Урок Ч.Дарвин о причинах эволюции животного мира
Конспект урока по биологии для 7 класса.
Тема: «Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира».
Цель: раскрыть понятия о наследственности, изменчивости, борьбе за существование, естественном отборе как движущих силах эволюции.
Задачи:
образовательная: обобщить знания о доказательствах эволюции, рассмотреть основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина;
развивающая: продолжить формирование навыков исследовательской работы в группу, самостоятельной работы с учебником, умения выделять главное, делать выводы;
воспитательная: патриотическое воспитание – на примере жизни Ч. Дарвина.
Тип урока: комбинированный.
Метод проведения: сообщения учащихся, самостоятельная работа в группах, защита исследовательских работ, беседа.
Оборудование: мультимедийный проектор, мультимедийная презентации по теме, коллекция «Ископаемые остатки», дидактический материал для закрепления по теме «Доказательства эволюции», бланки рефлексии и самооценки.
Подготовка аудитории к работе: На рабочие столы разложить оборудование для организации исследовательской работы в группе, бланки рефлексии и самооценки.
Оформление доски: Эволюция – evolutio – развёртывание – необратимый процесс исторического развития живого.
Ход урока:
1. Организационный момент.
приветствие;
наличие учащихся;
оценка настроения на начало урока
2. Актуализация знаний
Знакомство учащихся с темой урока, целью и задачами урока.
Исследовательская работа по теме «Доказательства эволюции животных» (5 мин.)
Цель: обобщить знания о доказательствах эволюции.
Ход работы:
1.Определить вид доказательств эволюции.
2. Объяснить о чём свидетельствует эта находка.
Задание для групп:
отпечаток раковины трилобита, и медузы;
отпечаток раковины моллюска;
окаменелости раковин;
окаменелость кости;
изображение археоптерикса;
изображение кистеперой рыбы;
изображение мамонта;
филогенетический ряд конечности лошади;
конечности позвоночных;
рудименты;
атавизмы;
зародыши рыб и млекопитающих.
Защита исследовательских работ. (10 мин.)
3. Динамическая пауза (3мин)
Биогенетический закон, сформулированный Мюллером и Геккелем гласит «Каждый вид в своём индивидуальном развитии до определенной степени повторяет историческое развитие вида»
Как это происходит:
Стадия одноклеточностиДвуслойные животные
Поплыли как рыбы
Поморгали и поквакалиПошипели
Залезли на дерево
Встали на две ноги, выровняли спины и сели за парты учиться.
4. Изучение нового материала.
Вопросы к классу:
-Каковы причины многообразия животного мира?
-Всегда ли животный мир был таким, каким существует в наше время?
Получив ответы, дополнить и обобщить их, рассказывая, что на протяжении многих лет эти вопросы волновали умы человечества, и в различные исторические эпохи на них по-разному отвечали. Научное объяснение причин многообразия органического мира, его изменения и развития дал во второй половине XIX в. английский учёный Ч. Дарвин.
Жизнь и деятельность Ч. Дарвина (заслушать сообщения учащихся). (5 мин.)
Чарльз Роберт Дарвин является внуком английского натурфилософа, врача и поэта Эразма Дарвина, автора трансформистских сочинений «Зоономия, или Законы органической жизни» (1794-1796гг.) и «Храм природы, или Происхождение общества».
Ч. Дарвин родился в 1809 г. в Шрусбери. Окончил классическую школу, поступил на медицинский факультет Эдинбургского университета, через два года перевёлся в Кембриджский университет, где изучал теологию и получил степень бакалавра. Первые научные доклады он делает в 182601827 гг. в Плиниевском обществе. Натуралистическое образование получил под руководством ботаника Дж. Гексло и геолога А. Седжвика.
В 1831-1836 гг. Ч. Дарвин совершает кругосветное путешествие на корабле «Бигл» как натуралист, собрав богатейшие зоологические, палеонтологические, ботанические и геологические коллекции.
В 1836 г., возвратившись из путешествия, из-за болезни покинул Лондон и в 1842 г. переехал в его пригород Даун, где жил все последующие годы. В 1839 г. Ч. Дарвин издал свой знаменитый «Дневник изысканий», где впервые описал множество южноамериканских и островных животных. В этой книге также затронуты вопросы геологии и проблемы общественной и политической жизни южноамериканских индейцев и негров. Разработал теорию происхождения коралловых рифов.
В 1842 г. Дарвин делает первый набросок «Происхождения видов», в котором заложил основы будущей эволюционной теории, а в 1844 г. развивает этот очерк до значительной рукописи. Но пройдёт ещё 15 лет до тех пор, пока Ч. Дарвин опубликует окончательный вариант своей знаменитой книги – «Происхождение видов путём естественного отбора» (1859 г.).
В 1868 г. Ч. Дарвин публикует второй капитальный труд – «Изменение домашних животных и культурных растений», в котором приводит большой дополнительный материал в доказательство эволюционной идеи. Эта работа закладывает теоретические основы селекции.
В 1871 г. выходит в свет третий фундаментальный труд Дарвина – «Происхождение человека и половой отбор». Ч. Дарвин являлся иностранным членом Петербургской (с 1876 г.), Берлинской (с 1878 г.), Парижской (с 1878 г.) академий наук, почётным членом многих научных обществ, почётным доктором рядя университетов. В 1864 г. награждён медалью им. Г. Копли Лондонского королевского общества.
Умер учёный 19 апреля 1882 г. и был погребён в Вестминстерском аббатстве, месте захоронения многих великих учёных Англии, рядом с могилой Ньютона.
Работа в группах – по 5 группх по 3-4 человека, каждой группе даётся карточка с вопросом. Готовит группа ответ сообща, отвечает один участник группы. (3+7 мин.)
Используя материал учебника стр. 256-258, ответьте на вопросы
1 группа - Что является наследственностью?
2 группа - Что является изменчивостью?
3 группа - Какие формы изменчивости известны?
4 группа - Что такое борьба за существование?
5 группа - Что называют естественным отбором?
Защита групп.
Наследственность – это способность родителей передавать типичные признаки своему потомству.
Изменчивость – способность организмов существовать в различных формах, реагируя на влияние окружающей среды.
Формы изменчивости
определённая неопределённая
(ненаследственная) (наследственная)
Явления изменчивости были известны давно. Давно была известна и способность организмов размножаться в геометрической прогрессии.
Именно Ч. Дарвин сопоставил эти два явления в природе и сделал гениальный вывод, кажущийся нам сейчас таким простым: в процессе борьбы за существование выживают лишь те организмы, которые отличаются какими-то полезными в данных условиях особенностями. Следовательно, вероятность выживания особей неодинакова: особи, обладающие хотя бы незначительными преимуществами над остальными, имеют больше шансов выжить и оставить потомство.
Естественный отбор – это сохранение животных, лучше других приспособленных к условиям существования в дикой природе, обладающих (по сравнению с другими) теми или иными преимуществами строения или поведения. Условия существования животных являются отбирающим фактором. Естественный отбор без перерыва происходит в течение многих веков и приводит к образованию форм, наилучшим образом приспособленных к среде обитания.
Вывод: Причины эволюции животных
Изменчивость
Наследственность
Борьба за существование
Естественный отбор
5. Закрепление изученного. (5 мин)
Выполните тест
1. Разные виды организмов образуются из одного:
в разных условиях среды;
в одинаковых условиях;
в обоих условиях.
2. Возможная причина сохранения зелёных кузнечиков на зелёном лугу связана с тем, что:
птицы не едят зелёных кузнечиков;
птицы их не видят;
зелёные кузнечики размножаются активнее кузнечиков другого цвета.
3. Чем объяснить, что акулы, дельфины и пингвины одинаково хорошо приспособлены к жизни в морях:
наследственной изменчивостью и естественным отбором;
случайной приспособленностью;
ненаследственной изменчивостью.
4. Заяц беляк не заметен на белом снегу, но на проталине его видно хорошо. Это доказывает, что приспособления его к среде:
бесполезны;
Вредны;
относительны.
6. Задание на дом: § 50, вопросы в конце параграфа. Привести примеры причин эволюции из жизни животных.
7. Самооценка
8. Рефлексия