Текст исследовательской работы по теме Легендарный крейсер Аврора
муниципальне бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 15 г. Волгодонска
Исследовательская работа в номинации:
«Героические корабли российского Военно – Морского флота»
Тема работы:
«Легендарный крейсер «Аврора»»
Работу выполнил:
ученик 5 «А» класса
МБОУ СШ № 15
Мутных Дмитрий
Педагог – консультант:
Мутных Юлия Викторовна,
учитель истории
МБОУ СШ № 15
г. Волгодонск
2016 год
Оглавлние
1.Введение .........1-2
2.Основная часть.
Слава и гордость российского флота легендарный крейсер «Аврора» 3-8
3.Заключение..9
4.Список литературы и интернет- ресурсов 9
Введение
Наша Родина великая морская держава. На западе и востоке, на севере и юге ее территорию омывают воды двенадцати морей, принадлежащих к бассейнам трех океанов, и двух внутренних морей. История отечественного флота неотделима от истории нашего государства. Вечную славу заслужили многие поколения российских моряков блистательными победами над иноземными захватчиками, героическими подвигами во имя изучения Мирового океана.
Жизненную необходимость создания военного флота для России хорошо понимал Петр 1, по настоянию которого 20 октября 1696 года боярская дума издала указ «морским судам быть». Петр I завещал: «Все воинские корабли российские не должны ни перед кем спускать флаги». Причем на флоте подвиги совершаются экипажами, потому как военный корабль – оружие коллективное. Народная поговорка гласит: «У моряка нет трудного или легкого пути, есть один путь – славный».
Во Владивостоке и Мурманске, Севастополе и Балтийске, Новороссийске, Петропавловске – Камчатском и во многих других городах на пьедисталах и вечных якорях застыли, опаленные пламенем былых сражений боевые корабли – памятники истории. Среди них легендарный крейсер «Аврора».
Историю этого крейсера я выбрал после посещения экскурсии в г. Санкт – Петербург.
В своей работе я постарался выделить историю создания и конкретные примеры участия крейсера «Аврора» в истории нашей страны в различные исторические эпохи.
Цель исследования: определить роль крейсера «Аврора» в истории страны.
Предмет исследования: сражения, в которых участвовал крейсер «Аврора».
Объект исследования: героизм и мужество моряков (экипажа крейсера «Аврора»).
Методы исследования:
Теоретический метод – анализ исторических источников по теме исследования.
Частично поисковый.
Актуальность проблемы: обусловлена тем, что человеческая цивилизация неразрывно связана с морем со времен ее зарождения. В современных условиях изучение героического военного прошлого России, в том числе истории российского флота, имеет важную воспитательную значимость. С момента своего возникновения русский военно-морской флот играл большую роль в жизни России, прежде всего в решении важнейших внешнеполитических задач.
В мае этого года одному из старейших в мире кораблей, входящих в состав Военно-морского флота, исполняется 116 лет. Для боевого корабля возраст не просто весьма почтенный, а уникальный.
Главным событием в истории крейсера «Аврора» считается холостой выстрел, ставший сигналом к штурму Зимнего дворца в ходе Великой Октябрьской социалистической революции.
Корабль уже давно стал символом революции, и не все теперь знают, что за его кормой десятки тысяч миль океанских походов, участие в трех войнах, а также многие тысячи подготовленных для флота офицеров.
О главном же военном событии в истории крейсера участии «Авроры» в трагическом для русского флота Цусимском сражении известно значительно меньше.
Слава и гордость российского флота легендарный крейсер «Аврора»
В конце XIX в. усилились противоречия между крупнейшими капиталистическими державами, в частности между Россией и Англией. Чтобы получить возможность противодействовать Англии на море, царское правительство предусмотрело создание мощного флота крейсеров. К сожалению, до сих пор неизвестен автор проекта этих кораблей. В разных источниках называют две фамилии: К.М.Токаревского и Де Грофе.
Это был типичный бронепалубный крейсер. Три паровые машины мощностью около 12 000 л.с. и 24 котла должны были обеспечивать скорость 20 узлов, но фактически этой скорости крейсер ни разу не развил - главным образом из-за несовершенства машин. Остальные характеристики вы видите на слайде.Водоизмещение 6731 т; длина 123,7 , ширина 18 м, осадка 7 м; мощность механизмов 11 610 л. с.; скорость хода максимальная 20 уз; дальность плавания 4000 миль. Вооружение: 8 152-мм, 24 75-мм, 2 63-мм и 8 37-мм орудий, 3 торпедных аппарата. Экипаж 578 человек. Броневая защита включала палубу толщиной 51 мм, выполненную в виде панциря черепахи, с 76-миллиметровыми скосами. Бортовой брони Аврора не имела, и машинное и котельное отделения были защищены с бортов только угольными ямами. Такие корабли, прикрытые от снарядов противника только сверху, получили в то время название «прикрытых» или «защищенных».
Подводная часть корпуса с наружной стороны была обшита тиком (очень твердым деревом) и тонкой листовой медью. Медная обшивка должна была уменьшить обрастание корпуса в морской воде, деревянная амортизировать удары при касании корпусом грунта. Как и на всех кораблях того времени, на Авроре применяли единственный вид топлива уголь. «Аврора» была заложена на Санкт-петербургской судостроительной верфи «Новое адмиралтейство» в мае 1897 года, а 11 мая 1900 года спущена на воду. Свое название крейсер получил в честь парусного 44-пушечнного фрегата «Аврора», прославившегося в боях на Дальнем Востоке во время Крымской войны 1853-56 годов. Постройка корабля растянулась более, чем на 6 лет и обошлась в сумму более 5,5 млн. руб. К тому времени радикально изменилась политическая обстановка: теперь непосредственную угрозу для России представляла не Англия, а Япония. 24 мая 1900 года в 11 часов 15 минут в присутствии императора Николая II и императриц Марии Фёдоровны и Александры Фёдоровны «Аврору» спустили на воду Во время спуска на верхней палубе корабля в составе почётного караула находился 78-летний матрос, служивший на фрегате «Аврора». Кроме того, на спуске присутствовал бывший офицер прославленного парусника, вице-адмирал К. П. Пилкин. На следующий день новый крейсер был отбуксирован к стенке Франко-русского завода для установки главных машин. Но в состав флота (после завершения всех достроечных работ) крейсер вошёл только 16 июля 1903 года. Все крейсера предназначались для Тихого океана, где назревал военный конфликт с Японией, и первые два из кораблей уже находились на Дальнем Востоке. 25 сентября 1903 года «Аврора» с экипажем в 559 человек под командованием капитана 1-го ранга И. В. Сухотина покинула Кронштадт и направилась на Дальний Восток. В Средиземном море «Аврора» присоединилась к отряду контр-адмирала А. А. Вирениуса.
Вскоре новый крейсер покинул Кронштадт и направился на Дальний Восток. Но достичь Порт-Артура «Авроре» не довелось: она находилась еще в африканском порту Джибути, когда в январе 1904 года разразилась русско-японская война царское правительство приняло решение перебросить с западных границ на восточную все подходящие корабли. В октябре 1904 г. Аврора в составе Второй Тихоокеанской эскадры отправилась на Дальний Восток - к Цусиме.
5 апреля 1904 года "Аврора" вернулась в Кронштадт, где её включили в состав 2-й Тихоокеанской эскадры под командованием вице-адмирала Рожественского, готовившейся к походу на Дальневосточный театр боевых действий. Кроме того, на крейсере сменился командир им стал капитан 1 ранга Е. Р. Егорьев. 2 октября 1904 года в составе эскадры «Аврора» вторично отправилась в путь к Цусиме.
14 мая 1905 года «Аврора» в составе эскадры подошла к Цусимскому проливу. Вице-адмирал 3. П. Рожественский допустил грубую тактическую ошибку, решив идти во Владивосток кратчайшим путем, через Корейский пролив, в непосредственной близости от баз японского флота. Утром 14 (27) мая 1905 г. эскадра Рожественского вошла в узкий Цусимский пролив, где ее уже ожидал развернувшийся для боя японский флот.
Японский флот у Цусимы значительно превосходил русский по численности боевых единиц, по мощности броневой защиты, по вооружению, по быстроходности кораблей. Вскоре японские крейсеры пристрелялись, и их снаряды начали точно ложиться в правый борт Авроры. В 3 ч 12 мин осколком снаряда был убит командир Е. Р. Егорьев. Другой снаряд перебил бронированный кабель электрического управления рулем. Электрик Андрей Подлесный, под неприятельским огнем бросился в боевую рубку, нашел повреждение и вернул крейсеру способность управляться.
Когда вражеский неразорвавшийся снаряд упал рядом с пороховыми зарядами, Аким Кривонос бросился к снаряду и швырнул его за борт. Затем на батарейной палубе загорелись пачки патронов, Акима Кривоноса контузило, но он вместе с товарищами сумел быстро ликвидировать опасный очаг пожара. Мужественный моряк не дожил до окончания боя: он погиб в тот же день от осколка снаряда.
Весь экипаж «Авроры» выполнял свой долг доблестно. В этом бою Аврора получила 18 прямых попаданий. В носовой части корпуса залило угольную яму, корабль получил ощутимый крен на правый борт. Пострадали мачты, трубы, вышло из строя пять орудий, а одно вообще было снесено за борт. За время Цусимского сражения «Аврора» выпустила по врагу 303 152-миллиметровых, 1282 75-миллиметровых и 320 37-миллиметровых снарядов.
В бою погибло и умерло от ран 17 человек, а всего пострадало 97 моряков. Ночью корабль повернул на обратный курс. Из-за нехватки угля для следования во Владивосток «Аврора» ушла на Филиппинские острова в Манилу. Только в конце 1905 г., после подписания мира с Японией, русские крейсеры смогли покинуть Манилу и вернуться на родину. По возвращении в 1906 году на Балтику «Аврора» была включена в боевой состав Балтийского флота.
До лета 1912 года «Аврора» совершила несколько плаваний с отрядами гардемаринов Морского корпуса других учебных заведений флота, какое-то время была кораблем-стационером в бухте Суда на Крите. В период Первой мировой войны «Аврора» в составе 2-й бригады крейсеров воевала на Балтике, в основном выполняя разведывательные и дозорные функции, прикрывая постановку минных заграждений и действия легких кораблей. В это время была усилена огневая мощь корабля, вместо шести 75-мм орудий были установлены 152-мм орудия, а также пять зенитных пушек.
Началась первая мировая война (1914). Русское правительство опасалось, что флот противника прорвется в восточную часть Финского залива, высадит морской десант, который попытается захватить Петербург. Правительство решило в самой узкой части Финского залива между о. Нарген и полуостровом Порккала-Удд создать так называемую Центральную минно-артиллерийскую позицию (ЦМАП), состоящую из нескольких минных заграждений и ряда береговых батарей, поставленных на ее флангах. В составе второй бригады крейсеров «Аврора» получила предписание охранять ЦМАП у входа в Финский залив и вести дозор. В конце 1916 года крейсер «Аврора» стал на ремонт в Петрограде, где и принял участие в революционных событиях. Кораблю поручили войти в Неву и взять под защиту Николаевский мост, соединяющий Васильевский остров с центральной частью города. 25 октября 1917 года в 21 час 45 минут комиссар «Авроры» машинист А. В. Белышев подал команду «Носовое, огонь!», и командор Евдоким Огнев произвел исторический выстрел холостым зарядом. Благодаря участию в тех событиях, «Авроре» было сохранено название, хотя большинство боевых кораблей были новой властью переименованы.
В ходе Гражданской войны экипаж «Авроры» значительно поредел. И в 1919 году корабль поставили на консервацию в Кронштадте. Решение о возвращении корабля в строй было принято осенью 1922 года. Крейсер «Аврора» снова стал учебным кораблем, на котором до 1940 года проходили морскую практику курсанты военно-морских учебных заведений.
2 ноября 1927 года в связи с десятилетием Великой Октябрьской социалистической революции и за героизм экипажа в дни Октября постановлением ЦИК СССР крейсер «Аврора» первым в советском Военно-Морском Флоте награжден орденом Красного Знамени.
В годы, предшествовавшие Великой Отечественной войне, «Аврора» использовалась как плавучая база для обеспечения подводных лодок.
Великую Отечественную войну крейсер «Аврора» встретил в порту Ораниенбаума (ныне юго-западная часть Санкт-Петербурга). Непосредственно в боях сам крейсер практически не участвовал, кроме отражения налетов вражеской авиации. В июле 1941-го сформировали батарею под названием «Аврора». 6 сентября 1941 г. батарея вступила в бой против немецких танков и моторизованных колонн. На пушки с «Авроры» немцы направили десятки самолетов, тяжелую дальнобойную артиллерию, но батарея жила, отстреливалась и продолжала поражать врага. Батарея выполнила свою задачу: немецким танкам так и не удалось пройти на участке, где стояли авроровские орудия. Тогда немцы с огромными трудностями обошли неприступную батарею с флангов и взяли ее в окружение. 13 сентября вечером авроровцы взорвали последнее орудие, и только 14 сентября, на девятые сутки боев, фашисты заняли территорию, где стояла батарея «А», но там не осталось ни одного орудия и ни одного живого моряка. Большинство из них пало смертью храбрых, а 26 уцелевших воинов поодиночке ушли на Пулковские высоты и пополнили боевые расчеты Балтийской батареи. За три года блокады в крейсер неоднократно попадали бомбы и снаряды. Корабль пришлось посадить на грунт, так как через пробоины в трюмы поступило большое количество воды. Но даже в таких тяжелейших условиях маленький экипаж «Авроры» не прекращал борьбы за живучесть корабля. Уже летом 1944 года крейсер был поднят с грунта и направлен на ремонт. По предложению наркома Военно-Морского Флота и по решению Ленгорсовета от 24 августа 1944 г. крейсер был поднят с грунта и поставлен на ремонт, чтобы сохранить как корабль-памятник.
В день 30-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции отреставрированный крейсер бросил якорь на Неве в том месте, у моста Лейтенанта Шмидта, откуда он произвел свой исторический выстрел.
17 ноября 1948 г. корабль поставлен на вечную стоянку у стенки Петровской набережной на Большой Невке, напротив Нахимовского училища.
В течение нескольких лет на «Авроре» шли учебные занятия курсантов Нахимовского училища. В августе 1956 г. было принято решение превратить корабль в музей.
В честь 50-летия Советских Вооруженных Сил в 1968 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР «Аврора» первая среди кораблей была награждена орденом Октябрьской Революции.
У трапа корабля-памятника установлена прямоугольная стела из розового гранита, на которой высечена надпись: «Ордена Октябрьской Революции краснознаменный крейсер Аврора в ноябре 1948 г. поставлен здесь на вечную стоянку».
К началу 1980-х годов нижняя часть корпуса «Авроры» сгнила. 18 августа 1984 года «Аврора» отправилась на Северную верфь. На верфи началось строительство нового корабля. Оно обошлось государству в 35 млн. руб. «Аврору» разрезали вдоль корпуса. В новую конструкцию вставили лишь несколько хорошо сохранившихся элементов старого судна. Так что на Петроградскую набережную вернулся полный новодел. С трудом державшийся на плаву старый корпус отбуксировали к поселку Вистино на Лужской губе Финского залива.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] крейсер «Аврора» приказом министра обороны РФ был выведен из состава ВМФ и передан на баланс Центрального военно-морского музея.
27 июня 2012 года депутаты Санкт-Петербургского законодательного собрания приняли обращение к Президенту РФ с просьбой вернуть крейсеру статус корабля № 1 в составе ВМФ с сохранением военного экипажа.
26 января 2013 года министр обороны РФ генерал армии [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] заявил, что крейсер «Аврора» будет отремонтирован, а затем приведён в ходовое состояние. В дальнейшем предлагается направить «Аврору» уже на более детальный ремонт, в ходе которого установить навигационное оборудование, средства связи и радиотехническое вооружение, а ход корабля обеспечить дизель-электрической энергетической установкой.
21 сентября 2014 года знаменитый корабль, городской музей с Петроградской набережной отбуксировали в доки города Кронштадта на капитальный ремонт. Сейчас корабль находится на Кронштадском морском заводе Министерства обороны России. Предположительно Аврора пробудет на ремонте до 16 июля 2016 года.
Заключение
«Аврора» - это символ мужества и непоколебимости русского народа.
«Аврора» - это корабль – герой, корабль – эпоха! И каждый называющий себя патриотом человек обязан знать ее историю, обязан гордиться ей.
Подводя итог, следует отметить, что с какими бы тяжелыми испытаниями не пришлось столкнуться нашей стране, она смогла выстоять и победить. Флот не раз становился сдерживающим фактором при возникновении угрозы войны, и нет ни каких сомнений в том, что в дальнейшем так оно и будет.
Во имя мира и счастья народа бдительно несут вахту на морях и океанах корабли Военно-Морского Флота.
Список литературы
1.Аммон Г. А., Бережной С. С. Героические корабли российского и советского Военно-Морского Флота. М.: Воениздат, 1981. 2. Больных А.Г. Крейсера в бою. М., 2011.3. Героические корабли российского флота. Выпуск 1. Русско-японская война. СПб., 2006.4. Данилов С.Ю. Великие морские сражения. М., 2009.5. Крестьянинов В.Я, Цусимское сражение 14 – 15 мая 1905 г. СПб., 2003.
Интернет - источники
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
15