Открытый урок по окружающему миру на тему Достопримечательности Москвы
Предметная неделя
Учитель начальных классов
Моисеева Н.Р.
Конспект урока
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (2 КЛАСС)
ТЕМА «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МОСКВЕ. ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
МОСКВЫ».
ЦЕЛИ:
образовательная – познакомить учащихся с достопримечательностями
города Москвы;
развивающая – познавательный интерес учащихся;
воспитательная – воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине.
Методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, учебник, тетрадь.
Опережающее задание учащимся: а) читать стихи о Москве
б) подготовиться к проведению экскурсии детям-экскурсоводам
в) вырезать из приложения необходимый для урока материал.
Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Сегодня у нас необычный урок. Мы не выходя из класса совершим путешествие по Москве столице нашей Родины.
«Рыбе -вода, птице -воздух, зверю -лес, степь, горы. А человеку нужна Родина». История и судьба России немыслима без Москвы.
Москва -не просто центр страны, часть души каждого гражданина России принадлежит Москве. Мы любим её широкую, раскидистую, с нескончаемыми большими улицами, с огнями высотных домов. Москву нельзя не любить, но когда её могущественная красота откроется Вам в разнообразных чертах и подробностях, Москва станет ещё ближе, понятнее, роднее.
Работа по новой теме.
Москва!
Твоя святая сила
Особую таит красу: «экскурсовод»
Под сердцем ты меня носила,
А в сердце я тебя несу.
Москва стоит на семи холмах. Как и у каждого города у Москвы есть свой герб.
Кто изображён на гербе? ( Георгий Победоносец на коне убивающий змея. Змей, как символ зла на земле).
Главная река, на которой стоит город Москва-река.
В Москву мы отправимся на поезде, который прибывает на Казанский вокзал.
Москва очень большой город. Как вы думаете, достаточно ли такому городу одного вокзала?
-Предположите сколько в Москве вокзалов. (9 вокзалов)
Показ слайдов с видами вокзалов Москвы.
Казанский, Рижский, Ленинградский, Белорусский, Киевский, Павелецкий, Курский, Ярославский, Савеловский.
Слайд (Красная пл., Кремль)
-Что вы видите на экране? (Кремль)
Кремль – это древняя крепость. С Кремля началась Москва. Тогда Кремль имел другой вид. Послушай те каким он был в саамам начале:
(читает заранее подготовленный ученик) «экскурсовод»
Вот он, славный Кремль сосновый,-
За бревенчатой стеной!
Так родился город новый,
И назвался он Москвой.
Да не город деревушка,
На пригорочке – церквушка,
Кучка княжных теремов
Да десятка два домов.
Основателем Кремля, а значит и Москвы был Юрий Долгорукий. Деревянным Кремль был целый век. Затем во время пожара сгорел. После этого построили Кремль из камня.
Слайд Кремль
-Посмотрите, как выглядит современный Кремль. Зубчатые стены и высокие башни. Всего в Кремлёвской стене 20 башен. Троицкая, Тайницкая, Кутафья, Царская и другие.
-Каждая башня получила своё название не случайно. Подумайте, почему их так назвали? (Тайницкая – в ней был тайник-колодец и тайный ход к реке, Царская –с неё царь наблюдал за происходящем на площади, Боровицкая – на её месте был густой бор.)
«экскурсовод»:
Гланая башня – Спасская. Раньше служила для въезда царя.
-Чем она знаменита? (На Спасской башне находятся Кремлёвские куранты)
Кремлёвским курантам 603 года. Современные куранты заводят 2 раза в сутки в 12 и 24 часа. Циферблаты выходят на 4 стороны Спасской башни.
Высота цифр на часах 0,72 м. Длина часовой стрелки 2.97 м, а минутной 3,27м.
(Показ цифры изготовленной из бумаги в натуральную величину, показ длины стрелок с помощью ленточек разной длины 2.97 м и 3,27м.)
-Какой праздник необходится без боя курантов? (Новый год)
Слайд Красная площадь.
«экскурсовод»:
Посетим главную площадь страны
-Как она называется? (Красная пл.)
-Почему она так называется? (Красивая)
Ещё её называли Пожар, т.к. на ней были деревянные торговые ряды, которые часто горели.
На Красной площади проходят военные парады, праздники.
-Чей кабинет находится в Кремле? (Президента)
-Кто является президентом России? (слайд с фото президента России)
Слайд Александровский сад.
«экскурсовод»:
-Какой сад находится у стен Московского Кремля? (Александровский)
Его назвали в честь российского царя Александра 1, который приказал основать этот парк. В Александровском саду есть священное место.
Слайд Могила Неизвестного солдата.
«экскурсовод»:
-Как оно называется? (Могила Неизвестного солдата)
-Кому посвящён вечный огонь?
У вечного огня день и ночь, в любую погоду несут караул солдаты Кремлёвских войск. Каждые 30 минут происходит смена караула, посмотреть на это действие собирается много гостей столицы.
Выпускники нашей школы тоже служили в Кремлёвских войсках и несли караул у вечного огня.
Слайд Покровский собор.
«экскурсовод»:
-Какой храм стоит на Красной площади? (Покровский собор или храм Василия Блаженного)
Он был сооружён по приказу царя Ивана Грозного в честь взятия русскими войсками Казани. Покровский собор состоит из 9 церквей и все они имеют общее основание. Сам собор кажется кружевной пирамидой. О нём существует легенда. После постройки собора царь Иван Грозный повелаел выколоть глаза славным мастерам-умельцам, чтобы не построили они где-нибудь более прекрасного здания.
-Теперь мы покидаем Красную площадь и продолжаем своё путешествие по Москве.
Слайд Храм Христа Спасителя.
«экскурсовод»:
Центральный храм нашей страны. Все праздничные службы, которые мы видим по телевизору передают из этого храма. На экране вы видите современную постройку. Этот храм несколько раз разрушали, но всегда возрождали вновь.
Слайд Воробьёвы горы.
Обзорная площадка. С этого места видна почти вся Москва.
Виден спорткомплекс «Лужники».
-Как называется это место?
Слайд МГУ.
-Кто узнал, что это за здание?
В МГУ учатся студенты не только со всех уголков нашей страны, но и из других стран. Возможно, кто-то из Вас тоже станет студентом МГУ.
Слайд Останкинская башня.
-Назовите, что это за башня? (Центральная телевизионная вышка страны, её высота 540 м.)
Слайд Большой театр.
-Это культурное учреждение страны, которое прославилось на весь мир своими оперными и балетными постановками.
-Как называют этот театр? (Большой)
Слайд Зоопарк.
-Посмотрите, каких животных можно увидеть в Московском зоопарке.
(Показ слайдов с животными Московского зоопарка).
Слайд Московское метро.
-Как называется подземный вид транспорта?
Московское метро одно из самых красивых в мире.
-Может ли такой город обойтись без метро?
4. Работа в тетрадях.
Откройте стр. 43. Выполните задания № 1, №2.
-Приготовьте конвертики для выполнения задания № 3.
Выполните его самостоятельно, затем поменяйтесь с соседом тетрадями и проверьте правильность выполнения задания.
5. Итог.
-В каком городе побывали на уроке?
-Что нового узнали о Москве?
-Что особенно понравилось, запомнилось?
На следующий урок мы продолжим знакомство с Москвой.
6. Домашнее задание.
А) рабочая тетрадь стр.45 № 4.
Б) рассказать родителям о нашем путешествии.
15