Рабочая программа по литературе по ФГОС (9 класс)

Рабочая программа по литературе
для 9 класса.

Составитель Чельманова Елена Николаевна,
учитель МОУ «Клепиковская СОШ № 1».

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004г.) и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение, 2010.
Программа по литературе для общеобразовательного 9 «А» класса рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), из них на развитие речи - 11 часов, на контроль усвоения знаний – 4 часа, резерв - 2 часа.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
Курс литературы в 9 классе строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, который решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Ведущая линия изучения литературы в 9 классе – литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейно-эстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Чтение и изучение произведений зарубежной литературы проводится в конце изучения курса литературы в 9 классе.
Концентрический курс 5-9 классов готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса в 10-11 классах, формирует грамотного читателя. Теория литературы помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров.

Виды контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе, наизусть; развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника); сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов; сочинение.
- итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг, выполнение заданий в тестовой форме, сочинение.


Содержание тем учебного курса.


Введение
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика А. А. Григорьев; «почвенники» Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Русская литература второй половины ХIХ века
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIXXX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Античная лирика
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.


Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:
образную природу словесного искусства;
общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
авторов и содержание изученных произведений;
основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.
уметь:
прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;
определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
определять идейную и эстетическую позицию писателя;
анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;
оценивать проблематику современной литературы;
анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;
выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученнКалендарно-тематическое планирование


№ урока
Тема урока
Элементы содержания
Планируемые результаты
Формы контроля




личностные
УУД
предметные


I четверть

1.
Введение. Шедевры русской литературы.
Беседа, лекция учителя, викторина. Построение монологического высказывания, выбор необходимого материала
Формирование чувства гордости за свою страну, осознания того, русской классической литература является уникальным явлением в мировой культуре.
Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
Познавательные: объяснять явления, процессы, связи и отношения в русской литературе.

Уметь составлять план и конспект общественно-политической и литературно-критической статей.

Конспект лекции.

2-5
Древнерусская литература.
Беседа о древнерусской литературе. «Слово о полку Игореве»
Презентация
Гравюры А. В. Фаворского. Иллюстрации к «Слову».
Н. Рерих «Поход князя Игоря». В. Васнецов «После побоища Игоря Святославовича с половцами».
Фрагменты оперы А. Бородина «Князь Игорь».
Формирование интереса к истории Родины, знаний о взаимосвязи русской литературы с историей и культурой России.
Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов.
Регулятивные: применять методы литературного поиска.
Познавательные: объяснять исторические и литературные явления, процессы, связи и отношения, выявляемы в ходе изучения художественного текста.
Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности
Сочинение.

6
Русская литература XVIII века. Понятие о классицизме.
Презентация. Репродукции картин русских художников XVIII века. Лекция учителя.
Формирование высокой «стартовой» мотивация к изучению нового материала.
Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокорррекции.
Познавательные: объяснять литературные явления и процессы в ходе прочтения литературоведческих текстов и анализа художественных произведений.
Знать основные понятия: литературное направление, классицизм, сентиментализм.
Уметь составлять план и конспект общественно-политической и литературно-критической статей.

Конспект

7-8
М.В.Ломоносов. Слово о поэте. Оды.
Презентация. Портрет
М. Ломоносова, портрет Елизаветы Петровны. Чтение и комментирование оды «На день восшествияЕлисаветы Петровны»
Формирование интереса к личности М.В. Ломоносова., мотивации к изучению русского языка.

Уметь выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.
Анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия.

Языковой анализ оды.

9-10
Г.Р. Державин. Слово о поэте, «Властителям и суьям».
Презентация. Портрет Г.Р. Державина. Словарная работа, составление опорной схемы. Работа с таблицей и статьей учебника. Чтение и комментирование стихотворений.
Формирование навыка работы по алгоритму.


Анализ стихотворения

11-13
Д.И. Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль».
Презентация, портрет Д.И. Фонвизина. Словарная работа, составление развернутого плана. Анализ текста комедии. Составление характеристики героев.
Формирование мотивации к исследовательской деятельности.

Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.

Сочинение-миниатюра.

14-15
Н.М. Карамзин. Слово о писателе. «Бедная Лиза». Понятие о сентиментализме.
Презентация. Портреты Н.М. Карамзина. Лекция учителя. Беседа. Анализ повести. Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.
Формирование способности к сопереживанию, мотивации к исследованию внутреннего мира героев.

Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.

Сочинение. Тест.

16
Художественное и тематическое своеобразие литературы XVIII века. Систематизация изученного материала.
Презентация. Работа с таблицей. Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы..
Игра по изученному материалу.
Фоормирование мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности.

Знание о тематике и художественных особенностях литературы XVIII века, умение анализировать тексты художественных произведений, высказывать аргументированное мнение о прочитанном.
Заполнение таблицы.

17-18
Русская литература XIX века. Поэзия, проза, драматургия. «Золотой век» русской литературы.
Презентация. Работа со статьей учебника. Словарная работа. Анализ стихотворений.
Жанры литературы XIX в.
Формирование стартовой» мотивации к изучению нового материала.
Коммуникативные: свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.
Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности.
Познавательные: объяснять литературные явления и отношения, выявляемые в ходе рефлексии.

Знать основные понятия: романтизм, реализм, критический реализм.

Сочинение-анализ стихотворного текста.

19-25
А.С. Грибоедов. Слово о писателе. «Горе от ума».
Презентация. Основные этапы жизненного и творческого пути  А.С. Грибоедова. Презентация. Портреты Грибоедова работы И. Крамского, В. Машкова.
Иллюстрации к комедии
Авторы: И. Кузьмин, П. Соколов, Д. Кардовский и др.
Фрагменты спектаклей «Смерть Вазир-Мухтара», «Горе от ума». Смысл названия комедии "Горе от ума". Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии.
Фомирование нравственных качеств на примере личности Грибоедова. Чувство восхищения художественным совершенством комедии «Горе от ума».
Формирование навыков эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции.
Коммуникативные: формировать навыки работы в группе.
Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции.
Познавательные: объяснять общественные явления в ходе анализа текста художественного произведения.
Знать этапы жизненного и творческого пути писателя. Уметь давать характеристику литературным героям, понимать обобщающий смысл образов комедии.

Сочинение.
Зачет.

II четверть

26-38
А.С. Пушкин. Жизненный и творческий путь поэта. Лирика. «Евгений Онегин»
Презентация. Портреты писателя. Фрагменты оперы «Евгений Онегин», романсы на стихи Пушкина. Лекция учителя, беседа, анализ художественного текста, составление характеристики литературного героя. Тематика и особенности лирики.
Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа. Изобразительно-выразительные средства литературы.
Формирование представления о А.С. Пушкина как гениальном поэте в русской и мировой литературе.
Формирование навыков эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: выявлять идейные и художественные особенности произведения в ходе анализа текста произведения.
Знать этапы жизненного и творческого пути писателя, восприятие романа современниками А.С. Пушкина и в наши дни. Уметь анализировать текст романа с точки зрения его идейных и художественных особенностей,

Сочинение.
Зачет.

39-48
М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Лирика. «Герой нашего времени».
Презентация. Портреты М.Ю. Лермонтова, репродукции рисунков поэта, романсы на стихи М.Ю. Лермонтова. Анализ стихотворения. Аналитическое чтение. Особенности лирики Лермонтова. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век М.Ю.Лермонтова в романе
Формирование представление о М.Ю. Лермонтове как личности яркой, неординарной с трагической судьбой. Формирование навыков самоанализа через анализ внутреннего мира литературных героев.
Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме.
Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности.
Познавательные: объяснять явления, процессы, связи, отношения в ходе анализа текста художественного произведения.
Знать этапы жизненного и творческого пути писателя. Понимать особенности произведения М.Ю. Лермонтова как психологического романа.

Сочинение.
Зачет.

III четверть

49-58
Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Шинель». «Мертвые души».
Презентация. Репродукции иллюстраций к произведениям Н.В. Гоголя. Обзор содержания поэмы «Мертвые души». Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы. Система образов. Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. «Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме. Беседа, анализ художественного текста, составление характеристики литературного героя.
Формирование чувства патриотизма
Формирование навыков эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции.


Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: выявлять идейные и художественные особенности произведения в ходе анализа текста произведения.
Знать этапы жизненного и творческого пути писателя. Понимать обобщающий смысл образов поэмы, уметь давать характеристику литературным персонажам.

Сочинение.
Зачет.


59-60
Лирика второй половины XIX в. Н.А. Некрасов.
Ф. И. Тютчев.
А.А. Фет. Лирика.
Презентация. Проблематика лирики Некрасова, Тютчева, Фета. Выразительное чтение и анализ стихотворений.
Формирование навыков работы по алгоритму
Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи.
Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний.
Познавательные: объяснять эмоциональные. Психологические процессы при анализе текста лирического произведения.
Уметь выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.
Анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия.

Анализ стихотворения

61-63
И.С. Тургенев. Слово о писателе. «Первая любовь».
Презентация. Лекция учителя. Анализ текста художественного произведения. Образ тургеневской девушки в повести.
Формирование устойчивой мотивации к самодиагностике.
Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме.
Регулятивные: определять новый уровень отношений к себе как к субъекту деятельности.
Познавательные: объяснять общественные явления и процессы в ходе анализа художественного текста.
Знать этапы жизненного и творческого пути писателя. Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия.

Анализ эпизода.

64-67
Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «Юность».
Презентация.. Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики Л.Н.Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя
Формирование стремления к самоанализу, самовоспитанию, самосовершенствованию.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: выявлять идейные и художественные особенности произведения в ходе анализа текста произведения
Знать этапы жизненного и творческого пути писателя. Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия.


Сочинение по эпизоду произведения.

68-70
А.П. Чехов. Слово о писателе. «Маленькая трилогия».
Презентация ». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему. Тема «футлярной» жизни. Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века?»
Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности.
Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний.
Познавательные: объяснять эмоциональные. Психологические процессы при анализе текста произведения.
Знать этапы жизненного и творческого пути писателя. Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия.

Сочинение.

71
Русская литература XXвека: пути развития и жанровое своеобразие.
Презентация. Многообразие жанров и направлений литературы XX века. Лекция учителя. Составление конспекта.
Формирование стартовой» мотивации к изучению нового материала.
Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокорррекции.
Познавательные: объяснять литературные явления и процессы в ходе прочтения литературоведческих текстов и анализа художественных
Знать основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений литературы XX века
Конспект.

72-73
М. Горький. Слово о писателе. «Макар Чудра».
Презентация. Портреты писателя. Комментированное чтение. Составление характеристики литературного героя.
Формирование мотивации к исследовательской работе.
Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
Познавательные: объяснять явления в ходе анализа художественного произведения.
Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия.
Сочинение-миниатюра.

74-76
И.А. Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи».
Презентация, портреты писателя, иллюстрации к произведениям И.А. Бунина. История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Мастерство И.Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования.
Формирование познавательного интереса
Коммуникативные: формировать навыки работы в группе.
Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции.
Познавательные: объяснять общественные явления в ходе анализа текста художественного произведения.

Сочинение по проблематике рассказа.

77-80
М. А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце».
Презентация. Жизнь и судьба писателя. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести. Поэтика повести М.Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая поэзия автора. Смысл названия. Поэтика повести М.Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая поэзия автора. Смысл названия.
Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности.
Коммуникативные: формировать навыки работы в группе.
Регулятивные: применять методы информационного поиска.
Познавательные: объяснять общественные явления. Процессы. Отношения в ходе анализа текста художественного произведения.
Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка. Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.
Сочинение.

IV четверть

81
Художественное своеобразие поэзии Серебряного века.
Презентация. Многообразие литературных течений поэзии Серебряного века. Лекция учителя, сообщения учащихся.
Формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала.
Коммуникативные: свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.
Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности.
Познавательные: объяснять литературные явления и отношения, выявляемые в ходе рефлексии.
Знать особенности литературных течений поэзии Серебряного века.
Конспект лекции (реферат).

82-83
А.А. Блок. Лирика.
Презентация. Портреты. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Формирование интереса к личности поэта, проблемам, поднятым в стихотворениях.
Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи.
Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний.
Познавательные: объяснять эмоциональные. Психологические процессы при анализе текста лирического произведения.
Уметь анализировать тексты лирических произведений, определять идею, выявлять художественные особенности.
Анализ стихотворения (по выбору учащихся).

84-85
С.А. Есенин. Лирика.
Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. Народно-песенная основа лирики поэта.
Формирование интереса к личности поэта, проблемам, поднятым в стихотворениях.




85-86
В.В. Маяковский. Лирика.
Презентация. Основные мотивы лирики. Новаторство поэзии Маяковского.
Формирование интереса к личности поэта, проблемам, поднятым в стихотворениях.




87
А.А.Ахматова. Лирика.
Презентация, портреты. Лекция учителя. Чтение и комментирование стихотворений. Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой.
Формирование интереса к личности поэта, проблемам, поднятым в стихотворениях.




88
М.И. Цветаева. Лирика.
Презентация. Стихи о любви, о жизни и смерти. Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». Традиции и новаторство.
Формирование интереса к личности поэта, проблемам, поднятым в стихотворениях.




89
Н.А.Заболоцкий. Лирика.
Чтение и анализ стихотворений.. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. Философский характер лирики.
Формирование интереса к личности поэта, проблемам, поднятым в стихотворениях.




90-91
М.М. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».
Презентация. Фрагменты фильма «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра.
Воспитание чувства патриотизма, гордости за свой народ, победивший в Великой Отечественной войне.
Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний.
Познавательные: объяснять эмоциональные. Психологические процессы при анализе текста произведения.
Знать этапы жизненного и творческого пути писателя. Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия.

Сочинение.

92
А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Лирика.
Презентация. Выразительное чтение и анализ стихотворений.
Формирование навыка работы по алгоритму.
Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи.
Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний.
Познавательные: объяснять эмоциональные. Психологические процессы при анализе текста лирического произведения.
Уметь анализировать тексты лирических произведений, определять идею, выявлять художественные особенности.
Анализ стихотворения.

93-95
Произведения о Великой Отечественной войне.
Презентация. Чтение учащимися стихотворений на военную тематику. Песни на стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне, фрагменты фильмов. Репродукции картин. Беседа.
Воспитание чувства патриотизма.
Коммуникативные: свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.
Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности.
Познавательные: объяснять литературные явления и отношения, выявляемые в ходе рефлексии.

Знать жанровое своеобразие литературы о Великой Отечественной войне, уметь выразительно читать лирические произведения, проводить их анализ.
Сообщение (реферат).

96-99
Герои и проблемы современной прозы. (В.М.Шукшин, В.П. Астафьев, В.Г. Распутин).
Презентация. Беседа. Анализ художественного текста.
Формирование важнейших духовно-нравственных качеств личности.
Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме.
Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности.
Познавательные: объяснять явления, процессы, связи, отношения в ходе анализа текста художественного произведения.
Уметь анализировать художественный текст с точки зрения идейных и художественных особенностей.
Сочинение по одному из произведений.

100-101
Зарубежная литература
(У. Шекспир,
Ж-Б. Мольер).
Комментированное чтение. Анализ фрагментов произведений.
Формирование интереса к зарубежной литературе..
Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний.
Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
Познавательные: объяснять психологические особенности литературных героев в ходе анализа произведения.
Знать сюжет, систему образов, идею, художественные особенности произведений.


102
Обобщающий урок.
Беседа. Викторина.
Формирование навыков рефлексии.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять литературный процесс в ходе составления опорного литературоведческого материала.

Обобщающий тест.













15