Методические рекомендации по подготовке и проведению похода выходного дня с обучающимися


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БОРИСОГЛЕБСКИЙ ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ БОРИСОГЛЕБСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ЮНЫХ ТУРИСТОВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по подготовке и проведению
похода выходного дня с обучающимися-60960177800
Составитель:
Шачина Е.А., методист
МБУДО БЦВР БГО
Борисоглебский городской округ

Содержание
Введение………………………………………………………………. 3
Методические рекомендации по подготовке
похода выходного дня с учащимися……………………………………. 3
Поход по родным местам им. Е.Н.Павловского……………………. 5
Введение
Туристский поход – это переход группы школьников по определённому маршруту. Различают несколько видов походов: походы выходного дня, многодневные походы, категорийные и некатегорийные.
Походы выходного дня – одна из наиболее массовых и доступных форм организации активного отдыха учащихся. Участие в походах выходного дня должно воспитывать детей в духе любви к Родине, прививать бережное отношение к историко-культурному наследию своего края.
В походе выходного дня туристы знакомятся с родным краем: с характерными и живописными ландшафтами, с архитектурными зданиями, с памятниками истории и культуры и др.
Походы выходного дня – первая ступень туризма. Они подготавливают участников к дальним путешествиям, помогают овладеть туристскими навыками, обеспечивают необходимую физическую закалку.
Туристам походы выходного дня позволяют круглый год поддерживать надлежащую спортивную форму.
Методические рекомендации по подготовке похода выходного дня с учащимися
Поход выходного дня должен быть итогом чётко организованной, планомерной подготовительной работы. Успех проведения похода зависит, в первую очередь, от тщательности подготовки к нему.
Подготовка к походу проходит поэтапно:
Определение цели похода
Поход может быть оздоровительным, учебным, спортивным, тренировочным, экологическим, познавательным, комбинированным (спортивные и краеведческие цели) и т.д. Главное, чтобы каждый кандидат в участники похода знал и серьезно осознавал главную цель похода, а не реализовывал в походе только свою личную цель.
Определение района похода
Район похода выбирается обычно коллективно, исходя из цели похода и времени года. Походы выходного дня предпочтительнее проводить по окрестностям родного города (села, лагеря). Везде есть места для походов с учебной, познавательной, краеведческой целью.
Комплектование группы
Комплектование группы очень тесно связано с целями похода и может осуществляться двумя способами:
I способ – сначала намечают цель похода, а потом подбирают подходящих участников;
II способ – сначала выявляют желающих участвовать в походе и лишь после этого намечают посильные для них цели.
В группе должно быть не более 15 человек. Необходимо, чтобы ребята прошли медицинское освидетельствование.
Комплектование группы заканчивается распределением между ребятами обязанностей с учётом пожеланий и способностей каждого. Иногда участникам приходится выполнять несколько обязанностей, но ребят без поручения в походе не должно быть.
Изучение района путешествия
Любой поход будет интересным и познавательно полезным, если заранее собрать краеведческие сведения о районе путешествия (интересные краеведческие объекты, памятники природы, культуры).
Разработка маршрута
Разработка маршрута опирается на количество ходовых дней и протяженность маршрута, которую туристы смогут преодолеть за эти дни.
Маршрут чертится на картах:
- обзорная карта с нанесением основного, запасного и аварийного вариантов маршрута похода штриховыми линиями разного цвета со стрелками, основных препятствий (перевалов, вершин, порогов), краеведческих объектов, путей подъезда (выезда) к месту старта (финиша) похода;
- маршрутная карта, где отображается топографическая ситуация местности, точки фотосъемки, различные природные препятствия, экскурсионные и др. объекты.
Составление плана похода (план-график движения)

Дата, день пути Участки маршрута Км Характер пути, меры безопасности Ходовое время (час, мин.) Экскурсионные объекты, краеведческая деятельность
Общая продолжительность экскурсии (прогулки) по городу с учащимися должна составлять 1- 4 часа, однодневного туристского похода – до 8 часов.
Составление списка необходимого снаряжения
К туристскому снаряжению предъявляют следующие требования: надёжное, лёгкое, взаимозаменяемое, удобное. Снаряжение подразделяется на личное и групповое.
При подготовке снаряжения следует руководствоваться гигиеническими нормами физической нагрузки школьников в туристском походе.
Максимальная норма веса рюкзака для участников похода
Возраст, лет Вес рюкзака, кгмальчики девочки
11 8 6
12 10 7
13 12 8
14 14 10
15 16 12
16 18 14
Нормы дневных переходов с грузом учащихся разных возрастов
Продолжительность похода Продолжительность, км11-12 лет 13-14 лет 15-16 лет
1 день 12 15 20
2 дня 20 24 35
3 дня и более 10-12 12-15 16-18
Составление списка продуктов
Организация питания в походах выходного дня — задача простая и легко решаемая.
В однодневные походы можно брать: сыр, копченую колбасу, отваренное мясо, хлеб, сырые овощи, фрукты, бутерброды, яйца (сваренные вкрутую), воду, умеренно сладкие напитки (чай, кофе, компот – в термосах, пластиковых бутылках).
Составление сметы
В смету расходов необходимо включить затраты на покупку продуктов, прокат или покупку необходимого снаряжения, резерв на непредвиденный случай.
Оформление документации
Для совершения похода выходного дня необходимо подготовить и утвердить приказ по учреждению, оформить маршрутный лист.
Произвести подробный инструктаж по мерам безопасности при подъездах и на маршруте под роспись каждого участника похода.

Поход по родным местам им. Е.Н.Павловского2014 год – год празднования 130-летия со дня рождения Е.Н. Павловского, российского зоолога, энтомолога, генерала-лейтенанта медицинской службы, Героя Социалистического Труда, обладателя 6 орденов Ленина, 2 орденов Красного Знамени, 2 орденов Трудового Красного Знамени, Ордена Красной Звезды, дважды Лауреата Сталинской (Государственной) премии СССР первой степени (1941г., 1950г.), заслуженного деятеля науки РСФСР, жившего в Борисоглебске с 1886 по 1903 годы и обучающегося в Александровской мужской гимназии (ныне школа № 5).
Предлагаем вам совершить поход выходного дня по родным местам им. Е.Н.Павловского.
Маршрут: «Учебно-исследовательский экологический центр имени Е.Н.Павловского – МБОУ БГО Борисоглебская СОШ № 5 – Теллермановская роща»
Протяжённость маршрута – 4 км.
Продолжительность похода – 1 день.
Цель: знакомство с памятными местами, связанными с жизнью Е.Н.Павловского.
Описание маршрута:
Евгений Никанорович Павловский – доктор биологических и медицинских наук, академик, Герой Социалистического труда, генерал-лейтенант медицинской службы. Родился Е.Н. Павловский 5 марта 1884 года в с. Бирюче. Когда Евгению исполнилось 2 года, его семья переехала в Борисоглебск. Поэтому маршрут целесообразнее начать от дома Павловских, расположенного по адресу ул. Павловского, д. 86 (сейчас это «Учебно-исследовательский экологический центр имени Е.Н.Павловского»). В этом доме Евгений прожил со своей семьёй до 1903 года.
Далее сворачиваем направо на ул. Свободы. Эта улица возникла в первой половине 19-го века. Прежнее название – Большая улица. На плане 1867 года она была крайней в городе, а за ней широко раскинулась со своими рядами и лавками вторая торговая площадь города, именовавшаяся тогда Хлебной площадью. В 1918 году улице было дано новое наименование – Свободы, в честь свободы, завоёванной трудящимися массами в Великой Октябрьской социалистической революции. Доходим до общеобразовательного учреждения МБОУ БГО Борисоглебская СОШ № 5, расположенного по адресу: ул. Свободы, д. 192. Раньше оно называлось Борисоглебская Александровская мужская гимназия, куда Павловский поступил в 1895 году. Отличие гимназии от других школ заключалось в том, что здесь особое внимание уделялось развитию способностей к самостоятельному приобретению знаний, способности к анализу окружающего мира.
Продолжаем движение по ул. Свободы до ул. Матросовской и сворачиваем налево. Улица Матросовская расположена параллельно Октябрьской улице. Предполагают, что в начале 19-го века улица получила название в связи с тем, что на ней проживали в 1801 – 1806 годах команды морских матросов, строивших в нашем городе под начальством генерала Кусакова суда для Черноморского флота. Движемся по улице вдоль асфальтированной дороги до р. Ворона. Переходим реку по красному мосту и попадаем в Теллермановский лес. Тилеормановский лес – историко-географический термин, название лесного массива, употреблявшееся в документах 16-17 вв.. место размещения общероссийской сторожи 16 в., наблюдавшей за продвижением татар. Тилеормановский лес находился у слияния рек Вороны и Хопра, в пределах современных Борисоглебского и Грибановского районов Воронежской области. Название «Тилеорман» тюркского происхождения, означает густой, непроходимый лес. В данном случае название является своеобразным источником, подтверждающим пребывание здесь тюркоязычных народов (половцев, татар). С 12 по 17 века наш край подвергался частым набегам монголо-татарских войск. Завоеватели, чтобы легче было ориентироваться на местности, давали лесам и рекам свои названия. Слово «орман» переводится как «лес», а «тилео» - холм, невысокая гора. Отсюда и получается: Тилеормановский, то есть «лес на холме». Нынешнее название «Теллермановский лес», или «Теллермановская роща». Со школьных лет Евгений полюбил природу родного края. Река и лес были всегда притягательны. Прогулки по Теллермановской роще увлекли настолько, что он воображал их путешествиями в дальние страны. Здесь и зародилась у него жажда открытий и приключений. Он увлекался изучением животных и путешествиями. Он горячо полюбил природу.
В Теллермановской роще находим небольшую полянку, на которой можно немного отдохнуть, перекусить и поделиться своими впечатлениями. После отдыха тем же маршрутом отправляемся обратно.
Школа № 5
ул. Павловского
Дом Е.Н. Павловского-470535309245Схема маршрута