Разработка урока «Форма, размеры и движение Земли»
Методическая разработка урока в 5 классе «Форма, размеры и движение Земли»
УМК «Русское слово»:
учебник Е.М. Домогацких «География. Введение в географию»,
Д.В. Молодцов тетрадь-практикум «География. Введение в географию».
С. В. Банников Методические рекомендации .
Цель урока: Формирование представлений о форме Земли, движениях Земли и их географических следствиях.
Задачи урока:
Рассмотреть особенности формы, размеров Земли ее движений.
Познакомить учащихся с географическими следствиями движений Земли.
Раскрыть особенности соотношения радиусов Земли.
Сформировать представление о полюсах, экваторе, полушариях Земли.
Продолжить формирование предметных и метапредметных УУД.
Продолжить работу по здоровьесбережению
Ключевые слова по теме урока: осевое и орбитальное движение Земли, экватор, тропики, Северный полюс, Южный полюс, високосный год.
Планируемые результаты:
Предметные:
Учащиеся научатся:
Анализировать географическую информацию представленную в тексте учебника;
Показывать на глобусе полюса, экватор, полушария, ось Земли;
Использовать географическую информацию для решения учебных задач;
Различать и сравнивать географические следствия движений Земли.
Метапредметные:
Познавательные УУД: уметь вести самостоятельный поиск, анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, уметь создавать модель Земли.
Регулятивные УУД: научатся организовывать свою деятельность, определять цели, задачи и способы деятельности. Уметь оценивать свой результат.
Коммуникативные УУД: Умение вести диалог, выслушивать мнение другого, вырабатывать общее решение.
Личностные УУД:
• формировать ответственное отношение к учению через мотивацию к изучаемой теме;
• формировать толерантность как норму осознанного и доброжелательного отношения к другому ученику;
• освоение социальных норм и правил поведения в группах;
Тип урока: познание нового материала
Оборудование: учебник, ПК, проектор, глобус, видеоролик «Движение Земли». Для эксперимента: полоски бумаги, клей, карандаши.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
Организация класса Слайд 1.
Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку; деление класса на 4 группы Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку. Класс распределяется на 4 группы Регулятивные УУД: умение организовывать свою деятельность.
Актуализация знаний Слайд 2.
Что я знаю?
«Да - нетка»
1.Земля имеет форму шара?
2. Земля вращается?
3.Сутки- это день?
4. Экватор- это океан?
Самостоятельная работа в тетради. Взаимоконтроль. Регулятивные УУД:
уметь оценивать свой результат и результат товарища
Коммуникативные УУД: организовывать работу в парах
Постановка учебной проблемы (целеполагание) Слайд 3.
Побуждает учеников на определение темы урока и постановки цели.
Утром солнышко встаёт,
Спать ребятам не даёт!
-Ну-ка, детки, подымайтесь,
Умывайтесь, одевайтесь
В полдень солнышко в зените,
У него лучи, как нити,
Дальше, дальше день бежит
К вечеру скорей спешит.
Ночью на небе - луна,
Очень строгая она,
Закрывайте дети очи.
Говорит: «Спокойной ночи!»
О чем говорится в стихотворении? Как вы думаете, почему происходит смена дня и ночи. Назовите времена года. Почему происходит смена времен года на Земле?
Слайд 4.
Итак, сегодня мы продолжим разговор о движениях и форме Земли. Дети осознанно воспринимают стихотворение, делают выводы о смене дня и ночи, времен года, формулируют тему и цель урока.
Открывают тетрадь, записывают тему урока. Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи;
Личностные УУД:
формировать мотивацию к изучаемой теме;
Регулятивные УУД: определять цель деятельности;
Изучение нового материала Слайд 5.
Просмотр видеоролика «Движение Земли» http://yandex.ru/video/#!/video/search?text Установка на работу в группах с текстом учебника по инструктивной карточке.
Учитель корректирует и дополняет ответы учеников.
Ученики 1 группы, используя инструктивную карточку, определяют особенности положения экватора, полушария и радиусов Земли.
2 группа, используя инструктивную карточку, по тексту учебника изучают особенности суточного движения Земли.
3 группа, используя инструктивную карточку, по тексту учебника рассматривают следствия годового движения Земли.
4 группа, используя инструктивную карточку, находят определение понятию «год», «високосный год», их продолжительность.
Ученики проговаривают вслух изученный материал.
Личностные УУД
формировать толерантность как норму осознанного и доброжелательного отношения к другому ученику;
Регулятивные УУД:
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- работать по плану.
ПознавательныеУУД
-умение самостоятельно работать с текстом учебника, анализировать информацию
-устанавливать причинно-следственные связи,
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;
- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.
От теории к практике.
Слайд 6.
Эксперимент: Тема «Форма Земли»
Учитель объясняет по слайду цели, задачи и ход эксперимента.
Рефлексия итогов эксперимента.
Учащиеся по инструкции проводят эксперимент, и делают общий вывод о форме Земли, разнице экваториального и полюсного радиуса.
Работая в группах: дети склеивают полоски по 40 см крест- накрест. Свободные концы склеивают в виде шара. В нижнюю часть шара вставляется карандаш. Вращая карандаш в ладонях, учащиеся увидят, что верхняя часть сплющивается, а центральная раздувается.
Ученики демонстрируют свой эксперимент и делают общий вывод.
Личностные УУД
формировать толерантность как норму осознанного и доброжелательного отношения к другому ученику;
Познавательные УУД:
устанавливать причинно-следственные связи;
Регулятивные УУД.
Работать по плану, выдвигать версии.
Коммуникативные УУД:
Организовывать работу в группе, излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами.
Физминутка (здоровье-
сберегающий компонент) «Моя планета» Учитель произносит и показывает:
«Я – большое и жаркое Солнце» (Разводит руки в стороны).
Вы – планета Земля.
Земля вращается вокруг своей оси.
На Земле наступила ночь.
А сейчас снова день.
Дети встают и выполняют движения по заданию учителя.
Дети показывают шар руками вверх.
Дети вращаются вокруг себя.
Дети поворачиваются спиной к учителю.
Дети поворачиваются лицом к учителю Здоровьесбережение.
Применение новых знания Слайд 7.
Учитель предлагает открыть тетрадь-практикум на странице 12 и выполнить с 5- 9 задание.
Открывается слайд с правильными ответами. Открывают рабочую тетрадь и выполняют задание. Обмениваются тетрадями.
Взаимопроверка и выставление оценок.
Регулятивные УУД:
-Уметь оценивать свой результат и товарища.
Личностные УУД
-освоение социальных норм и правил поведения в группах;
Познавательные УУД:
анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, находить соответствие.
Рефлексия учебной деятельности Слайд 8.
Узнали и запомнили.
Учитель обращает внимание на слайд и просит хором проговорить окончание предложения. Спрашивает затруднения учеников. Учащиеся хором проговаривают изученный материал. Задают вопросы на понимание.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь устно выражать свои мысли;
- излагать свое мнение;
Домашнее задание Слайд 9.
Комментирует д/з: прочитать § 4, предлагает выбрать для повторения простые или сложные вопросы после параграфа,
Выполнить работу в тетради- практикуме стр. 11 с 1-4 задание. Записывают в дневник домашнее задание.
Задают вопросы на понимание. Регулятивные УУД: учатся организовывать свою деятельность,