Знакомство с произведением В.Ю. Драгунского «Кот в сапогах».
Предмет: литературное чтение
Учитель: Косинова Т.Н.
Класс: 3
Продолжительность урока: 45 мин
Тема урока: знакомство с произведением В.Ю.Драгунского «Кот в сапогах».
Тип урока: комбинированный, с применением компьютерных технологий.
Учебник: Кубасова О.В. «Любимые страницы», 3 класс.
Цели урока: Формирование приемов понимания текста – правильного типа читательской деятельности. Развитие интереса к процессу чтения. Развитие умения определять и объяснять свое эмоциональное отношение к прочитанному.
Планируемые результаты:
Регулятивные учебные действия:
Формировать умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения; формировать у школьников умения оценивать и контролировать свои действия.
Познавательные учебные действия:
Раскрыть смысл понятий «карнавал», «бахилы», «настоящая дружба». Формировать умение давать определение понятиям, строить простые рассуждения. Развивать умение осуществлять логические действия анализа, синтеза и обобщения.
Универсальные логические действия:
Развивать умение анализировать объекты с целью выделения признаков, выстраивать логическую цепь рассуждений, доказательство.
Коммуникативные учебные действия:
Развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения. Формировать умение формулировать свою точку зрения.
Личностные учебные действия:
Побудить интерес к произведениям В. Ю. Драгунского. Развивать правильные качества личности. Воспитывать терпимость, уважительное отношение к людям, желание иметь настоящего друга.
Деятельность обучающихся:
Регулятивные учебные действия:
Ставят учебную задачу, оценивают и контролируют действия.
Познавательные учебные действия:
Раскрывают смысл понятий «бахилы», «карнавал», «настоящий друг», сравнивают и анализируют объекты, выстраивают логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные учебные действия:
Договариваются, распределяют роли, осуществляют совместный поиск решения.
Основные понятия:
Карнавал, бахилы, настоящий друг.
Ход урока
Организационный момент. (1 мин)
- Я вас приветствую на уроке литературного чтения. Я очень хочу, чтобы урок получился интересным и познавательным.
2. Постановка цели урока, сообщение темы. (3 мин)
- Чтобы узнать, о творчестве какого писателя пойдет речь, вы должны будете выполнить задание «Весёлое зачёркивание». На карточках зашифрована фамилия автора .Зачеркните повторяющиеся буквы, а оставшиеся выпишите по порядку, прочитайте.
(работа в парах)
(Приложение №1)
3. Рассказ об авторе. Актуализация знаний о В.Ю. Драгунском (3 мин)
- (Приложение №2,3)
4. Проверка домашнего задания. (5 мин)
- Вам было задано почитать дома рассказы В.Ю. Драгунского.
Сейчас вы послушаете фрагменты из рассказов и определите их названия.
(Учащиеся слушают аудиозапись рассказов В.Ю. Драгунского и отвечают на вопросы учителя).
5. Подготовительная работа. (3 мин)
- О чем вам говорит это название?
(на доске иллюстрация кота в сапогах и портрет Ш. Перро)
Ребята вспоминают сказку.
- Что вы ожидаете от произведения В.Ю. Драгунского? Какие произведения он писал? О ком?
(писал веселые, смешные рассказы. Цикл «Денискины рассказы»)6. Первичное восприятие текста. (7 мин)Для целостного восприятия текста дети слушают аудиозапись рассказа. Учебники закрыты.
Вопросы:
- Что вы можете сказать о произведении?
- Каким вам показался этот рассказ?
(веселым, грустным, торжественным и т.д.).
- Что особенно понравилось в этом рассказе?
- Что хотели бы перечитать?
7. Чтение и анализ произведения.
1). Словарная работа.
- Прежде чем перечитать рассказ. Уточним значения некоторых слов. Какие слова вам не знакомы?
(Карнавал – народное празднество в костюмах, Бахилы – высокие резиновые сапоги
Горжетка – меховой воротник на женской одежде
Керогаз – нагревательный керосиновый прибор)2). Чтение по цепочке.
- Теперь, когда мы достаточно потренировались, прочитаем рассказ все вместе: по цепочке, друг за другом. Напомню, что первый читающий начинает с автора и названия произведения.
8. Динамическая пауза (9. Анализ произведения.
- От чьего лица ведется речь в этом рассказе? Если вы помните название цикла рассказов Драгунского, то сможете назвать имя этого мальчика.
- Кто главные герои этого произведения?
- Где происходит событие?
- Когда происходит?
- С чего начались, как развивались и чем завершились события?
- Почему Дениска забыл про карнавал?
- Чем же так сильно занят Дениска?
- Какие слова доказывают, что мальчик очень скучал по маме?
- Какое у него настроение – приподнятое или, наоборот, подавленное, невеселое?
- Как вы оцениваете поступок Мишки, который застал друга без костюма?
- Почему вожатая Люся выбрала призером именно Дениску?
- Каким вы представляете себе Дениску?
- О чем главным образом хотел рассказать автор? Отметь свой ответ.
- Почему Дениска решил отдать Мишке одну книжку? Отметь свой ответ.
- Какое чувство испытал Дениска, вернувшись домой с карнавала? Отметь свой ответ.
- Какова главная мысль этого произведения? Отметь свой ответ.
- В какой из сборников можно было бы поместить это произведение? Отметь свой ответ.
(Приложение № 4)
10. Работа с пословицами.
У вас на партах лежит карточка с пословицами, работать будете в парах. Прочитайте пословицы и найдите те, которые выражают главную мысль этого произведения
•Ум хорошо, а два лучше.
•Шутке – минутка, делу – час.
•Без беды друга не узнаешь.
- Итак, главную мысль произведения В.Ю. Драгунского «Кот в сапогах» можно выразить словами русской пословицы «Без беды друга не узнаешь».
11. Итог урока.
- С творчеством какого детского писателя мы продолжили сегодня знакомство?
- Что нового вы узнали о жизни В.Ю. Драгунского?
- Чему научил вас рассказ В.Ю. Драгунского «Кот в сапогах»?
12. Рефлексия.
- Выберите фразу и закончите ее
- Сегодня на уроке я узнал…
- Я понял, что…
12. Домашнее задание.
- Подготовить радиотеатр выбранного отрывка
(У каждого ученика на парте лист с названием отрывковОбсуждение Денискиного костюма
Разговор с Верой Сергеевной
Как Мишка пришивал хвост
Возвращение с карнавала).