Реферат на тему Коллектив и воспитание в коллективе
Основные черты представления А.С. Макаренко о коллективе и воспитании в нем
«Коллектив – это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет коллектива, а есть просто толпа и сборище» – это слова А.С. Макаренко, чьи гениальные работы остаются актуальными до сих пор [2, с. 229].Коллективом называется объединение воспитанников (учеников), отличающееся рядом важных признаков. Рассмотрим их:
Общая социально значимая цель. Цель есть у любой группы: ее имеют и пассажиры, севшие в трамвай, и преступники, создавшие воровскую шайку. Все дело в том, какая это цель, на что она направлена. Цель коллектива обязательно совпадает с общественными целями, поддерживается обществом и государством, не противоречит господствующей идеологии, конституции и законам государства. А.С. Макаренко в статье «О моем опыте» первый признак коллектива определяет так: «…это не толпа, а целесообразно устроенный, действующий орган…» [1, с. 252].
Общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности. Люди объединяются в коллективы для того, чтобы совместными усилиями быстрее достичь определенной цели. Для этого каждый член коллектива обязан активно участвовать в совместной деятельности, должна быть общая организация деятельности. Членов коллектива отличает высокая личная ответственность за результаты совместной деятельности. По мнению И.Ф. Харламова, «понятие коллектива указывает на объединение людей, на существование между ними связующих отношений. В этом смысле в каждом людском объединении можно выделить отношения деловые и отношения личные. Деловые отношения основываются на совместной деятельности по решению социально-значимых задач, на соблюдении установленных в том или ином объединении организационных зависимостей, правил и порядков. Личные же отношения основаны на личных привязанностях, симпатиях и антипатиях и охватывают главным образом сферу узколичной деятельности. Личные отношения могут существовать параллельно с деловыми отношениями. Деловые отношения также не исключают личных симпатий» [3, с. 326-327]
Отношения ответственной зависимости. Между членами коллектива устанавливаются специфические отношения, отражающие не только единство цели и деятельности (рабочее сплочение), но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений (моральное единение).
Общий выборный руководящий орган. В коллективе устанавливаются демократические отношения. Органы управления коллективами формируются при прямом и открытом избрании наиболее авторитетных членов коллектива.
Отдельные из этих характеристик могут быть присущи и другим видам групповых объединений (ассоциации, кооперации, корпорации и т. д.). Но особенно отчетливо они проявляются лишь при коллективной организации.
Кроме названных признаков коллектив отличается и другими очень важными особенностями. Это характеристики, отражающие внутриколлективную атмосферу, психологический климат, отношения между членами коллектива. Одна из таких характеристик - сплоченность, характеризующая взаимопонимание, защищенность, "чувство локтя", причастность к коллективу. В хорошо организованных коллективах проявляются взаимопомощь и взаимоответственность, доброжелательность и бескорыстие, здоровая критика и самокритика, соревнование.
Группа формально сотрудничающих людей может обходиться без этих качеств, коллектив без них теряет свои преимущества.
В коллективе, обладающем всеми перечисленными признаками, формируется иная система отношений к труду, к людям, к своим личным и общественным обязанностям. В дружном, сплоченном коллективе система отношений определяется разумным сочетанием личных и общественных интересов, умением подчинять личное общественному. Такая система формирует ясную и уверенную позицию каждого члена коллектива, знающего свои обязанности, преодолевающего субъективные и объективные препятствия.
Виднейшим представителем отечественной педагогики, разрабатывавшим теорию коллектива, был А.С. Макаренко. Его перу принадлежат многочисленные педагогические и художественные сочинения, в которых детально разработана методика коллективистского воспитания. Учение А.С. Макаренко содержит подробную технологию поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение - форма жизни коллектива, остановка - форма его смерти; определил принципы развития коллектива (гласности, ответственной зависимости, перспективных линий, параллельного действия); вычленил этапы (стадии) развития коллектива. Чтобы стать коллективом, группа должна пройти путь качественных преобразований. На этом пути А.С. Макаренко выделяет несколько стадий (этапов).
Первая стадия - становление коллектива (стадия первоначального сплочения). В это время коллектив выступает прежде всего как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу (класс, кружок и т. д.) превратить в коллектив, т. е. такую социально-психологическую общность, где отношения учеников определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями. Организатор коллектива - педагог, от него исходят все требования. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации.
На второй стадии усиливается влияние актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива, руководствуясь своими понятиями о том, что приносит пользу, а что - ущерб интересам коллектива. Если активисты правильно понимают потребности коллектива, то они становятся надежными помощниками педагога. Работа с активом на этом этапе требует пристального внимания педагога.
Для второй стадии характерна стабилизация структуры коллектива. Коллектив в это время выступает уже как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Он уже способен требовать от своих членов определенных норм поведения, при этом круг требований постепенно расширяется. Таким образом, на второй стадии развития коллектив уже выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности.
Основная цель педагога на этой стадии - максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив создается. Практически только теперь коллектив достигает определенного уровня своего развития как субъект воспитания, в результате чего и становится возможным целенаправленно использовать его в целях индивидуального развития каждого отдельного ученика. В общей атмосфере доброжелательности по отношению к каждому члену коллектива, высокого уровня педагогического руководства, стимулирующего положительные стороны личности, коллектив становится средством развития социально важных качеств личности.
Развитие коллектива на этой стадии связано с преодолением противоречий: между коллективом и отдельными учениками, опережающими в своем развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований; между общими и индивидуальными перспективами; между нормами поведения коллектива и нормами, стихийно складывающимися в классе; между отдельными группами учеников с различными ценностными ориентациями и т. д. Поэтому в развитии коллектива неизбежны скачки, остановки, движения вспять.
Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. Они отличаются рядом особых качеств, достигнутых на предыдущих этапах развития. Чтобы подчеркнуть уровень развития коллектива на этой стадии, достаточно указать на уровень и характер требований, предъявляемых друг к другу членами коллектива: более высокие требования к себе, чем к своим товарищам. Одно это уже свидетельствует о достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений, привычек. Если коллектив доходит до этой стадии развития, то он формирует целостную, нравственную личность. На данной стадии коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий - основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии.
Процесс развития коллектива рассматривается отнюдь не как плавный процесс перехода от одной стадии к другой. Между стадиями нет четких границ - возможности для перехода к последующей стадии создаются в рамках предыдущей. Каждая последующая стадия в этом процессе не сменяет предыдущую, а как бы добавляется к ней. Коллектив не может и не должен останавливаться в своем развитии, даже если он достиг очень высокого уровня. Поэтому некоторые педагоги выделяют четвертую и последующие стадии движения. На этих стадиях каждый школьник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования, выполнение нравственных норм становится его потребностью, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.
На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции. Традиции - это такие устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь.
Под традициями Макаренко понимал «положения и привычки, принимаемые сознательным уважением к опыту старших поколений, к авторитету коллектива, живущего во времени» [4, с. 125].
В теории А.С. Макаренко традициям уделено очень большое внимание, а в его управленческой практике они занимали едва ли не центральное место. Он всегда считал, что любой стиль и порядок в работе возможны только при наличии определенных традиций, и «ничто так не скрепляет коллектив, как традиция», а «школа, в которой нет традиций… не может быть хорошей школой» [5, с. 268].
В традициях можно выделить большие и малые. Большие традиции - это яркие массовые события, подготовка и проведение которых воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному мнению. Малые, будничные, повседневные традиции скромнее до масштабам, но не менее важны по воспитательным воздействиям. Они учат поддерживать установленный порядок, вырабатывая устойчивые привычки поведения. Малые традиции не требуют особых усилий, их поддерживают установившийся порядок, всеми добровольно принятое соглашение. Традиции меняются и обновляются. Новые задачи, встающие перед коллективом, новые способы их решения становятся со временем более или менее популярными - это способствует возникновению новых и стиранию старых традиций.
Особенно важным считал А.С. Макаренко выбор цели. Практическую цель, которая способна увлечь и сплотить воспитанников, он называл перспективой. При этом он исходил из положения о том, что "истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость". Понятная каждому воспитаннику, осознанная и воспринятая им перспективная цель становится мобилизующей силой, помогающей преодолевать трудности и препятствия.
В практике воспитательной работы А.С. Макаренко различал три вида перспектив: близкую, среднюю и далекую.
Близкая перспектива выдвигается перед коллективом, находящимся на любой стадии развития, даже на начальной. Близкой перспективой может быть, например, совместная воскресная прогулка, поход в цирк или театр, интересная игра-соревнование и т. д. Основное требование к близкой перспективе заключается в том, 'по она должна опираться на личную заинтересованность: каждый воспитанник воспринимает ее как собственную завтрашнюю радость, стремится к ее осуществлению, предвкушая ожидаемое удовольствие. Высший уровень близкой перспективы - это перспектива радости коллективного труда, когда уже один образ совместного дела захватывает ребят как приятная близкая перспектива.
Средняя перспектива, по мнению А.С. Макаренко, заключается в проекте коллективного события, несколько отодвинутого во времени. Для достижения этой перспективы нужно приложить усилия. Примерами средних перспектив, получивших распространение в современной школьной практике, можно назвать подготовку к проведению спортивного соревнования, школьного праздника, литературного вечера. Среднюю перспективу наиболее целесообразно выдвигать тогда, когда в классе уже сформировался хороший работоспособный актив, который может выступить с инициативой и повести за собой всех школьников. Для коллективов на различных уровнях развития средняя перспектива должна дифференцироваться по времени и сложности.
Далекая перспектива - это отодвинутая во времени, наиболее социально значимая и требующая значительных усилий для достижения цель. В такой перспективе обязательно сочетаются личные и общественные потребности. Пример наиболее распространенной далекой перспективы - цель успешного окончания школы и последующего выбора профессии. Воспитание на далекой перспективе дает значительный эффект лишь тогда, когда главное место в коллективной деятельности занимает труд, когда коллектив увлечен совместной деятельностью, когда для достижения поставленной дели требуются коллективные усилия.
Система перспективных линий должна пронизывать коллектив. Выстроить ее нужно так, чтобы в любой момент времени коллектив имел перед собой яркую увлекательную цель, жил ею, прилагал усилия для ее осуществления. Развитие коллектива и каждого его члена в этих условиях существенно ускоряется, а воспитательный процесс протекает естественно. Выбирать перспективы надо с таким расчетом, чтобы работа закончилась с реальным успехом. Прежде чем ставить перед учениками трудные задачи, необходимо учесть и общественные нужды, и уровень развития и организованности коллектива, и опыт его работы. Непрерывная смена перспектив, постановка новых и все более трудных задач - обязательное условие прогрессивного движения коллектива.
Давно установлено, что непосредственное воздействие педагога на ученика по ряду причин может быть малоэффективным. Лучшие результаты дает воздействие через окружающих его школьников. Это учитывал А.С. Макаренко, выдвигая принцип параллельного действия. В его основе - требование воздействовать на школьника не непосредственно, а опосредованно, через первичный коллектив.
Большое значение А.С. Макаренко придавал стилю внутри-коллективных отношений. Отличительным признаком сформированного коллектива он считал: 1) мажор - постоянная бодрость, готовность воспитанников к действию; 2) ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности своего коллектива, гордости за него; 3) дружеское единение его членов; 4) ощущение защищенности каждого члена коллектива; 5) активность, проявляющуюся в готовности к упорядоченному, деловому действию; 6) привычку к торможению, сдержанности в эмоциях и словах.Организация общественного мнения является одной из самых серьезных задач в работе педагогического коллектива. Педагогический коллектив направляет работу детского коллектива так, чтобы воля педагогов и воля коллектива воспитанников были едиными. Единство воли и интересов детскогоколлектива должно быть связано с единой формой работы, с единым детским самоуправлением и, наконец, с общением, соприкосновением всего коллектива. Все это и приведет в конечном итоге к созданию единого ученического коллектива как исключительно мощного средства воспитания. Таким образом, в учебных учреждениях видное место должны занять его органы. Работа этих органов не противоречит принципам единоначалия. Наоборот, к принципам единоначалия и подводит работа всевозможных органов коллектива и его уполномоченных, имеющих строгую границу своей деятельности, несущих за нее глубокую ответственность. Общее собрание. А. С. Макаренко придавал общему собранию особенное значение. Общее собрание - это постоянный контроль деятельности коллектива. Необходимо, чтобы перед общим собранием всегда стояли широкие задачи всего образовательного учреждения, задачи завтрашнего дня, перспективы учреждения, указывал Макаренко. «Основной темой всей работы собраний должно быть движение вперед, расцвет учреждения, улучшение воспитательной работы, успеваемости... Даже вопросы о поведении отдельных воспитанников должны рассматриваться всегда прежде всего с точки зрения анализа, насколько поведение этих воспитанников помогает или противодействует общему движению учреждения вперед» (2, стр.23-24). Совет командиров. Центральным органом, проводящим всю текущую работу в коллективах Макаренко, был Совет командиров, иначе Совет коллектива, который в основном состоял из командиров первичных коллективов. Таким образом, организация ученического коллектива должна начинаться с первичного коллектива.У Макаренко основным признаком организации первичного коллектива был признак производственный. Первичным коллективом был отряд, численность которого не превышала пятнадцати человек. Ясно, что в каждом детском учреждении этот вопрос решается сообразно со своими особенностями; так, например, в учебном учреждении первичным коллективом может быть только класс, в ином учреждении - группа и т. д. Количество членов этих коллективов гораздо большее, чем 15, и в интересах дела они могут и должны быть разделены на более мелкие коллективы: звенья, бригады и т. п. Труднейшим вопросом считал А. С. Макаренко вопрос о главе первичного коллектива, о той фигуре, которая должна руководить им, отвечать за него. В конечном итоге Антон Семенович убедился, что детское выборное лицо способно не только играть в старшего, но и на самом деле руководить, «не будучи для этого ни самым сильным, ни самым талантливым, ни самым волевым», а имея только одно, казалось бы, чисто формальное отличие от всех остальных - полномочие и ответственность.Удобство такой структуры Совета коллектива Макаренко видел в следующем. Прежде всего, в Совете полностью обеспечена демократичность: в нем представлены и интересы всего коллектива в целом и интересы отдельных коллективов. Совет может быстро решать все вопросы, касающиеся и этих коллективов и отдельных лиц, так как через своих членов он может получить самую быструю и точную информацию обо всем и обо всех. Также и решения Совета немедленно становятся известны всем. Такая структура Совета позволяет быстро осуществлять все его решения в практической деятельности воспитанников. Командиры же, информируя о решении Совета коллективы, которыми они руководят, тем самым несут ответственность за эти решения. Санитарная комиссия. Постоянным органом ученического коллектива, имеющим большое воспитательное значение, является санитарная комиссия. Детально разработал Макаренко план работы комиссии и ее дежурных. Этот план дает почти исчерпывающую картину работы санитарной комиссии любого образовательного учреждения и в то же время выводит мысль воспитателя из рамок одного частного вопроса и подводит к решению общего вопроса организации всего воспитательного процесса. Перед воспитателем-организатором раскрывается прекрасный образец планирования работы органа ученического коллектива и отдельного его уполномоченного. Этот образец убеждает воспитателя в необходимости серьезно и по-деловому точно определять любую мелочь в работе каждого участка ученической организации. А. С. Макаренко выдвигал следующие установочные положенияв организации санитарной комиссии и в ее работе: санитарнаякомиссия избирается на полгода общим собранием коллектива; в ее работе участвует врач учреждения, и все решения санитарной комиссии являются обязательными для воспитанников и для сотрудников учреждения;санитарная комиссия наблюдает за чистотой двора и всех помещений . Система сводных отрядов. Такие объединения Макаренко называл сводными отрядами, и они-то и были «самым главным и решающим коррективом» в его системе. Сводный отряд - это временное объединение на неделю не более. Так определял Макаренко существо его первых сводных отрядов в колонии имени Горького. Вооруженные «то сапками, то косами, то граблями, то собственными пятернями», эти отряды «с четкостью расписания скорого поезда проходили в поле и обратно, блестя смехом и шутками, бодростью и уверенностью в себе, до конца зная, где, что и как нужно сделать».Антон Семенович называл сводные отряды «возбудителями жизни», так как это они делали жизнь колонистов, с одной стороны, очень напряженной, но, с другой - полной интереса, коллективных и личных движений.
Система временных уполномоченных. Правильное политическое воспитание связано не только с четкими формами организаций ученического коллектива, но и с обязательным участием каждого воспитанника в общественной жизни своего учреждения. Сеть постоянных органов в ученическом коллективе может охватить очень большое количество воспитанников. Возьмем, к примеру, такой орган, как редколлегия. Этот орган может привлечь к работе очень многих благодаря частой смене групп, ответственных за выпуск стенгазеты, благодаря значительному числу корреспондентов. Временные объединения также дают возможность вовлекать большое количество воспитанников в общие и нужные для всего учреждения дела. Кроме того, распределяя персональные поручения между воспитан-никами, руководство должно стремиться и к тому, чтобы было известное развитие такого поручения. Сначала надо давать отдельному воспитаннику более легкое и короткое задание, затем более трудное и длительное, а в конечном итоге надо ставить перед воспитанником задачу организационную, которая и выше и ценнее других задач. Система дежурств. Увидев в своих повседневных делах пользу для всего учреждения, а значит, и для всего общества, воспитанники постепенно проникнутся уважением к труду, к учебе, научатся чувствовать свою ответственность. В этом большой залог успеха в воспитании патриотизма. В вовлечении каждого воспитанника в общественные дела учреждения большую роль играет и система дежурств, как исполнительный орган коллектива. Работа этого органа тоже должна быть точнейшим образом организована и проверена.«Опыт показал, - утверждал Макаренко, - что в хорошо организованных коллективах дежурство по учреждению может быть возложено на старших воспитанников... В случае затруднения дежурный обращается к руководителю педагогической частью, а это усиливает постоянный деловой контакт актива с руководством» (2, стр. 99). Макаренко указывал, что всем воспитанникам необходимо постоянно подчеркивать, что дежурные - это люди, представляю-щие силу и власть всего коллектива, что в подчинении им есть особое достоинство для каждого воспитанника, так как власть, которую представляет дежурный, есть власть коллектива. Обязанности дежурных должны быть определены точно. Макаренко приводит примерный перечень этих обязанностей: принятие уборки помещений, наблюдение за порядком и чистотой, регистрация всех уклонений от установленного в учреждении режима дня, всех нарушений, опозданий и т. д. Во всех возможных случаях дежурные принимают меры, и о них должно быть указано в рапорте ответственного дежурного.
Обобщая ранее сказанное, прихожу к выводу, что организация воспитательного процесса у Макаренко – это организация формирования коллектива, который станет объектом и субъектом воспитательного процесса. Воспитательная работа – прежде всего организация, то есть способность организовать жизнедеятельность детей. Ведущие отношения в коллективе – деловые и трудовые. Трудовая деятельность является основной. Труд сам по себе не воспитывает, а воспитывает его смысл. Выделю следующие идеи и принципы технологии А.С. Макаренко:
Концепция перспективных линий
Главный инструмент воспитания – коллектив
Включение детей в совместную деятельность
Принцип оптимистической веры в ребенка
Принцип доверия
Принцип сочетания высочайших требований и уважения
Принцип параллельного воздействия
Идея разновозрастных отрядов
Использование соревнования и игры в жизни детей
Включение коллектива в систему широкий социальных связей.
Таковы в основных чертах представления А.С. Макаренко о коллективе и воспитании в нем. Он считал, что не может быть абсолютной, единственно верной теории. Его открытия были рождены самой жизнью, подкреплены практикой и совершались в совместной деятельности педагога с воспитанниками.
Пути формирования коллектива учебной группы
Воспитание в коллективе – основа воспитательной системы. Только в правильно организованном коллективе возможно всестороннее воспитание молодежи. В организованном коллективе члены его должны согласовывать свои личные желания и поступки с общими задачами, стоящими перед коллективом, с поступками и желаниями товарищей. Общие цели определяют личные цели. Единство общих и личных целей – характерная черта организованного коллектива. Вместе с тем в коллективе каждому предоставляется возможность проявить свою инициативу, способности.
Основой общеучилищного коллектива студентов является учебная группа. Ученический коллектив, оказывая серьезную помощь мастеру производственного обучения в решении воспитательных задач, в то же время является для студентов большой школой формирования навыков коллективного труда.
Учебные задания профобразования комплектуются из выпускников средних школ. Как правило, эти студенты приходят в училища из разных школ, районов, и даже областей. Чтобы ученические коллективы созданных учебных групп в короткий срок стали работоспособными, педагогам и, прежде всего, мастерам производственного обучения приходится проводить большую организаторскую работу. Как правило, начинается она с изучения состава группы, индивидуальных особенностей студентов. Многие мастера изучают индивидуальные особенности своих будущих воспитанников еще до начала учебного года, помня совет К.Д. Ушинского: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она, прежде всего, должна узнать его во всех отношениях». Первым источником сведений о студентах служит его небольшое дело – анкета, характеристика из школы и медицинская справка. Изучая личные дела, мастер производственного обучения имеет возможность получить первоначальное представление о составе группы и решить, кому в первую очередь необходимо уделить внимание, найти из числа студентов наиболее способных и активных. При изучении личных дел социальный педагог получает сведения о семьях студентов, составляет социальные паспорта групп, использует полученные данные для оказания материальной помощи студентам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, студентам из малообеспеченных и многодетных семей.
Важное событие для мастера, преподавателей – первая беседа с группой. К этой встрече нужно готовиться, как к экзамену, т.к. настроение студента, желание его учиться во многом зависит от первого впечатления об училище, профессии, мастере, преподавателях. В этот день следует рассказать студентам об истории училища, его лучших выпускниках, традициях коллектива, поставить перед новичками условия, без выполнения которых нельзя успешно изучить профессию: отличная трудовая дисциплина, образцовая культура поведения, борьба за знания, а не за оценки, добросовестное выполнение общественных поручений, борьба за честь своего коллектива.
Первые уроки со студентами старших курсов также следует начинать с таких же направляющих и предупреждающих бесед, групповых и родительских собраний.
При первой встрече с новичками можно предложить им заполнить специальную анкету, в которой кроме обычных анкетных есть такие вопросы, как средний заработок членов семьи, любимое занятие, служебный телефон родителей, домашний телефон, фамилии товарищей, которые учатся в училище и живут рядом. На этих собраниях мастер, преподаватели узнают от родителей об особенностях их детей.
Как правило, перед началом учебного года в мастерских училища и учебных комнатах проводится большая работа по наведению общего порядка. К ней с целью изучения индивидуальных особенностей следует привлекать, прежде всего, студентов нового набора.
Загородная прогулка – лучший способ знакомства с группой. В такой прогулке в течение одного дня зачастую можно узнать о студенте больше, чем на занятиях за весь учебный год. Непринужденная обстановка помогает студентам проявить свои таланты. В походе проверяется их физическая закалка, спортивные и художественные способности.
Хорошим средством формирования ученического коллектива является внеклассная работа. В неофициальной обстановке учащийся порой проявляет черты характера, которые можно не заметить на уроках. Занимаясь внеклассной работой, мастер, несомненно, привлекает ребят к себе, завоевывает их уважение, а это влияет на отношение учащихся к будущей профессии.
Важную роль в формировании ученического коллектива играет правильное распределение общественных поручений, когда каждый студент группы имеет поручение. Мастер должен убедить студентов в том, что, выполняя даже небольшое общественное поручение группы, они вносят свой вклад в улучшение учебного процесса.
Общественное поручение можно подбирать студенту в зависимости от его характера и организаторских способностей. Только после согласия студента можно предложить группе закрепить за ним поручение.
Первостепенная задача мастера и актива группы – создание здорового общественного мнения в коллективе, чтобы сами студенты могли правильно реагировать на любой проступок своего товарища. Ни один вопрос в группе не должен решаться без участия актива. Актив с участием мастера решает, кому присвоить звание «Лучший по профессии». Это поднимает авторитет активистов и ставит мастера в выгодные условия в отношениях со студентами.
Важное место в учебной группе должна иметь спортивная работа. Физическая культура и спорт необходимы для всестороннего воспитания молодого человека. Хорошо подготовленная спортивно-массовая работа в учебной группе непременно скажется на спортивных успехах всего училища и подготовит молодежь к производительному труду, поможет ей стать сильной, ловкой, смелой и волевой.
Важным средством воспитательного воздействия и формирования коллектива является самоуправление. Оно может принимать различные формы, по мере развития коллектива развиваются и формы самоуправления. Распространенной формой в училище является актив группы. В группе с подлинным самоуправлением, многогранной коллективной деятельностью и нравственно ценными коллективными отношениями процесс воспитания личности содействует воспитанию воли, самосознания, чувства долга, возбуждает стремление совершенствовать свои качества, осуществлять работу по самовоспитанию в общественно полезной деятельности.
В становлении коллектива важную роль играют героические традиции рабочего класса. Конечная цель традиций – ввести деятельность нового поколения в то русло, по которому развивалась деятельность старших поколений. Традиция решает эту задачу через регламентацию духовных качеств, необходимых для правильного, с точки зрения рабочего класса, поведения в различных средах общественной и личной жизни.
Роль мастера производственного обучения, преподавателей в процессе формирования ученического коллектива
В условиях научно-технического прогресса, придающего труду новый характер, необходимо, чтобы современный рабочий был подготовлен к нему, имел профессионально образование, обладал глубокими знаниями по профессии и умениями в производственной деятельности. В решении этой задачи ведущее место принадлежит мастерам профучилищ – главным наставникам рабочей смены. Они призваны передать юношам и девушкам свои знания и опыт, идейную убежденность, воспитать активную жизненную позицию, сформировать личность растущего гражданина, привить высокие морально-этические качества.
Глазами своего первого наставника смотрят его воспитанники на избранную профессию, по его делам учатся уважать ее.
В средних профессиональных училищах мастер одновременно как организатор, воспитатель, специалист (инженерно-педагогический работник) и руководитель первичного звена – ученической группы. Действуя, как специалист высокой квалификации, знающий свое дело мастер обучает тому, что сам умеет хорошо и доброкачественно делать, передавая учащимся свои знания и умения.
Успешная работа мастера во многом зависит от его профессиональных и психолого-педагогических знаний, владения методикой обучения и воспитания, способности к постоянному совершенствованию, его личностных качеств.
Мастер во многом решает вопрос создания работоспособного и сплоченного ученического коллектива, характеризующегося здоровым психологическим климатом, высоким моральным уровнем, коллективистскими общественными отношениями.
К.Д. Ушинский придавал большое значение личности педагога, утверждая, что «многое зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственно воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебником, ни системой наказаний и поощрений».В общении с учащимися мастер вырабатывает свой педагогический такт, сущность которого состоит в установлении отношений, способствующих развитию личности воспитанника и приводящих в движение лучшие стороны его ума и характера. И в этом заключается одна из самых трудных задач педагогического мастерства.
За качество обучения и воспитания будущих молодых квалифицированных рабочих, в первую очередь, ответственны преподаватели и мастера производственного обучения. Их основные обязанности следующие:
- вооружить учащихся прочными и глубокими знаниями, умениями и навыками;
- проводить учебную работу на высоком идейном и научном уровне, обеспечивать выполнение учебных планов и программ, вести учет успеваемости студентов, организовывать и контролировать их самостоятельную работу в училище и дома;
- осуществлять идейно-политическое воспитание студентов во время занятий и во внеурочное время;
- оборудование рабочих мест в учебной мастерской, лаборатории и т.д.;
- организация помощи общественным организациям студентов;
- забота о здоровье, быте, физическом воспитании и отдыхе студентов;
- отчетность о результатах учебно-воспитательной работы.
Решающую роль в воспитании у студентов любви к профессии принадлежит мастеру производственного обучения. Именно он должен раскрыть лучшие стороны профессии так, чтобы студенты увлеклись ею, тогда будет хороший результат и в обучении, и в воспитании. Достичь этого возможно только в правильно организованном коллективе.
Используемая литература:
Макаренко А.С. О моем опыте //Педагогические сочинения: В 8 т. Т. 4. М., 1983.
Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания // Сочинения: В 7 т. Т.5 М., 1958.
Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Пособие. М., 1999.
Путь к мастерству : [Сборник / Сост. Л. Чубаров, Т. Ведина], М. Мол. гвардия 1978
Макаренко А.С. О коммунистическом воспитании М., 1952.