Организация учебно-исследовательской деятельности студентов

Козлова Елена Ивановна
ГБОУ РМ СПО «Саранский техникум
энергетики и электронной техники
имени А.И. Полежаева»,
преподаватель специальных дисциплин

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Одной из тенденций модернизации и развития среднего профессионального образования в Российской Федерации стал переход от усвоения готовых знаний к развитию у выпускников способностей к овладению методами познания, дающими возможность самостоятельно добывать знания, творчески их использовать на основе известных или вновь созданных способов и средств деятельности.
В государственных требованиях к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников средних учебных заведений говорится, что по окончании обучения выпускник должен уметь организовывать собственную деятельность, ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности, обладать стремлением к самосовершенствованию (саморегуляции, саморазвитию), уметь принимать решения в различных ситуациях и стремиться к творческой самореализации.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что в настоящее время основной задачей любой профессиональной образовательной организации является подготовка компетентного профессионала-исследователя, способного конкурировать на рынке труда, поэтому центральную роль в образовании занимает учебно-исследовательская деятельность студентов.
Учебно-исследовательская деятельность студентов является системой обязательных учебных занятий, в процессе которых каждый студент участвует в научно-исследовательской работе, обучается методам целенаправленной творческой деятельности, решая конкретную научно-техническую задачу по профилю своей специальности.
Основной целью учебно-исследовательской работы студентов является развитие интеллектуальных способностей через усвоение алгоритма научного исследования и формирования опыта выполнения исследовательского проекта, в результате чего повышается уровень подготовки будущих специалистов.
Достижение цели решается путем решения ряда конкретных задач, таких как формирование мотивов, обучение алгоритму, формирование опыта выполнения индивидуальных или групповых проектов, обеспечение участия в различных формах представления исследовательских работ (выставках, конференциях, семинарах и т.д.), а также развитие критичности в осмыслении и оценке реальных явлений, идей, концепций и теорий.
Структура деятельности по организации учебных исследований в ГБОУ РМ СПО «Саранский техникум энергетики и электронной техники имени А.И. Полежаева» представлена таблице 1.



Таблица 1 – Этапы организации учебно-исследовательской деятельности студентов
Номер этапа
Студент
Преподаватель

1
Индивидуальный выбор темы исследования
Мотивация исследовательской деятельности студента

2
Выполнение исследования
Обучение способам исследовательской деятельности, консультирование, педагогическое руководство

3
Устранение недостатков, представление работы к защите
Анализ проекта, выдача рекомендаций, принятие решения

Причины, по которым студенты принимают участие в исследовательской работе, достаточно разнообразны: эффективный способ получения знаний, призовые места на конкурсах, льготы при поступлении в ВУЗы, удовлетворение процессом работы, желание самоутвердиться как личность, престижность и прочее. Поэтому при планировании и организации учебно-исследовательской деятельности каждый педагог должен помнить, что исследование должно отвечать потребностям обучающегося, то есть проблема, цели и задачи исследования должны соответствовать возрастным и психологическим особенностям студента. Кроме того, несмотря на сохранение ведущей роли педагога, в процессе исследования у студента должно оставаться ощущение, что проблема и способы ее решения выбраны им самостоятельно.
При организации учебно-исследовательской деятельности студентов необходимо учитывать наличие необходимых средств и материалов. Отсутствие литературы, необходимой исследовательской базы, невозможность собрать необходимые данные и реализовать идеи на практике обычно приводит к поверхностному решению, что существенно мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надёжных знаниях.
Преподавателями ПЦК «Информационные технологии» работа по организации учебно-исследовательской деятельности студентов ведется со студентами 2-4 курсов всех специальностей. Студентам поручаются конкретные теоретические, экспериментальные или конструкторские разработки, которые, как правило, ведутся при выполнении практических и лабораторных работ, написании курсовых и дипломных проектов, прохождении учебной и производственной практики, а также в процессе самостоятельной работы студентов.
На этом этапе студенты готовят научные сообщения и рефераты по методологическим вопросам, создают презентации, кроссворды и видеоролики на различные темы, выполняют творческие и проектные работы.
Успех деятельности во многом зависит от четкости ее организации, поэтому под руководством преподавателей техникума составляется план-график учебного исследования: определяются временные рамки, объем работы и этапы ее выполнения.
Для оценивания уровня студенческих работ используются следующие критерии:
элементы исследования: исследование с привлечением первичных наблюдений, собственная обработка и анализ; исследование на основе литературных источников; реферативная работа с обобщением и собственными выводами; компилятивная работа (трансляция знаний);
достижения автора: собственная постановка проблемы, участие в эксперименте, использование аналитических методов; собственная разработка отдельных вопросов; усвоение знаний сверх учебной программы;
эрудиция: знание основных положений в избранной области знаний (сверх программы);
изложение: выразительное, логичное, компактное; более или менее связное, с паузами; доклад читается;
иллюстрации: самостоятельно разработан и умело используется демонстрационный материал; используется готовый иллюстрационный материал;
композиция доклада: имеется введение, обозначена цель, выдержана логика; отсутствует стройность и последовательность изложения;
библиография: представлена достаточно полно, используются ссылки; число источников ограничено, изучены поверхностно;
особое мнение.
Исследовательские проекты представляются студентами в разной форме в зависимости от целей и содержания: это может быть полный текст учебного исследования; научная статья (описание хода работы); план исследования, тезисы, доклад (т.е. текст для устного выступления), стендовый доклад (оформление наглядного материала, текста, иллюстраций); реферат проблемного характера; прибор с описанием его действия; видео- и аудиоматериалы, компьютерные программы, web-разработки.
Администрация техникума придает большое значение стимулированию учебно-исследовательской деятельности. За успехи в выполнении работ студенты получают моральное и материальное поощрение в виде грамот или подарков. При этом процедура награждения всегда проходит публично и торжественно, чтобы мотивировать и других студентов к творческому и научному поиску, а в итоге и к хорошему овладению знаниями и специальностью. Кроме того, лучшие работы выдвигаются для представления на республиканских, всероссийских и международных конкурсах и научно-практических конференциях.

Список использованных источников:
Приказ Минобрнауки России от 28.07.2014 N 804 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах».
Приказ Минобрнауки России от 28.07.2014 N 849 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы».
Иванова, Ж.Г. Организация исследовательской работы студентов // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. – С. 224-226.
Пастухова, И. П. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб.-метод.пособие для студ. средн. проф. учеб. заведений / И.П.Пастухова, Н.В.Тарасова. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 160 с.
Бахмат, С.А. Организация учебно-исследовательской деятельности студентов [Электронный ресурс] / С.А. Бахмат. – М.: http://www.portalspo.ru, 2006-2015. – Режим доступа: http://www.portalspo.ru.
Бурнашев, С.И. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся [Электронный ресурс] / С.И. Бурнашев. – М.: http://bio.1september.ru, 2002-2015. – Режим доступа: http://bio.1september.ru.