Методические рекомендации по патриотическому воспитанию несовершеннолетних, в возрасте 7-14 лет, находящихся на социальном обслуживание в стационарном отделении учреждения
Департамент социального развития
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Комплексный центр социального обслуживания населения «Милосердие»
Стационарное отделение
Методические рекомендации по патриотическому воспитанию
несовершеннолетних, в возрасте 7-14 лет, находящихся на социальном обслуживание в стационарном отделении учреждения Кулик О.В,
воспитатель стационарного отделения
Белоярский
2014
Методические рекомендации разработаны Кулик Ольгой Владимировной, воспитателем стационарного отделения бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения «Милосердие».
В работе даются рекомендации педагогическим работникам учреждения социального обслуживания в организации и проведении мероприятий по формированию патриотических качеств несовершеннолетних, из семей находящихся в социально опасном положении трудной жизненной ситуации.
В приложениях представлены конспекты мероприятий, направленные на раскрытие формирования в ребенке патриотических качеств личности. Материал рассчитан на несовершеннолетних в возрасте 7-14 лет, находящихся на социальном обслуживании стационарного отделения учреждения.
Оглавление
1. Введение……………………………………………………………………………….3
2.Содержание ………………………………………….....................................................5
3.Перспективное планирование…………………………………………………………9
4.Заключение……………………………………………………………………………..12
5.Литература……………………………………………………………………………...13
6.Приложение №1
Анкеты………………………………………………………………………………….14
7. Приложение №2
Конспекты занятий …………………………………………………………………….16
1.Введение
В последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей очевидна. Любить свою Родину, защищать свой Отчий край, испытывать чувство гордости за свой народ – эти качества необходимо воспитывать с детства.
Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и ребенка в совместной деятельности и общении, которое направлено на формирование у детей общечеловеческих качеств личности, любви к природе, родному краю, воспитание уважения к людям разных профессий, приобщение к истокам культуры, традициям, обычаям народов, проживающих на территории округа и России.
Проблемы, в настоящее время, в уменьшении внимания к формированию патриотических качеств несовершеннолетних заключается в том, что воспитание юных граждан закладываются в семье, а современные молодые родители сами не имеют опыта жизни в гражданском обществе, так как они воспитывались в нестабильный период переоценки ценностей в масштабах государства. А также прослеживается низкий уровень патриотического сознания у юношейкоторые, отклоняясь от службы в рядах Российской Армии не выполняют свой конституционный долг. Современные дети мало знают о родном городе, стране, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю.
Наиболее благоприятен для воспитания патриотизма является школьный возраст детей, так как ребенок отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность.
Поэтому главная задача педагогов как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином, воспитать любовь и уважение к родному дому, семье, формировать чувство гордости за достижения людей и страны в целом.
Воспитание детей из семей, находящихся в социально опасном положении и тяжелой жизненной ситуации, где родители не уделяют должного внимания, поэтому воспитанием детей занимаются специалисты и педагогические работники бюджетного учреждения стационарного отделения. Одной из главных задач перед педагогическими работниками в воспитании таких детей стоит формирование патриотических качеств, прежде всего любви к близким, формирование у них положительного имиджа семьи.
Дети из таких семей,отличаются от развития сверстников, растущих в благополучных семьях. У них отмечаются замедленный темп психического, и физического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедная эмоциональная сфера и воображение, не сформированы навыкисаморегуляции и правильного поведения. Поведение детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.
Так как дети находятся в отделении на кораткосрочном пребывание (от 3 дней до 3 месяцев) тоцелесообразно проводить мероприятия не взаимосвязанные между собой определенной целью и темой.По длительности мероприятия проводится 30- 40 минут, во второй половине дня.Для проверки усвоения полученных знаний после каждого мероприятия предлагается заполнить анкету или опросник об усвоении материала.
Формы патриотического воспитания: экскурсии, беседы, викторины, игровая деятельность.
Методы: словесный, практический, наглядный.
2.Содержание
Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живет человек.
Цель патриотического воспитанияявляется: формирование социально-активной личности гражданина и патриота, обладающим чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству.
Исходя, из этого включает целый комплекс задач:
- воспитывать у ребёнка чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу;
- формировать бережное отношение к природе животному миру;
- развивать интерес к традициям народов проживающих на территории России и Белоярского района;
- расширять представление о государственной символике России, уважение к культурному прошлому России.
Решая задачи патриотического воспитания, педагоги осуществляют работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
- отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста;
- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических, физических особенностей, возможностей и интересов;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
-непрерывность и преемственность педагогического процесса;
-рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
Решение поставленных целей и задач повлекло за собой поиск расширенного содержания и разных форм работы через взаимосвязь разных видов деятельности:
Формы работы по патриотическому воспитанию:
1. Беседы
2. Экскурсии
3.Игровая деятельность
2.1 Беседы. Беседа – включает в себя задачи по формированию гражданско-патриотических представлений детей; разъяснению норм и правил поведения в обществе, природе, правил общения; обсуждение и анализ поступков несовершеннолетних, жизнедеятельности коллектива.
Чтобы беседа достигла поставленных целей и задач, необходимо соблюдать следующие требования:
Учить детей отстаивать своё мнение, доказывать, спорить;
Подбирать содержание беседы в соответствии с возрастом несовершеннолетних, уровнем их знаний по теме;
Учитывать возрастные особенности детей (эмоциональность, наглядно-образное мышление и т.д.), вести беседу простым, доступным языком с привлечением ярких убедительных фактов, примеров;
Активизировать деятельность детей, через создание проблемных вопросов, удачно подобранным иллюстративным материалом;
Способствовать к привлечению детей к поиску материала для беседы;
Стимулировать детей к подведению итогов, обозначению результатов.
Предлагаемые темы бесед, проводимых на занятиях по патриотическому воспитанию:
- «Какие народы живут в России"
- «Путешествие в историю моей малой родины – Югры»
- «Космонавтика: звездный час России»
- «Что значит быть патриотом»
- «Дети –герои Великой отечественной войны»
-«Я – гражданин «России»
2.2Интересной формой работы для детей является экскурсии. Эту форму работы мы выбираем тогда, когда надо познакомить детей с реальной жизнью, с объектами реального мира в их естественном окружении. В ней происходит и познание, и активное взаимодействие детей с предметами, объектами, явлениями природного, социального, культурного окружения, что, естественно, оказывает большое воздействие на детей, нежели ознакомление по книгам.
По нашему мнению в патриотическом воспитании экскурсии играют особую роль. Благодаря им, дети ближе узнают историю своей страны, культуру своего народа, его обычаи и традиции. Экскурсии расширяют кругозор детей, наглядно демонстрируют достижения техники, строительства, помогают детям ощутить себя частью природного, культурного, социального пространства.
В экскурсии мы выделяем три этапа:
Подготовка к экскурсии.
Подготовительная работа включает: определение целей и задач; изучение объектов экскурсии, места ее проведения; вовлечение несовершеннолетних в процесс подготовки; подбор средств и материалов; определение ее содержания.От активности детей в данный период зависит успех экскурсии.
Поэтому, перед проведением экскурсии в краеведческий музей мы предлагаем детям ответить на вопросы:
Кто по профессии твои родители, на каких предприятиях они трудятся, какую работу выполняют?
На какой улице ты живешь? В связи с чем она получила такое название?
Какие поселки (деревни) находятся около города?
Наш город разделен на микрорайоны. Расспроси у родителей, почему они так названы. В каком микрорайоне ты живешь?
Выход (выезд) на реальные объекты;
Можно, просто повести детей в краеведческий музей, послушать рассказ экскурсовода о возникновении города и ближайших поселений, о занятиях людей и т.д. но в познавательном и особенно в воспитательном плане результат будет гораздо выше, если экскурсия завершит, дополнит то, что детям удалось самим в процессе подготовительной работы.
3.Обработка материалов, обсуждение ее хода и итогов.
В конце каждой экскурсии проводится анкетирование, где ребята описывают, что им больше всего понравилось. Затем закрепляем выставкой- рисунков.
Темы экскурсий:
- « Мой город Белоярский»
- «Эко-центр «Нуви-ат»
- природный парк «Нумто»
2.3 Игры. Игры – важнейшая сфера жизнедеятельности ребенка и эффективная форма для воспитания несовершеннолетних. Она удовлетворяет потребности ребенка в активности, общении, эмоциональном насыщении, самореализации.
Игры любимы детьми и необходимы им, потому что являются надёжным посредником между миром ребенка и внешним миром. Ребенок игрой как бы делает разведку в большую жизнь.
В игре дети сами осознают, изучают внешний мир, проверяя, подвергая анализу накопленную информацию о жизни.
Особенно широко игры используются в воспитательной работе. Патриотическое воспитание несовершеннолетних невозможно представить без игрового оформления, игровых элементов. Поэтому используя игру, мы воспитываем у детей ценностные отношения к своей стране, ее истории и культуре, своему народу, его традициям, обычаям, искусству и др.
В патриотическом воспитании можно использовать разнообразные игры: познавательные, подвижные, настольные, дидактические.
3.Перспективное планирование
Сроки
проведения Темы.Формы Цель
Январь
Апрель
Июль
Октябрь
1неделя Тема: «Какие народы живут в России».
Форма: беседа. Цель: Расширение знаний детей о Родине.
Задачи:
1.Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества.
2. Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих.
2неделя Тема: «Праздники народов России».
Форма: беседа. Цель: Ознакомление с праздниками обычаями, традициями народов.
3 неделя Тема: «Космонавтика звездный час России».
Форма: круглый стол. Цель: Совершенствовать познавательную деятельность в области космонавтики.
Задачи:
1.Способствовать пониманию значения открытия космоса в жизни человечества.
2. Воспитывать чувство гордости за достижения родной страны в области космонавтики.
3.развиватьпатриотические качества детей.
4 неделя Тема: «Что значит быть патриотом».
Форма: беседа. Цель: Формирование у детей чувства патриотизма, уважение к родной стране, ее истории.
Задачи:
1.Раскрывать значение понятия «патриотизм».
2. Развивать стремление быть патриотом своей страны.
3. Воспитывать чувство гордости за свою страну, ее народ и историю.
Февраль
Май
Август
Ноябрь
1неделя Тема: «Путешествие в историю моей малой родины – Югры».
Форма: викторина. Цель: Расширение кругозора детей по истории ХМАО-Югры.
1.Определить понятие «малая родина».
2. Развивать чувство национальной гордости, любви к малой родине.
3. Развивать познавательные способности детей.
2 неделя Тема: «Дети- герои Великой отечественной войны».
Форма: экскурсия. Цель: Ознакомление детей с военным временем, тяжелой судьбой людей нашей страны, отдавших свои жизни в борьбе с фашизмом.
Задачи:
1.Воспитывать у подрастающего поколения чувства патриотизма и уважения к памяти защитников отечества.
2.Способствовать воспитанию патриотических чувств несовершеннолетних.
3 неделя Тема: «Моя Родина – Россия».
Форма: беседа.
Цель: Воспитание у детей чувства патриотизма, уважения к своей Родине.
Задачи:
1.Развивать интерес к истории России.
2.Воспитывать чувство гордости за свою страну.
4неделя Тема: «Вечная память героям!».
Форма: экскурсия. Цель: Воспитание чувство гордости и благодарности солдатам и офицерам Великой Отечественной войны, спасшим человечество от фашизма.
Март
Июнь
Сентябрь
Декабрь
1неделя Тема: «Богатыри Земли Русской».
Форма: просмотр слайдов. Цель: Формирование знаний о героическом прошлом русского народа, русских богатырях- защитниках Земли Русской.
2 неделя Тема: «Мы за мир на всей планете».
Форма: конкурс рисунков. Цель: уметь выразить свои мысли на рисунке.
3 неделя Тема: «Символика Росси».
Форма: дидактическая игра. Цель: Различать символы государства – герб,
флаг, гимн РФ.
Задачи:
1. Воспитание чувство гордости, патриотизма, значимости символики для нашего государства.
4.Заключение
Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия педагогов и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
От того, какими глазами ребенок увидел окружающее, что поразило его воображение, какие уроки извлек он из рассказов о событиях современности и историческом прошлом страны, зависит и становление личности гражданина. Вот почему нужно помогать ребенку, открывать историческое прошлое и настоящее нашей Родины. Важно, чтобы у ребенка проявлялась гражданственность в чувствах, в сознании, в поведении.Если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно с уверенностью сказать, что станет патриотом своей страны.
Дж. Байрон писал: "Племя, не способное воспитать в потомстве стремление сохранить и защитить сложившуюся культуру, традиции, обречено на вымирание. Государство, не ставящее целью воспитать своих граждан в духе патриотизма, не имеет будущего"
5. Литература
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы. – М.: ВАКО, 2006.2. Воспитание школьников – 2005. - №10; 2006. - №6, 10; 2007. - №5, 103. Классный руководитель – 2005. - №14. Классные часы. 8 класс. / Сост. Н.И. Еременко – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005.5. Классные часы. 11 класс. / Сост. Н.И. Еременко – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005.
Приложение 1
Анкета-патриотизм
Анкета «Патриотизм». Для выявления уровня патриотизма у несовершеннолетних
Здравствуй, дорогой друг! Ответь, пожалуйста, на вопросы.
1. Что такое, на Ваш взгляд, патриотизм?
а) любовь к Родине
б) любовь к своей семье, близкимв) любовь к народу
г) прославление побед Родины
д) любовь к родному городу, деревне, дому
2) Если вы не смогли определить для себя понятие «патриотизм», в чем причина вашего непонимания?
а) Нет желания;
б) Нет возможности;
в) Считаю это не нужным;
3) Считаете ли вы себя патриотом?
а) Да;
б) Нет;
в) Частично;
г) Не знаю.
Анкета для детей на тему «Я и мой город»
Фамилия и имя ребенка ___возраст___
1. Как называется город, в котором ты живешь? ___________________________________
2. Тебе нравится жить в своем городе? __________________________________________
3. Как ты думаешь, ты любишь свой город? _______________________________________
4. Ты считаешь свой город красивым? В чем его красота? ___________________________
5. Что ты мог бы сделать (вместе с друзьями, родителями, чтобы твой город стал лучше? _____________________________________________________________________________6. Если бы к тебе в гости приехали друзья, что бы ты рассказал им о своем городе? ____________________________________________________________________________
Анкета для детей на тему «Я и моя страна»
1. Как называется страна, в которой ты живешь? Какие ещё страны ты знаешь? ___
2. Как ты думаешь, Россия – большая страна? ___________________________________
3. О каких городах нашей страны ты слышал? В каких городах бывал? ______________
4. Если бы тебе предложили выбрать страну, которой хотел бы жить, какую бы ты выбрал? Почему? ____________________________________________________________
5. Люди каких национальностей живут в России? Назови их__________________________________________________________________________
6. Есть ли среди твоих друзей дети другой национальности? Какой? Что ты можешь о них рассказать? _________________________________________________________________________
7. Хотел бы ты познакомиться с детьми другой национальности? Почему? ___________________________________________________________________________
8. В какие игры ты бы поиграл с детьми другой национальности? ____________________________________________________________________________
9. Ты любишь свою страну? Почему? ____________________________________________
10. Если бы у тебя была волшебная палочка и ты мог бы выполнять желания только для всей страны или своего города, какие бы три желания ты загадал? ____________________________________________________________________________
Приложение 2
Тема: Какие народы живут в России. Цель: расширение знаний детей о Родине. Задачи:
1.Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию.
2.Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества.
3. Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих.
4. Обогащать словарный запас детей: Родина, Российская Федерация, россияне, тюбетейка, кумыс, кухлянка, пулай.Оборудование: Карта РФ; иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах; предметы национальных промыслов народов России; магнитофон; аудиозапись песни о Родине; книги со сказками народов России; платки (приложение 1).
Ход занятия
1.Организационный момент.
Звучит в аудиозаписи песня о Родине.- Ребята, а как вы думаете, что такое Родина? Что это слово значит для вас? (Ответы детей.)- Правильно, Родина – это место, где вы живёте, где живут ваши родители, друзья; город, в котором вы живёте; страна, в которой вы живёте.Основная часть
2.Слово воспитателяВоспитатель читает стихотворение Е. Аксельрода «Наш дом».На карте мира не найдёшьТот дом, в котором ты живёшь.И даже улицы родной Ты не найдёшь на карте той,Но мы всегда с тобой найдёмСвою страну, наш общий дом.- Ребята, а как называется наша страна? (Россия, Российская Федерация)Рассматривание карты России.Словесная игра «Я начну, а вы продолжите»:
Наша страна называется … (Россия).
Наша страна очень … (большая, огромная).
В ней много … (рек, озёр, животных, лесов, городов).
Люди, которые живут в нашей стране, называются … (россияне).
- Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих. - Люди каких национальностей живут в нашей стране? (Русские, чуваши, башкиры, татары, чукчи, орочи и др.)- Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Что такое народные традиции? (Ответы детей.)- Это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции. У каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.- Какие русские народные праздники вы знаете? (Масленица, Рождество, Пасха и др.)- А у татарского народа есть праздник Сабантуй – это праздник окончания посевных работ. Якуты в конце весны отмечают праздник кумыса. Кто знает, что такое кумыс? (Напиток, приготовленный из кобыльева молока.) Коряки в конце декабря отмечают праздник возвращения солнца. А у хантов и орочей самый любимый праздник – это медвежий праздник. Как вы думаете, что это за праздник? (Посвящён медведю.)- У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия.Ребёнок читает стихотворение В. Степанова «Российская семья».Живут в России разныеНароды с давних пор.Одним тайга по нраву,Другим – степной простор.У каждого народаЯзык свой и наряд.Один черкеску носит,Другой надел халат.Один – рыбак с рожденья,Другой – оленевод.Один кумыс готовит,Другой готовит мёд.Одним милее осень,Другим милей весна.А Родина РоссияУ нас у всех одна.Рассматривание иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах (приложение 1).- Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина? (Дети перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, шапка, штаны у мужчины.)- Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – чукчи. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень тёплая. Как вы считаете, почему? (На Севере очень холодно.)- Как вы думаете, из чего чукчи шьют одежду? (Одежда чукчей сделана из оленьих шкур, ведь прежде всего она должна быть тёплой и удобной.)- Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой.- А посмотрите, какой красивый мордовский национальный костюм. Обязательный атрибут мордовского женского костюма – красивый пояс – пулай.- Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме? (На голове у мужчины тюбетейка.В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент.)- Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.Физпауза. Башкирская народная игра «Юрта».В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:Мы, весёлые ребята,Соберёмся все в кружок.Поиграем, и попляшем,И помчимся на лужок.На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.- У каждого народа свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой, национальный, например, мордовский или татарский, и обязательно русский язык. Потому что русский – это государственный язык России. На нём говорят на всей территории нашей страны, на нём обучают детей в школах, студентов в институтах, на нём издаются законы России.
Ребёнок читает стихотворение.В день солнечный июльский – Цветы, цветы вокруг!Красив язык мой русский,Как этот летний луг.Иду тропинкой узкой – Деревья до небес!Могуч язык наш русский,Как этот русский лес.И в радости, и в грусти – Он всякий час со мной,Родной язык мой русский,Как Родина родной!
Рассматривание книг со сказками разных народов России.- Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. Все сказки похожи одна на другую. Как вы думаете, чем? (Ответы детей.)- Да, в них добро побеждает зло, они учат людей мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают зло, жадность, глупость.- Какие народные сказки вы знаете? (Ответы детей.)- Сказки всех народов России очень добрые, в них много хороших слов, в них сказано про настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет, никогда не ссорятся, всегда приходят друг другу на помощь.Рассматривание изделий народных промыслов.- Очень богата Россия народными мастерами и умельцами.- Какие русские народные промыслы вы знаете? (Дымковские, филимоновские игрушки, гжельская и хохломская посуда, жостовские подносы, матрёшки, палехские шкатулки и др.)- Другие народы России тоже занимаются народными промыслами: на севере России – резьбой по кости, шитьём одежды из меха; на юге России осетины и ингуши делают прекрасную посуду из глины, красивые ковры, изделия из металла – кувшины, кинжалы; в Мордовии женщины любят работать с бисером, вязать.- У каждого народа есть свои любимые блюда. Как вы думаете, какое любимое блюдо у русского народа? (Ответы людей.)- Любимым национальным блюдом русского народа являются пироги и блины. У чукчей – строганина, блюдо из замороженной рыбы или оленины. У осетин и ингушей – халва, пахлава. Татары делают вкуснейшие сладости, например, чак-чак.- Сегодня вы узнали, что в нашей стране – России живут люди разных национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее.3.Заключительная часть
Воспитатель читает стихотворение Гусева «Берегите Россию».Берегите Россию,Нет России другой.Берегите её тишину и покой,Это небо и солнце, Этот хлеб на столе,И родное оконцеВ позабытом селе!Дети исполняют песню о Родине.
Приложение 1
Башкирский костюм Чукотский костюм
Бурятский костюм Русский костюм
Закон –
установленное государством
общеобязательное право, которое должны выполнять все люди этого государства.
Юстиция –
вся деятельность системы судебных органов государства по осуществлению правосудия и законности.
Право –
устанавливаемые и охраняемые нормы и правила, регулирующие отношения людей в обществе.
Анкета
Дорогой друг!Просим серьезно отнестись к заполнению анкеты и ответить на все вопросы, подчеркнув выбранный Вами ответ прямой линией.Если Вы не уверены в своих знаниях по тому или иному вопросу, то ответ подчеркните волнистой чертой или допишите свой ответ.
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Космонавтика: звездный час России (круглый стол)
Цель: совершенствовать познавательную деятельность в области космонавтики.
Задачи:
- способствовать пониманию значения открытия космоса в жизни человечества
- воспитывать чувство гордости за достижения родной страны в области космонавтики
- развиватьпатриотические качества детей.
Оборудование: картинки с изображением космоса, ракет, карта Вселенной, иллюстрации других планет. Приложение 1,2,3,4
План проведения:
1.Ведущий рассказывает ребятам о Юрии Гагарине – человеке, впервые побывавшем в космосе.
2. Игра «Звездный час».
3. Игра проходит в четыре тура. Вначале представляются участники и помощники.
Ход мероприятия
1.Слово воспитателя
- С давних времён звездное небо притягивало внимание людей, оно всегда манило своей красотой и недосягаемостью. Хотелось заглянуть ввысь и узнать, как оно устроено. Наблюдения за небом позволили сделать вывод о том, что Земля имеет форму шара и вращается она вокруг Солнца, делая один оборот в год. Потом люди построили самолеты, поднялись в небо и, взирая с огромной высоты, еще раз смогли убедиться в том, что наша Земля – огромный шар.
1тур
Задается вопрос и предоставляется несколько вариантов ответов. Участникам необходимо выбрать правильный ответ, за который они получают звезду.
1. Сколько минут пробыл Юрий Алексеевич Гагарин в космосе?
1) 10, 2) 108, 3) 118,
4) 58, 5) 8.
2. По безбрежным просторам Вселенной, подобно группе островов, рассыпаны скопления звезд – галактики. Наша Галактика называется «Млечный путь». В ней «умещаются» миллиарды звезд. Одна из которых – Солнце. Сколько галактик во Вселенной?
1) 2, 2) 115 3)26,
4) миллионы, 5)1000.
3.Смена времен года вызвана тем, что Земля меняет положение своей оси относительно Солнца. Именно из-за отклонения земной оси летом мы греемся на солнышке, а зимой – укутываемся в шубы.
Когда наша планета Земля ближе всего находится к Солнцу?
1) зимой, 2)летом, 3)весной, 4) осенью, 5) всегда одинаково.
4. Какая дата стала началом космической эры человечества?
1) 12 апреля 1961 года – старт 1-го космического корабля с человеком на борту.
2) 1марта 1966 года – были доставлены вымпелы стран на Венеру.
3) 9 марта 1934 года- день рождения Ю.А Гагарина.
4) 4 октября 1957 года – запуск первого искусственного спутника Земли.
5) 19 июня 1963 года – первый совместный полет В. Терешковой и В. Быковского.
2тур
Для каждой пары (участника и помощника) заготовлены листы белой бумаги (А4).
Задание: нарисовать фантастическое животное, которое живет в другой галактике.
Условие: заранее о том, как будет выглядеть животное, игроки не должны договариваться, «голову» рисует один человек, туловище «Второй», «руки» опять первый, «ноги» второй. Кто быстрее справится с заданием и у кого получится самый интересный рисунок получает звезду.
3тур. Планетарная цепочка
1. Планета Солнечной системы.
1) Меркурий, 2)Венера, 3)Марс,
4)Земля 5) Юпитер, 6)Сатурн,
7) Уран 8) Нептун, 9) Плутон.
- Я считаю, что эти планеты именно в таком порядке удалены от Солнца, то есть самая близкая к Солнцу – планета Меркурий, самая удаленная – Плутон. Правильная ли последовательность удаления планеты мною установлена? ( Ответ:Поменять местами Марс и Землю.)
2.Солнце – естественный источник света, тепла, ультрафиолетового излучения. Световые волны не одинаковы. Они отличаются друг от друга разной длиной. Я считаю, что красные (1) световые волны – самые длинные. Затем, по мере уменьшения длины волны, идут оранжевые (2), фиолетовые (3), зеленые (4), синие (5) (Ответ: фиолетовые (3) – самые кароткие).
4тур
Предлагается слово «космонавтика». Участникам необходимо составить как можно больше слов из данного слова. Слова участников не должны повторяться.
Подведение итога
По итогам четырех туров выбирают победителя или победителей (их может быть несколько).
Мы узнали много нового о развитии космонавтики в нашей стране. Узнали, как не просто быть космонавтом, насколько это героическая профессия, каких усилий, знаний она требует. Только самые смелые и мужественные, образованны, честные могут быть в этой профессии.
Послесловие
Молодые!
Не рвитесь из родного вам гнезда!
Не отдавайте никому России,
Ведь что бы ни случилось, дорогие,
Второй у нас не будет никогла!
Не позволяйте обращать в пожарища
Такие превосходные слова,
Как: Родина, Отечество, Товарищи –
Им жить и жить пока страна жива!
В патриотизме народа сила – сила России.
Да здравствуй Россия! Во все времена
Живи, процветая, родная страна,
Пусть счастливы будут и старый и млад.
Виват Россия, Россия виват!
Е.Наумов
Карта Вселенной
Приложение 1
Планеты солнечной системы
Тема: Символика России(беседа)
Цели: формирование представления о символике России;
Задачи:
1.Познакомить с символикой России;
2. Проанализировать роль символики в жизни общества;
3. Воспитывать чувство гордости, патриотизма, значимости символики для нашего государства.
Предварительная подготовка: найти информацию по символике государства (флаг, герб, гимн);приготовить цветные карандаши, цветную бумагу, клей, ножницы, альбомный лист; нарисовать Герб России;изготовить Флаг России;записать на кассету гимн России.
Ход беседы
1. Рассказы воспитателя о символах государства.
Сегодня мы с вами поговорим о государственных символах России.
Символы России… что это такое? (Ответы учащихся.)
Где и когда мы с ними сталкиваемся?
Пожалуй, не найдется в стране человека, который бы совсем ничего не ответил на этот вопрос. Однако ответы, без сомнения, будут разные. Кто-то вспомнит бескрайние просторы – луга, поля («поле, русское поле…»), леса («березы, березы …»), кому-то на ум придут поднадоевшие, но непременные сувениры: матрешки, самовары, медведи. Любители русской старины расскажут о древнем Московском Кремле и регалиях – знаках царской власти: скипетре, короне, державе, шапке Мономаха – и, конечно же, не забудут и русские архитектурные святыни, существующие и разрушенные: Красную площадь, Покровский собор (храм Василия Блаженного), храм Христа Спасителя.
Что входит в состав государственных символов?
Для любого современного государства его символы существуют в триединстве: герб, флаг и гимн. Эти символы – общечеловечны, всесословны, внеклассовы, они объединяют все народы данного государства. Почитание символов есть проявление гражданской позиции.
Почему государство должно иметь государственные символы?
Для того, чтобы граждане страны чтили память предков, передавших им любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, сохраняли исторически сложившееся государственное единство.
Когда возникли символы государства?
С ХIХ века символы государственного суверенитета постепенно закрепляются законодательно. Однако это совсем не означает, что, скажем, государственных гербов не существовало ранее. Так же, как во многих странах Европы, в России эмблемы, позднее вошедшие в государственный герб, возникли в Средневековье. И уже в начальный период существования единого русского государства они сыграли важную роль в борьбе за его упрочение. Выбор из тысяч эмблем, существовавших в средние века и отражавших способ мышления наших предков, вполне конкретных изображений не был случайным. С одной стороны, эмблемы в наглядной форме выражали основные идеи государственной политики, принявшего их великого князя московского Ивана III, воплощая в себе определенную его ориентацию, внутригосударственные устремления, внешнеполитические замыслы. А с другой – по своей форме эти знаки оказались привычны и понятны жителю Средневековой Руси.
Что отображают символы государства?
Рассказы учащихся о Гимне России. (Прослушивание мелодии гимна.)
Наряду с государственным флагом гимн является официальным символом государства.
Что такое гимн?
Гимн – торжественная песнь на стихи программного характера. Государственный гимн существует во всех современных государствах. На протяжении многих лет гимны России претерпевали изменения. Это был и «Боже, царя храни» А.Ф. Львова, на слова В.А. Жуковского, и «Интернационал» ЭженаПотье, и гимн А. В. Александрова, на стихи С.В. Михалкова и Г.А. Эль-Регистана «Союз нерушимых республик свободных». В декабре 2000 года был принят федеральный закон, утвердивший в качестве гимна музыку А.В. Александрова, на слова С.В. Михалкова.
Целесообразно для наглядности использовать зарисовки на альбомных листах флага, аппликации из цветной бумаги;работы учащихся, демонстрируемые на выставке.
Рассказы учащихся о цветах флага (из истории).
Флаг Российской империи, его цвета определились гораздо позднее первых гербовых эмблем – через 200 лет после появления последних на государственной печати. Бело-сине-красный флаг «подарил» России флот Петра I. (Однажды Петр I увидел рыцаря на белом коне, в синем плаще, который скакал по земле, залитой кровью). В борьбе за звание «государственного» флага ему пришлось на протяжении почти двух столетий «конкурировать» с черно-желто-белым императорским стягом.
Какое толкование имели цвета флага изначально?
Раньше цвета толковались так: белый означал духовенство, синий – дворянство, красный – трудовой народ.
Опишите Флаг РФ.
«Государственный флаг России представляет собой прямоугольное полотнище с равновеликими горизонтальными полосами: верхняя полоса белого цвета, средняя – синего цвета и нижняя – алого цвета. Отношение ширины к его длине 1:2».
Что, по вашему мнению, в наши дни символизируют цвета флага?
В наше время цвета флага истолковываются по-другому: белый выражает чистоту устремлений, синий обозначает волю к миру, красный – энергия, сила, кровь, пролитая за Отечество.
Почему именно эти цвета вошли в российский флаг?
Рассказы учащихся о Гербе России и его истории.
Что представляет собой Государственный герб Российской Федерации?
Четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите, – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества.
Эмблемам, их символическому смыслу в средние века придавалось огромное значение. Особая роль отводилась знакам, олицетворяющим понятие государства, верховную власть государя, идею его господства над подданными. Среди государственных символов первенствовали эмблемы, составляющие отличительный знак государства – государственный герб. Подбор эмблем государственного герба, определение их сочетания, пропорций, цветов относились к компетенции высшей государственной власти. Государственный герб являлся важной частью института внешнего оформления верховной власти.
Какова история российского герба?
Гербов было много, и все они были разные (показ гербов СССР и настоящего Герба России и сравнение их).
Более четырех столетий на гербе Российского государства изображался двуглавый орел. Первым достоверным свидетельством использования двуглавого орла в качестве государственной эмблемы является печать Иоанна III Васильевича на меновой грамоте 1497 года. С этого момента его изображения проникают во все сферы прикладного и изобразительного искусства, особенно на государственные регалии, предметы царского обихода и в архитектуру.
Когда правительство РСФСР приняло постановление о разработке государственного герба?
5 ноября1990 г. для организации этой работы была создана Правительственная комиссия. После всестороннего обсуждения комиссия предложила рекомендовать правительству герб – золотого двуглавого орла на красном поле.
Что олицетворяет восстановление двуглавого орла как Государственного герба России?
Неразрывность и преемственность отечественной истории. Сегодняшний Герб России – это новый герб, но его составные части глубоко традиционны; он и отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в третьем тысячелетии.
В некоторых государствах существуют законодательно закрепленные официальные слоганы страны. При этом их употребление так же важно, как и употребление герба, гимна, флага. Во Франции: «Свобода, Равенство и Братство»; в США: «При разнообразии – едины»; в Канаде: «От моря и до моря»; в Камеруне: «Мир, труд, Родина», в СССР: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Официального девиза в Российской Федерации нет.
Какой бы вы предложили слоган нашей родине?
2. Подведение итогов.
Государственные символы есть не что иное, как связь между прошлым и будущим. И возможно, именно нынешние символы, которые включают в себя элементы предыдущего опыта, сплотят россиян, воодушевят нас на созидательную деятельность во имя процветания России – нашей Родины.
Викторина "Путешествие в историю моей малой родины – Югры"
Цель: расширить кругозор детей по истории ХМАО.
Задачи:
1.Определить понятие «малая родина».
2. Развивать чувство национальной гордости, любви к малой родине.
3. Развивать познавательные способности детей.
Оборудование:
Эпиграфы: «Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории» (В.М. Васнецов);
«Народ умирает, когда становится населением. А населением становится тогда, когда забывает свою историю» (Ф. Абрамов);
Выставка картин известных художников: П. Бахлыкова, А. Игошева, создавших серию картин о Югре, о её природе;
Жетоны, грамоты, призы.
План проведения игры:
Вступительное слово учителя, руководителя группы, воспитателя.
Разминка – конкурс на самого лучшего знатока пословиц о Родине.
Основная часть – викторина.
Награждение победителя.
Выводы.
Заключительное слово ведущего.
Ход викторины
I. Вступительное слово воспитателя
Россия – это великая наша Родина, состоящая из различных субъектов, территорий. У каждого жителя России есть край, уголок, в котором он родился. Другими словами это называют малой родиной. Это самый близкий сердцу уголок, где родились твои родители, родители твоих родителей. Для нас таким материнским уголком является наша малая родина – Югра.
Сегодня мы надеемся услышать четкие и точные ответы игроков, убедиться в хорошем знании игроками истории Югры, т. е. нашей малой родины.
На каждый вопрос даются по четыре варианта ответа. Задача игроков – найти точный вариант ответа. За каждый правильный ответ вручается жетон, который следует сохранить до конца игры. Концу игры жюри посчитает количество жетонов, полученные игроками в ходе игры и объявит победителя.
II. Игра со зрителями (разминка)
Пока игроки готовятся к викторине, болельщиками и приглашенными можно провести блиц - конкурс на лучшего знатока пословиц о Родине. (Приложение 1)
III. Основная часть - викторина
Когда появилось первое упоминание Югры в русских летописях?а) 596 г.б) 896 г.в) 1096 г.г) 1796 г.Ответ: в.
Когда были образованы угорские княжества?а) 10 в.б) 11 в.в) 12 в.г) 15 в.Ответ: в.
Когда был основан русский город Тюмень?а) 786 г.б) 886 г.в) 1086 г.г) 1586 г.Ответ: г.
В каком году был основан русский город Сургут?а) 794 г.б) 894 г.
и) 1094 г.г) 1594 г.Ответ: г.
Когда был подписан Указ Петра I о массовом крещении сибирских народов, включая ханты и манси?а) 1703 г.б) 1705 г.в) 1708 г.г) 1710 г.Ответ: г.
Когда в Самарове была проложена первая телеграфная линия?а) 1709 г.б) 1809 г.в) 1905 г.г) 1909 г.Ответ: г.
Когда состоялась первая конференция представителей коренных народов Севера в селе Самарово?а) 1912 г.б) 1922 г.в) 1932 г.г) 1942 г.Ответ: б.
С какого года коренные народы Севера освобождены от уплаты налогов и сборов?а) 1897 г.б) 1907 г.в) 1927 г.г) 1937 г.Ответ: в.
В каком году окружной центр Остяко-Вогульский переименован в Ханты- Мансийск, а округ в Ханты-Мансийский ?а) 1920 г.б) 1930 г.в) 1940 г.г) 1950 г.Ответ: в
В каком году Ханты-Мансийский округ вошел в состав новообразованной Тюменской области ?а) 1941 г.б) 1942 г.в) 1943 г.г) 1944 г.Ответ: г.
В каком городу Ханты-Мансийску присвоен статус города ?а) 1930 г.б) 1940 г.в) 1945 г.г) 1950 г.Ответ: г.
В каком году в округе открыто автобусное движение и регулярное радиовещание ?а) 1932 г.б) 1942 г.в) 1952 г.г) 1962 г.Ответ: в.
В каком году Дума ХМАО приняла Устав (основной закон) ХМАО ?а) 1992 г.б) 1993 г.в) 1994 г.г) 1995 г.Ответ: г.
Старинная серебряная монета достоинством в 3 копейкиа) алтынб) золотов) сереброг) медьОтвет: а.
Старинная медная монета достоинством в две копейки.а) брошьб) грошв) гаврошг) деньгиОтвет: б.
Старинная монета достоинством в 50 копеек ?а) полрубля б) полсотняв) полтинаг) тинаОтвет: в.
Как называется мужская одежда коренных жителей из оленьих шкур ?а) палицаб) малицав) салицаг) жалицаОтвет: б.
Старинная монета достоинством в четверть копейки.а) полушкаб) валушкав) золушкаг) галушкаОтвет: а.
Как называют шубу с мехом наружу ?а) сохаб) шохав) мохаг) дохаОтвет: г.
Назовите дату вхождения Обь - Иртышского Севера в состав Тобольского округа.а) 1913 г.б) 1923 г.в) 1933 г.г) 1943 г.Ответ: б.
Назовите дату создания Уральского областного и Тобольского окружного комитетов Севера.а) 1915 г.б) 1925 г.в) 1935 г.г) 1945 г.Ответ: б.
Назовите дату образования Остяко - Вогульского национального округа.а) 1920 г.б) 1930 г.в) 1940 г.г) 1950 г.Ответ: б.
Назовите год переименования окружного центра Остяко-Вогульска в Ханты – Мансийск , а округа в Ханты- Мансийский.а) 1920 г.б) 1930 г.в) 1940 г.г) 1950 г.Ответ: в.
IV. Награждение победителей
V. Выводы
В завершение викторины хочется поблагодарить игроков за их хорошие знания истории малой Родины. И мы надеемся, что вы и дальше продолжите знакомство с её богатой историей, более того, вы приумножите богатства Югры, созданные старшими поколениями – вашими родителями, родителями ваших родителей.
Мо-ло-дцы!
VI. Заключение
Завершим нашу встречу четверостишием Ю. Шесталова «Знает не тот, кто много жил…» (Перевод С. Ботвинника)
Знает не тот, кто много жил.Знает тот – кто много дорог исходил.Много дорог – у знатока.У идущего – много дум.
Приложение 1
Пословицы о родине
Здесь родился, живешь,
Уезжаешь — скучаешь,
Как зовут это место, знаешь? (Родина)
Люблю поле и березки,
И скамейку под окном,
Заскучаю — вытру слезки,
Вспоминая о родном.
Никуда я не уеду,
Буду здесь работать, жить,
Сердцу место дорогое
Буду я всегда любить!
Место это знаю я,
А вы знаете, друзья? (Родина)
Наслаждаться не устану
Песней жавороночка,
Ни на что не променяю
Милую стороночку!
Теплый ветер принесет
Аромат смородины,
Так чего дороже нет? —
Нет дороже... (Родины)
О ней все знают,
Любят, уважают,
А солдат на посту
Бережет, охраняет.
Кто она, все знают! (Родина)
Итак, начинаем отборочный тур. В этом туре участвуют все присутствующие в зале ребята. Вы должны ответить на предложенные вопросы, с помощью которых мы определим, кто станет участниками нашей викторины. Послушайте условия игры:
1. Ответ дослушиваем до конца;
2. Поднимаем руку, затем жюри определяет, кто первый поднял руку, потом отвечайте, получайте первый талант и занимайте место участника игры.
Итак, начали:
Как называется праздник проводов русской зимы? (Масленица)
Какую одежду носили русские женщины? (Сарафаны, душегрейки, сапожки, полушалки)
Как называются татарские народные сапоги? (Ичиги)
Как называется русская мужская рубашка? (Косоворотка)
Назовите татарские национальные головные уборы женщин и мужчин (Колфак, тюбетейка)
Назовите великого татарского поэта (Габдулла Тукай)
Какое лекарственное растение наших мест называют лекарством от 99 болезней (Зверобой)
Назовите национальное дерево России (Береза)
Назовите имя первого президента Татарстана (Ментимир Шаймиев)
Назовите национальный сувенир земли русской, полюбившийся во всем мире (Матрешка)
В каком году праздновалось тысячелетие столицы Татарстана? (2005)
Назовите трех великих русских писателей (Пушкин, Толстой, Некрасов, Лермонтов и т. д.)
Назовите самый молодой город Татарстана (Заинск)
Назовите самый древний город Татарстана (Елабуга)
Какой жанр не является устным народным творчеством: сказка, легенда, статья, небылица?
Какой цвет имеет книга, в которую занесены редкие и исчезающие виды растений и животных? (Красная)
Главная книга мусульман (Коран)
Самое могучее дерево Татарстана (Дуб)
Какое плодово-ягодное дерево особо ценили булгары? (Вишня)
Назовите две реки, состоящие из двух букв, впадающие в Каму (Ик, Иж)
В результате отборочного тура у нас выявилось 15 участников игры, которые заняли свои места на сцене, и они продолжат игру в одной восьмой финала.
А пока участники собираются с мыслями, послушайте русскую народную песню «Ой, снег-снежок»
Звучит песня «Ой, снег-снежок»
В этом туре, ребята, вам нужно вспомнить русские народные пословицы и поговорки. Пословицы – это поэтичные, краткие, широко употребляемые изречения. Пословицы всегда содержат мудрое суждение о жизни и о людях. В них отразились народный ум, народный опыт, народная правда. Они наставляют: «От скуки бери дело в руки; учат не ошибаться: «Смолоду прорешка – под старость дыра»; предостерегают: «Береги платье снову, а честь смолоду; высмеивают глупость: «Ехала кума неведомо куда». Что ни пословица, то новая мысль и новый оттенок чувства.
Сейчас, ребята, вы получите карточки, на которых будут написаны начала пословиц, вам нужно их закончить. У вас будет время подумать, а потом по порядку отвечайте. А пока наши участники получают карточки с пословицами и работают, я устрою испытание для наших болельщиков и гостей, которые тоже смогут сегодня заработать таланты и потратить их на нашей ярмарке.
Я думаю, что литературный жанр всех детей – это сказки. Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» - писал А.С.Пушкин. В сказках народ выразил свои нравственные понятия: что такое добро и зло, счастье и горе, трудолюбие и лень, честность и обман, красота и уродство.
Начинаем викторину «Знаете ли вы сказки?»
1. Назовите три русские народные сказки о животных. («Теремок», «Лиса и волк», «Журавль и цапля» и т.д.)
2. Назовите отрицательных героев татарских сказок. (Шурале, Шайтан, Убырлы, Карчык…)
3. Какие сказки начинаются словами: «В некотором царстве, в некотором государстве…»? (Волшебные)
4. Назовите татарскую сказку, в которой народ высмеивает лень. («Два лентяя»)
5. В какой известной русской народной сказке вознаграждается трудолюбие и наказывается лень? («Морозко»)
6. Какое настоящее имя Царевны-лягушки? (Василиса Премудрая)
7. Как звали семерых братьев-близнецов? (Симеоны)
8. Почему в сказках всегда побеждает Иван-царевич и Иван-дурак? (Потому что он добрый, смелый, справедливый)
9. Назовите положительных героев татарских сказок. (Тан-батыр, Таз-находчивый, Батыр)
10. Из какой сказки Андрей-стрелок и Марья-царевна? («Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что»)
11. Кто спас прекраснуюГульчечек от лютой смерти? (Брат)
12. Как звали трех сестер в сказке «Хаврошечка»? (Одноглазка, Двуглазка, Триглазка)
13. Назовите татарские народные сказки о животных. («Старик, медведь и лиса», «Всемогущий петух», «Голый волк» и т.д.)
14. Где была смерть Кощея Бессмертного из сказки «Царевна-лягушка»? (На конце иглы, игла – в яйце, яйцо – в утке, утка – в зайце, заяц – в кованом ларце, ларец – на вершине старого дуба, а дуб тот в дремучем лесу)15. Из какой татарской сказки эти строки: «Золотым блестящим гребнем над зеркальною водой космы ведьма продирает, прядью тешится седой. За деревьями густыми, что росли на берегу, я укрылся, зубы стиснул: и вздохнуть-то не могу»? («Водяная»)
Картина П.С. Бахлыкова. В урмане. Гончаров Владимир.
«Аборигенка»
Картина П.С. Бахлыкова. Прости нас, хозяин.
Картина П.С. Бахлыкова. АйваседаТеклю.
Западная Сибирь. Художественный музей г. Сургута. На картине П.СТема: «Моя Родина – Россия» беседа
Цель: воспитание у детей данного возраста чувства патриотизма, уважения к своей Родине.
Задачи:
1.Ознакомление детей с такими понятиями, как "Россия”, "Родина”, "Отечество”;
2. Обзорное ознакомление с символикой и гимном России;
3. Закрепление полученной информации ( рисунок, аппликация, игра).
Рекомендации.
Беседа носит обзорный характер. Более подробно дети познакомятся с данной темой в начальной школе. В доступной и понятной детям форме воспитатель знакомит их с такими понятиями, как "Родина, Россия”. Эти два слова неразрывно связаны между собой. Все мы живем в самой большой стране мира – в России. Россия – наша большая Родина. Но у каждого человека есть еще и малая Родина. Это то место, где он родился (город, село, деревня) и живет (дом, семья). Ход беседы
В о п р о с ы:
1. Как называется город (село), где ты живешь?
2. Расскажи о своем доме и своей семье.
Воспитатель. В нашей стране очень много больших и малых городов, деревень и сел. Все они по-своему красивы. Но самым большим городом считается город Москва. Москва – столица нашей Родины. (Воспитатель показывает иллюстрации с видами Москвы.)
В России проживают люди самых различных национальностей (казахи, калмыки, татары, чуваши, таджики, башкиры, удмурты и многие-многие другие), но большая часть россиян – русские. В о п р о с ы:
1. Вспомните, какие города России вы знаете, перечислите их.
2. Как называют людей, чья Родина – Россия? (Россияне.)
Россия является и нашим Отечеством – местом, где жили наши предки, деды, где живут наши отцы, где живем и мы. Каждый человек должен любить и уважать свою Родину. Она взрастила и воспитала многих великих и известных всему миру людей. (Воспитатель показывает портреты известных деятелей науки, искусства, оставивших свой след в истории нашего государства.)
Мы должны гордиться тем, что нашими соотечественниками были Ломоносов – ученый, чьи открытия и труды принесли много пользы всему человечеству; Чайковский – великий русский композитор, чье имя знает весь мир. Первый человек, покоривший космос, был русским – Юрий Алексеевич Гагарин. Эти и многие-многие другие люди прославили наше Отечество своими делами и подвигами.
У каждой страны мира есть своя символика, то есть знаки отличия – свои флаг, герб и гимн.
Российский флаг трехцветный, то есть бело-сине-красный. Каждый цвет имеет свое значение. Синий цвет означает верность, ум и честность. Красный – смелость, любовь и красоту. Белый – чистоту и ясность, миролюбивость.
Герб России – двуглавый орел – символ мудрости и бесстрашия, ума и великодушия. Он зорко смотрит по сторонам, охраняя Россию от неприятеля.
Гимн – самая главная песня России. Гимн исполняется в особо торжественных случаях. Исполняется и слушается гимн стоя. (дети прослушивают в записи российский гимн, беседуют о его содержании, воспитатель знакомит с авторами гимна.)
Государственный гимн Российской Федерации
Слова С. Михалкова Музыка А. Александрова
Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твоё достоянье на все времена!
Припев: Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая –
Хранимая Богом родная земля!
Припев.
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Слова к российскому гимну написал известный писатель, поэт – Сергей Михалков. Его произведения знают и любят дети потому, что почти все свое творчество он посвятил детям.
Музыку к гимну написал известный композитор – А. Александров.
Множество прекрасных песен и стихов посвящено России. В них прославляется наша Родина, ее леса и поля, реки, рассказывается о любви и гордости за свою страну, маленькую и большую Родину. У русского народа есть множество пословиц и поговорок об этом.
Пословицы и поговорки
· Одна у человека родная мать – одна у него и Родина.
· Родина – мать, умей за нее постоять.
· Русь богатырская.
· Где кто родился, там и пригодился.
· Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
В о п р о с ы:
1. Назови страну, в которой проживаешь. (Россия.)
2. Как называется город (село), где ты живешь?
3. Какую русскую реку называют великой? (Волга.)
4. Какие города России тебе известны?
5. Как называется город, который является столицей нашей Родины? (Москва.)
Т в о р ч е с к и е з а д а н и я:
1. Нарисуй свою малую и большую Родину.
2. Аппликация российского флага. (Для этого понадобятся бумага белого, синего и красного цветов, картон, клей, ножницы.)
Волгоград (Сталинград) Город-герой
Волгоград— город на юго-востоке европейской части России, административный центр Волгоградской области, город-герой. Находится на правом берегу реки Волга в её нижнем течении. Город протянулся на 70 км вдоль реки Волги.
Основан в 1589 году как сторожевая крепость при впадении реки Царица (от тюрского «сары-су» жёлтая вода) в Волгу. До 1925 года носил название Царицын, а с 1925 по 1961 — Сталинград.
В 1607 году в крепости было восстание против царских войск, подавленное через полгода.
В 1608 году в городе появилась первая каменная церковь — Иоанна Предтечи. В начале XVII века гарнизон крепости составлял 350—400 человек.
В 1670 году крепость была взята войсками Степана Разина, через месяц покинувшими её.
В 1708 году также около месяца крепость находилась в руках восставших казаков Кондратия Булавина. В 1717 году был разграблен крымскими и кубанскими татарами. Позже, в 1774 году, город безуспешно штурмовал Емельян Пугачёв.
Город входил в состав сначала Казанской, затем Астраханской губернии. По переписи 1720 года в городе проживало 408 человек. В XVIII веке город носил статус уездного.
С 1773 года город стал воеводским, с 1780 года — уездным.
В 1807 году в Царицыне проживало менее 3 тысяч человек. После появления в 1862 году первой железной дороги рост населения заметно увеличился и к 1900 году — население города составило около 84 тысяч человек.
Первый театр открылся в городе в 1872 году, а кинотеатр — в 1907 году.
Первый институт (Сталинградский тракторный) открылся в городе в 1930 году, годом позже был открыт и педагогический институт.
В годы Гражданской войны за Царицын шли жестокие бои, получившие в советской историографии название «Оборона Царицына». С 1920 года Царицын — центр Царицынской губернии. В 1925 году город был переименован в Сталинград. До 1928 года Сталинград — центр округа в составе Нижневолжской области, в 1932 году — центр Нижневолжского края. В 1934 году, после разделения Нижневолжского края на Саратовский и Сталинградский, Сталинград стал центром последнего. В 1936 году Сталинградский край преобразован в Сталинградскую область.
Наиболее серьёзным потрясением в истории города стала Великая Отечественная война. Сталинградская битва. На Сталинградское направление Ставка Верховного Главнокомандования выдвинула 62-ю, 63-ю и 64-ю армии. 12 июля был создан Сталинградский фронт, перед которым стояла задача, обороняясь в полосе шириной 520 километров, остановить дальнейшее продвижение противника. 17 июля 1942 г. началась одна из величайших битв Великой Отечественной и второй мировой войны — Сталинградская битва, которая продолжалась 200 дней и ночей. Гитлеровцы стремились в кратчайший срок овладеть Сталинградом.
23 августа город подвергся страшной бомбардировке, уничтожившей или серьёзно повредившей большую часть городских зданий. Немецко-фашистские войска прорвались к Волге севернее Сталинграда. На защиту города встали рабочие, городская милиция, части войск НКВД, моряки Волжской военной флотилии, курсанты военных училищ.
25 августа в Сталинграде было введено осадное положение. До 50 тысяч трудящихся Сталинграда вступили в ряды народного ополчения. 150 тысяч рабочих сталинградских заводов в условиях непрерывных бомбардировок с воздуха и под жесточайшим артиллерийским обстрелом давали фронту танки, пушки, минометы, «катюши», а также снаряды. На подступах к Сталинграду и в самом городе были сооружены четыре оборонительных обвода. Всего к началу обороны было построено до 2750 километров окопов и ходов сообщения, 1860 километров противотанковых рвов.
К 12 сентября 1942 г., несмотря на героическое сопротивление советских войск, противник вплотную подошел к городу. Вся страна пришла на помощь Сталинграду. В ходе оборонительных боев немецко-фашистские войска потеряли около 700 тысяч убитыми и ранеными, свыше 2 тысяч орудий и минометов, более тысячи танков, штурмовых орудий и другой техники.
К 19 ноября 1942 г. сложились благоприятные условия для перехода советских войск в контрнаступление.
75 дней и ночей понадобилось советским войскам, чтобы окружить и разгромить немецко-фашистские войска под Сталинградом. Большую помощь войскам в подготовке контрнаступления оказывало население Сталинградской области. В битве за Сталинград важную роль сыграла Волжская военная флотилия. Только в сентябре-ноябре флотилия перевезла на правый берег Волги 65 тысяч бойцов, до 2,5 тысяч тонн различных грузов.
В январе 1943 г. находившиеся в городе немецко-фашистские войска были разгромлены. 31 января сдался в плен командующий 6-й немецкой армией генерал-фельдмаршал Ф. Паулюс, находившийся вместе со своим штабом в подвале центрального универмага. 2 февраля последние немецко-фашистские части капитулировали. В период Сталинградской битвы фашистский блок потерял убитыми, ранеными, пленными и пропавшими без вести около 1,5 миллиона солдат и офицеров.
За боевые отличия 44 соединениям и частям были присвоены почетные наименования Сталинградское, Кантемировское, Тацинское. 55 соединений и частей награждены орденами, 183 — стали гвардейскими, 112 наиболее отличившихся воинов удостоены звания Героя Советского Союза. Медалью «За оборону Сталинграда», учрежденной 22 декабря 1942 г., награждены свыше 700 тысяч участников битвы.
8 мая 1965 года Волгограду было присвоено звание "Города-героя".
Основные достопримечательности сегодняшнего Волгограда связаны в основном с историей Сталинградской битвы. Это связано в первую очередь с тем, что за два дня, 22 и 23 августа 1942 года в результате бомбардировки города немецко-фашистскими войсками было уничтожено более 90 % северной части города (до поймы реки Царица). Достаточно сказать, что в Центральном районе осталось только одно здание, пригодное для проживания.
Среди памятников Сталинградской битвы особо выделяются:
Мамаев курган — "главная высота России". Во время Сталинградской битвы здесь проходили одни из самых ожесточённых боёв. Сегодня на Мамаевом Кургане возведён памятник-ансамбль "Героям Сталинградской битвы". Центральная фигура композиции — скульптура "Родина-Мать".
Панорама "Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом" — расположена на Центральной набережной города. Открыта в 1982 году.
Руины старой мельницы — единственное оставшееся со времён войны невосстановленым здание в городе.
"Дом солдатской славы" или, как его называют в народе "Дом Павлова" — это кирпичное здание, занимавшее господствующее положение над окружающей местностью.
Аллея Героев — небольшая пешеходная улица, соединяющая набережную реки Волги и Площадь Павших борцов. 8 сентября 1985 года здесь был открыт мемориальный памятник, посвящённый Героям Советского Союза и полным кавалерам ордена Славы, уроженцам Волгоградской области и героям Сталинградской битвы. На памятнике имена (фамилии и инициалы) 127 Героев Советского Союза, получивших это звание за героизм в Сталинградской битве в 1942—1943 годах, 192 Героев Советского Союза — уроженцев Волгоградской области, из которых трое дважды Герои Советского Союза (Ефремов Василий Сергеевич Малышев Юрий Васильевич, Шурухин Павел Иванович), и 28 кавалеров ордена Славы трёх степеней.Здравствуй, дорогой друг! Ответь, пожалуйста, на вопросы.
1. Как тебя зовут? (имя, фамилия). Сколько тебе лет?_______________________________
_____________________________________________________________________________
2. Знаешь ли ты вежливые слова? Какие? __________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Тебе знакомо слово – толерантность? Как ты его понимаешь?______________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Закончи предложение: Семья это – _____________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. Каким должен быть настоящий друг?___________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Анкета-итог
Здравствуй, дорогой друг! Ответь, пожалуйста, на вопросы.
1. Как тебя зовут? (имя, фамилия). Сколько тебе лет?_______________________________
_____________________________________________________________________________
2. Знаешь ли ты вежливые слова? Какие? __________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Тебе знакомо слово – толерантность? Как ты его понимаешь?______________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Закончи предложение: Семья это – _____________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. Каким должен быть настоящий друг?___________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________