Презентация по литературе Литературные направления


Литературные направления Художественный метод=литературное направление=литературное течение Литературное направление: Совокупность особенностей литературного творчества, повторяющаяся в каком – либо периоде исторического развития литературы;Принципы , которыми руководствуется писатель, обобщая в художественных образах явления жизни Классицизм :17 – начало 19 века Теория рационализма – философская основа классицизмаКульт разума в искусствеГармония содержания и формыЦель искусства- нравственное воздействие на воспитание благородных чувствЧеткая разделенность на положительное и отрицательное во всемПредставители литературы: Г.Р. Державин, П. Корнель, Ж.Б. Мольер, М.В. Ломоносов Леонардо да Винчи Сентиментализм: 18 -начало 19 века Изображение природы как фона человеческих переживанийВнимание к внутреннему миру человека(психологизм)Ведущая тема – тема смертиИгнорирование окружающей среды; изображение души простого человекаПредставители литературы: Л.Стерн, С. Ричардсон, Ж.-Ж.Руссо, И.В. Гёте, Н.М. Карамзин Основные черты русского сентиментализма уход от прямолинейности классицизмаподчеркнутая субъективность подхода к мирукульт чувствакульт природыкульт врожденной нравственной чистоты, не испорченностиутверждение богатого духовного мира представителей низших сословийвнимание уделяется душевному миру человека, а на первом месте стоят чувства, а не разум и великие идеи Томас Грей Жак-Анри Бернарден де Сен-Пьер Романтизм: конец 18 – 19 век «Космический пессимизм»(сомнение в целесообразности современной цивилизации)Обращение к вечным идеалам(любовь, красота), бегство романтического героя в идеальный мирЧувства человека и действительность находятся в глубоком противоречииУтверждение самоценности отдельной человеческой личностиИзображение исключительного героя в особых обстоятельствахПредставители литературы: Э.Т.А. Гофман, В.Гюго, В.А. Жуковский, М.Ю. Лермонтов Портрет А.С.ПушкинаКипренский О.А. Девятый валИ.К. Айвазовский Золотая осеньИ.И. Левитан РожьИ.И. Шишкин Реализм: 19 – 20 век Принцип историзма в основе изображения действительностиДух эпохи передан прототипами( типичный герой в типичных обстоятельствах)Герои- не только порождение определенного времени, но и общечеловеческие типыХарактеры героев даны в развитии, многоплановы и сложны, социально и психически мотивированыЖивой разговорный язык, разговорная лексикаПредставители литературы: Ч.Диккенс, О.Бальзак, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов Боярыня МорозоваВ.И. Суриков Перед венцомФ.С. Журавлев ВсадницаК.П. Брюллов Натурализм: последняя треть 19 века Стремление к внешне точному изображению действительностиТочное, бесстрастное изображение реальности и человеческого характераПредмет интереса- быт, физиологические основы человеческой психики: судьба, воля, духовный мир личностиИдея отсутствия «плохих» сюжетов, недостойных тем для худ изображенияБессюжетность некоторых произведенийПредставители литературы: Э.Золя, братья Гонкур, Н.А. Некрасов « Петербургские углы», М.Е. Салтыков Щедрин Модернизм : начало 20 века СимволизмАкмеизмФутуризмИмпрессионализмЭкспрессионализмЭкзистенционализм Символизм : 1870-1910-е годы Символ- главное средство передачи созерцаемых тайных смысловОриентация на идеалистическую философию и мистицизмИспользование ассоциативных возможностей слова(множественность значений)Обращение к классическим произведениям античности и СредневековьяИскусство- интуитивное постижение мираВнимание к ритмике стихаВнимание к аналогиям и «соответствиям» в поисках мирового единстваЦенность свободной интуиции творцаПредставители литературы: Ш. Бодлер, Д. Мережковский, З. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Блок, А. Белый Александр Блок Зинаида Гиппиус Акмеизм: 1910-е годы (1913-1914) в русской поэзии Самоценность отдельной вещи и каждого жизненного явленияПредназначение искусства- в облагораживании человеческой природыСтремление к художественному преобразованию несовершенных жизненных явленийИдеализация чувств первозданного человека( Адама)Отчетливость , определенность образов( в противовес символизму)Изображение предметного мира, земной красотыПредставители литературы: Н. Гумилев, О. Э. Мандельштам, А. Ахматова(раннее) Анна Ахматова Николай Гумилев Футуризм: 1909(Италия), 1910-1912(Россия) Утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мирОпора на новейшие научные и технологические достиженияАтмосфера литературного скандала, эпатажУстановка на обновление поэтического языка; изменение отношений между смысловыми опорами текстаСловотворчество, слово – материалПоиск новых рифм, ритмовУстановка на произносимый текст(декламация)Представители литературы: И.Северянин, В.Хлебников, В.Маяковский БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ, группа русских живописцев-авангардистов, оформившаяся в 1910–1912 на базе одноименной московской выставки 1910; на следующий год преобразовалась в общество с собственным уставом. Первоначальный его состав был достаточно пестр, объединяющим началом служили общая воля к «новому искусству» и неприязнь к консервативным традициям академизма и передвижничества (впрочем, модерн и символизм тоже вызывали у «валетов» реакцию отторжения). Программа группы уточнилась во время ее раннего раскола, когда радикально настроенные художники во главе с М.Ф.Ларионовым (которому «Бубновый валет» обязан своим эпатажным названием) отделились, устроив самостоятельную выставку «Ослиный хвост» (1912). Более умеренные авангардисты составили прочное ядро объединения ОСЛИНЫЙ ХВОСТ, группа русских художников-авангардистов, связанная с одноименной выставкой, устроенной 1912 в Москве. Ведет свое эпатажное название от скандала в парижском Салоне независимых (где группа мистификаторов выставила в 1910 абстрактную картину, на деле «написанную» ослом при помощи хвоста). На выставке группы были показаны произведения крупнейших мастеров русского футуризма :Ларионова, Гончаровой ,Татлина , М.Шагала); О.В.Розанова. В стилистике доминировали нарочитый примитив, мощная цветоформальная экспрессия, мотивы сельской архаики или грубоватого городского фольклора. Импрессионизм : последняя треть 19 века – начало 20 Стремление передать первое впечатление во всей первозданностиФрагментарность композицииАссоциативность образных связейВнимание не столько к типичному, сколько к особенному, единичному в окружающем миреИзображение чувств, эмоций, ощущений; внутренних пережеваний личностиПредставители литературы: Ги де Мопассан, П. Верлен, М. Пруст Общество в БерневалеРенуар Золотые рыбки А. Матисс Впечатление. Восход солнцаК. Моне Февральская лазурьИ.Э.Грабарь 4 симфония БетховенаК. Малевич Экспрессионизм : 1910-1920гг(Германия) Сочетание критического пафоса с ужасом перед неприглядной картиной бытияГлавные темы: гибель человека в мире, утрата человечности в человекеТяготение к абстрактностиИспользование приема фантастического гротескаПредставители литературы: Л.Андреев, Ф.Сологуб, А. Белый Апофеоз войныВ.В. Верещагин КанибализмС. Дали ЖирафС. Дали Экзистенциализм: середина 20 века( Франция, во время и после Второй мировой войны) Ощущение крушения всех духовный ценностейСтремление преодолеть ощущение трагизма человеческого существованияИдея одиночества человека среди враждебного бытия в привычном миреПредставители литературы: Ж.П. Сартр А.Камю, С.де Бовуар