Рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру 4 класс. Начальная школа XXI века
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Протокол № ____
от «___»____201___г .
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
_____________________
«___»__________201_г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ СОШ № 8 г. Ишима
_________________
«____»__________ 201____г.
Приказ от «__» ___201____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Барашиной Ирины Анатольевны,
высшая категория
по окружающему миру,
4 а класс
2015 - 2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовой основой рабочей программы «Окружающий мир» являются:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 N373 (в редакции от 29.12.2014 года) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Примерная основная образовательная программа начального общего образования;
Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ №8 г. Ишима, утвержденная приказом директора от 29.05.2015 №_____од;
Учебный план МАОУ СОШ№8 г. Ишима, утверждённый приказом директора от _____года № ___од ;
Положение о Рабочей программе педагога в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №8 г.Ишима», утверждённое приказом по школе №683 от 15.10.2014 года;
Авторская программа по учебному предмету УМК «Начальная школа 21 века» Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир»
Общая характеристика учебного предмета
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико - ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо и культуросообразного поведения в окружающей при родной и социальной среде. Поэтому данный курс играет на ряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым, обеспечивая в дальнейшем как свое личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены в соответствии с тематикой Фундаментального ядра содержания данной предметной области в системе начального общего образования, а также с проблематикой, раскрытой в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и представлены в примерной программе содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В учебном плане школы на изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится 2 часа в неделю, всего 270 часов. В 4 классе -68 часов.
ПРЕДМЕТ: Окружающий мир
КЛАСС: 4 а
Всего часов на изучение программы: 68 часов
Количество часов в неделю: 2 часа
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Изучение Окружающего мира «позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественнонаучного и обществоведческого образования младших школьников. Значение приобщения подрастающего поколения к культуре , обычаям и традициям народа, традиционным, духовным и нравственно-эстетическим ценностям никогда не может потерять своей актуальности. Этнографические знания, получаемые детьми, дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть интересное, прекрасное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории родного края, прежде всего через уважение к народам, культуры которых сформировались на его территории.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Личностные результаты представлены двумя группами:
Первая группа - освоение ребенком нового статуса- школьника:
готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность, взаимодействие с участниками учебной деятельности.
Вторая группа - формирование социальной позиции школьника, его ценностного взгляда на окружающий мир:
формирование основ российской гражданской идентичности; понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры;
понимание особой роли России в мировой истории;
воспитание чувства гордости за национальные достижения; уважительного отношения к своей стране, к истории страны; любви к родному краю, к своей семье; гуманного отношения к людям; толерантности к людям независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе;
принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
формирование основ экологической культуры;
понимание ценности любой жизни;
освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательство и др.);
регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждого из них;
коммуникативные как способность в связной, логически целесообразной речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
Предметными результатами изучения курса являются:
усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно - научных и социально - гуманитарных дисциплин;
умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
владение навыками устанавливать и выявлять причинно - следственные связи в окружающем мире природы и социума;
овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
понимание роли и значения родного края в природе и историко - культурном наследии России, в её современной жизни;
понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Выпускник научится:
узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям
и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото и видеокамеру, микрофон идр.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Человек и общество
Выпускник научится:
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
Содержание учебного предмета
Человек и природа
Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера).
Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Человек и общество
Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества.
Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.
Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Mарта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей .
Раздел
Количество часов
Человек – живое существо.
21 ч
Твоё здоровье.
8 ч
Человек – часть природы.
3 ч
Человек среди людей.
2 ч
Родная страна от края до края.
10 ч
Человек – творец культурных ценностей.
8 ч
Человек – защитник своего Отечества.
7 ч
Мы живём в Российском государстве.
9 ч
Количество контрольных работ, практическая часть
Четверть
Вид работы
I
II
III
IV
Год
Контрольная работа
1
1
1
1
4
Практическая работа
2
1
-
-
3
Лабораторная работа
-
-
1
-
1
Экскурсии
-
1
1
2
Список контрольных работ
№1 Тест по теме "Человек - живой организм"
№2 Итоговая за 1-ое полугодие.
№3 Тест "Природные зоны"
№4 Итоговая за год
Список лабораторных работ
№1 «Состав почвы».
Список практических работ
№1 «Пульс».
№2 "Оказание первой медицинской помощи".
№3 «Правила оказания первой медицинской помощи при отравлении грибами».
Список экскурсий
№1 Какие опасности подстерегают детей на дороге.
№2 Экскурсия в музей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Человек – живое существо. 21 час.
№ урока
Тема урока
Количество часов
Основные понятия
Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий)
УУД
Формы (вид) контроля
Дата.
1
Организм человека. Нервная система
1
Повторение общих признаков живых существ (человека, животных, растений). Закрепление понятия «организм». Знакомство со строением нервной системы, ее ролью в организме
Обсуждать содержание шмуцтитула: о чём ты узнаешь, на какие вопросы ответишь. Вести учебный диалог: «Можно ли назвать человека телом живой природы? Какие признаки живых существ животных и растений можно отнести и к человеку?». Характеризовать функции разных систем органов. ИКТ
Познавательные ууд: отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников
Коммуникативные ууд: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы
Текущий контроль
2
Головной и спинной мозг
1
Головной и спинной мозг: строение и функции
Читать рисунок-схему,
обсуждать тексты «Головной мозг», «Спинной мозг». Составлять план пересказа на тему «Нервная система человека». Характеризовать функции разных систем органов.
Регулятивные ууд: принимать и сохранять учебную задачу
Коммуникативные ууд: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы
Текущий контроль
3
Скелет – опора человека
1
Скелет и мышцы. Значение опорно-двигательной системы.
Сравнивать куклу тряпичную и пластмассовую. Высказывать предположение: «Каким было бы тело человека, если бы не имело костей?» Читать и обсуждать тексты: «Скелет – опора тела», «Мышцы умеют сокращаться». Работать в парах: готовить ответ на вопрос «Можно ли выполнять сложные движения, не думая о том, как это делать?» Характеризовать функции разных систем органов. Работать в группах: составлять презентацию, «Какие занятия полезны для мышц?» ИКТ
Познавательные ууд: отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников
Коммуникативные ууд: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы
Регулятивные ууд: принимать и сохранять учебную задачу
Фронтальный опрос
4
Кости и мышцы необходимо укреплять
1
Осанка. Предупреждение искривления позвоночника
Текущий контроль
5
Пищеварительная система
1
Пищеварительная система, ее органы.
Значение пищеварительной системы
Выполнять задание на обобщение пройденного материала: «Почему человек должен питаться?» Работать с рисунком-схемой «Пищеварительная система». Составлять рассказ-рассуждение: «Как пища переваривается?» Характеризовать функции разных систем органов. ИКТ
Познавательные ууд: отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников
Коммуникативные ууд: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы
Регулятивные ууд: принимать и сохранять учебную задачу.
Текущий контроль
6
Берегите зубы с детства
1
Зубы. Правила ухода за зубами
Текущий контроль
7
Дыхательная система
1
Дыхательная система. Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания.
Читать и обсуждать текст «Как работает дыхательная система». Проводить опыт «Измерение давления». Работать с рисунком-схемой. Составлять рассказ-рассуждение. Работать в парах: подготовка памятки «Правила бережного отношения к дыхательной системе» (с опорой на иллюстративный материал). Характеризовать функции разных систем органов. ИКТ
Познавательные ууд: отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников
Коммуникативные ууд: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы
Регулятивные ууд: принимать и сохранять учебную задачу
Текущий контроль
8
Кровь. Кровеносная система
1
Органы кровеносной системы. Кровь, ее функции
Участвовать в учебном диалоге: «Почему кровеносную систему называют транспортной?» (на основе высказанных предположений). Строить рассказ-рассуждение с опорой на рисунок-схему. Проводить опыт «Измерение пульса». Проводить специально организованное наблюдение (работа с микроскопом). Выполнять задание на самоконтроль и самооценку: «Моё участие в диалоге».
Познавательные ууд: отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников
Коммуникативные ууд: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы
Регулятивные ууд: принимать и сохранять учебную задачу
Текущий контроль
9
Сердце – главный орган кровеносной системы
Практическая работа. Пульс.
1
Сердце. Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов
Практическая работа
10
Органы выделения. Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества
1
Органы выделения, их роль в организме. Почки – главный орган выделения
Работать с рисунком-схемой «Выделительная система». Сравнение самостоятельно составленного текста (на основе рисунка-схемы) с текстом учебника. Решать логическую задачу: «Почему при обследовании больного делают анализ его мочи?» Характеризовать функции разных систем органов. ИКТ
Регулятивные ууд: принимать и сохранять учебную задачу
Коммуникативные ууд: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
Познавательные ууд: строить сообщения в устной и письменной речи
Текущий контроль
11
Кожа. Строение кожи. Как «работает» кожа.
Практическая работа "Оказание первой медицинской помощи"
1
Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание
Читать текст, формулировать вывод. Составлять памятку «О коже нужно заботиться». Характеризовать функции разных систем органов.
Регулятивные ууд: принимать и сохранять учебную задачу
Коммуникативные ууд: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
Познавательные ууд: строить сообщения в устной и письменной речи
Практическая работа
12
К/р №1 Тест по теме "Человек - живой организм"
1
Работать самостоятельно, проявлять
знания.
Контролировать свою деятельность: проверять правильность, логичность построения ответов на вопросы
Устанавливать закономерности.
Регулятивные ууд: принимать и сохранять учебную задачу
Коммуникативные ууд: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
Познавательные ууд: строить сообщения в устной и письменной речи
Тест
13
Зрение. Береги глаза
1
Органы зрения, их значение в жизни человека. Охрана органов зрения.
Обсуждать гипотезы по вопросу «Почему поэт связывает слова „Я живу" с органами чувств человека?» Характеризовать функции разных систем органов. Проводить опыт, наблюдения. Участвовать в дидактической игре, читать текст. Читать информацию, представленную на рисунках-схемах.
Проводить опыт: «Рассмотрим предметы». Обсуждать вывод: «Глаза органы зрения, наши „окна" в мир». Работать в парах: подготовка памятки «Береги глаза». Характеризовать функции разных систем органов. Представлять информацию в «свёрнутом» виде (памятка). Выполнять рефлексивные действия: самооценка взаимодействия в совместной деятельности; самоконтроль правил поведения в житейских ситуациях. ИКТ
Регулятивные ууд: принимать и сохранять учебную задачу
Коммуникативные ууд: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
Познавательные ууд: строить сообщения в устной и письменной речи
Текущий контроль
14
Слух. Береги слух
1
Представление об органах слуха
Участвовать в дидактической игре: «Угадай, откуда звук». Участвовать в учебном диалоге, обсуждать гипотезы почему нужно выполнять правила охраны слуха. Пересказывать текст рубрик «Этот удивительный мир», «Жил на свете человек». Характеризовать функции разных систем органов. Читать информацию, представленную на рисунках-схемах. Представлять информацию в «свёрнутом» виде (памятка). ИКТ
Регулятивные ууд: принимать и сохранять учебную задачу
Коммуникативные ууд: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
Познавательные ууд: строить сообщения в устной и письменной речи
Текущий контроль
15
Обоняние. Как мы чувствуем запахи. Береги обоняние
1
Представление об органах обоняния
Принимать участие в беседе «Что такое обоняние» (на основе имеющихся представлений). Проводить опыты: «Проверим своё обоняние» и «Проверим свой вкус». Работать с рисунком-схемой «Как мы чувствуем запахи?» Вести учебный диалог «Осязание» (на основе высказанных предположений). Характеризовать функции разных систем органов.
Регулятивные ууд: принимать и сохранять учебную задачу
Коммуникативные ууд: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
Познавательные ууд: строить сообщения в устной и письменной речи
Текущий контроль
16
Вкус.
1
Представление об органах вкуса
Фронтальный опрос
17
Осязание. Обобщение
1
Представление об органах осязания
Текущий контроль
18
Эмоции.
1
Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Память
Поддерживать учебный диалог (на основе высказанных предположений): «Что отличает человека от машины-робота?» Выделять главную мысль текста. Работать в группах: разыгрывать житейские ситуации (по выбору детей). Составлять рассказ-повествование по картине В. Перова «Тройка» по коллективно составленному плану. Работать в группах: составление памятки «Учимся владеть собой!». Характеризовать функции разных систем органов
Регулятивные ууд: принимать и сохранять учебную задачу
Коммуникативные ууд: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
Познавательные ууд: строить сообщения в устной и письменной речи
Текущий контроль
19
От эмоции к чувствам.
1
Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Память
Поддерживать учебный диалог (на основе высказанных предположений): «Что отличает человека от машины-робота?» Выделять главную мысль текста. Работать в группах: разыгрывать житейские ситуации (по выбору детей). Составлять рассказ-повествование по картине В. Перова «Тройка» по коллективно составленному плану. Работать в группах: составление памятки «Учимся владеть собой!». Характеризовать функции разных систем органов
Регулятивные ууд: принимать и сохранять учебную задачу
Коммуникативные ууд: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
Познавательные ууд: строить сообщения в устной и письменной речи
Текущий контроль
20
Что такое внимание?
1
Внимание.
Обсуждать житейские ситуации на тему «Когда внимание начинает „работать"?». Формулировать вывод «Что такое внимание?» Выполнять задание на развитие внимания (по рисункам учебника). Работать в парах: обсуждать альтернативные суждения. Работать с листом самооценивания «Всё ли удалось нам (мне) в совместной работе?»
Коммуникативные ууд: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
Познавательные ууд: строить сообщения в устной и письменной речи
Умеет сосредотачиваться, выделять главное, быстро ориентироваться в игровой ситуации, переключается с одних действий на другие
Текущий контроль
21
Зачем человеку память
1
Память.
Обсуждать высказанные предположения «Зачем человеку память?». Выполнять задание на выбор альтернативного суждения: как лучше запоминать. Работать в группах: составление памятки «Развивай память!» Анализировать шмуцтитул: о чём ты узнал, на какие вопросы можешь ответить, о чём тебе хотелось бы ещё узнать.
Коммуникативные ууд: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
Познавательные ууд: строить сообщения в устной и письменной речи
Текущий контроль
Твоё здоровье. 8 часов.
22
Здоровье человека
1
Здоровье человека
Анализировать шмуцтитул: о чём ты узнаешь, на какие вопросы ответишь. Вести учебный диалог: обсуждать ответы на вопрос «Какие условия нужно соблюдать при составлении режима дня?» Составлять текст по последовательной серии иллюстраций. Обсуждать вывод: «Что важно учесть при выполнении режима дня?» Читать и пересказывать текст рубрики «Здоровый человек здоровый сон». Выполнять задание на самоконтроль и самооценку: проверь себя выполняешь ли ты правила здорового сна.
Регулятивные ууд: принимать и сохранять учебную задачу
Коммуникативные ууд: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
Познавательные ууд: строить сообщения в устной и письменной речи
Фронтальный опрос
23
Режим дня
1
Режим дня
Задание на анализ текста: формулирование вывода «Каковы особенности рационального питания?» Работать в парах: составление памятки «Правила рационального питания» (на основе иллюстративного материала учебника). Пересказывать текст рубрики «Этот удивительный мир». ИКТ
Регулятивные ууд: принимать и сохранять учебную задачу
Коммуникативные ууд: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
Познавательные ууд: строить сообщения в устной и письменной речи
Текущий контроль
24
Рациональное питание – что это такое? Закаливание.
1
Рациональное питание. Закаливание.
Вести учебный диалог: обсуждать правила закаливания (на основе текста учебника). Работать с листом самооценивания «Активность во время учебного диалога». Составлять текст по иллюстрациям учебника. Пересказывать текст рубрики «Жил на свете человек» ИКТ
Регулятивные ууд: принимать и сохранять учебную задачу
Коммуникативные ууд: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
Познавательные ууд: строить сообщения в устной и письменной речи
Текущий контроль
25
Можно ли снять усталость?
1
«физический труд» и «умственный труд»
Читать текст и выделять его главную мысль. Работать в парах: характеризовать понятия «физический труд» и «умственный труд» (с опорой на иллюстрации учебника). Пересказывать текст рубрики «Этот удивительный мир». Составлять рассказ-описание «Дискобол» (по фото скульптуры Мирона «Дискобол»).
Регулятивные ууд: принимать и сохранять учебную задачу
Коммуникативные ууд: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
Познавательные ууд: строить сообщения в устной и письменной речи
Текущий контроль
26
Курение и спиртное – опасны для здоровья.
1
Вредные привычки: курение, употребление алкоголя, наркотиков.
Их вред для организма и предупреждение
Составлять план ответа «Вредные привычки». Работать с рисунками-схемами: составление текста-рассуждения. Оформлять вывод: «Что вносят в жизнь человека вредные привычки?
Регулятивные ууд: принимать и сохранять учебную задачу
Коммуникативные ууд: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
Познавательные ууд: строить сообщения в устной и письменной речи
Текущий контроль
27
Когда дом становится опасным.
1
Опасность
Вести учебный диалог: обсуждение предположений о возможных причинах возникновения пожара. Читать и обсуждать главную мысль стихотворения С. Маршака «Пожар». Работать с иллюстративным материалом: составлять рассказ-рассуждение. Работать в парах.
Выполнять игровое упражнение «Как пользоваться газовой плитой». Вести учебный диалог: обсуждать предположение «Может ли компьютер повредить здоровью?».
Регулятивные ууд: принимать и сохранять учебную задачу
Коммуникативные ууд: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
Познавательные ууд: строить сообщения в устной и письменной речи
Текущий контроль
28
Какие опасности подстерегают детей на дороге. Экскурсия.
1
Опасности на дорогах.
Составлять план ответа «Вредные привычки». Работать с рисунками-схемами: составление текста-рассуждения. Оформлять вывод: «Что вносят в жизнь человека вредные привычки?
Регулятивные ууд: принимать и сохранять учебную задачу
Коммуникативные ууд: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
Познавательные ууд: строить сообщения в устной и письменной речи
Текущий контроль
29
Если случилась беда. Ядовитые грибы и растения. Практическая работа
«Правила оказания первой медицинской помощи».
1
Травма. Ядовитые грибы.
Принимать участие в игре-упражнении: «Помощь при травме». Читать текст «Если гроза застала тебя на прогулке» и выделять его главную мысль.
Работать в группах: выбор и пересказ текста («Если тебя укусила пчела», «Ядовитые грибы», «Ядовитые растения»). Читать информацию, представленную в видеофильмах (слайдах). Осознавать необходимость беречь своё здоровье. ИКТ
Регулятивные УУД: в учебных и игровых ситуациях конструировать правила безопасного поведения в среде обитания
Коммуникативные УУД: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
Познавательные ууд: строить сообщения в устной и письменной речи
Практическая работа
Человек – часть природы. 3 часа.
30
Чем человек отличается от животных.
1
Человек и животное.
Анализировать шмуцтитул: о чём ты узнаешь в этом разделе, на какие вопросы ответишь. Вести учебный диалог: обсуждение высказанных предположений по вопросу «Чем человек отличается от животных?» (на основе иллюстраций учебника). Читать и обсуждать текст «Человек умеет думать и говорить».
Регулятивные ууд: принимать и сохранять учебную задачу
Коммуникативные ууд: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
Познавательные ууд: строить сообщения в устной и письменной речи
Текущий контроль
31
Счастливая пора детства.
Почему старикам нужна твоя помощь.
1
Развитие человека от рождения до старости.
Детство. Отрочество.
Взрослость. Старость.
Условия роста и развития ребенка.
Охрана детства. Права ребенка
Вести учебный диалог: обсуждать высказанные суждения. Строить рассказ-рассуждение на основе иллюстраций учебника. Читать информацию, представленную в таблице. Обсуждать проблему. Составлять план текста «Почему пожилым людям нужна твоя помощь». Работать с рубрикой «Картинная галерея»: рассказ-описание по картине. Составлять рассказ из личного опыта. Анализировать шмуцтитул: о чём ты узнал, на какие вопросы можешь ответить, о чём тебе хотелось бы ещё узнать.
Регулятивные ууд: принимать и сохранять учебную задачу
Коммуникативные ууд: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
Познавательные ууд: строить сообщения в устной и письменной речи
Текущий контроль
32
К/р №2 Итоговая за 1-ое полугодие
1
Работать самостоятельно, проявлять
знания.
Контролировать свою деятельность: проверять правильность, логичность построения ответов на вопросы
Устанавливать закономерности.
Познавательные ууд: строить сообщения в устной и письменной речи
Регулятивные ууд: принимать и сохранять учебную задачу
Контрольная работа за 1-ое полугодие
Человек среди людей. 2 часа.
33
Поговорим о доброте.
1
Доброта. Справедливость.
Анализировать шмуцтитул. Вести учебный диалог: обсуждать жизненные ситуации с нравственных позиций. Объяснять смысл крылатых выражений. Оформлять вывод.
Регулятивные ууд: принимать и сохранять учебную задачу
Коммуникативные ууд: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
Познавательные ууд: строить сообщения в устной и письменной речи.
Текущий контроль
34
Умеешь ли ты общаться.
1
Беседа.
Вести учебный диалог: обсуждение качеств героев «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина. Работать в группах: оценивать жизненные ситуации (кого из героев можно назвать справедливым). Оформлять вывод «Кого называют справедливым». Выполнять задание на самооценку участия в совместной деятельности (справедливо ли я вёл себя в процессе совместной деятельности).
Регулятивные ууд: принимать и сохранять учебную задачу
Коммуникативные ууд: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
Познавательные ууд: строить сообщения в устной и письменной речи
Составляет план ответа по теме «Что такое справедливость».
Текущий контроль
Родная страна от края до края. 10 часов.
35
Природные зоны России. Арктика. Тундра
1
Природные зоны. Рельеф. Почва. Тундра.
Анализировать шмуцтитул: о чём ты узнаешь в этом разделе, на какие вопросы ты ответишь. Вести учебный диалог: обсуждать предположение, почему большинство животных Арктики имеют белую или очень светлую окраску, для чего полярной сове густой перьевой покров. Составлять тезисы по тексту рубрики «Знакомься: наша Родина». Вести учебный диалог: обсуждать предположение, почему полярная ива достигает пяти метров в длину, а не в высоту. Сравнивать картины Арктики и тундры (с опорой на иллюстрации и видеоматериалы). ИКТ
Регулятивные ууд: принимать и сохранять учебную задачу
Коммуникативные ууд: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
Познавательные ууд: строить сообщения в устной и письменной речи
Текущий контроль
36
Природные зоны России. Тайга
1
Тайга. Лес, степь, пустыня, субтропики
Читать и обсуждать текст «Тайга». Работать в группах: составлять план-пересказ текста рубрик «Знакомься: наша Родина», «Этот удивительный мир», «Жил на свете человек». Читать и обсуждать текст «Зона смешанных и широколиственных лесов». Упражняться в классификации: заполнять таблицы (на основе иллюстраций учебника и справочных материалов). Находить информацию в справочной литературе; готовить презентацию по изученной теме. ИКТ
Регулятивные ууд: принимать и сохранять учебную задачу
Коммуникативные ууд: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
Познавательные ууд: строить сообщения в устной и письменной речи
Текущий контроль
37
Природные зоны России. Зона смешанных лесов.
1
Тайга. Лес, степь, пустыня, субтропики
Текущий контроль
38
Природные зоны России. Степи, пустыни, влажные субтропики.
1
Степь, пустыня, субтропики
Фронтальный опрос
39
Почвы России.
Лабораторная работа «Состав почвы».
1
Почва. Плодородная почва.
Проводить опыт: состав почвы. Вести учебный диалог: что такое почва (анализ текста учебника и результатов опыта). Обсуждать проблему: «Есть ли в природе вредные существа» (на основе текста рубрики «Этот удивительный мир»).
Регулятивные ууд: принимать и сохранять учебную задачу
Коммуникативные ууд: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
Познавательные ууд: строить сообщения в устной и письменной речи
Лабораторная работа
40
Рельеф России
1
Рельеф. Равнина. Горы.
Вести учебный диалог: обсуждение истинности высказывания «Правомерны ли слова: Россия – страна великих равнин?» Работать с картой: описывать местонахождение Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин. Анализировать текст «Восточно-Европейская равнина».
Читать и обсуждать текст «Урал Каменный пояс».
Работать с картой «Кавказские горы» (местоположение, определение высоты). Работать с текстом рубрики «Жил на свете человек». ИКТ
Регулятивные ууд: принимать и сохранять учебную задачу
Коммуникативные ууд: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
Познавательные ууд: строить сообщения в устной и письменной речи
Текущий контроль
41
Рельеф России. Горы
1
Рельеф. Равнина. Горы.
Вести учебный диалог: обсуждение истинности высказывания «Правомерны ли слова: Россия – страна великих равнин?» Работать с картой: описывать местонахождение Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин. Анализировать текст «Восточно-Европейская равнина».
Читать и обсуждать текст «Урал Каменный пояс».
Работать с картой «Кавказские горы» (местоположение, определение высоты). Работать с текстом рубрики «Жил на свете человек». ИКТ
Регулятивные ууд: принимать и сохранять учебную задачу
Коммуникативные ууд: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
Познавательные ууд: строить сообщения в устной и письменной речи
Текущий контроль
42
К/р №3. Тест "Природные зоны"
1
Работать самостоятельно, проявлять
знания.
Контролировать свою деятельность: проверять правильность, логичность построения ответов на вопросы
Устанавливать закономерности.
Познавательные ууд: строить сообщения в устной и письменной речи
Регулятивные ууд: принимать и сохранять учебную задачу
Тест.
43
Как возникали и строились города. Россия и её соседи. Япония
1
Россия, страны- соседи России
Слушать рассказ учителя: «Япония Страна восходящего солнца». Смотреть и анализировать видеоматериалы. Читать и пересказывать текст «Япония – Страна восходящего солнца». Выполнять творческое задание (воображаемая ситуация): «Чем меня поразил город Токио?» (с опорой на иллюстративный материал).
Работать в парах: сравнивать портреты (китаец, русский), описание внешнего вида людей разных национальностей. Анализировать результаты деятельности в парах (удачи, трудности, их причины). Читать текст «Китай страна природных контрастов», смотреть видеоматериалы. Составлять план рассказа-рассуждения. Самостоятельно готовить рассказ о Финляндии. ИКТ
Познавательные ууд: строить сообщения в устной и письменной речи
Регулятивные ууд: принимать и сохранять учебную задачу
Текущий контроль
44
Как возникали и строились города. Россия и её соседи. Китай.
1
Россия, страны- соседи России
Фронтальный опрос
Человек – творец культурных ценностей. 8 часов
45
Из истории письменности.
1
Культура. Славянская азбука. Летолпись.
Сравнивать собственные высказывания с текстом учебника «Летопись рукописная книга». Работать в группах: представлять текст в зашифрованном знаковом виде (пиктограммы). Читать пиктограммы. Оценивать совместную деятельность: удачен ли был её результат. Пересказывать текст рубрики «Жил на свете человек».
Регулятивные ууд: принимать и сохранять учебную задачу
Коммуникативные ууд: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
Познавательные ууд: строить сообщения в устной и письменной речи
Текущий контроль
46
Из истории письменности. Летопись
1
Культура. Славянская азбука. Летопись.
Сравнивать собственные высказывания с текстом учебника «Летопись рукописная книга». Работать в группах: представлять текст в зашифрованном знаковом виде (пиктограммы). Читать пиктограммы. Оценивать совместную деятельность: удачен ли был её результат. Пересказывать текст рубрики «Жил на свете человек».
Регулятивные ууд: принимать и сохранять учебную задачу
Коммуникативные ууд: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
Познавательные ууд: строить сообщения в устной и письменной речи
Текущий контроль
47
Образование – часть культуры общества.
1
Азбука. Первые университеты в России. М. В. Ломоносов
Обсуждать предположения: можно ли представить современное общество без образованных людей. Читать и обсуждать текст «О первых школах и книгах», объяснять смысл указа князя Владимира. Готовить рассказ-описание по картине «Школа в Московской Руси». Слушать рассказ учителя: «Владимир Мономах и его „Поучение"». Самостоятельно готовить сообщение «Первая Азбука».
Обсуждать вывод: «Особенности образования в эпоху Петра I». Анализировать и сравнивать учебные планы: современный и XVIII века. Обсуждать предположения: «Почему Пётр I уделял особое внимание подготовке моряков».
Регулятивные ууд: принимать и сохранять учебную задачу
Коммуникативные ууд: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
Познавательные ууд: строить сообщения в устной и письменной речи
.
Текущий контроль
48
Русское искусство до XVIII века.
1
Икона. Ремесло. Скоморохи.
Работать с иллюстрациями. Пересказывать текст рубрики «Жил на свете человек». Вести учебный диалог: обсуждать предположение «Можно ли отнести предметы художественных ремёсел к произведениям искусства?»
Описывать произведения художественного искусства Древней Руси. Пересказывать текст «Скоморохи (потешники) первые артисты на Руси». Составлять рассказ-описание «Гусляры» (на основе картины В. Васнецова «Гусляры»).
Читать и обсуждать текст «Архитектура» (с опорой на иллюстративные материалы учебника). Вести учебный диалог: обсуждать предположение, справедливы ли слова «Архитектура застывшая музыка». Обсуждать вопросы: какие архитектурные сооружения, кроме церквей и соборов, появились в XVIII веке?
Составлять рассказ-описание на тему «Какое произведение живописи нравится мне больше других?» (на основе иллюстраций, по выбору ученика). Пересказывать текст рубрики «Жил на свете человек». Составлять описание парадного портрета Жемчуговой
ИКТ
Регулятивные ууд: принимать и сохранять учебную задачу
Коммуникативные ууд: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
Познавательные ууд: строить сообщения в устной и письменной речи
Текущий контроль
49
Русское искусство до XVIII века. Икона.
1
Икона. Ремесло. Скоморохи.
Текущий контроль
50
Искусство России 18 века.
1
Архитектура. Живопись. Публичный театр.
Вести учебный диалог: обсуждать предположение, почему XIX век называют «золотым веком русской культуры». Читать и обсуждать текста «Поэты и писатели XIX века». Обсуждать проблемные вопросы. Работать в группах. Пересказывать текст, составлять рассказ-рассуждение, рассказ-описание.
Слушать рассказ учителя «Композиторы XIX века», слушание музыки М. Глинки, П. Чайковского. Составлять рассказ- рассуждение: «Почему я люблю музыку композитора ...». Читать и обсуждать текст «Товарищество передвижных выставок». Пересказывать текст рубрики «Жил на свете человек». ИКТ
Регулятивные ууд: принимать и сохранять учебную задачу
Коммуникативные ууд: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
Познавательные ууд: строить сообщения в устной и письменной речи
Текущий контроль
51
Золотой век русской культуры – 19 век.
1
Поэты. Писатели. Композиторы. художники.
Вести учебный диалог: обсуждать предположение, почему XIX век называют «золотым веком русской культуры». Читать и обсуждать текста «Поэты и писатели XIX века». Обсуждать проблемные вопросы. Работать в группах. Пересказывать текст, составлять рассказ-рассуждение, рассказ-описание.
Слушать рассказ учителя «Композиторы XIX века», слушание музыки М. Глинки, П. Чайковского. Составлять рассказ- рассуждение: «Почему я люблю музыку композитора ...». Читать и обсуждать текст «Товарищество передвижных выставок». Пересказывать текст рубрики «Жил на свете человек». ИКТ
Регулятивные ууд: принимать и сохранять учебную задачу
Коммуникативные ууд: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
Познавательные ууд: строить сообщения в устной и письменной речи
Текущий контроль
52
Искусство России 20 века.
1
Архитектурные сооружения.
Вести учебный диалог: обсуждать предположения об особенностях произведений живописи XX века (на основе видеоматериалов и иллюстраций учебника). Играть в игру «Архитектурные памятники столицы» (на основе видеоматериалов и иллюстраций учебника)
ИКТ.
Регулятивные ууд: принимать и сохранять учебную задачу
Коммуникативные ууд: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
Познавательные ууд: строить сообщения в устной и письменной речи
Фронтальный опрос
Человек – защитник своего Отечества. 7 часов.
53
Как Русь боролась с половцами.
1
Человек – воин. Почему люди воюют. Борьба славян с половцами. представление о кочевниках, половцах.. Монгольское иго и борьба русских людей за независимость родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской
Обсуждать проблему «Почему люди воюют». Осуществлять коммуникативную деятельность: повествовательные рассказы на темы «Войны в Древней Руси», «Великие войны России». Анализировать текст «Как Русь боролась с половцами».
Работать с картой: описание схемы боя А. Невского со шведскими захватчиками. Пересказывать текст «Куликовская битва» от первого лица (воображаемая ситуация представь, что ты был участником Куликовской битвы). ИКТ
Регулятивные ууд: принимать и сохранять учебную задачу
Коммуникативные ууд: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
Познавательные ууд: строить сообщения в устной и письменной речи
Текущий контроль
54
Как русские люди победили шведских рыцарей
1
Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями
Текущий контроль
55
Битва на Чудском озере. Куликовская битва.
1
Чудское озеро. Куликовская битва.
Текущий контроль
56
Отечественная война 1812 года.
1
«Основные сражения Отечественной войны 1812 года».
Готовить рассказ-повествование «Основные сражения Отечественной войны 1812 года». Пересказывать текст рубрики «Жил на свете человек». Составлять рассказ-описание «Василиса Кожина» (по картине А. Смирнова).
Регулятивные ууд: принимать и сохранять учебную задачу
Коммуникативные ууд: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
Познавательные ууд: строить сообщения в устной и письменной речи.
Фронтальный опрос
57
Великая Отечественная война 1941–1945 гг.
1
Великая Отечественная война 1941–1945 гг.
Слушать рассказ учителя «Страницы Великой Отечественной войны» (с использованием видеоматериалов).
Работать в группах: создание летописи Великой Отечественной войны с подбором иллюстративного материала. ИКТ
Регулятивные ууд: принимать и сохранять учебную задачу
Коммуникативные ууд: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
Познавательные ууд: строить сообщения в устной и письменной речи
Текущий контроль
58
Великая Отечественная война 1941–1945 гг.
Экскурсия в музей.
1
Великая Отечественная война 1941–1945 гг.
Слушать рассказ учителя «Страницы Великой Отечественной войны» (с использованием видеоматериалов).
Работать в группах: создание летописи Великой Отечественной войны с подбором иллюстративного материала. ИКТ
Регулятивные ууд: принимать и сохранять учебную задачу
Коммуникативные ууд: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
Познавательные ууд: строить сообщения в устной и письменной речи
Экскурсия
59
Великая Отечественная война 1941–1945 гг.
Создание летописи.
1
Великая Отечественная война 1941–1945 гг.
Слушать рассказ учителя «Страницы Великой Отечественной войны» (с использованием видеоматериалов).
Работать в группах: создание летописи Великой Отечественной войны с подбором иллюстративного материала. ИКТ
Регулятивные ууд: принимать и сохранять учебную задачу
Коммуникативные ууд: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
Познавательные ууд: строить сообщения в устной и письменной речи
Текущий контроль
Мы живём в Российском государстве. 9 часов
60
Наше государство – Российская Федерация.
1
Государство. Российская Федерация.
Анализирует, обобщает; сравнение, характеристика понятий «государство», «органы власти», ИКТ
Характеризует права и обязанности гражданина России.
Текущий контроль
61
Русский язык – государственный язык России.
1
Государственный язык.
Принимать участие в беседе «Мы живём в Российском государстве». Играть «Спрашиваем отвечай» (что ты знаешь о своём народе).
Слушать рассказ учителя: «Права граждан России».
Строить рассказ-рассуждение «Права гражданина России» (с опорой на иллюстративный материал). Оценивать свою деятельность: как я выполнил задание.
Обсуждать проблемы: «Кого называют патриотом». Работать с иллюстративным материалом: сравнивать и описывать символы России. Слушать гимн России.
Регулятивные ууд: принимать и сохранять учебную задачу
Коммуникативные ууд: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
Познавательные ууд: строить сообщения в устной и письменной речи
Текущий контроль
62
Права граждан.
1
Гражданин и государство. Права и обязанности граждан России.
Работать самостоятельно, проявлять
знания.
Контролировать свою деятельность: проверять правильность, логичность построения ответов на вопросы
Устанавливать закономерности. ИКТ
Регулятивные ууд: принимать и сохранять учебную задачу
Коммуникативные ууд: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
Познавательные ууд: строить сообщения в устной и письменной речи
Текущий контроль
63
Обязанности граждан
1
Гражданин и государство. Права и обязанности граждан России.
Работать самостоятельно, проявлять
знания.
Контролировать свою деятельность: проверять правильность, логичность построения ответов на вопросы
Устанавливать закономерности. ИКТ
Регулятивные ууд: принимать и сохранять учебную задачу
Коммуникативные ууд: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
Познавательные ууд: строить сообщения в устной и письменной речи
Текущий контроль
64
К/р №4 Итоговая за год
1
Работать самостоятельно, проявлять
знания.
Контролировать свою деятельность: проверять правильность, логичность построения ответов на вопросы
Устанавливать закономерности.
Регулятивные ууд: принимать и сохранять учебную задачу
Коммуникативные ууд: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
Познавательные ууд: строить сообщения в устной и письменной речи
Контрольная работа
65
Символы государства.
1
Герб. Гимн. Флаг.
Принимать участие в беседе «Мы живём в Российском государстве». Играть «Спрашиваем отвечай» (что ты знаешь о своём народе).
Слушать рассказ учителя: «Права граждан России».
Строить рассказ-рассуждение «Права гражданина России» (с опорой на иллюстративный материал). Оценивать свою деятельность: как я выполнил задание.
Обсуждать проблемы: «Кого называют патриотом». Работать с иллюстративным материалом: сравнивать и описывать символы России. Слушать гимн России.
ИКТ
Регулятивные ууд: принимать и сохранять учебную задачу
Коммуникативные ууд: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
Познавательные ууд: строить сообщения в устной и письменной речи
Фронтальный опрос
66
Символы государства. Герб. Гимн. Флаг.
1
Герб. Гимн. Флаг.
Фронтальный опрос
67
Повторение и обобщение. Россия XVII–XX веко
1
«Россия XVII–XX веков»
Фронтальный опрос
68
Повторение и обобщение. Россия XVII–XX веко
1
«Россия XVII–XX веков»
Текущий контроль
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Основная литература.
Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. 4 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова. - М. : Вентана-Граф, 2013..
Окружающий мир. 3-4 классы : методическое пособие для учителя / Н. Ф. Виноградова. -М.: Вентана-Граф, 2012.
2. Печатные средства обучения:
предметная линия учебников (на каждого ученика);
рабочие тетради, дидактические материалы (на каждого ученика);
наборы географических и исторических карт (с ориентировкой на содержание предмета);
таблицы, иллюстрирующие различные объекты природы и социума;
научно-познавательная литература, справочно-библиографическая литература и периодические издания;
методическая литература для учителя.
3. Дополнительная литература.
Кубышева, М. А. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе «Школа 2000...» / М. А. Кубышева, Л. Г. Петерсон, Е. А. Гусева. - М. : Ювента, 2010.
Портфолио в начальной школе : тетрадь младшего школьника / авт.-сост. Е. А. Андреева, Н. В. Разваляева. - Волгоград : Учитель, 2010.
Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителя / А. Б. Воронцов [и др.] ; под ред. А. Б. Воронцова. - М. : Просвещение, 2011.
Формирование универсальных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2011.
4. Интернет-ресурсы. .
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - Режим доступа : [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Образовательный портал. - Режим доступа : [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа : [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа : [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Учебно-методический портал. - Режим доступа : [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Портал компании «Кирилл и Мефодий» : [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5. Информационно-коммуникативные средства.
Большая электронная энциклопедия (CD).
Интегрированная среда для поддержания учебного процесса в начальной школе (CD).
6. Наглядные пособия.
Иллюстрации (плакаты, альбомы и др.).
Комплект таблиц «Окружающий мир» для 4 класса.
Комплект таблиц «Естествознание» для 1-4 классов.
7. Демонстрационный материал.
Коллекция «Шишки, плоды, семена деревьев и кустарников».
Ручная лупа.
3.Глобус.
4.Компас, микроскоп; модели систем органов организма человека;
гербарии, муляжи (овощи, фрукты, ягоды, грибы);
5.Оборудование для опытов и экспериментов (типовой вариант).
8. Технические средства обучения.
1. DVD-плеер (видеомагнитофон).
2. Телевизор.
3. Компьютер.
4. Мультимедийная доска.
5. Медиапроектор.
9. Учебно-практическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
Штатив для карт и таблиц.
Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, таблиц и др.).
Шкаф для хранения картин, портретов.
Ящики для хранения наглядных пособий.
9. Специализированная мебель.
Ученические столы 2 местные с комплектом стульев
Стол учительский с тумбой
Шкаф для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
13PAGE 15
13PAGE 144615
15