Урок биологии по теме: Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира.
Урок 7 класс
Тема: Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира.
Цели урока:
1. Образовательная: познакомить учащихся с биографией Ч. Дарвина, изучить причины эволюции животного мира: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.
2. Развивающая: формировать умение критически мыслить, анализировать явления, усваивать, делать выводы.
3. Воспитательная: воспитывать эстетическое отношение к природе, раскрыть роль ученых (Ч. Дарвина) в познании природы.
Оборудование: портрет Ч.Дарвина, рисунки, компьютер, проектор.
Ход урока:
I. Оргмомент
II. Актуализация знаний
Вопросы для обсуждения:
1. Почему для доказательства эволюции так важны палеонтологические данные?
2. Какой вклад в доказательства эволюции вносит изучение эмбрионального развития животных?
3. Почему, несмотря на разнообразие сравнительно-анатомических данных, все они являются доказательствами эволюции?
Тест
III. Изучение нового материала.
Ребята! Сегодня на уроке мы будем говорить о великом английском ученом Ч. Дарвине и его теории эволюции. Чтобы лучше познакомиться с идеями этого человека, понять кто он такой, как он создавал свою теорию, я предлагаю вам совершить экскурсию в Дарвиновский музей г. Москва. Более 100 лет назад этот музей был создан А. Ф. Котс на собственные пожертвования. В 1995 году музей переехал в новое здание. Оно состоит из 3 этажей, на каждом из них размещены экспозиции по темам: - на первом – выставки и зал истории - на втором – этапы познания живой природы. Особое место здесь уделено жизни и научному наследию Ч. Дарвина - на третьем - экспонаты, демонстрирующие распределение животных по регионам планеты. Совершить эту экскурсию нам помогут экскурсоводы, работники музея.
Экскурсовод 1 Детство, юность, учеба Ч. Дарвина.
Экскурсовод 2 Путешествие на корабле “Бигль”
Экскурсовод 3 Научные труды Ч. Дарвина
Экскурсовод 4 Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина
(учитель)
Девиз: ”Теория эволюции – стержень биологии (Л. Хариссон Мэтьюз)”.
Мы начинаем изучение вопросов одной из самых важных теорий в биологии – теории эволюции. Эволюции (от лат. “эволютион” – развертывание) – необратимый процесс исторического развития живых существ и их сообществ.
Сейчас нам трудно представить, насколько революционной оказалась эта теория, в то время когда она была впервые выдвинута. Идея эволюции представлялась совершенно нелепой, но ее сторонников становилось все больше. В чем же смысл основных положений этой теории?
- Впервые Чарльз Дарвин говорит о главных свойствах живых организмов
- Изменчивости и наследственности
-Под наследственностью следует понимать – способность организма передавать присущие им признаки и свойства из поколения в поколение (собака - щенки).
- изменчивость – способность организмов приобретать различные признаки, отличающие их от родителей и своего вида (пример: щенята одного помета. Изменчивость проявляется в том, что каждая пара животных по некоторым признакам строения отличается как от своих родителей, так и друг от друга.)
Форма изменчивости
Неопределенная (ненаследственная) Определенная (наследственная) Возникает случайно Возникает под влиянием
среды и не передается потомкам. условий передается по наследству
- Явление изменчивости было известно давно, известна была и способность организмов размножаться в геометрической прогрессии. Но именно Ч.Дарвин сопоставил эти два явления и сделал гениальный вывод: в процессе борьбы за существования выживают те организмы, которые имеют полезные в данных условиях особенности. Следовательно, вероятность выживания не одинакова: особи, обладающие хотя бы незначительными преимуществами над остальными, имеют больше шансов выжить и оставить потомство – в этом суть борьбы за существование.
Дарвин говорил о борьбе за существование, как об « одном из основных понятий в теории эволюции». Ч.Дарвин употреблял это понятие для обозначения всей совокупности отношений между особями и факторами внешней среды.
- Причина борьбы за существование – способность организмов к беспредельному размножению (пример: капустная белянка откладывает за лето 250 яиц. Если посчитать, что из каждого яйца выйдет гусеница, а из них половина будет самки, то к концу лета численность потомков одной бабочки будет четыре миллиона особей. ( Однако в природе не все капустницы достигают взрослого состояния). Большая часть их погибает. Выживают те, которые обладают полезными наследственными изменениями в данных условиях среды, т.е. по-другому идет естественный отбор более сильных и приспособленных)
- Естественный отбор – это выживание наиболее приспособленных к данным условиям особей. Ч.Дарвин считал основной движущей силой эволюции – естественный отбор. Эволюция животного мира, образование новых видов животных происходит под влиянием изменчивости, наследственности, борьбы за существование и естественного отбора. Эти понятия составляют на сегодняшний день стержень биологического познания живой природы, ее развития, Теория эволюции имеет огромное значение, потому что с ее помощью можно объяснить очень многое. На первый взгляд трудно найти объяснения причудливому и многообразному миру живой природы. Но если рассматривать ее в эволюционном плане, то оказывается, что удивительное богатство и разнообразие жизни подчинено определенным моделям поразительной красоты и простоты.
Мы покидаем стены Дарвиновского музея, побывав на двух этажах этого музея, а вот на третий этаж мы с Вами поднимемся в десятом классе, изучая подробно теорию эволюции Чарльза Дарвина.
А из сегодняшнего урока запомним:
1.Основная движущая сила эволюции – естественный отбор на фоне борьбы за существование.
2.Материалом для естественного отбора является наследственная изменчивость.
3. Наследственность обеспечивает стабильность вида.
Рефлексия
У Вас на столах лежат высказывания о теории Дарвина, о самом ученом. Выберете одного из них и прокомментируйте.
Д/З.- $ 50. Задание №2,3 в рабочей тетради.