Сценарий литературно-музыкальной композиции Юность в огне

Аннотация к сценарию
литературно-музыкальной композиции «Юность в огне»
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Юность в огне» по мотивам повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие» подготовлен для участия в первом открытом межрегиональном фестивале художественного творчества «Дорогами Бориса Васильева»
Цель - привлечения внимания в вопросах воспитания чувства патриотизма у подрастающего поколения путём обращения к героической истории Смоленского края, поддержки, совершенствования и развития детского и юношеского творчества, повышения уровня интеллектуальной и художественной культуры учащихся.
Задачи:
активизировать работу по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию на основе героической истории Смоленской области;
вовлечь обучающихся в творческий процесс, развитие художественных аспектов личности;
выявить и поддержать одаренных детей;
создать условия для раскрытия творческих способностей и самореализации детей и молодежи, вовлечь молодое поколения в активные формы гражданского и патриотического воспитания;
воспитать у молодого поколения уважения к подвигу защитников Отечества, любви и уважения к своему краю;
сохранить память о героическом прошлом Смоленского края на достойных примерах доблестного служения Отечеству;
развивать добровольческую, социальную активность и гражданскую ответственность у молодежи;
развитие сотворчества педагогов и детей.
в сценарии гармонично сочетаются прозаические и стихотворные произведения, элементы драматизации, хореографии и народного фольклора. Используемые произведения:
Б.Л.Васильев «А зори здесь тихие» - повесть
Б.Бакланова «Мне б хотелось – по траве по пояс» - стихотворение
Русская народная песня «Распустила косы русые береза»
Н.Осошник «А закаты алые» песня
Возрастная категория обучающихся: 7-11 классы
Авторы сценария считают, что в условиях снижения интереса детей к книге и чтению важной педагогической задачей является приобщение школьников к произведениям словесного искусства, введение в мир морально-этических ценностей через образы художественных образов литературных произведений и глубину эмоционально-чувствительного контекста. Личная творческая деятельность ребёнка по интерпретации художественного произведения выступает мощным стимулом воспитания личности, формирования духовного мира ребёнка.



муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хорошовская средняя школа имени Героя Советского Союза К.Ф.Фомченкова»
Рославльский район Смоленской области









СЦЕНАРИЙ
ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ
«ЮНОСТЬ В ОГНЕ»
ПО МОТИВАМ ПОВЕСТИ Б.ВАСИЛЬЕВА
«А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ»


















Авторы: Антоненкова Людмила Геннадьевна
учитель биологии и географии,
Кабанова Марина Анатольевна
заместитель директора по воспитательной работе


Эстрадная песня «А закаты алые». Авторы - сл. Н.Осошник, муз В. Осошник. Исполняет Элисова Севда. Руководитель Кабанова М.А.

Сцена 1.
Осянина. Товарищ комендант!.. Товарищ старшина!..
Васков. Что?
Осянина. Немцы в лесу!
Васков. Так... Откуда известно?
Осянина. Сама видела. Двое. С автоматами, в маскировочных накидках...
Васков. Команду в ружье: боевая тревога!
Васков. Строй, нечего сказать. У одной волосы, как грива, до пояса, У другой какие-то бумажки в голове. Вояки! Чеши с такими в лес, лови немцев с автоматами. Вольно!
Васков. Идем надвое суток, так надо считать. Взять сухой паек, патронов... по пять обойм. Подзаправиться... Ну, поесть, значит, плотно. Обуться по-человечески, в порядок себя привести, подготовиться. ШАГОМ МАРШ!!

Отряд девочек вместе с Васковым обходят кулису, и выходят уставшими, размещаются на импровизированной скале.

Сцена 2.
Васков. Ну что, товарищи бойцы, умаялись?
Бричкина. Умаялись...
Васков. Ну, отдыхайте покуда.
Комелькова расчесывает волосы.
Васков: Крашеные поди?
Комелькова: Свои, растрепанная я?
Васков: Это ничего.
Четвертак: Женька, ты русалка!
Бричкина: с тебя скульптуру лепить
Гурвич: Ой, Женька! Тебя в музее выставлять, на чёрном бархате!
Осянина: Несчастная! Такую красоту в обмундирование паковать!
Комелькова: Ничего, девочки! Вот только закончится война, каких мы только нарядов себе не сошьём!!!

Подиумный показ «Мечта». Руководитель Леченкова Л.А

Сцена 3
Васков подходит к Бричкиной: Откуда будешь, Бричкина?
Бричкина: С Брянщины, товарищ старшина.
Васков: В колхозе работала?
Бричкина: Работала, а больше отцу помогала. Он у меня лесник, на кордоне мы жили.
Васков. Сразу видно, бывалый ты человек Лизавета. Хорошо устроилась. Ничего не заметила.
Бричкина. Тихо пока.
Васков. Ты все примечай. Хорошо-то как!
Бричкина. Будто и войны нет.
Васков. (Поет) Лиза, Лиза, Лизавета, что ж не шлешь ты мне привета?
Бричкина. А у нас поют
Васков. После споем с тобой Лизавета. Вот выполним боевой приказ и споем.

Народная песня «Распустила косы русые береза» - русская народная песня. Исполняют: Антоненкова Арина, Константинова Александра, Элисова Севда. Руководитель Герасименко О.М.

Сцена 4
Гурвич читала за своим камнем книжку. Бубнила нараспев, точно молитву, и Федот Евграфыч послушал, прежде чем подойти
Васков. Кому читаешь-то? Кому, спрашиваю, читаешь?
Гурвич. Никому. Себе.
Васков. А чего же в голос?
Гурвич. Так ведь стихи.
Васков. Ну, почитай, и я послушаю

Художественное чтение «Мне б хотелось – по траве по пояс». Из сборника стихов «Ночной блюз» Татьяны Баклановой. Исполняет Новикова Варвара. Руководитель Кущенкова С.М.


Васков. А в голос, все-таки не читай. Ввечеру воздух сырой тут, плотный, а зори здесь тихие, и потому слышно аж за пять верст. И поглядывай. Поглядывай, боец Гурвич.
Гурвич: Есть, поглядывать!

Сцена 5
Васков. Ты чего скукожилась, боец Четвертак?
Четвертак. Холодно...
Протянул руку ко лбу
Васков. Жар у тебя, товарищ боец. Чуешь?

Федот Евграфыч вытащил, фляжку. Плеснул в кружку.

Четвертак. А что это?
Васков. Микстура.
Четвертак. Ой, что вы, что вы...
Васков. Приказываю принять!
Четвертак. Нет, что вы...
Васков. Пей, без разговору!..
Четвертак. Ну, что вы, в самом деле! У меня мама - медицинский работник...
Васков. Нету мамы. Война есть, немцы есть, я есть, старшина Васков. А мамы нету. Мамы у тех будут, кто войну переживет. Ясно говорю?
Осянина. Может, зря сидим?
Васков. Однако не думаю. Если ты фрицев тех с пеньками не спутала, конечно.
Осянина. Тише! Слышишь?
Васков. Птицы кричат... Сороки!.. Сороки-белобоки шебаршат, Рита.
Осянина. Значит, идет кто-то, беспокоит их. Не иначе гости.
Васков. Осянина, подымай бойцов. Мигом! Но скрытно, чтоб ни-ни!

Затемнение на сцене, звук расстрела, тревожная музыка

фоновая музыка

Гурвич - (встаёт, рассказывает): Я училась в Москве, в университете. Была отличницей. Вместо танцев бегала в читалку и во МХАТ, если удавалось достать билет на галёрку. Готовилась к сессии. А тут война. Я надела форму, но переводчиков хватало, а зенитчиц – нет. Вот меня и откомандировали вместе с Женькой Комельковой на 171-й разъезд. Любила читать стихи. Всегда носила с собой томик Блока

Васков: В расселине, скорчившись, лежала Гурвич. Гимнастёрка на груди была густо залита кровью. Две узкие дырочки виднелись на ней. Одна в грудь шла, вторая пониже – в сердце. Соня бежала без опаски по дважды пройденному пути. Бежала, радовалась, и понять не успела, откуда свалилась на хрупкие плечи тяжесть, почему пронзительной яркой болью рванулось вдруг сердце

фоновая музыка

Бричкина - Я родом с Брянщины. Отец – лесник, я ему во всём помогала. Мы на кордоне совсем одни жили. Мне мама всегда говорила: «Ты верь, доченька, верь, может, и придет твое счастье-то, не обойдет тебя стороной». К нам однажды папин знакомый приехал – тоже лесник. Пожил, а по весне открытку прислал: «Тебе надо учиться, Лиза. В августе приезжай в город, устрою в техникум с общежитием». Это в прошлом, сорок первом году было.Началась война Я попала на оборонные работы. Рыла окопы, попадала в окружения, выбиралась из них и снова рыла. Потом оказалась где-то под Валдаем, прибилась к зенитной части. 171-й разъезд

Васков (читает отрывок): Лиза утонула в болоте, выполняя роль связного. Жуткий, одинокий крик долго звенел над равнодушным ржавым болотом. Лиза долго видела синее прекрасное небо и тянулась, тянулась к нему, тянулась и верила. Она в последний раз увидела свет солнца – тёплый, нестерпимо яркий, как обещание завтрашнего дня. И до последнего мгновения верила, что это завтра будет и для неё

фоновая музыка

Четвертак – (встаёт, рассказывает): Война застала меня на 3-м курсе техникума. Я так упорно штурмовала военкомат, что меня в порядке исключения направили в зенитчицы. Военные будни были совсем не похожи на мои представления о фронте, и я тайком плакала по ночам. Но тут появилась Женька, и мир снова завертелся быстро и радостно. Мы всегда были втроём – Рита, Женька и я.

Васков Немцы шли молча, пригнувшись и выставив автоматы, каждый миг, ожидая встречного выстрела. Вдруг Галя, выгнувшись и заломив руки за голову, метнулась через поляну наперерез диверсантам, уже ничего не видя и не соображая. Коротко ударил автомат. Девушка с разлёту сунулась лицом в землю, так и не сняв с головы заломленных в ужасе рук.


фоновая музыка

Комелькова - (встаёт, рассказывает): У меня с немцами имелся личный счёт. Маму, сестру, братишку – всех из пулемёта уложили. А меня эстонка спрятала в доме напротив. И я видела всё. Сестрёнка последней упала: специально добивали.. После гибели родных я осталась одна-одинёшенька, перешла фронт и оказалась в отделении зенитчиц под началом младшего сержанта Осяниной. Всё было как надо – я не расстраивалась.

Васков Она вообще никогда не расстраивалась. Она верила в себя, и сейчас, уводя немцев от Осяниной, ни на мгновение не сомневалась, что всё окончится благополучно. Неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет. Она могла бы затаиться, переждать и, может быть, уйти. Но она стреляла, пока были патроны. И немцы добили её в упор, а потом долго смотрели на её и после смерти гордое и прекрасное лицо

фоновая музыка

Осянина - (встаёт, рассказывает): Первый день войны я встретила на заставе. Не растерялась, не ударилась в панику, была спокойна, так как сына отправила к своим родителям. Поэтому могла заниматься спасением чужих детей. А муж погиб на второй день войны. Вот почему у меня имелся личный счёт с немцами. Когда меня известили о переводе с передовой на объект, я промолчала, сбегала в штаб, поглядела на карту и увидела, что 171-й разъезд находится недалеко от города, где остались больная мать с сынишкой. И попросила послать туда моё отделение.

Васков Рита знала, что рана её смертельна и что, умирать она будет долго и трудно. Она не жалела себя. Своей жизни и молодости, потому что всё время думала о сыне: как он переживёт войну. И как потом сложится его жизнь. А потом, уходя, я скорее почувствовал, чем расслышал этот слабый, утонувший в ветвях выстрел. И, ещё боясь поверить, побежал назад, к сосне. Рита выстрелила в висок, и крови почти не было.

фоновая музыка

Васков - Пять девчат, пять девочек было всего всего пятеро. И всё равно фрицы, проклятые, не прошли.

Уходит на передний план к ступенькам, во время танца сидит на ступеньки

Хореография «Вечная память». Исполняют: Антоненкова Арина, Константинова Александра, Лукина Анна, Новикова Варвара, Шапорова Кристина. Руководитель Кабанова М.А.

Васков - Пять девчат, пять девочек было всего всего пятеро. И всё равно фрицы, проклятые, не прошли.

Оригинальный жанр «Птицы белые». Исполняют: Гарбузова Оксана, Зубарева София, Зубарева Мария, Макарова Ольга, Мамедова Эльвира, Половинкина Элла. Руководитель Кабанова М.А.


Использованная литература

Бакланова Т. Сборник стихов «Ночной блюз»
Васильев Б. «А зори здесь тихие». - М.: ДОСААФ, 1977.
































































13PAGE 15




15