Рабочая программа по окружающему миру УМК Начальная школа 21 века 3 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2011 г.) и авторской программы Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир» в рамках программы «Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н.Ф. Виноградова).
Основная цель курса обучения предмету «Окружающий мир» в 3 «А» классе – представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.
Новизной данной программы является: данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями окружающего мира, объединенными общими, присущими им закономерностями. Интегративный характер курса обеспечивает синтез знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, окружающего мира, русского языка, литературного чтения, основ безопасности жизнедеятельности), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика.
Общая характеристика учебного предмета
В программе представлены следующие ведущие содержательные линии
- человек как биологическое существо;
- человек и другие люди;
- человек и мир природы;
- человек и общество;
- история родной страны
Место курса в учебном плане
Во втором классе, в соответствии с образовательной программой школы, на изучение предмета «Окружающий мир» отводится 68 часов в год , 2 часа в неделю, 34 недели.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Изобразительное искусство дает возможность использовать средства художественной выразительности для расширения духовно-культурного пространства ребенка, для наполнения окружающего мира высокими образами искусства.
Русский язык служит основой для развития устной речи: для использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов деятельности (описание, повествование на заданную тему;
построение логически связанных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Литературное чтение создает условия для формирования целостного образа изучаемого предмета или явления.
Основы безопасности жизнедеятельности способствуют формированию личности гражданина, ответственно относящегося к личной безопасности, безопасности общества, государства и окружающей среды.
В авторскую программу изменений не внесено.
Использование образовательных технологий, основные формы организации образовательного процесса.
Основной формой организации образовательного процесса является урок. Курс предполагает применение современных образовательных технологий, методов, форм обучения, приемов и педагогических ресурсов организации учебно-воспитательной работы с учащимися в процессе деятельности:
- максимальное включение в учебную деятельность
- проблемно - деятельностный подход
- проектные, творческие задания
- игровые технологии
- здоровьесберегающий подход
- информационно – коммуникативные технологии
- компетентностно – ориентированное обучение.
Результаты образования учащихся третьего класса:
К концу обучения в третьем классе учащиеся смогут научиться:
приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии;
приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
перечислять особенности хвойных и цветковых растений;
животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
по году определять век, место события в прошлом;
отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу
К концу обучения в третьем классе учащиеся получат возможность научиться:
по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.
объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
Содержание учебного предмета
№ Содержание программного материала Количество часов
1 Земля - наш общий дом 7
2 Человек изучает Землю 4
3 Царства природы 27
4 Наша Родина: от Руси до России 11
5 Как люди жили в старину 12
6 Как трудились в старину 7
Итого 68
Результаты изучения учебного предмета «Окружающий мир» в 3 классе.
Личностные результаты
готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
расширение кругозора и культурного опыта школьника.
Метапредметные результаты
Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий мир»
№ п/пРаздел, тема Кол-во часов Дата Коррекция Основные понятия темы Вид контроля Виды учебной деятельности д/зЗемля – наш общий дом
Где и когда ты живёшь
1 1.09-4.09 Тысячелетие. прошлое, настоящее, будущее. Счет лет в истории текущий Определяют историческое время, сравнение: год, век, столетие. Соотносят события со временем (в прошлом, в настоящем, в будущем).
Характеризуют планеты Солнечной системы. Систематизируют учебный материал: условия жизни на Земле. Характеризуют свойств воды, воздуха. Проводят Опыты: свойства и состояния воды, свойства воздуха
С. 9-10 читать, таблицу учить
Какие бывают природные тела и природные явления 1 названия планет. Астроном Коперник. Языческие верования.
текущий С. 11 задание
С. 13 учить
Солнце – звезда 1 7.09-11.09 Меридианы и параллели. Полюса, экватор, Северное и Южное полушария. Линия горизонта. текущий С. 14 пересказ
Земля – планета Солнечной системы.
Тестирование по теме: Где и когда живешь 1 Экваториальный пояс. Арктический пояс Промежуточный С. 15 учить
С. 17 задание
Значение Солнца для жизни на Земле. 1 14.09-18.09 Картинная галерея. Айвазовский «Девятый вал». текущий С. 19-20 пересказ
Значение воды. Воздушная оболочка Земли. 1 текущий С. 23, 27, 28 читать, с. 30 учить
Стартовая диагностика 1 21.09-25.09 Проверка уровня УУД Человек изучает Землю
Человек познаёт мир 1 Способы познания окружающего мира текущий Работают с моделями: глобус, карта, план (в соответствии с учебной задачей). Конструируют объекты (план классной комнаты, школьный двор и др.). Знакомятся с компасом
С. 35 задание
Как изображают Землю. 1 28.09-2.10 Модели как метод изучения мира текущий С. 36 учить
Географическая карта. Практическая работа. 1 Способы ориентирования в окружающем мире текущий С. 39 учить
Зачем нужен план. 1 5.10-9.10 Способы ориентирования в окружающем мире текущий С. 41 учить
С. 42 учить
Царства природы
Бактерии 1 Живые примитивные существа, имеют разную форму и величину текущий Знакомятся с Разнообразием бактерий. Образом жизни бактерий. Характеризуют грибы как живые организмы. Классифицируют: съедобные — несъедобные грибы. Сравнивают грибы по внешнему виду. виды растений (хвойные, цветковые, мхи и др.); однолетние, двулетние, многолетние растения. Характеризуют представителей разных видов: название, особенности внешнего вида, условия жизни.
Характеризуют значения (функций) разных органов растения. Классифицируют: растения культурные, дикорастущие; полезные и ядовитые для человека.
классы животных; животные одноклеточные и многоклеточные; беспозвоночные и позвоночные, животных — представителей разных классов. Конструируют цепи питания.
Характеризуют значения (функций) разных органов животного. Ищут информацию с использованием справочной литературы на тему «Человек и животные» С. 46-47 пересказ
Грибы. 1 12.10-16.10 Отличие грибов от растений. Правила сбора грибов Проект: Тихая охота. текущий С. 49,50 пересказ
Какие бывают грибы 1 Съедобные и несъедобные грибы (узнавание). текущий С. 51 пересказ
Распространение растений. Растения дикорастущие и культурные.
Ядовитые растения.
1 19.10-23.10 текущий Рассказ о растении
Контрольная работа по теме: Солнечная система
1 26.10-30.10 Задания контрольной работы Контроль знаний Растения прекрасные, но опасные.
1 Картинная галерея. П. Кончаловский «Сирень в корзине». текущий С. 67 учить
2 ЧЕТВЕРТЬ
Водоросли, мхи, папоротники 1 9.11-13.11 Организм. текущий С. 59-61 пересказ
хвойные и цветковые растения
Растения – живые существа. 1 Признаки организма (питание, дыхание, рост, размножение) Побег
текущий С. 62-63 пересказ
Как живёт растение
1 16.11-20.11 Растение — живой организм текущий С. 68-69 пересказ
Растения – живые существа 1 Значение каждого органа растения текущий Рассказ о растении
Размножение растений
1 23.11-27.11 Практич. работа: размножение фиалки и бегонии текущий С. 70 пересказ
Размножение растений: вегетативное размножение
1 Способы распространения растений текущий С. 71-72 пересказ
Размножение растений: как долго живут растения 1 30.11-4.12 Рассказ-рассуждение на основе анализа текста и сравнения рисунков в учебнике текущий С. 78 пересказ
Культурные растения в жизни человека 1 Когда и почему возникло земледелие текущий С. 83 задание
Тестирование по теме: Растительный мир Земли 1 7.12-11.12 Путешествие в прошлое «Хлеб – всей жизни голова». промежуточный С. 86 пересказ
Красная книга России. Охрана растений. 1 Картинная галерея. А. Саврасов «Лосиный остров в Сокольниках» текущий С. 88 пересказ
Промежуточная диагностика 1 14.12-18.12 Контроль знаний и умений Разнообразие мира животных
1 текущий С. 96 пересказ
Животные – часть природы. Роль животных в природе
1 21.12-25.12 текущий С. 98 пересказ
Животные – живые существа (организмы)
1 Фауна. одноклеточные, многоклеточные. насекомые – беспозвоночные животные. Жабры, легкие, трахея. Органы выделения текущий С. 100-101 пересказ
Жизнедеятельность животных
1 28.12-29.12 текущий С. 102, 104, 105, 107 пересказ
3 ЧЕТВЕРТЬ
Беспозвоночные животные. 1 11.01-15.01 текущий С. 110 пересказ
Разнообразие насекомых. Пауки. 1 Ролевая игра, напр., «Я-муравей». текущий С. 112, 115 пересказ
Позвоночные животные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. 1 18.01-22.01 Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся – позвоночные животные текущий С. 118, 121, 124 пересказ
Птицы. Млекопитающие (звери)
1 Картинная галерея. А. Рылов «В голубом просторе». текущий С. 130, 134 пересказ
Природные сообщества
1 25.01-29.01 Цепи питания. Место животных и растений в цепи питания текущий С. 139-140 читать, с. 143 задание
Контрольная работа по теме: Животный мир Земли
1 Задания контрольной работы Контроль знаний Наша Родина: от Руси до России
Как люди узнают о прошлом 1 1.02-5.02 История изучает прошлое Земли и человечества текущий Различают названия российского государства в разные исторические времена С. 6 вопросы
Восточнославянские племена 1 Расселение восточных славян, освоение территорий между Чёрным, Белым и Балтийским морями текущий С. 7-9 пересказ
Первые русские князья 1 8.02-12.02 Возникновение Древнерусского государства текущий С. 12-13 читать
Владимир Красное Солнышко
1 Работа по карте — расположение Древнерусского государства текущий С. 17 пересказ
Владимир Мономах 1 15.02-19.02 Мини-дискуссия «Можно ли Наказ Владимира Мономаха применить к нашему времени?» текущий С. 19 пересказ
Как Москва стала столицей
1 Образование Московской Руси текущий С. 22 пересказ
Иван 1Y Грозный — первый русский царь 1 22.02-26.02 Венчание на царство Ивана 1Y. Характер и особенности поведения Грозного. текущий С. 24-25 пересказ
Пётр 1 Великий 1 Первый император России. Выдающийся деятель, реформатор. текущий С. 26 пересказ
Екатерина 11 Великая 1 29.02-4.03 Деятельность Екатерины Великой на благо русского государства текущий С. 32-33 пересказ
Последний российский император Николай 11 1 Время, в которое он правил. Отречение от престола текущий С. 34-35 пересказ
Советская Россия. СССР
1 7.03-11.03 Октябрьская революция. Республики, входившие в состав СССР текущий С. 37-38 пересказ
Как люди жили в старину
Тестирование по теме: Человек в разные исторические времена
1 Прозвище. Из истории имен. Проектная деятельность: «Что означают имена членов твоей семьи?» текущий Характеризуют особенности быта, труда россиянина в разные исторические эпохи. Описывают «Портрет славянина». Различают внешний вид людей разных сословий (дворянин, крестьянин и др.)
Выполняют задания диагностики Рассказ о семье
Какими людьми были наши предки славяне
1 14.03-19.03 Легенда. Летопись. Пядь. Вершок. текущий С. 46 задание
Как принимали гостей
4 ЧЕТВЕРТЬ
1 Картинная галерея А. Рябушкин «Боярышня 17 века», Г.К. Михайлов «Игра в жмурки» текущий Традиции семьи
О первых каменных постройках
1 30.03-31.03 Картина А.М. Васнецова «В горнице древнерусского дома московских времен», А.Г. Венецианов «Гумно»,
К.П. Брюллов «Портрет княгини
Е. П. Салтыковой», промежуточный С. 56 задание
Какие предметы окружали русских людей 1 П. А. Федотов «Сватовство майора», Н. Ярошенко «Деревенский хор» текущий С. 57 задание
По одёжке встречают
1 4.04-8.04 Особенности одежды славян текущий С. 65 пересказ
Валенки, валенки...
1 Одежда детей, женщин и мужчин текущий С. 67 пересказ
Одежда по приказу 1 11.04-15.04 Одежда разных сословий текущий С. 70-73 пересказ
Русская трапеза
1 Проектная деятельность: Составление древне-русского меню. Картина текущий С. 79 задание
Верования языческой Руси 1 18.04-22.04 Боги древних славян. текущий С. 84-85 пересказ
Итоговая диагностика 1 Контроль УУД Принятие христианства на Руси 1 25.04-29.04 В. Васнецов «Крещение Руси». Проектная деятельность: Христианские праздники. текущий С. 92 пересказ
Как трудились в старину
Труд в крестьянском хозяйстве
1 Земледелие. Земледелец текущий Обобщают учебный материал: возникновение земледелия. Классифицируют: труд крестьянина, ремесленника, рабочего. Характеризуют крепостного права: особенности, причины отмены. Различают: ремёсла и их результаты — продукты. С. 99 задание
Тяжёлый труд крепостных
1 2.05-6.05 Учебный диалог: при каких условиях человек лучше трудится: если он сам распоряжается результатами своего труда, или если работает на своего господина и отдаёт ему всё, что сделал своими руками текущий С. 106 пересказ
Что создавалось трудом ремесленника. Что такое ремесло 1 9.05-13.05 Возникновение ремесленничества в России текущий С. 112 учить
Что создавалось трудом рабочего 1 16.05-20.05 С. 115 задание
О первых мануфактурах, заводах и фабриках в России
1 Мини-дискуссия «При каком труде (машинном или ручном) можно сделать больше вещей» текущий С. 130 учить
Итоговая контрольная работа по темам года 1 23.05-27.05 Строительство железных дорог Контроль знаний Открытие, которые совершил человек в Х1Х-ХХ веках
1 текущий Рассказ об одном открытии
69 Обобщение по теме: Наша Родина 30.05-31.05 70 Обобщение по теме: Как жили в старину Материально – техническое обеспечение учебного предмета «Окружающий мир»
Наименование объектов и средств количество примечание
Библиотечный фонд
1. Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 / Н.Ф. Виноградова. – 3 изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2013. – (Начальная школа XXI века).
2. Окружающий мир: 3 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 / Н.Ф. Виноградова. – 3 изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2013. – (Начальная школа XXI века).
3. Окружающий мир. Электронный образовательный ресурс. 3 класс (CD) / Виноградова Н.Ф. – М.: Вентана-Граф, 2013. – (Начальная школа XXI века).
4. Наблюдаем и трудимся: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.В. Лихолат; [под ред. Н.Ф. Виноградовой]. – М.: Вентана-Граф, 2013. – (Начальная школа XXI века).
5. Думаем и фантазируем: рабочая тетрадь. 3 класс. Литвиненко С.В. – М.: Вентана-Граф, 2013. – (Начальная школа XXI века).
К Печатные пособия
Демонстрационный материал в соответствии с основными требованиями программы обучения
Карточки с заданиями по русскому языку
Веер с буквами Д
Д
Д Многоразового использования
Технические средства обучения
Классная доска с набором таблиц
Магнитная доска
Магнитофон
Персональный компьютер
Интерактивная доска
проектор Д
Д
Д
Д
Д
Д Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектов стульев
Стол учительский с тумбой
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий К
Д
Д Средства контроля
Формы и средства контроля
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков в нетрадиционных формах. На уроках используется фронтальная, групповая, индивидуальная работы, работа в парах. Основной формой работы учителя и учащихся, учащихся друг с другом является учебный диалог.
Система контролирующих материалов для оценки освоения школьниками планируемого содержания.
1 четверть дата 2 четверть дата 3 четверть дата 4 четверть дата итого
Тестирование 1 7.09-11.09 1 7.12-11.12 1 21.03-25.03 3
Контрольная работа 1 26.10-30.10 1 25.01-29.01 1 23.05-27.05 3
Диагностика 1 21.09-25.09 1 14.12-18.12 1 18.04-22.04 3
Литература: Для учащихся:
1. Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 / Н.Ф. Виноградова. – 3 изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2013. – (Начальная школа XXI века).
2. Окружающий мир: 3 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 / Н.Ф. Виноградова. – 3 изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2013. – (Начальная школа XXI века).
3. Окружающий мир. Электронный образовательный ресурс. 3 класс (CD) / Виноградова Н.Ф. – М.: Вентана-Граф, 2013. – (Начальная школа XXI века).
4. Наблюдаем и трудимся: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.В. Лихолат; [под ред. Н.Ф. Виноградовой]. – М.: Вентана-Граф, 2013. – (Начальная школа XXI века).
5. Думаем и фантазируем: рабочая тетрадь. 3 класс. Литвиненко С.В. – М.: Вентана-Граф, 2011. – (Начальная школа XXI века).
Для учителя:
Беседы с учителем. 3 класс. Изд. Центр «Вентана – Граф». Москва. 2013
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века» Изд. Центр «Вентана – Граф». Москва. 2011
Литература, использованная при подготовке программы:
Федеральный государственный общеобразовательный стандарт
Основная образовательная программа образовательного учреждения начальная школа. Составитель Савинов. Просвещение 2011
Программы по учебным предметам. Начальная школа. Москва. Просвещение. 2011
Программы начального общего образования в 2-х частях. Просвещение. 2011
Планируемые результаты начального общего образования под редакцией Ковалевой, Логиновой. Просвещение. 2011
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Асмолов, Володарская. Просвещение. 2011
ФГОС. Поурочные разработки по предметам. – «Вако» 2011
Контрольно-измерительные материалы . Москва. 2011
Приложение
тестирование
1.Тема «Где и когда ты живёшь?
1.Напиши справа римские цифры.
10_______________ 12__________________ 16______________________
11_______________ 15__________________ 20______________________
2.К какому веку относится каждая дата? Напиши римскими цифрами.
1677 г._____________________ 1344г.______________________
1110г.______________________ 1825г.________________________
1300г._____________________ 2001_________________________
3. Составь предложения со словами «было», «есть», «будет».
4. Приведи примеры событий, которые происходят в настоящее время, происходили в прошлом и произойдут в будущем.
2.Тема « Растительный мир Земли»
Отметь знаком «+» правильный ответ.
Царства природы – растения и животные.
Царства природы-растения, животные, грибы, бактерии.
2.Напиши ,какое значение имеют (какую работу выполняют) корень, лист, цветок.
Корень_______________________________________________________________________________
Лист_________________________________________________________________________________
Цветок _____________________________________________________________________________-_
3.Заполни таблицу «Размножение растений».
Размножаются вегетативно
(частями растения) Размножаются семенами
4.Закончи предложения.
Лимон кислый – а виноград ________________.
Красная смородина___________________________ , а малина________________________.
В луке много витамина__________________________.
5. Выбери признак для определения растения как культурного.
Культурные растения красивы.
Культурные растения выращивают для питания людей.
Культурные растения выращивают специально.
3. Тема « Человек в разные исторические времена»
1. Напиши кратко ответ на вопрос «Как люди узнают о прошлом?»
2. Установи историческую последовательность названий нашего государства (поставь цифры 1.2.3.4).
Советская Россия, Древняя Русь, Московская Русь, Россия.
3.Отметь знаком «+» правильный ответ.
Древней Русью правил великий князь.
Древней Русью правил царь.
На Государственном флаге России три полосы – белая, красная, зелёная.
На Государственном флаге России три полосы – белая , синяя, красная.
Контрольные работы
1.Тема « Солнечная система»
1.Определи ,есть ли ошибка в высказывании(Подчеркни»Да» или «Нет»)
К телам живой природы относятся: растения, дождь, снег, животные и человек.
Да Нет
Воздух - смесь газов.
Да Нет
В почве не живут животные.
Да Нет
2.Составь таблицу «Тела живой и не живой природы»
Тела живой природы Тела неживой природы
3. Из какого вещества состоит каждое из этих тел природы?
Гвоздь_______________________________________________________________________
Стул___________________________________________________________________________
Ваза для цветов_________________________________________________________________
Книга__________________________________________________________________________
Капля росы____________________________________________________________________-
Детский мяч___________________________________________________________________
4. Отметь знаком «+» верное утверждение.
Солнце-звезда.
Солнце-планета.
Земля-спутник луны.
Луна-спутник Земли.
Солнце вращается вокруг Земли.
Земля вращается вокруг Солнца.
5. Вставь пропущенные слова.
На географической карте горы обозначаются ________________ цветом, леса -___________________ цветом, водоёмы - __________________ цветом. Солнце – источник света и тепла.
2.Тема «Животный мир Земли.
1.Отметь знаком «+» неверное утверждение.
Паук – насекомое.
Паук – не насекомое.
У животных нет органов чувств.
У животных есть органы чувств.
2.Дополни таблицу «Группы животных по способу питания».
Животные растительноядные Животные хищные Животные всеядные Животные- паразиты
слон скорпион Дождевой червь овод
3.Какое животное неправильно отнесено к группе по способу питания?
Белый медведь, акула, бурый медведь, тигр.
Олень, косуля, сова.
Итоговая работа.
1.Где собраны исторические находки, найденные в земле?
1.В библиотеке
2.В музее
3.В квартире
2.Люди, которые ведут раскопки?
1.Ботаник
2.Зоолог
3.Археолог
3.Кто такие предки?
1.Люди, которые жили перед нами
2. Люди, которые живут сейчас с нами
3. Люди, которые будут жить после нас
4.Что такое венчание на царство?
1.Провозглашение царём
2. Празднование
3. Отречение от престола
5.Какой славянский праздник справлялся зимой, когда день только начинал прибавляться?
1.Иван Купала
2.Коляда (Рождество)
3.Масленница
6.Какой праздник устраивали славяне весной, когда день равнялся ночи?
1.Масленница
2.Рождество
3.Иван Купала
7.Какой бог был главным у славян?
1.Богиня Мокушь2.Бог Перун
3.Бог Велес
8.Первый император России?
1.Петр I
2.Рюрик
3.Екатерина II
9.Что обозначает слово империя?
1.Мир
2.Власть
3.Война
10.Глава нашего государства?
1.Царь
2.Президент
3.Губернатор
11.Главный город, где работает правительство и находятся государственные учреждения?
1.Москва
2.Киев
3.Санкт – Петербург
12.Кто создал первый русский флот?
1.Петр I
2.Рюрик
3.Екатерина II
13.Что является основным законом жизни нашего государства?
1.Конституция
2.Флаг, герб
3.Гимн
14.В какой стране мы живём?
1.Саратовская область
2.Россия
3.Балаково
15.Кто является первым космонавтом?
1.Г.С. Титов
2.Ю.А. Гагарин
3.В.Терешкова
16.Глава нашего государства?
1.Царь
2.Президент
3.Губернатор
Нормы выставления отметок по курсу:
Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Устный ответ:
Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Оценка тестов.
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности. Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам.
Базовый уровень 0 - 60% 60 - 77% 77 - 90% 90 - 100%
менее 17 баллов 18 - 22 балла 23 -26 баллов 27-30 баллов
"2" "3" "4" "5"