Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященная Всемирному дню борьбы со СПИДом
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11 г. Тавда
Методическая разработка
внеклассного мероприятия по биологии,
посвященная Всемирному дню борьбы со СПИДом,
«СПИД. Информирован, значит защищен»
Автор:
Асинцева Валентина Сергеевна,
учитель биологии
Тавда, 2015
Методические компоненты мероприятия
Тема: «СПИД. Информирован, значит защищен»
Цель: сформировать представление о СПИДе как реальной угрозе жизни человека, познакомить с основными мерами профилактики СПИДа.
Задачи:
1. Выяснить первоначальный уровень информированности подростков о проблеме.
2. Сообщить достоверную информацию о ВИЧ/СПИДе, продемонстрировать механизм распространения ВИЧ.
3. Помочь осознать подросткам об уязвимости любого человека в отношении ВИЧ-инфекции.
4. Закрепить полученные знания в практических навыках.
Категория участников: 8 – 11 классы
Формы проведения мероприятия: агитбригада, лекция, творческая игра
Место проведения: кабинет биологии МАОУ средняя общеобразовательная школа № 11»
Продолжительность мероприятия: 60 минут
Планируемые результаты:
Предметные:
Учащиеся должны знать: строение вируса, сущность процесса размножения внутри клетки живых организмов, определение ключевых понятий.
Учащиеся должны уметь: пользоваться терминологией, объяснять причины заболевания СПИДОМ, использовать приобретённые знания для соблюдения мер профилактики вирусных заболеваний.
Метапредметные:
Регулятивные: умение определять цели мероприятия и ставить задачи; умение соотносить то, что уже известно и освоено с тем, что ещё неизвестно; развитие навыков самооценки.
Познавательные: общеучебные - умение осуществлять смысловое чтение; умение отделять главное от второстепенного; умение работать с различными источниками информации; логические - поиск и выделение необходимой информации; установление причинно-следственных связей; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные: умение слушать учителя, строить эффективное взаимодействие со сверстниками при выполнении заданий, умение находить общее решение.
Личностные: формирование познавательных интересов, осознание ценности здоровья и безопасного образа жизни, формирование личностного отношения к изучению материала.
Межпредметные связи: биология, информатика, валеология.
Оборудование:
Мультимедийная презентация;
Ноутбук с колонками;
Интерактивная доска;
Тематические буклеты;
Лепестки и сердцевинки для ромашки;
Рисунки эмбрионов.
Оформление класса: плакаты, рисунки учащихся, высказывания известных людей.
Ход мероприятия
Под минусовку песни «Красивая жизнь»
группы «Бандерос» выходит агитбригада
1-участник: Мы – молоды!
2-участник: Мы – сильны!
3-участник: Мы – решительны!
4-участник: Мы – красивы!
5-участник: Мы – умны!
Вместе: Это наш мир!
1-участник: Да! Мы решительны и умны, но наш мир захватили наркотики.
На фоне музыки Эннио Мориконе из кинофильма «Профессионал»
2-участник:
Слышишь времени клич?
В наши души стучась,
Входит, вползает ВИЧ
Как отрезвленья час.
3-участник:
Если и вас не будить,
Тех, кто сегодня спит,
Разве остановить
Этот зловещий СПИД.
4-участник:
Чтоб чумою двадцать первого века
Не грозила природа стране,
Помоги, человек, человеку,
Чтоб стать человеком вдвойне.
1-ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Как вы думаете, о чем сегодня на нашем мероприятии мы с вами будем говорить?
Учащиеся (отвечают): О СПИДе.
2-ведущий: Проблема СПИДа уже вышла за рамки стран и континентов и стала угрозой всему человечеству. Ведь СПИД не признает ограничений по расовому или половому признакам, возрасту или социальному положению.
1-ведущий: От него не спрячешься ни за высоким забором, ни за колючей проволокой.
2-ведущий: СПИД выбирает в обществе наиболее уязвимые места, такие, как бедность, невежество, неправедность человеческого существования.
1-ведущий: Масштабы эпидемии, цена утрат, человеческих страданий и социального влияния на общество соизмеримы с атомной катастрофой.
Лекция учителя биологии, сопровождаемая показом презентации
Учитель: В 1988 году Генеральная ассамблея ООН объявила, что распространение СПИДа приняло масштабы глобальной эпидемии. Чтобы привлечь внимание людей всего мира к этой проблеме, резолюцией ООН 43/15 1 декабря официально объявлено Всемирным днем борьбы со СПИДом.
Проблема распространения ВИЧ-инфекции является актуальной для мирного сообщества на протяжении 28 лет. Несмотря на предпринимаемые усилия, переломить ход развития эпидемии пока не удалось.
Основная цель Всемирной кампании борьбы со СПИДом – обеспечить всеобщий доступ нуждающихся к лечению, уходу, поддержке и профилактике ВИЧ-инфекции.
В апреле 1991 года, чтобы привлечь внимание общественности к проблеме СПИДа, художник Франк Мур создал красную ленточку. Красная ленточка становится символом надежды, объединившим голоса людей в борьбе со СПИДом. Что такое красная ленточка? Простая вещь – петелька из отрезка ленты красного цвета, длиной 15 сантиметров. Ее носят, приколов к одежде булавкой к одежде. Но красная ленточка на вашей одежде – это не обычное украшение, это символ.
1-учащийся (из зала): Красная ленточка – это символ осознания людьми важности проблемы СПИДа, принятый во всем мире. Чем больше людей наденут красную ленточку, тем слышнее будет голос тех, кто требует внимания к проблеме СПИДа и к проблемам миллионов людей, затронутых этой эпидемией.
2-учащийся: Красная ленточка – это символ памяти о сотнях тысяч людей, унесенных этой жестокой болезнью.
3-учащийся: Красная ленточка – это символ солидарности с теми, кого эпидемия СПИДа затронула лично: с людьми, живущими с ВИЧ-инфекцией и СПИДом, с их близкими, родными и друзьями.
4-учащийся: Красная ленточка – это символ надежды, что вскоре будет найдено лекарство, излечивающее от СПИДа, и вакцина, предохраняющая от заражения.
5-учащийся: Красная ленточка – это символ протеста против истерии и невежества, против дискриминации и общественной изоляции людей, живущих с ВИЧ/СПИДом.
6-учащийся: Надеть красную ленточку – это самый первый шаг. Следующий шаг – это конкретные действия.
Учитель (продолжает лекцию): ВИЧ – это:
ВИРУС – это микроорганизм, который характеризуется тем, что не может воспроизводить себя самостоятельно, он делает это, используя механизмы человеческой клетки.
Иммунодефицит – это нарушение нормальной работы иммунной системы организма, приводящее к недостаточности иммунитета.
СПИД – это:
Синдром (комплекс различных симптомов болезни) – на этой стадии у человека возникает множество различных симптомов и оппортунистических заболеваний.
Приобретенный – возникает вследствие заражения, а не передается по наследству.
Иммунный – поражает иммунную систему организма, которая борется с болезнями.
Дефицит – иммунная система перестает работать должным образом и защищать человека от болезней.
СПИД вызывается вирусом, который называется ВИЧ (вирус иммунодефицита человека). Он поражает живые клетки крови лейкоциты и развивается в них. ВИЧ является РНК- содержащим вирусом.
ВИЧ поражает клетки Т4 – первую линию обороны («включатели иммунитета»).
В состав иммунной системы также входят клетки Т8, которые «выключают» иммунную систему после гибели инфекции. У здорового человека соотношение этих клеток Т4 : Т8 = 2 : 1, у больных наблюдается обратная ситуация. Т.е. у больного так мало Т4 клеток, что они не могут запустить иммунную реакцию.
Пути передачи ВИЧ – инфекции:
через кровь:
- совместное или повторное использование шприцев, игл и другого инъекционного оборудования;
- нестерильного инструментария для татуировок и пирсинга;
- чужих бритвенных принадлежностей с остатками крови;
через незащищенный половой контакт;
от матери к ребенку - передача вируса от ВИЧ - позитивной матери ребенку во время беременности, родов и при кормлении грудью.
Основные симптомы заражения ВИЧ:
Навязчивый сухой кашель.
Длительная, более трех месяцев, лихорадка (повышение температуры) непонятного происхождения.
Увеличение лимфоузлов (кроме паховых).
Резкое снижение веса.
Длительная диарея.
Частые головные боли, слабость, снижение памяти и работоспособности.
Воспаление слизистой оболочки полости рта, беловатый налет, язвы.
Необъяснимое снижение зрения и слепота.
Потливость ночью.
5-участник:
СПИД – это ужас нашего века.
СПИД – это страх, это смерть человека.
СПИД – это плата за слабость и трусость.
СПИД – это муки, немая тоска.
Терпишь – потом гробовая тоска.
Трудно живется в этом нам веке,
Много заразы живет в человеке.
Много синдромов, болезней других,
СПИД – это самый опасный из них.
1-участник:
Ныне знают, как он заражает,
Но не могут усмирить его.
Каждый год десятки тысяч жизней –
Собирает СПИД свой урожай.
Им болеют те, кто пренебрегает
Нормой жизни, обожает рай.
Звучит песня в исполнении певицы Земфиры «А у тебя СПИД»
Учитель: Мы слушаем песню и воспринимаем ее как шлягер, мы не вдумываемся в смысл слов, в то, что беда под названием СПИД рядом с нами. С каждым годом все больше и больше становится ВИЧ-инфицированных, в том числе школьников и даже еще не родившихся младенцев.
Сценка «Эмбрионы»
1-участник: Привет, ты кто?
2-участник: Я, наверное, мальчик. А ты кто?
1-участник: А я, может быть, мальчик, а может, и девочка.
2-участник: А тебе сколько?
1-участник: Мне уже скоро 9 месяцев. А тебе? Ты, наверное, старше?
2-участник: Нет, мне ещё только 8 месяцев. Подожди, я сейчас покушаю.
1-участник: А я редко кушаю, да и не хочу: всё горько и не вкусно.
2-участник: Вот поэтому ты такой маленький. А почему моё тельце розовое, а твое – синее?
1-участник: Потому что твоя мама часто гуляла в саду, отдыхала, а моя – много курит, пьёт водку и употребляет наркотики.
2-участник: А папа у тебя есть? Мне вот очень нравится, когда мой папа гладит маму по животику и разговаривает со мной.
1-участник: А мой папа со мной не разговаривает. Нам с мамой часто достается даже от его дружков.
2-участник: А я уже хочу к своим родителям: мы часто с мамой играем, я ей пяточку вытяну, а она меня гладит, гладит…
1-участник: А у меня нет пяточки и разговаривать мне трудно, потому что нет и язычка. Хорошо, что хоть можно мысленно разговаривать.
2-участник: А как же ты будешь жить?
1-участник: Я не знаю. У меня уже останавливалось сердечко, когда мама укололась. Спасли её вовремя, а я чудом остался жить.
2-участник: А чем это она укололась? Она у тебя швея?
1-участник: Нет, моя мама наркоманка, и папа тоже.
2-участник: Это что, профессия такая?
1-участник: Нет, это болезнь. Знаешь, я устал, давай поспим.
2-участник: Нет, давай погуляем или покувыркаемся.
1-участник: А я не могу и не умею. Ой, похоже, моя мама опять гадость покушала.
2-участник: Моя мама пьет только соки и ест только полезную пищу. Особенно я люблю фрукты.
1-участник: А я не знаю, что это. Мне нравится хлебушек, особенно если он свежий, но это редко бывает.
2-участник: Интересно, как там на улице? Мама говорит: «Небо голубое, солнышко яркое, красивые цветы кругом и зеленые деревья».
1-участник: Всё это вранье. Моя мама говорит, что кругом одна дрянь и шпана. Черти её по ночам гоняют, небо в клеточку, цветы только на могилах. Ой, что-то мне опять плохо, шум в голове.
2-участник: Ты скажи маме, пусть идет к врачу. Эй, ты чего молчишь? Эй… ты где?.. (Приложение 1)
Учащиеся совместно с педагогом обсуждают сценку и делают соответствующие выводы
1-ведущий: Цените жизнь! И не говорите: «Меня это не касается. Мне это не грозит». В группе - риска каждый из нас.
Учитель: Всемирная Кампания против ВИЧ/СПИДа в 2005 году сделала своим девизом слова: «Остановить СПИД! Выполнить обещание» до 2010 года. Сейчас 2015 год: ВИЧ – инфекция не остановлена, более того она распространяется по всему миру с огромной скоростью и напором. Давайте мы с вами подумаем, что должно сделать общество, чтобы остановить СПИД и выполнить обещание.
Командам распределяются роли: 8-9 класс – «учащиеся», 10 класс – «родители», 11 класс – «мэрия (власть)». Задание: с помощью метода «мозгового штурма» и проектного метода разработать план действий по предотвращению распространения ВИЧ среди молодёжи от имени той социальной группы, которую они представляют (15 мин). Оформить проект на листах ватмана и подготовиться к презентации своего проекта. Защита проектов – по 3-4 мин для каждой команды.
2-ведущий: Любите жизнь! Не подвергайте себя малодушию и невежеству. Помните, что один неправильный шаг может стоить и вашей жизни, и жизни сотен других людей.
Учитель: Перед тем, как подвести итоги нашего мероприятия, ребята, мы бы хотели провести с вами творческую игру «Что я знаю?». Сейчас каждому классу раздадут лепестки ромашки, на которых написаны ситуации заражения ВИЧ-инфекцией. Вам нужно найти подходящую для вашего лепестка сердцевинку. (Приложение 2)
Во время игры звучит песня группы «Рождество»
«Ты знаешь, как хочется жить»
Надписи на сердцевинках:
Высокий риск
Низкий риск
Нет риска
Не знаю
Надписи на лепестках:
Дружеский поцелуй
Драка с ВИЧ-инфицированнымТатуировка
Купание в речке, озере, море
Кашель
Посещение общей бани
Укус бездомного животного
Прокалывание ушей
Посещение парикмахерской
Посещение бассейна
Укусу комаров
Письменные принадлежности
Общественный транспорт
Чихание
Переливание крови
Слезы
Употребление наркотиков
Домашние животные
Пользование общим бритвенным станком
От матери ребенку
Случайные половые связи
Рукопожатие
Общее полотенце
Использование общей расчески
Обмен шприцами и иглами для введения наркотиков
Слюна
Доноры крови
Подводятся итоги творческой игры
1-участник: Будьте здоровы! Берегите себя и своих близких!
2-ведущий: Спасибо за активное участие всем участникам мероприятия! Уважаемые педагоги и ребята, перед тем как вы покинете кабинет, мы предлагаем вам выразить свое мнение по данному мероприятию. На доске прикреплено дерево Здоровья, если вам понравилось мероприятие – вы прикрепляете на него зеленые листочки, если нет – красные. (Приложение 3)
После мероприятия участники агитбригады
раздают тематические буклеты
(Приложение 4)
-646430239395Приложение 1. Эмбрионы
-561355176058
Приложение 2. Творческая игра «Что я знаю?»
Надписи на сердцевинках:
Высокий риск
Низкий риск
Нет риска
Не знаю
Надписи на лепестках:
Дружеский поцелуй
Драка с ВИЧ-инфицированнымТатуировка
Купание в речке, озере, море
Кашель
Посещение общей бани
Укус бездомного животного
Прокалывание ушей
Посещение парикмахерской
Посещение бассейна
Укусу комаров
Письменные принадлежности
Общественный транспорт
Чихание
Переливание крови
Слезы
Употребление наркотиков
Домашние животные
Пользование общим бритвенным станком
От матери ребенку
Случайные половые связи
Рукопожатие
Общее полотенце
Использование общей расчески
Обмен шприцами и иглами для введения наркотиков
Слюна
Доноры крови
14414597155Приложение 3. Дерево Здоровья
6598285205105
57056232422
Приложение 4. Буклет «Вопросы и ответы о ВИЧ / СПИДе-465662-4504
-465662125420