Урок литературы в 5 классе С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»
ГБС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №142 VIII вида»Открытый урок литературы в 5-ом классе
«Аленький цветочек»- сказка о любви и благодарности
Выполнила:
Заместитель директора по воспитательной работе,
учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории
Телегина Светлана Алексеевна
Тема урока: С.Т.Аксаков(1791-1859). «Аленький цветочек»- сказка о любви и благодарности (работа по первой главе).
Цели урока:
1)Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;
2) Развивающая: развитие умений и навыков грамотного художественного пересказа содержания прочитанного (на основе l-ой главы), выразительного чтения отрывков из сказки (при ответе на вопросы) и комментирования;
3) Воспитательная: воспитание чувства прекрасного (на основе содержания волшебной сказки Аксакова), любви к произведениям устного творчества, желания читать и изучать сказки, стать добрым человеком, какой была главная героиня сказки;
Оборудование: портрет писателя, рисунки учащихся к сказке, иллюстрации, карточки с вопросами; ТСО: ноутбук, проектор.
Ход урока:
1.Вступительное слово учителя
а) о биографии писателя, о роде Аксаковых.
Род Аксаковых был древен и восходил к знатному варягу (т.е. княжеская дружина). Были среди них бояре, воеводы, генералы. Но самым знаменитым стало имя Сергея Тимофеевича Аксакова – русского писателя.
Родился Сергей Аксаков 20-го сентября 1791 года в Уфе. Серёжа был очень одарённым мальчиком: в четыре года он уже хорошо читал, а в пять лет декламировал наизусть стихи. От отца ему передались искренность и мягкость души, мать, Мария Николаевна, привила своему сыну интерес к знаниям, культуре, любовь к литературе.
В воспитании маленького Серёжи большую роль сыграли два человека: крепостной дядька Ефрем Евсеевич и простая русская женщина, ключница Пелагея (ведала продовольственными запасами семьи), помнившая множество народных сказок и умевшая мастерски рассказывать их.
Аксаков получает образование сначала в Казанской гимназии, а затем в Казанском университете. В студенческие годы увлекается литературой и театром. Позднее, уже переехав в Москву, он стал известным театральным критиком и первым оценил талант великих русских актёров М.Щепкина и П.Мочалова. Своё литературное призвание осознал очень поздно и первые книги написал, когда ему было уже за пятьдесят.
«Аленький цветочек»- сказка о любви и благодарности. Впервые она была напечатана в 1858 году. Главная героиня сказки скромна, справедлива. Она готова жертвовать собой ради спасения любимого отца и влюбляется в «чудище противное и безобразное» за его «душу добрую», а не за красоту и богатство.
б) об истории создания сказки «Аленький цветочек».
«Аленький цветочек» - одна из самых добрых и мудрых сказок ключницы Пелагеи – так значится в подзаголовке.
Как-то к маленькому Серёже Аксакову пришла перед сном «деревенская Шахерезада», ключница Пелагея, «помолилась Богу, подошла, вздохнула несколько раз, по своей привычке всякий раз приговаривая: «Господи, помилуй нас грешных», села у печки, подгорюнилась одною рукою и начала говорить немного напевая: «В некиим царстве, в некиим государстве жил-был богатый купец, именитый человек. Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, жемчугу, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны; и было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая лучше всех…».
Кто же была эта Пелагея? Крепостная крестьянка, ключница в доме Аксаковых. В старину ключница заведовала всеми съестными припасами в доме, у неё хранились ключи от всех помещений, в её ведении была и домашняя прислуга. Пелагея знала много сказок и была мастерица их рассказывать. Маленький Серёжа Аксаков часто слушал в детстве её рассказы. Впоследствии, работая над книгой «Детские годы Багрова-внука», вспоминал ключницу Пелагею, её замечательные сказки и написал «Аленький цветочек».
2. - Сегодня мы с вами поработаем по первой главе сказки «Аленький цветочек»: научимся выразительно читать и комментировать прочитанное, логически последовательно и правильно отвечать на вопросы, постараемся грамотно пересказывать содержание первой главы сказки (это было домашним заданием учащихся), поработаем над иллюстрациями.
– Давайте, ребята, сначала проведём небольшую словарную работу, объясним некоторые слова и выражения, запишем их в словари (слова и их значения заранее записываются на доске).
1) Ключница – в старину: женщина, которая ведала продовольственными запасами семьи.
2) Казна – деньги, имущество, ценности.
3) Сажень (мн.ч. сажени) – русская мера длины, равная трём аршинам (т.е. 2,13 м.) (Например: Человек саженного роста – очень большой).
Остальные слова объясняются устно (есть в учебной хрестоматии на стр.64-66). 3. Выразительное чтение учителем первой главы сказки.
4. Беседа с учащимися по вопросам и заданиям (раздаются карточки с вопросами, учащиеся с желанием отвечают на них):
- С какими героями сказки вы познакомились? ( Богатый купец и его три дочери- красавицы: старшая, средняя и меньшая).
- Какая из дочерей купца вам больше понравилась и почему?
- Чем отличается младшая дочь купца от своих сестёр? ( Скромностью, добротой, внешней и внутренней красотой). Почему купец больше всех любил младшую дочь? (Меньшую дочь любил больше, потому что она была собой лучше всех и к отцу ласковее).
- Какие сказочные выражения встречаются в главе? Прочитайте их. ( Скоро сказка сказывается, не скоро дело делается; за тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство).
Литературная физкультминутка.
5. а) Показ слайдов, иллюстраций к различным эпизодам из сказки. Попутная беседа с учащимися по рисункам: к какому отрывку соответствует данный рисунок?
б) Просмотр музыкального клипа к сказке, созданного по мультфильму «Союзмультфильм» - М., 1952г.; песня «Аленький цветочек».
6. Пересказ содержания l главы учащимися.
Постарайтесь говорить словами автора (т.е. передать близко к тексту).
7. Выводы по уроку: Владимир Солоухин в своём очерке «Аксаковские места» пишет о сказке «Аленький цветочек»: «Главное в ней – доброта и любовь. И то, что нехорошие чувства: жадность, зависть, себялюбие – не торжествуют, а чёрное зло побеждено. Чем побеждено? Любовью, Добром, Благодарностью. Эти качества живут в душе человека, они суть души и её лучшие побуждения. Они-то и есть тот аленький цветочек, который посеян в душе каждого человека, важно только, чтобы он пророс и расцветал».
- Какой же смысл вложил писатель в образ волшебного аленького цветочка? Аленький цветочек – символ настоящей преобразующей любви. Настоящая любовь видит душу человека, его внутреннюю, скрытую от глаз, красоту. Под её воздействием любимый человек преображается – становится красивее, лучше, добрее. Любовь, доброта и сострадание – самые главные человеческие чувства. Они могут изменить не только человека, которого мы любим, но и мир вокруг сделать лучше, чище, красивее.
8. Оценивание ответов учащихся.
Домашнее задание: Прочитать 2, 3 главы сказки, научиться пересказывать содержание этих глав, используя сказочные выражения; подготовиться к беседе по вопросам; подобрать пословицы о любви и доброте.