Разработка урока ТЕМА: Положение Земли в Солнечной системе.

Класс________ Дата_________


ТЕМА: Положение Земли в Солнечной системе.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
Расширить знания о Земле как планете Солнечной системы
Сформировать знания об особенностях формы и размерах Земли, как планеты.
дать понятия: планета, орбита, астероид, комета, метеор
формировать навыки работы с электронной презентацией;
анализировать данные учебника, делать выводы.
развивать умение составлять схемы, пользуясь текстом учебника.

ХОД УРОКА:
(электронная презентация)




































Цели:
формировать материалистическое отношение к явлениям природы;
закрепить значения о планете Земля, как небесным телом, формой и величиной, с причинами, вызывающими смену дня и ночи, смену времен года, показать место Земли в солнечной системе;
определить степень усвоения материала по внутреннему строению Земли и её оболочках.

Оборудование: карта полушарий (физическая), теллурий, таблица «Строение солнечной системы», глобус, атласы.

Эпиграф: «Жить учись у постоянно спешащей речной воды. Терпеть учись у Земли. Быть сильным учись у Солнечного диска. А упорству у ветра».

ХОД УРОКА

I. Повторение темы: «Земля – планета солнечной системы».

– Прокомментируйте, как вы понимаете это высказывание?
– Как называется раздел, с которым мы уже познакомились?
– Как называется мир (космическое пространство), которое нас окружает и
заполняет? (Вселенная)
– Из чего состоит Вселенная? (Из милиарда галактик)
– Что из собой представляет Галактика? (Гигантские звездные системы, расположенные на огромных расстояниях)
– Как называется звездная система нашей Галактики? (Солнечная система)
– Отгадай загадку и она подскажет вам, какое небесное тело в центре нашей
солнечной системы:

«Большой подсолнух в небе,
Цветет он много лет.
Цветет зимой и летом,
А семечек все нет». (Солнце)

– Что за небесное тело – Солнце? (Звезда)
– Заполните схему «Солнечная система», представленную на доске.
Сделайте вывод: В состав солнечной системы входит Солнце, планеты, естественные спутники, метеориты, кометы.

– Назовите планету, отгадав загадку:

«Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что она – большущий шар» (Земля)

– Назовите планеты солнечной системы? Какие близко планеты расположены к
– Солнцу и планеты – соседи Земли? (9 планет, 10-я – открыта американскими учеными)
– Как называется путь, по которым вращаются планеты? (Орбиты)
– О каком небесном теле говорит загадка:
Над клубком челнок летает,
На клубок витки мотает».
(Спутник – Луна. Земля)
Вывод: Итак вокруг планет вращаются естественные спутники. У Земли – Луна.

– Докажите, что Солнце – раскаленное небесное тело – звезда. Излучает свет и тепло. Оно освещает и обогревает.

Назовите tоС Солнца? (На поверхности – 6 000оС , центральная часть Солнца – 15000000 оС )

Вывод: Это газообразное раскаленное небесное тело.

– Как далеко удалено Солнце от Земли? (15000 000 км.)
– Как это далеко? Приведите параметры:
Ракета, скорость которой – 300000 км/час долетит до Солнца за 7 месяцев.
Самолету потребуется – 20 лет, скорость – 1000 км/час.
Пешеход достигнет Солнца через 10000 лет.

– Что будет на Земле, если погаснет Солнце? (Рассказ учащихся)

Учитель:

Солнце, Солнце! Ты свети
Ярким светом до Земли.
По лугам и по лесам,
По дорожке, по полям!
С солнышком нам радостно живется. (С. Викулов)

– О чем говорит загадка? Кто в году 4 раза переодевается? (Земля)
– Чем планеты отличаются от звезд? (Отражают свет, поглощают тепло.)
– Докажите, что Земля шарообразное тело – геоид?
– Назовите модель Земли?
– Какие движения делает Земля? (Вокруг своей оси.) Покажите на глобусе.
– Что происходит за это время на Земле? (Смена дня и ночи, 24 часа.)
– На приборе – Теллурий показать движение Земли вокруг Солнца?
– За какое время? (365 суток 6 часов 9 минут.)
– Что такое високосный год? Подсчитайте, через сколько лет бывает високосный год.
– Что происходит на Земле за год? (Смена времен года)
– От чего это зависит? (От наклона оси Земли)
– Что такое ось? (Воображаемая линия)

Правильно поется в песне: «Трутся об ось медведи, вертится Земля».

– Как называется точка, где выходит ось Земли? (Полюс)
– Покажите на карте и глобусе полюсы, и как они называются?
– Как называется окружность, одинаково удаленная от полюсов? Показать на карте и глобусе.
– Какое время сейчас в северном полушарии и южном?
– Солнце имеет атмосферу: в центре – фотосфера, за ней – хромосфера и солнечная корона.
– А какое внутреннее строение – Земля? (Рисунок 2)
– Мантия и земная кора образуют – литосферу. Используя учебник, дайте ответ строения Земной коры. (Рисунок 3)
– Как изображаются осадочные горные породы, гранит и базальт? (Рисунок 4)
– Покажите материки и океаны на глобусе и карте?
– Какие оболочки окружают нашу планету – Земля? (Литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера)

II. Подведение итогов. Самостоятельная работа
За какое время Земля делает полный оборот вокруг своей оси?
Чем объясняется смена времен года?
Что входит в состав солнечной системы?
Форма Земли
Луна – это
Источник света и тепла
Сутки равны
Раскаленное небесное тело

III. Задание на дом:

– Напишите стихотворение, сказку или рассказ о нашей красавице-планете Земля сверстникам других планет.
15