирование исполнительских навыков невозможно на одном материале, поэтому в репертуар надо включать произведения различные по характеру, техническим трудностям, стилю и т.д. Также необходимо учитывать желание ребят учить и исполнять популярные произведения. Это активизирует их, повышает интерес к занятиям.
Литература
для педагога:
1. Искусство слышать: Комплект методических рекомендаций. – М: Просвещение, 1990.
2. Михайн Д. Развитие навыков чтения, письма у семилетних учащихся общеобразовательных школ с музыкальным уклоном. Музыкальное воспитание в современном мире . - М., 1993. – с. 236-238.
3. Башаева Т.Н. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль. Академия развития, 1998. – 194 с.