Урок по географии на тему: Форма и размеры Земли

План- конспект урока
«Форма и размеры Земли»
Тема урока : «Форма и размеры Земли».
Цель урока: формирование знаний у учащихся о форме и размерах Земли,о глобусе как о модели Земли.
Задачи урока:
-обучающие: сформировать у учащихся знания о форме и размерах Земли; о глобусе как модели Земли ;формировать умения работать с глобусом;
- развивающие: развивать информационную грамотность учащихся;
- воспитательные: пробудить любознательность к поиску дополнительной географической информации; воспитывать взаимопомощь.
Оборудование: глобусы,компьютер,проектор, экран,бумажные полоски,линейки,желательно оборудование мобильного класса.
Структура и ход урока

Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность
учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика
Время (в мин.)

1
2
3
4
5
6

1.
Организационный
момент



1 мин

2
Проверка домашней работы

Сбор планов местности. Беседа о том, почему выбран тот или иной вид съемки. Назвать этапы подготовки к глазомерной съемки. Как ориентировать планшет? Какое оборудование использовалось для съемки? А теперь от земных дел перейдем к делам космическим.
Сдают планы местности. Отвечают на вопросы
6 мин.

3
Целеполагание, мотивация на изучение нового материала.



















ЭОР №2
Глобус-модель Земли







































ЭОР №3
Земля-планета Солнечной системы 1-3 слайды
Вспомните: какие космические тела образуют Солнечную систему? Что является центром солнечной системы? Перечислите все планеты Солнечной системы? Как называется планета на которой мы живем? Какую форму имеют планеты Солнечной системы? А наша планета? Вы в этом уверены? Вы действительно думаете, что она имеет форму шара? А хотели бы узнать точную форму и размеры Земли? Тогда записываем тему урока: «Форма и размеры Земли» и определяем, что мы должны узнать на уроке? Слайд 1. Это сейчас особенно явно видна шарообразная форма Земли на космических снимках(обращает внимание детей на слайд). Но так было не всегда и сейчас я приглашаю вас отправиться в далекое прошлое взять с собой листочки на которые вы самостоятельно запишите этапы развития знания о Земле. Презентация. Постарайтесь как можно больше собрать доказательств о том, что Земля шар. Прочитайте текст учебника стр. 23,24. Назовите основные этапы развития знаний о форме и размерах Земли? В связи с развитием знаний о Земле представление о ее размерах и форме получили четкие доказательства. Работа с учебником стр.24 рисунок 16. Земля имеет размеры:
Экватор -40075км.
Меридиан-40009км.
Окружность-40000км.
Экваториальный радиус-6378км.
Полярный радиус-
6357км.
Площадь Земли-510млн.км2
Исходя из этих данных скажите, земля имеет форму шара? Насколько экваториальный радиус длиннее полярного? В районе чего сплюснута Земля?
(у полюсов). Поэтому истинная геометрическая фигура Земли была названа геоидом(землеподобным). Слайды 1-3. Запишите данные о Земле в тетрадь. А теперь отгадайте загадку: «Он Земли изображенье и не любит искаженья». О чем она?
Физминутка.
«На ноге стоит одной
Крутит вертит головой. Нам показывает страны реки горы океаны.
Ты как глобус покрутись, а теперь остановись»
Вспомните, кто же создал первый глобус и в каком году это было?
Посмотрите на глобус.
Во всем ли он похож на землю? Глобус всегда ориентирован таким образом, что северный полюс находится в верху, а южный полюс внизу. Ось вращения глобуса наклонена так же, как ось вращения Земли. На глобусе хорошо видны очертания материков, океанов, морей; их относительное расположение и размеры. Только очень мелкие. А можно их увеличить? Удобен ли будет такой глобус в обращении? Глобус это модель Земли. Модель-это уменьшенное воспроизведение объекта. Значит у глобуса тоже есть масштаб. Нашли и прочитали масштаб. Скажите во сколько ваш глобус меньше Земли?
«На партах глобусы- большой, средний и маленький». А теперь нам предстоит с помощью масштаба и полоски бумаги определить расстояние:
1.От Москвы до Владивостока.
2. От Москвы до экватора.
Кто может объяснить как будем выполнять работу?
Лучше работать в парах или индивидуально? Результаты измерений записать в тетрадь. К доске приглашаются по одному человеку для записи ответов (расстояние на большом, среднем и маленьком глобусах должно совпадать). Удобно ли было определять расстояние при помощи глобуса? Конечно, гораздо практичнее иметь дело с географическими картами. Посмотрите на глобус, возьмите его в руки и аккуратно поставьте на место. Послушайте стихотворение Е.Шкловского «Ты береги нас» (задание дано заранее). Почему глобус просит беречь Землю?
Отвечают на вопросы










Записывают тему урока








Отбирают материал для доказательства того, что Земля-шар.
(смотрят презентацию, работают с текстом учебника)

Называют основные этапы развития знаний о Земле.


Знакомятся с размерами Земли- работают с рис.16 учебника











Записывают в тетрадь размеры Земли и ее форму.
Отгадывают загадку.


Делают физупражнения.


Отвечают на вопросы.


Работают с глобусом. Рассматривают полюса, экватор, ось.







Отвечают на вопросы.











Измеряют расстояние от одного пункта до другого. Записывают данные в тетрадь.(работают в парах)

Записывают результаты измерений на доске.


Высказывают свое мнение, аргументируя его.




Чтение стихотворения. Ответы на вопрос.


4
Рефлексия
ЭОР№4
Глобус- модель Земли. Практическое занятие.
Предлагаю вам проверить, как усвоен материал урока.
Тестирование с использованием ЭОР
5мин.

5
Подведение итогов урока

Оценивание ответов учащихся

2мин.

6
Домашнее задание

Параграф 9
Индивидуальное задание: подготовить сообщение о видах глобусов (по желанию)
Записывают в дневник дом.задание.
1мин.











ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР.
Приложение к плану-конспекту урока по теме: «Форма и размеры Земли»

Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.
Коллекция
Информационный

Иллюстрация
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

2.
Глобус-модель Земли
Информационный
презентация
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


3.
Земля- планета Солнечной системы
Информационный
иллюстрации
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

4.
Глобус- модель Земли. Практическое задание
практический
тест
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



Дополнительный материал к уроку.

И шепчут мне материки:
«Ты береги нас,береги!»
В тревоге рощи и леса.
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»
Остановил олень свой бег:
«Будь человеком - человек.
В тебя мы верим - не солги,
Ты береги нас, береги».
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус-шар земной,
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: «Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу»








Земля из космосаРисунок 1Описание: Земля из космоса15