Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Начальная школа XXI века
Автономная некоммерческая организацияСредняя общеобразовательная школа «Феникс»с группами дошкольного образования
Рассмотрено СогласованоУТВЕРЖДАЮ:
на заседании ШМО Зам. директора по УВРДиректор школы
________Астапова Н.О. ________Козаченко Е.В._________Козин С.В.
Дата ______________ Дата _________________Дата ______________
Рабочая учебная программа
Окружающий мир
3 класс
2014 – 2015 учебный год
Составлена на основе
программы Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир»
Учитель: Астапова Нина ОлеговнаМосква
2014
Пояснительная записка
Программа отражает один из возможных вариантов раскрытия Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009) по предметным областям «Естествознание. Обществознание. (Окружающий мир)» и используется для обучения в четырехлетней начальной школе в образовательном учреждении любого типа.
Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.
В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я».
Таким образом, изучение Окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников.
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:
готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают
познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
На основе установленных целей изучения предмета Окружающий мир были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.
В основе построения курса лежат следующие принципы:
Принцип интеграции — соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, она дает возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника — целостность, нерасчлененность восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи, так как ее отсутствие рождает «болезнь блуждания от одного предмета к другому и интеллектуальную бестолковость» (Г. Гегель). Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе «человек-природа-общество», но и более частные составляющие этой системы: «человек и предметный мир», «человек и другие люди», «человек и его самость», «человек и творческая деятельность». Это обеспечивается представленностью знаний из различных предметных областей — природоведческие, географические, гигиенические, психологические, исторические и др.
Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты. Актуализация содержания обучения предполагает его отбор с учетом специфики социальных ролей данной возрастной группы, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности.
Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе уделяется общекультурным сведениям — творчество выдающихся российских граждан, научных открытиях, истории развития техники, искусства, литературы и др. Для реализации этого принципа в программу введен специальный раздел «Расширение кругозора школьников».
Необходимость принципа экологизации содержания обучения Окружающему миру определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младших школьников. Этот принцип реализуется двумя путями: расширением представлений школьников о взаимодействии человека с окружающим миром (рубрики «Человек и растение», «Человек и животные», «Человек и природа»), а также раскрытием системы правил поведения в природе, подчиняющиеся принципу «Не навреди». Действие принципа распространяется не только на отношение человека к природным объектам, но и к другим людям (элементы социальной экологии).
Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественно-научных и гуманитарных предметов в основной школе.
Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и социальных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический, художественный музеи и т. п. Все это обеспечивает обогащение чувственных представлений школьников и облегчает усвоение естественно-научных и обществоведческих понятий.
Отбор конкретного естественно-научного и обществоведческого содержания обучения подчинялся определенным требованиям.
Центральной идеей, на которой строится интеграция разных знаний, является раскрытие роли человека в природе и обществе, прослеживание становления трудовой деятельности людей, история развития культуры общества. Эти знания от класса к классу расширяются и углубляются, наполняются новыми понятиями и терминами.
При отборе понятий, которые должен усвоить младший школьник к концу обучения в начальной школе, учитывалось следующее:
уровень представлений, накопленных ребенком на эмпирическом уровне, в том числе в дошкольном детстве;
необходимость постепенного и последовательного перевода ученика с этапа общей ориентировки в термине или понятии на этап осознания существенных его характеристик;
зависимость усвоения понятия от уровня сформированности логической связной речи, коммуникативных умений, обеспечивающих развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретной образовательной области, осознанное оперирование усвоенными терминами и понятиями;
преемственность и перспективность в предъявлении терминологии и понятийного аппарата, то есть реализацию пропедевтического значения этапа начального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоению научных понятий.
Конструирование содержания программы предполагало связь теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определило необходимость дать в программе перечень экскурсий, опытов, практических работ.
Место учебного предмета в учебном плане.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год,
Количество часов в неделю - 2 часа.Количество часов в 1 четверти - 18 часовКоличество часов во 2 четверти -14 часовКоличество часов в 3 четверти - 16 часовКоличество часов в 4 четверти - 20 часов
Ценностные ориентиры содержания курса «Окружающий мир»
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Личностные, метапредметны и е предметные результаты освоения курса:
Личностныерезультаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:
· готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
·достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
· личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
· формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
· воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
· понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
· формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Метапредметные результаты В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
·познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
·регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
·коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
Предметные результатыобучениянацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Таким образом, изучение Окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников.
На основе установленных целей изучения предмета Окружающий мир были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.
Основные требования к уровню подготовки учащихся 3 класса:
К концу обучения в третьем классе учащиеся научатся:
— характеризовать условия жизни на Земле;
— устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
— описывать свойства воды (воздуха);
— различать растения разных видов, описывать их;
— объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
— объяснять отличия грибов от растений;
— характеризовать животное как организм;
— устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
— составлять описательный рассказ о животном;
—приводить примеры (конструировать) цепи питания;
— характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного);
— сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и др. разны эпох;
— называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
— работать с географической и исторической картой, контурной картой.
К концу обучения в третьем классе учащиеся могут научиться:
— ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;
— анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
— приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;
— проводить несложные опыты по размножению растений.
— проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;
— рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена
— ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремесел; научные открытия и др.);
— высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
Содержание программы
3 класс (68 ч)
Введение (1 ч)
Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.
Универсальные учебные действия:
ориентироваться в понятии «историческое время»;
различать понятия «век», «столетие», «эпоха».
Земля — наш общий дом (10 ч)
Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.
Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.
Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха.
Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты — методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.
Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.
Универсальные учебные действия:
характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в нее;
анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты;
анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
характеризовать условия жизни на Земле: воды, воздуха, тепла, света;
устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
описывать свойства воды (воздуха), приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;
называть источники воды, характеризовать различные водоемы;
моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей;
ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей;
объяснять назначение масштаба и условных обозначений.
Растительный мир Земли (11 ч)
Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.
Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.
Охрана растений.
Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.
Универсальные учебные действия:
характеризовать значение растений для жизни;
различать(классифицировать) растения разных видов, описывать их;
объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
проводить несложные опыты по размножению растений;
приводить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале).
Грибы (1 ч)
Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.
Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.
Универсальные учебные действия:
объяснять отличия грибов от растений;
различать грибы съедобные от ядовитых.
Животный мир Земли (11 ч)
Животные — часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные. Позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).
Животные — живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.
Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей.
Как человек одомашнил животных.
Универсальные учебные действия:
характеризовать роль животных в природе;
приводить примеры(классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных;
характеризовать животное как организм;
устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
приводить примеры (конструировать)цепи питания;
составлять описательный рассказ о животных разных классов;
составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России»; перечислять причины исчезновения животных;
ориентироваться в понятии «одомашнивание» животных: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных.
Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) (14 ч)
Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи).
Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.
Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).
Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.
Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности.
Универсальные учебные действия:
воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи;
составлять словесный портрет славянина: отвечать на вопрос «Какими были наши предки?»;
описывать особенности труда, быта, одежды, трапезы славян;
воспроизводить дату Крещения Руси, кратко рассказывать о значении этого события.
Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи) (20 ч)
Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.
Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты.
Торговля. Возникновение денег.
Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).
Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.
Уроки-обобщения. Древняя Русь (повторение материала 2 класса); Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).
Экскурсии. В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.
Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.
Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.
Универсальные учебные действия:
ориентироваться в понятиях «земледелие», «культурные растения», «крестьяне», «помещики», «крепостное право», кратко характеризовать их;
рассказывать о возникновении ремесел на Руси, различать характер ремесла по результату труда ремесленника;
приводить примеры изобретений в прошлом и настоящем России;
называть древние города, описывать их достопримечательности;
ориентироваться в понятиях «рабочий», «капиталист»;
объединять(обобщать) события, относящиеся к одной исторической эпохе (например, «Древняя Русь», «Московская Русь»); рассказывать об основных исторических событиях, происходивших в это время;
называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России.
Тематическое планирование
Разделы Кол.часовОсновы виды учебной деятельности
Где и с кем ты живёшь? 2 часа Обсуждение понятий «прошлое», «настоящее», «будущее» (рассматривание схемы-рисунка учебника). Коллективная работа с форзацами учебника.
Солнечная система. 5 часов Повторение материала 2 кл. Обсуждение понятий «тела живой природы», «тела неживой природы». Беседа с использованием схемы строения Солнечной системы. Чтение статьи учебника «Солнце-звезда»
Выполнение заданий в рабочей тетради. Чтение и обсуждение текста учебника
Беседа с использованием иллюстративного материала о возникновении и развитии жизни на Земле. Демонстрация опытов: распространение тепла от его источника, смена сезонов, смена дня и ночи. Обсуждение результатов опытов, доказывающих роль света и тепла в жизни растений
Обсуждение результатов опыта о значении воды в жизни растений. Беседа с использованием рисунков учебника «Вода-среда обитания животных».
Работа с рубрикой «Картинная галерея»
Практическая работа «Солнечная система»
Демонстрация опыта «Выделение углекислого газа при дыхании». Беседа «Состав воздуха» (с использованием диаграммы).
Человек познаёт мир. 6 часов Отличие плана и карты, масштаб, условные обозначения, меридианы и параллели, чтение плана и карты.
Знакомство с моделью Земли-глобусом
Анализ примеров использования человеком богатств природы. Обсуждение правил поведения в различных ситуациях ( в парке, в лесу, на озере, реке)
Практическая работа с географической картой
Работа с рисунками учебника, гербарными экземплярами растений различных сред обитания. Составление рисунка-схемы «Растения – живые существа»
Бактерии. Грибы. 5 часов Отличие грибов от растений, разнообразие грибов. Правила сбора грибов.
Обсуждение проблемы: «Чем грибы отличаются от растений?». Работа с муляжами шляпочных грибов
Обсуждение проблемы «Почему без растений жизнь на Земле невозможна?» Демонстрация гербарных экземпляров культурных растений, муляжей плодов, используемых человеком.
Выполнение контрольной работы.
Работа в парах: составление рассказов «Растения- кладовая витаминов», «Растения и одежда человека»
Растительный мир земли. 11 часов Классификация растений по разным признакам. Взаимосвязи растений и животных. Влияние человека на природные сообщества.
Самостоятельная работа.
Организация классной выставки «Растения родного края», рассказ «экскурсоводов».
Сообщение учащихся о растениях разных групп (дом.зад.).Составление и запись коллективного плана рассказа «Растения Земли».
Работа с рубрикой «Картинная галерея»
Повторение материала «Тела природы». Обсуждение проблемы: Что общего у растений, несмотря на их разнообразие?»
Обсуждение проблемы «Почему корень, стебель и лист называют органами питания растений?
Работа в парах: «Почему при повреждении одного органа погибает все растение?»
Обсуждение проблемы «Бывают ли у растений «дети»?».
Самостоятельное составление плана рассказа «как распространяются плоды и семена в природе?» и обсуждение его классом.
Практическая работа «Растения»
Человек и растения 2 часа Обсуждение проблемы: «Зависит ли труд от природных условий?».
Работа с картой на форзаце учебника
Работа по рисунку-схеме: что относится к земледелию. Решение задачи о бережном отношении к хлебу
Выполнение контрольной работы.
Животный мир Земли 15 часов Повторение: живые тела природы.
Беседа о роли животных в природе.
Словесная дидактическая игра «Назови животного».
Игра-соревнование «Кто больше назовет животных»
Сравнение различных животных (по рисункам).
Чтение текстов учебника
Повторение: дыхание растений. Обсуждение проблемы: «Что общего в дыхании всех живых существ?».
Работа с учебником, ответ на вопрос: «Зачем животному кровеносная система?»
Обсуждение текста учебника.
Сообщение учащихся: «Мои наблюдения за поведение животных (дом.зад.)
Работа с текстом учебника и иллюстрациями.
Работа в тетради.
Сравнение этих групп животных по внешнему виду, характеру передвижения, условиям жизни
Самостоятельная работа.
Работа с иллюстрациями, текстом учебника: «Узнай по описанию»
Книжка-малышка с загадками о земноводных (дом.зад.)
Разгадывание кроссвордов «Животный мир»
Представление презентаций учащихся.
Человек и животное 5 часов Рассматривание рисунков «Что объединяет живые существа в природное сообщество?»
Обсуждение проблемы «Зачем человек приручал животных?»
Проверочная работа
Наша Родина: от Руси до России 3 часа Работа с рисунком-картой: где расселялись восточные славяне
Повторение материала 2 кл. о первых русских князьях.
Работа по карте Древнерусского государства IX-XI веков в учебнике.
С какими племенами и странами граничило наше государство в древности?
Работа с рубрикой «Картинная галерея»
Сравнение двух портретов Екатерины Великой
Анализ схемы в учебнике: как называлась наша страна в разные времена.
Работа в группах: объяснить с помощью словаря значения слов союз, советский
Практическая работа по карте и со словарём.
Как жили наши предки 9 часов Речевая разминка
(работа в парах): «составьте словесный портрет одним словом»
Работа по рисунку: как менялись на Руси постройки.
Беседа по тексту: что такое «топить по черному», «рубить избу»
Демонстрация одежды (выставка рисунков и образцов одежды разных времен в школьном краеведческом музее).
Воображаемая ситуация: «Мы- жители древней Руси (села, поселка). Что мы едим?
Составление меню праздничного обеда славянина. Практическая работа.
Игра «Накроем стол к обеду»
Как трудились наши предки 4 часа Работа с картинной галереей.
Как называют каждый день Масленой недели (дом.зад.)
Чтение текстов учебника.
Обсуждение проблемы: во что верили славяне до принятия христианства на Руси?
Обсуждение: существовало ли в крестьянском хозяйстве разделение труда на мужской и женский.
женский (по рисункам)
Выполнение контрольной работы.
Чтение и обсуждение текста учебника. Слушание народной песни «Пряха» (доп.мат.)
Рассматривание и обсуждение рисунков в учебнике: почему первыми изобретениями человека были гончарный круг, колесо, оружие, орудия труда
Обсуждение гипотезы «Откуда произошло название нашей Родины?»
Календарно – тематическое планирование (68 часов)
Календарные сроки № урока Тема Кол-во часов Планируемые результаты Возможные виды деятельности
Освоение предметных знаний УУД Земля – наш общий дом (7 часов)
1 Где и когда ты живешь.
1 Знать название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города; государственную символику России. Определение исторического времени, сравнение: год, век, столетие. Соотнесение собы-тия со временем (в прошлом, в настоящем, в будущем).
Характеристика планет Солнечной системы. Систематизация учебного материала: условия жизни на Земле. Характеристика свойств воды, воздуха. Опыты: свойства и состояния воды, свойства воздуха. Знакомство с рубриками учебника.
Игра «Кто где?».
Работа с учебником
и рабочей тетрадью.
Рассказы детей
«Поездка на дачу».
2 Солнечная система.
1 Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь различать объекты живой и неживой природы. Игра «Узнай и назови». Работа с рубрикой «Выскажем предположения». Чтение и обсуждение текста учебника. Составление таблицы «Характеристика Солнца».
Рассказ учителя
о Н. Копернике.
3 Солнечная система. Опыт: Смена дня и ночи. 1 Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь различать объекты живой и неживой природы. Выполнение упражнений в рабочей тетради и обсуждение текста учебника.
4 Условия жизни на Земле.
Практическая работа: проращивание семян фасоли. 1 Условия жизни на Земле: свет, тепло. Явления природы: смена дня и ночи, смена времен года. Демонстрация опытов. Обсуждение их результатов.
5 Условия жизни на Земле.
Роль света и тепла в жизни растений. 1 Условия жизни на Земле: свет, тепло. Явления природы: смена дня и ночи, смена времен года. Возникновение и развитие жизни на Земле (беседа). Обсуждение результатов опыта о значении воды в жизни растений.
6 Условия жизни на Земле.
Вода – условие жизни на Земле. 1 Условия жизни на Земле: вода. Охрана природных богатств. Беседа с использованием рисунков учебника. Работа с рубрикой «Картинная галерея».
7
Условия жизни на Земле.
Воздух условие жизни на Земле.
Практическая работа: «Свойства воздуха». 1 Условия жизни на Земле: воздух. Охрана природных богатств. Опыт «Выделение углекислого газа при дыхании». Беседа. Состав воздуха.
Человек изучает Землю (4 часа)
8 Человек познает мир.
Экскурсия в природу. 1 Экскурсия. Работа с моделями: глобус, карта, план (в соответствии с учебной задачей). Конструирование объектов (план классной комнаты, школьный двор и др.). Знакомство с компасом. Экскурсия.
9 Человек познает мир.
Практическая работа с картой. 1 Глобус как модель Земли. Знакомство с понятием «карта».
географическая карта. историческая карта. Беседа о том, из каких источников человек познаёт мир. Знакомство с новыми понятиями: меридианы и параллели.
10 Человек познает мир. 1 Работа с картой. Работа с картой.
11 Человек познает мир. 1 Работа с картой. Работа с картой.
Царства природы (27 часов)
12 Бактерии.
1 Какие бывают бактерии. Разнообразие бактерий. Образ жизни бактерий. Характеристика грибов как живых организмов. Классификация: съедобные — несъедобные грибы. Сравнение грибов по внешнему виду. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Грибы». Классификация: виды растений (хвойные, цветковые, мхи и др.); однолетние, двулетние, многолетние растения. Характеристика представителей разных видов: название, особенности внешнего вида, условия жизни. Характеристика значения (функций) разных органов растения. Трудовая деятельность: выращивание растений; уход за растениями в уголке природе. Коммуникативная деятельность: описание представителей растительного мира родного края. Классификация: растения культурные, дикорастущие; полезные и ядовитые для человека.
Классификация: классы животных; животные одноклеточные и многоклеточные; беспозвоночные и позвоночные. Характеристика животных — представителей разных классов. Конструирование цепей питания. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Животное — живой организм». Характеристика значения (функций) разных органов животного. Поиск информации с использованием справочной литературы на тему «Человек и животные». Работа с рубрикой «Выскажем предположения». Рассказ учителя. Чтение и обсуждение текста.
13 Грибы.
1 Какие бывают грибы. Воображаемая ситуация: «В лес за грибами». Учебный диалог: «Чем грибы отличаются от растений?» (работа с учебником). Работа в парах: составление рассказа «Какие бывают грибы».
14 Грибы. 1 Какие бывают грибы. Беседа, работа в парах.
15 Растения культурные и дикорастущие.
1 Знать некоторые особенности растений разных мест обитания. Путешествие с растениями (работа с рисунком на внутренней стороне обложки). Учебный диалог «Если бы на Земле не было растений». Дидактические игры: «Узнай по вкусу». Работа в группах: «Паспорт» растения. Классификация растений: дикорастущие, культурные.
16 Если бы на Земле не было растений
Контрольная работа №1
по теме: «Земля наш общий дом», «Человек изучает Землю». 1 Знать некоторые особенности растений разных мест обитания. Сам. работа.
17 Растения прекрасные, но опасные.
1 Демонстрация гербариев, муляжей плодов. Работа в парах составление рассказов «Растения – кладовая витаминов», «Ядовитые растения». Работа с гербарием, работа в парах, составление рассказов.
18 Разнообразие растений на Земле.
Практическая работа с гербарием. 1 Демонстрация гербария.
Практическая работа с гербарием.
19 Разнообразие растений на Земле.
1 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; ухода за растениями. Работа в группах:
составление «пас-
портов» растений.
Работа с рубриками «Этот удивительный мир...» и «Картинная галерея».
20 Как живет растение.
1 Знать о том, как происходит питание растений. Фронт. работа.
21 Как живет растение.
1 Знать о том, как происходит питание растений. Работа в парах.
22 Размножение растений.
1 Знать способы размножения растений. Практическая работа: выращивание растения из листа. Работа с иллюстративным материалом.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
23 Размножение растений.
Опыт с живыми комнатными растениями. 1 Знать способы размножения растений. Опыт с комнатными растениями, работа в группах.
24 Размножение растений.
1 Знать способы размножения растений. Работа в парах.
25 Культурные растения в жизни человека. 1 Знать, когда и почему возникло земледелие. Фронт. работа.
26 Культурные растения в жизни человека. 1 Знать, когда и почему возникло земледелие. Работа в группах.
27 Красная книга России.
1 Знать о том, какие страницы есть в Красной книге. Фронт. работа.
28 Красная книга России.
1 Знать о том, какие страницы есть в Красной книге. Работа в группах.
29 Разнообразие мира животных.
1 Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Конструирова-ние плаката «Мир фауны». Работа со схемой и текстом учебника. Групповая работа: примеры разных животных.
30 Разнообразие мира животных.
1 Понятия: одноклеточные и многоклеточные, позвоночные и беспозвоночные. Работа в группах.
31 Животные – живые существа (организмы). 1 Знать, как животные ориентируются в окружающей среде, питание животных, передвижение. Знать условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Музейная экспозиция. Работа с учебником и рабочей тетрадью. Минутка для любознательных
(подготовка к проекту).
32 Животные – живые существа (организмы).
Контрольная работа №2
по теме: «Царства природы». 1 Знать о размножении животных. Знать особенности поведения некоторых животных. Сам. работа.
33 Беспозвоночные животные.
1 Знакомство с беспозвоночными животными. Наблюдения: улитка, дождевой червь. Чтение и обсуждение текста. «Разнообразие насекомых».
работа в парах
(см. учебник).
34 Беспозвоночные животные. 1 Знакомство с беспозвоночными животными. Наблюдения: улитка, дождевой червь. Чтение и обсуждение текста. «Разнообразие насекомых».
работа в парах
(см. учебник).
35 Позвоночные животные. 1 Различать группы животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении. По выбору учителя. Наблюдения рыб в аквариуме, черепахи, белки, хомяка (или других обитателей живого уголка), воображаемая экскурсия в краеведческий музей; работа в группах «Расскажем о животных»; учебный диалог.
36 Позвоночные животные.
1 Различать группы животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении. По выбору учителя. Наблюдения рыб в аквариуме, черепахи, белки, хомяка (или других обитателей живого уголка), воображаемая экскурсия в краеведческий музей; работа в группах «Расскажем о животных»; учебный диалог.
37 Природные сообщества.
1 Знать, как животные приспосабливаются к условиям жизни (цепи питания). Работа с рубрикой «Выскажем предположения», обсуждение текстов учебника. Парная (групповая) работа «Пищевые цепи».
38 Почему люди приручили диких животных. 1 Знать, как люди приручили диких животных. Заповедники. Рассказ учителя с использованием
Иллюстратив-ного материала. Воображаемая экскурсия в Уссурийский заповедник.
Наша Родина: от Руси до России (11 часов)
39 Как люди узнают о прошлом.
1 Знать источники , из которых люди узнают о прошлом. Знать потомков восточных славян, показывать на карте союзы племён. Различение названий российского государства в разные исторические времена. Рассматривание форзаца «Как мы
узнаем о прошлом». Рассказ учителя о восточнославянских племенах. Учебный диалог «Выскажем предположения». Работа с рисунком- схемой.
40 Восточнославянские племена. 1 Знать потомков восточных славян, показывать на карте союзы племён. Рассматривание форзаца «Как мы
узнаем о прошлом». Рассказ учителя о восточнославянских племенах. Учебный диалог «Выскажем предположения». Работа с рисунком- схемой.
41 Первые русские князья. 1 Знать первых русских князей. Работа с текстами учебника. Работа в группах: рассказ о великом князе.
42 Первые русские князья. 1 Знать первых русских князей. Работа с текстами учебника. Работа в группах: рассказ о великом князе.
43 Первые русские князья. 1 Знать первых русских князей. Работа с текстами учебника. Работа в группах: рассказ о великом князе.
44 Как Москва стала столицей.
1 Уметь показывать на карте территорию Московской Руси, города, вошедшие в её состав. Беседа: оживление опыта детей. Работа с исторической картой. Рассказы учителя. Работа с рубриками «Жил на свете человек...» и «Картинная галерея».
45 Иван IV Грозный – первый русский царь. 1 Знакомство с первым русским царём. Беседа: оживление опыта детей. Работа с исторической картой. Рассказы учителя. Работа с рубриками «Жил на свете человек...» и «Картинная галерея».
46 Петр I Великий. 1 Знакомство с Петром 1. Создание русского флота. Рассказ учителя «Пётр I». Работа с рубрикой «Картинная галерея». Учебный диалог «Создание русского флота». Воображаемая экскурсия по Санкт-Петербургу.
47 Екатерина II Великая. 1 Знакомство с Екатериной 2 Великой. Сообщение учителя — вступление в тему. Чтение и обсуждение текста учебника, составление плана пересказа. Работа с рубрикой «Картинная галерея».
48 Последний российский император Николай II. 1 Знакомство с императором Николаем 2. Рассказ учителя о Николае II и о революции. Рассматривание фотографий царской семьи.
49 Советская Россия. СССР. 1 Знакомство с понятиями: большевики, президент, Федеральное собрание. Работа с текстом учебника. Построение схемы (ленты времени).
Как люди жили в старину (12 часов)
50 Контрольная работа № 3 по теме: « От Руси до России». 1 Характеристика особенностей быта, труда россиянина в разные исторические эпохи. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Портрет славянина». Различение внешнего вида людей разных сословий (дворянин, крестьянин и др.) Самостоятельная работа.
51 Из истории племен. 1 Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. Дидактическая игра
«Как меня зовут?».
Чтение и обсуждение текста учебника.
Составление схемы
«Как появились имена». Работа в группах: обсуждение былин. Рассказ
учителя: «Имя, отчество, фамилия».
52 Какими людьми были славяне. 1 Уметь описать внешность славян, рассказать о труде наших предков, защите ими Родины.
Минутка повторения. Работа с рубрикой «Выскажем пред-
положения». Составление словесного
портрета славянина.
Работа с рубрикой
«Картинная галерея». Ролевая игра «Фотоателье».
53 Какими людьми были славяне. 1 Уметь описать внешность славян, рассказать о труде наших предков, защите ими Родины.
Минутка повторения. Работа с рубрикой «Выскажем пред-
положения». Составление словесного
портрета славянина.
Работа с рубрикой
«Картинная галерея». Ролевая игра «Фотоателье».
54 Скажи, какой у тебя дом… 1 Знать, как выглядели жилища славян: полуземлянка, изба, хата-мазанка. Каменные дома. Обсуждение пословицы. Работа с текстами и иллюстрациями учебника. Рассказ учителя. Словарная работа. Игра - моделирование «Крестьянская изба». Работа с рубрикой «Этот удивительный мир...». Составление плана текста.
55 По одежке встречают.
Экскурсия в швейную мастерскую. 1 Экскурсия. Экскурсия.
56 По одежке встречают. 1 Знать, как изготавливали одежду (обувь, головные уборы). Работа в парах.
Беседа.
57 По одежке встречают. 1 Знать, как изготавливали одежду (обувь, головные уборы). Работа в парах.
Беседа.
58 Русская трапеза. 1 Знать, чем питались крестьяне. Знать, чем питались в богатых домах. Работа с пословицами. Чтение и обсуждение текста учебника. Словарная работа. Работа с рубрикой «Этот удивительный мир...». Дидактическая игра «Накроем стол к обеду». Драматизация шутки «Два свояка».
59 Верования языческой Руси. 1 Знать языческие праздники. Воображаемая ситуация «Расскажи бывальщину».
Рассказ учителя
«Народные праздники».
60 Верования языческой Руси. 1 Знать языческие праздники. Воображаемая ситуация «Расскажи бывальщину».
Рассказ учителя
«Народные праздники».
61 Принятие христианства на Руси. 1 Работа с текстом учебника и иллюстрациями. Рассказ учителя «Христианская вера». Обсуждение текста «Принятие христианства на Руси».
Как трудились в старину (7 часов)
62 Что создавалось трудом крестьянина? 1 Обсуждение проблемы «Зависит ли труд от природных условий». Работа с рисунком – схемой «Что такое земледелие?» Обобщение учебного материала: возникновение земледелия. Классификация: труд крестьянина, ремесленника, рабочего. Характеристика крепостного права: особенности, причины отмены. Различение: ремёсла и их результаты — продукты.
Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на темы «Как трудятся люди родного края», «Первые космонавты», «Как создали первый автомобиль».
Беседа на основе полученных ранее знаний. Обсуждение: «Выскажем предположения». Работа
с текстом учебника и иллюстрациями.
63 Что создавалось трудом крестьянина? 1 Обсуждение проблемы: «При каких условиях человек трудится лучше?» Беседа на основе полученных ранее знаний. Обсуждение: «Выскажем предположения». Работа
с текстом учебника и иллюстрациями.
64 Что создавалось трудом ремесленника? 1 Беседа «Что такое ремесло? Какие предметы производят ремесленники? Когда на Руси появились ремесла?» Учебный диалог «Игрушки и игрушечники». Рассказ детей «Моя любимая игрушка». Работа со схемой и текстами учебника. Работа с рубриками «Знакомься: наша Родина» и «Жил на свете человек...». Обсуждение текста «Маленькие ремесленники».
65 Что создавалось трудом ремесленника? 1 Беседа «Что такое ремесло? Какие предметы производят ремесленники? Когда на Руси появились ремесла?» Учебный диалог «Игрушки и игрушечники». Рассказ детей
«Моя любимая игрушка». Работа со схемой и текстами учебника. Работа с рубриками «Знакомься: наша Родина» и «Жил на свете
человек...». Обсуждение текста «Маленькие ремесленники».
66 Что создавалось трудом рабочего? 1 Знакомство с гончарным ремеслом. Знать, как изготавливали оружие. Обсуждение проблемы: какой труд легче
и результативнее — машинный или ручной? Работа с текстом учебника. Рассматривание и описание различных полезных ископаемых. Выполнение заданий в рабочей тетради. «Минутка для любознательных».
67 Что создавалось трудом рабочего?
Контрольная работа №4. 1 Чтение и обсуждение текста учебника: «На каком заводе легче работать?» Самостоятельная работа
68 Открытия, которые совершил человек в XIX – XХ веках. 1 Знать, как и когда появился пароход, автомобиль, самолёт. Знать, как и когда прошло освоение космоса. Работа с текстами и иллюстрациями учебника. Работа с рубрикой «Картинная галерея».
Календарно-тематическое планирование
по предмету окружающий мир
3 класс (68 часов), 2 часа в неделю
Учебник: «Окружающий мир» Виноградова Н.Ф.
№ урока Тема I четверть, 18 часов
1 Где и когда ты живешь. 2 Солнечная система. 3 Солнечная система. Опыт: Смена дня и ночи. 4 Условия жизни на Земле. Практическая работа: проращивание семян фасоли. 5 Условия жизни на Земле. Роль света и тепла в жизни растений. 6 Условия жизни на Земле. Вода – условие жизни на Земле. 7 Условия жизни на Земле. Воздух условие жизни на Земле. Практическая работа: «Свойства воздуха». 8 Человек познает мир. Экскурсия в природу. 9 Человек познает мир. Практическая работа с картой. 10 Человек познает мир. 11 Человек познает мир. 12 Бактерии. 13 Грибы. 14 Грибы. 15 Растения культурные и дикорастущие. 16 Если бы на Земле не было растени. Контрольная работа №1 по теме: «Земля наш общий дом», «Человек изучает Землю». 17 Растения прекрасные, но опасные. 18 Разнообразие растений на Земле. Практическая работа с гербарием. II четверть, 14 часов
1 Разнообразие растений на Земле. 2 Как живет растение. 3 Как живет растение. 4 Размножение растений. 5 Размножение растений. Опыт с живыми комнатными растениями. 6 Размножение растений. 7 Культурные растения в жизни человека. 8 Культурные растения в жизни человека. 9 Красная книга России. 10 Красная книга России. 11 Разнообразие мира животных. 12 Разнообразие мира животных. 13 Животные – живые существа (организмы). 14 Животные – живые существа (организмы). Контрольная работа №2 по теме: «Царства природы».
III четверть, 16 часов
1 Беспозвоночные животные. 2 Беспозвоночные животные. 3 Позвоночные животные. 4 Позвоночные животные. 5 Природные сообщества. 6 Почему люди приручили диких животных. 7 Как люди узнают о прошлом. 8 Восточнославянские племена. 9 Первые русские князья. 10 Первые русские князья. 11 Первые русские князья. 12 Как Москва стала столицей. 13 Иван IV Грозный – первый русский царь. 14 Петр I Великий. 15 Екатерина II Великая. 16 Последний российский император Николай II. IV четверть, 20 часов
1 Советская Россия. СССР. 2 Контрольная работа № 3 по теме: «От Руси до России». 3 Из истории племен. 4 Какими людьми были славяне. 5 Какими людьми были славяне. 6 Скажи, какой у тебя дом… 7 По одежке встречают. Экскурсия в швейную мастерскую. 8 По одежке встречают. 9 По одежке встречают. 10 Русская трапеза. 11 Верования языческой Руси. 12 Верования языческой Руси. 13 Принятие христианства на Руси. 14 Что создавалось трудом крестьянина? 15 Что создавалось трудом крестьянина? 16 Что создавалось трудом ремесленника? 17 Что создавалось трудом ремесленника? 18 Что создавалось трудом рабочего? 19 Что создавалось трудом рабочего? Контрольная работа №4. 20 Открытия, которые совершил человек в XIX – XХ веках. Программное и учебно-методическое обеспечение ГОСаУчебная дисциплина Класс Программа Тип программы Количество часов в неделю, общее Базовый учебник Методическое обеспечение Дидактическое обеспечение
Окружающий мир 3 Виноградова Н.Ф. Окружающий мир программа – М.: Вентана-Граф, 2013.
УМК «Начальная школа XXI век»
Соответствует ФГОС Государственная 2 часа в неделю,
68 часов в год Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразова-тельных учреждений - М.: Вентана-Граф, 2012. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: методика обучения – М.: Вентана-Граф, 2013. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: рабочая тетрадь для учащихся 3 класса общеобразователь-ных учреждений -М.: Вентана-Граф, 2014.
Литература, необходимая для освоения курса
Литература для учителя
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: программа – М.: Вентана-Граф, 2013.
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений - М.: Вентана-Граф, 2012.
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: методика обучения – М.: Вентана-Граф, 2013.
Литература для учеников
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений - М.: Вентана-Граф, 2012.
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: рабочая тетрадь для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений - М.: Вентана-Граф, 2014.
Технические средства обучения и оборудование
Компьютер.
Телевизор.
Магнитная доска.
Компьютерные и информационно-коммуникативные
средства обучения
Электронный образовательный ресурс для работы в классе «Окружающий мир», 3 класс, Вентана - Граф, 2012.
Электронный образовательный ресурс для работы в классе «Окружающий мир в произведениях живописи», 1-4 класс, Вентана - Граф, 2012.
Интернет-ресурсы:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. –
http://scool-collection.edu.ruПрезентации уроков «Начальная школа». - http://nachalka.info/about/193Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – www.festival.1september.ru